Письмо Деду Морозу (6класс, русский язык и раз. речи)
Оценка 4.9

Письмо Деду Морозу (6класс, русский язык и раз. речи)

Оценка 4.9
Разработки уроков
doc
русский язык
6 кл
06.01.2017
Письмо Деду Морозу (6класс, русский язык и раз. речи)
Публикация является частью публикации:
Урок Письмо Деду Морозу.doc

 

Конспект урока

«Письмо Деду Морозу»

Составитель Райш О.М., учитель Уртамской школы - интерната

Конспект урока по русскому языку в 6 классе.

Тема:  Письмо Деду Морозу.

Цели:

1. Образовательные: закрепить представление о письме как о виде речевой деятельности; познакомить учащихся с речевыми фразами выражения в письме;

2.Развивающие: способствовать формированию навыка написания личного письма, анализа писем по алгоритму, различия видов письма; развивать орфографические и пунктуационные навыки

3. Воспитывающие: способствовать формированию уважительного и благодарного отношения к друзьям и окружающим нас людям.

Тип урока: русский язык и развитие речи

Оборудование: ноутбук, мультимедийное оборудование, презентация к уроку.. выставка книг, содержащих переписку знаменитых людей; различные виды писем; раздаточный материал (тексты писем для работы в группах).

Оформление доски:

благодарность, здравствуйте, до свидания, адресат, адресант;

Ход урока

1.Приветствие учителя. Чтение учителем стихотворения «Здравствуйте»:

Фронтальная беседа: Слайд

 

 

-Ребята, какое слово часто звучало в этом стихотворении? ( здравствуйте, слово приветствие)

- Какие чувства оно вызывает в человеке? (Поднимает настроение, становится радостнее, светлее на душе.)

- Что означает слово «здравствуйте». Какова история возникновения этого слова? .

« Здравствуйте» – приветствие при встрече (здравствуйте – здравие – здоровье).

- И я желаю вам и нашим гостям крепкого здоровья .

- А в письменной речи, где можно встретить это слово «здравствуйте»? в письме

-Итак, сегодня наш разговор о письмах и не только.

- А что такое письмо? Однозначное или многозначное это слово?

- Давайте сверим свои предположения в Толковом словаре С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой и определим значение слова .(2 ученика зачитывают из словарей)

Слайд

Письмо -1.Написанный текст, посылаемый для сообщения чего-нибудь, кому-нибудь. (Заказное письмо)

               2. Виды писем

Викторина.

  1. Лицо, получающее почтовое или телеграфное отправление (письмо) - получатель (адресат - слово на доске)
  2. Лицо, посылающее почтовое или телеграфное отправление, отправитель – адресант.
  3. Цифровое условное обозначение населенного пункта.- индекс

4.Человек, разносящий письма, посылки, телеграммы – почтальон.

5. Знак оплаты почтовых и некоторых других сборов - марка

6. Бумажный пакет, сохраняющий тайну послания. - конверт

7.Надпись на почтовом отправлении, содержащая данные о местонахождении получателя и отправителя - адрес

2.Коррекция имеющихся знаний по теме «Письмо».

- Для чего нужны письма? Зачем их люди пишут друг другу? (В них сообщают о каких-то событиях, новостях, делятся впечатлениями, обращаются с просьбами , благодарят кого-то…)

Итак, значит Письмо – это

- Средство общения.

- Как сейчас осуществляется доставка писем?

-Ребята, вам по электронной почте пришло письмо. Интересно, от кого оно ? Если вы не возражаете, то я вам его прочту

Создание проблемной ситуации по определению темы урока. Постарайтесь определить адресанта этого письма.

Дорогой милый друг!

Вот уже много лет подряд я получаю от тебя письма. Мне было бы приятно узнать о тебе больше, чем ты любишь заниматься, кто твои друзья. Этот год для меня стал особенным.  Дело это очень ответственное. Верю, что и в этом году у тебя есть мечты, о которых ты напишешь мне обязательно. До скорой встречи!

- Кто вам его мог написать? (Дед Мороз)

-Что вы почувствовали, получив это письмо? (Удивление, желание написать письмо)
3.Работа по теме урока. Работа в группах.

Чтобы написать правильно письмо,  необходимо вспомнить структуру написания письма . Составные компоненты письма записаны на сладе, установите их последовательность с помощью цифр.

Слад,

  1. Заключение
  2. Основная часть
  3. Вступление
  4. Обращение или приветствие
  5. Подпись, дата

-Проверим: 4,3,2,1,5 ( взаимопроверка)

4.Работа с речевыми фразами

-Ребята, а как вы думаете: слова благодарности уместны в письме? А в письме Деду Морозу? А какие слова благодарности знаете вы, ребята? Мало. К сожалению, иногда мы просто не уделяем этому должного внимания, забываем сказать спасибо, благодарю. А ведь так важно быть чутким и внимательным к людям, которые оказывают нам внимание и поддержку

Исследователь русского речевого этикета Н.И. Формановская предлагает такие выражения, с помощью которых человек может поблагодарить .

  • Я вам многим обязана
  • У меня нет слов, чтобы отблагодарить вас…
  • Как я вам благодарен!
  • Моя благодарность не знает границ.
  • Я хочу поблагодарить вас.
  • Вы очень любезны.
  • Я тронута вашим вниманием.
  • Это очень мило с вашей стороны.
  • Вы меня так выручили!

Смотрите, какое богатство! Им мы будем овладевать постепенно.

5.Работа в группах

Учитель: Письма бывают разные… С помощью писем люди общаются на расстоянии, сообщают новости из своей жизни, поддерживают друг друга в трудные минуты и разделяют радость.

Чаще всего мы пишем письма близким, знакомым, родным, чтобы поделиться своими мыслями, чувствами, переживаниями.

Нам важно знать, как живет наш собеседник, интересно знать его мнение о том, что нас волнует. В письмах мы советуем, утешаем, убеждаем, спорим, рассказываем о своих делах.

К письмам часто прикладывают рисунки и даже поделки.

Но помните: в переписке существует определенный речевой этикет, знание которого необходимо составителям писем.

Слова-подсказки:

1.Письмо-просьба:

У меня к Вам(к тебе) большая просьба…

Очень прошу Вас (тебя)…

С приветом…

Заранее благодарен…

2.Письмо- поздравление

:Разрешите поздравить… от всей души…

Позвольте пожелать… от всего сердца…

Дорогая…

Уважаемая…

3.Письмо-благодарность:

Сердечно…

От всей души…

От всего сердца… благодарю Вас (тебя) за то, что…

Я очень благодарен…

Большое спасибо…

4.Письмо-рассказ:

Дорогой…

Хочу рассказать тебе о…

Напиши нам о…

С нетерпением ждём ответа…

 

1. Прежде всего это касается форм обращения и концовки письма. Письмо начинается с обращения. Например: Здравствуй, дорогая бабушка. Или: Добрый день, уважаемый Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин.

Заканчивается письмо словами прощания. Например: До свидания. И подписью его автора, которой могут предшествовать слова С уважением.

6..Прослушайте несколько образцов писем. Выразительное чтение писем учащимися. (Письма учащиеся подбирали вместе с родителями дома). Слайд

Письмо : Письмо Н.А. Островского к своей матери (учебник).

Милая мама!

Все твои письма мне прочли. Очень рад, что доставил тебе хоть малую радость. Я хочу с тобой серьезно поговорить. Я прошу тебя, моя родная, очень прошу и даже требую, чтобы ты не несла никакой тяжелой работы. Выполни мой наказ, мамочка! Самое главное – береги себя.

Милая мама, как ты думаешь, не лучше ли тебе поехать в санаторий? Подумай и сейчас же напиши. Все будет сделано так, как хочешь ты.

Крепко обнимаю тебя, моя славная труженица”.

Письмо : Отрывок из письма героя рассказа О.Ф. Берггольц “Лучший друг”.

Дорогой Павлик!

Ты спрашиваешь, видел ли я северное сияние. Ну, конечно видел. Оно у нас так часто бывает, что мы уже совсем привыкли к нему. Оно бывает разноцветными столбами или разноцветной лентой, или точно занавес опускается с неба, свивается и дрожит, а я больше всего люблю, когда просто полнеба сияет золотисто-желтым светом, - кажется, точно открыты ворота в какую-то прекрасную страну…

Пока до свиданья, Павлик. Пиши мне побольше”.

Слайд

Письмо.

« Здравствуйте, дорогой Дедушка Мороз!!! Меня зовут …, мне 13 лет. Живу я в г.Никольское. Я учусь в одном классе с замечательными ребятами. Каждый Новый год мы вместе с учителями устраиваем веселые праздники с подарками и конкурсами. Я очень люблю новый год!!! На новый год мы с моей мамой наряжаем елку. Еще мне нравится путешествовать! Прошлый Новый год мы с моей мамой праздновали в Финляндии, в г.Хельсинки. Новый год там отмечают как и у нас, всей семьей, сначала дома, а затем на городской площади в центре Хельсинки. Туда идут ближе к полуночи. На площади выступает хор, а потом небо освещается разноцветным праздничным фейерверком. А финские дети пишут письма с поздравлениями и пожеланиями Йоулупукки, финскому Дедушке Морозу. Я бы хотела побывать в Великом Устюге! Я бы хотела поздравить Вас, Дедушка Мороз, с наступающем Новым годом и пожелать вам счастья, здоровья, удачи. Продолжайте дарить всем радость!!! Я бы хотела попросить счастья, здоровья для моих родных и близких и для себя. А еще я бы хотела попросить в подарок мобильный телефон. Большое спасибо!!! Желаю вам всего самого наилучшего и исполнения желаний! Веселого Нового года!»

 

Учитель: Ребята, постарайтесь обнаружить в данных текстах признаки письма, слова благодарности, обороты речи, характерные письмам.

7.Рефлексия.

Я вижу, что урок вам понравился. Я очень рада. Спасибо за сотрудничество.

8.Заключение. Домашнее задание. Дома я предлагаю вам написать собственное письмо зимнему волшебнику. Учитывайте уже написанное для вас письмо.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Конспект урока «Письмо Деду

Конспект урока «Письмо Деду

Здравствуйте» – приветствие при встрече (здравствуйте – здравие – здоровье)

Здравствуйте» – приветствие при встрече (здравствуйте – здравие – здоровье)

Создание проблемной ситуации по определению темы урока

Создание проблемной ситуации по определению темы урока

Я тронута вашим вниманием

Я тронута вашим вниманием

Письмо-рассказ: Дорогой… Хочу рассказать тебе о…

Письмо-рассказ: Дорогой… Хочу рассказать тебе о…

Еще мне нравится путешествовать!

Еще мне нравится путешествовать!
Скачать файл