Питание школьника в ДОЛ

  • ppt
  • 22.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Питание школьников.ppt

Актуальные проблемы здоровья и питания школьников Главный специалист-эксперт ТО Управления Роспотребнадзора по ЛО в Кингисеппском, Волосовском и Сланцевском районах Зайцева И.Ю.

Питание является одним из важнейших факторов, определяющих здоровье населения. Правильное питание обеспечивает нормальный рост и развитие детей, способствует профилактике заболеваний, продлению жизни людей, повышению работоспособности и создает условия для адекватной адаптации к окружающей среде.

В основе незаменимости пищевого фактора для человека лежат следующие обстоятельства:

1. Пища, и только она, является единственным усвояемым источником энергии, необходимой человеку для поддержания структурной целостности органов и тканей; обеспечения постоянного функционирования жизненно важных внутренних органов (головного мозга, сердца, почек, печени, и др.); выполнения различных форм физической и умственной работы, в том числе различных процессов обучения детей всех возрастов; обеспечения процессов роста и развития детей.

2. Пища является также единственным источником пластического материала, необходимого для построения, созревания и функционирования всех без исключения органов и систем детского организма. Поступающие в организм пищевые вещества включаются в процессы метаболизма, лежащие в основе жизни. При этом количественные отклонения в уровне веществ, поступающих с пищей, или нарушение их сбалансированности между собой неизбежно ведет к нарушению метаболических процессов на уровне органов, тканей, клеток и субклеточных структур, с последующим развитием в начале предболезни, а затем болезни.

3. Пища является поставщиком широкого круга экзогенных регуляторов метаболизма, в качестве которых выступают прежде всего витамины, некоторые минеральные соли, микроэлементы, а также некоторые аминокислоты, жирные кислоты и сахара. Эти пищевые вещества участвуют в построении ферментов, клеточных и субклеточных мембран, рецепторов и биологически активных соединений.

Основные физиологические функции питания для детей и подростков

1. Питание должно обеспечивать детей и подростков необходимой им энергией и всей суммой заменимых и незаменимых пищевых веществ, в соответствии их возрастными физиологическими потребностями, состоянием здоровья, физического развития и другими индивидуальными особенностями, в т.ч. переносимостью тех или иных продуктов.

Алиментарный фактор является необходимым условием поддержания физического и психического здоровья детей и подростков.
Пища служит одним из важнейших протекторных факторов в отношении инфекций и других неблагоприятных внешних агентов: так как необходима для формирования и адекватного функционирования всех защитных систем организма (кожи, слизистых оболочек, в т.ч. пищеварительного тракта, иммунной системы, антиоксидантной системы, ферментных систем детоксикации чужеродных веществ др.);

пища является неспецифическим антидотом в отношении многих контаминантов (пример: связывание и выведение из организма тяжелых металлов и радионуклеидов пищевыми волокнами) и оказывает неспецифическое канцеропротекторное и радиопротекторное действие.

«Нутрициология детства является, прежде всего, нутрициологией развития. Субоптимальное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, кальцием и т. д. может быть достаточным основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно – двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижение физической работоспособности и сроков предстоящей жизни в связи с заболеваниями уже во взрослом периоде» И.М. Воронцов

В основе современных представлений о здоровом питании лежит концепция оптимального питания, предусматривающая необходимость и обязательность полного обеспечения потребностей организма не только в энергии, эссенциальных макро - и микронутриентах, но и в целом ряде минорных биологически активных компонентов пищи

Оптимальное питание

это правильно организованное и соответствующее физиологическим ритмам снабжение организма хорошо приготовленной, питательной и вкусной пищей, содержащей адекватные количества незаменимых пищевых веществ, необходимых для его развития и функционирования.
должно обеспечивать сбалансированность поступления энергии в организм в соответствии с его энерготратами, равновесие поступления и расходования основных пищевых веществ в связи с дополнительными потребностями организма, связанных с его ростом и развитием.
должно способствовать сохранению здоровья, хорошему самочувствию, максимальной продолжительности жизни, преодолению трудных для организма ситуаций, связанных с воздействием стрессовых факторов, инфекций и экстремальных условий.

Москва - 1997

Парламентские слушания 4 апреля 1997 года
Комитет ГД по охране здоровья населения
Комитет ГД по аграрной политике
Рассмотрение проекта ФЗ РФ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»

Эффективность
научного обеспечения и научного сопровождения реализации законодательных инициатив в сфере охраны здоровья населения России

Постановление Правительства Российской Федерации от 8 августа 1998 года №917
«О Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года»

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2003 года №1891-р
Об утверждении плана реализации второго этапа « Концепции государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года»

Концепция государственной политики в области здорового питания населения РФ №917 от 10.08.1998г

Создание экономической, законодательной и материальной базы, обеспечивающей как производство, так и высокое качество, безопасность, так и доступность пищевых продуктов для всех слоев населения
Устранение микронутриентной недостаточности питания
Пропаганда принципов рационального, здорового питания
Постоянный контроль за состоянием питания всех слоев населения, и прежде всего, детского

Федеральные и региональные программы

Региональные программы реализуются более чем 60 субъектах федерации

МЕДИЦИНСКИЕ ПРИОРИТЕТЫ В ОБЛАСТИ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ. ПРИОРИТЕТЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ

БЕЛОК

МИКРО-
НУТРИЕНТЫ

ДЕТСКОЕ
ПИТАНИЕ

БЕЗОПАСНОСТЬ
ПИЩИ

ОБРАЗОВАНИЕ

Создание
индустрии
производ-ства
белка из нетра-
диционных
источников и
технологий его
использова-ния
в пищевой
промышлен-
ности

Восстановле-ние
отечествен-ного
производства
витаминов-
субстанций

создание
индустрии
биологически
активных добавок
к пище и
технологий
обогащения
пищевых
продуктов

Реализация
программы грудного вскармливания.
Индустрия
специализирован-ных продуктов:
- для беременных
- для недоношенных детей
-заменителей женского молока
-продуктов прикорма
-различных категорий
больных детей
Создание индустрии
энтерального (зондового)
питания

Создание
законодательной базы.
Усиление
Производствен-ного
контроля в АПК,
включая малые
предприятия.
Создание современной
Инструменталь-ной базы и обеспечение
органов государственного
надзора.

Профессиональ-ные программы для ВУЗов
и системы
постдипломного
образования.
Разработка системы
образователь-ных программ для
общеобразова-тельных
школ и средств
массовой информации

Ликвида-ция
дефицита
полноцен-ного белка

Ликвидация
дефицита
микро-нутриентов

Оптимальное
физическое и
умственное
развитие детей

Обеспечение
безопасности
отечественных и
импортных пищевых
продуктов

Повышение уровня
знаний населения в
вопросах здорового
питания

ЗДОРОВЬЕ НАЦИИ

Факторы, формирующие здоровое питание населения


Ассортимент пищевых продуктов («прилавок»)
Экономические возможности («карман»)
Уровень образования в вопросах питания («культура»)

Динамика потребления населением Петербурга основных продуктов питания (1990, 2000–2003 гг. в расчете на душу населения в год, кг)

Продукты питания

РНП

1990

1992

1999

2001

2002

2003

Мясо и мясные продукты

81,8

91

52

41

42

49

51

Молоко и молочные продукты

433,6

451

294

200

240

288

280

Яйца, шт.

292

280

226

240

300

310

Рыба и рыбные продукты

18,5

20

13

9

13

14

15

Сахар

36,5

47

36

30

37

34

Масло растительное

9,0

9,0

7,1

9,8

13,5

14,0

13,8

Картофель

96,7

60

56

65

72

70

Овощи и бахчевые

146

77

48

51

50

Хлеб и хлебные продукты

120,4

108

107

109

105

104

97

Фрукты и ягоды

113

35

21

20

30

32

33

Итого, кг

1069,6

911

645

546

658

Динамика потребления населением Санкт-Петербурга основных продуктов питания в 1990-2003 гг. (на человека, в год, кг)

Потребление пищевых веществ и энергии населением СПб с разным уровнем доходов (СПб, 2003 г., в среднем на 1 члена домохозяйства)

Белки, г

Жиры, г

Углеводы, г

Килокалорий

1-я (с наименьшими ресурсами)

48,5

71,2

218,0

1712,4

2-я

50,3

74,8

216,6

1747,3

3-я

55,6

81,5

235,2

1904,8

4-я

58,7

87,2

257,2

2058,3

5-я

61,6

89,7

265,5

2124,1

6-я

63,9

94,5

286,9

2262,0

7-я

70,0

102,2

312,2

2458,7

8-я

71,3

104,1

299,1

2429,2

9-я

75,0

110,1

336,8

2650,1

10-я (с наибольшими ресурсами)

84,6

127,5

331,8

2826,8

Физиологическая потребность взрослого человека

80–100

80 –100

400 –500

2500 –3000

Потребление энергии (ккал/день) и доходы семей

Потребление овощей и фруктов в России и странах Европы (% калорийности рациона)

% калорийности рациона

2 - 4.2 4,3 - 4,7 4,7 - 5,4 5,5 - 6,4 6,5 - 9

Доступность овощей и фруктов в России и странах Европе, 1999г., г /день

Россия

Потребление витамина С взрослым населением Федеральных округов, 2004 год

Наиболее низкие уровни потребления витамина С наблюдаются среди взрослого населения Уральского федерального округа

Рекомендуемый уровень

Потребление флавоноидов (мкг/день) населением России

Потребление в странах ЕС 30000-50000 мкг/день

Важнейшие нарушения пищевого статуса населения России (1995-2005гг.)

Избыточное потребление животных жиров
Дефицит полиненасыщенных жирных к-т
Дефицит полноценных (животных) белков
Дефицит витаминов: С, В1, В2, фолиевой к-ты ретинола, Е, бета- каротина и др.
Дефицит минеральных веществ: Ca, Fe
Дефицит микроэлементов: J, F,Se, Zn
Дефицит пищевых волокон

Последствия нарушений структуры питания населения

Прогрессирующее увеличение числа взрослых со сниженной массой тела и детей раннего возраста со сниженными антропометрическими показателями.
Широкое распространение среди взрослого населения различных форм ожирения.
Частое выявление среди населения лиц с нарушенным иммунным статусом (различные формы иммунодефицитов, сниженная резистентность к инфекциям и другим неблагоприятным факторам окружающей среды).
Увеличение частоты алиментарно- зависимых заболеваний:
- железодефицитных анемий у взрослых и детей;
- заболевания щитовидной железы;
- заболевания опорно-двигательного аппарата

Наиболее распространенные алиментарно-зависимые заболевания

Атеросклероз
Гипертоническая болезнь
Гиперлипидемия
Ожирение
Сахарный диабет
Остеопороз
Подагра
Некоторые злокачественных новообразования

Заболеваемость населения Санкт-Петербурга по основным классам болезней в 1992-2003 гг. (на 1000 населения)

Динамика показателей рождаемости, общей и младенческой смертности, естественного прироста населения в Санкт-Петербурге и Российской Федерации 1987-2004гг

Депопуляционные процессы

В период с 2000 по 2004 год абсолютная убыль численности детского населения от 0 до 14 лет в г. Санкт – Петербурге составила
113,3 тыс. чел., что составляет 17,5%
по России – 10,7%

Физиологические особенности детей школьного возраста

Школьный возраст является тем ключевым периодом развития человеческого организма, в котором
- наблюдается интенсивный рост и увеличение массы тела;
- завершается формирование скелета и скелетной мускулатуры;
- происходит резкая нервно-гормональная перестройка, лежащая в основе полового созревания подростков;
- возникают качественные изменения в нервно-психической сфере, связанные с процессом обучения.

Доля детей, нуждающихся в консультации узких специалистов (по результатам анкетного скрининга)

Системы

Доля детей, в %

I

II

III

IV

1. Нервная

81,73

86,55

86,44

87,0

2. Сердечно-сосудистая

12,10

16,08

23,05

35,0

3. Дыхательная

60,74

56,43

54,58

60,0

4. Пищеварительная

52,10

59,36

61,70

63,33

5. Мочеполовая

3,70

4,97

5,76

20,0

6. Аллергические р-ции

33,58

35,97

34,24

30,67

ВСЕГО (абс. число)

405

342

295

300

I – дети ДОУ (6 лет), II – 1 класс, III – 5 класс, IV – 10 класс

Распределение детей и подростков по группам здоровья (%)

Уровень (на 1000) патологической пораженности, морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний декретированных контингентов детей 6-17 лет Санкт-Петербурга (2003 г.)

Уровень (на1000) морфофункциональных отклонений и хронических заболеваний детей школьного возраста по ступеням образования по данным всеобщей диспансеризации (Санкт- Петербург, 2003 г.)

Динамика хронической заболеваемости школьников Центрального района и Санкт-Петербурга

Уровень хронической заболеваемости школьников возрос с 1996 по 2003 гг. на 39,0 %

Ранговая иерархия хронических заболеваний у детей г. СПб

Ранги

Возраст детей, годы

6-10лет

11-14лет

15-17лет

I.

Болезни органов дыхания

Болезни костно – мышечной системы

II.

Болезни костно – мышечной системы

Болезни органов пищеварения

Болезни нервной системы

III.

Болезни органов пищеварения

Болезни глаза

Болезни органов пищеварения

IV.

Болезни глаза

Болезни органов дыхания

Болезни глаза

V.

Болезни мочеполовой системы

Болезни нервной системы

Болезни органов дыхания

VI.

Болезни нервной системы

Болезни мочеполовой системы

Структура хронической заболеваемости у детей 6-17 лет Санкт-Петербурга (%)

Доля детей с дефицитом и избытком массы тела (%) СПб, 2002г

Микроэлементный дисбаланс у детей и подростков Санкт-Петербурга

Дошкольники (4-6 лет)


Младшие школьники (7-10 лет)


Подростки (11-17 лет)

Cd(42%), Pb(35%), Al (27%), Ni (24%)

Ca(55%), Mg(58%), Se(40%), Zn(38%),Mn(33%),Cu(31%),Si(31%),P(24%),Co(18%)

Se(45%), Mg(30%), Ca(26%), Si(26%), P(24%), Zn(22%), Cu(22%)

Al (30%), Ni (24%), Cd(23%), Ti(22%), Pb(14%)

Se(36%), Co(24%), Si(24%), Cu(21%), Mg(20%)

Cd(59%), Ni (55%), Pb(49%), Al (48%), Ti(15%), Be(14%), As(13%)

Показатели психассоциативного цветового теста
М. Люшера у первоклассников в начале учебного года

Утомление

Стресс

Напряжение

Тревога

Общие принципы физиологического питания детей (И.М. Воронцов, 2000)

Принцип «физиологической адекватности питания» – максимальная степень соответствия пищевого продукта тем возможностям кусания, жевания, глотания, пищеварения, всасывания и усвоения, которыми располагает ребенок данного возраста.

Общие принципы физиологического питания детей (И.М. Воронцов, 2000)

Принцип «достаточности энергетического обеспечения» – питание должно быть достаточным для покрытия всех энерготрат организма ребенка.
Принцип «мультикомпонентной сбалансированности питания»
Принцип «нутриентного предобеспечения»

Структура питания детей школьного возраста

Снижение потребления наиболее ценных в
биологическом отношении пищевых продуктов:
мясо и мясопродуктов;
молоко и молочные продукты;
рыба и рыбные продукты;
яйца;
растительное масло;
фрукты и овощи.
Увеличение потребления:
Круп и макаронных изделий;
кондитерских изделий, сахара

Доля школьного питания в суточном рационе составляет не более 20%, при необходимых 55%

Обеспеченность физиологических потребностей детей в основных пищевых веществах и энергии (% от РНП)

Соблюдение режима питания

Прием витаминов, БАД к пище

Полноценное питание дома

Полноценное питание
в ДОУ/школе

Показатели образа жизни детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мнению родителей дети недополучают дошкольники школьники

Молочные продукты

Рыба

Мясо

Овощи

Фрукты

Соки

Нормы потребления пищевых веществ и энергии (1991г)

Возраст

Энергия
(ккал)

Белки,г

Жиры,г

Углеводы,г

Все

жив. происх.

7-10 лет

2350

77

46

79

385

11-13мал

2750

90

54

92

390

11-13дев

2500

82

49

84

355

14-17юн

3000

98

59

100

425

14-17дев

2600

90

54

90

360

Нормы потребления витаминов (1991г.)

Возраст

В и т а м и н ы

С, мг

А,
мкг

Е, мг

Д, мкг

В1, мг

РР, мг

В2, мг

Фолат,мкг

В12,мкг

В6, мг

7-10лет

60

700

10

2,5

1,2

15

1,4

200

2,0

1,6

11-13мал

70

1000

12

1,4

18

1,7

3,0

1,8

11-13дев

800

10

1,3

17

1,5

1,6

14-17юн

1000

15

1,5

20

1,8

2,0

14-17дев

800

12

1,3

17

1,5

1,6

Нормы потребления минеральных веществ (1991г.)

возраст

Минеральные элементы

Са, мг

Р, мг

Mg, мг

Fe, мг

Zn, мг

I, мкг

7-10лет

1100

1650

250

12

10

100

11-13 мал

1200

1800

300

15

11-13 дев

18

12

14-17 юн

15

130

14-17 дев

18

12

Примерный суточный набор продуктов для подростков

Продукты

Возраст, годы

11-13

14-17юноши

14-17девушки

Хлеб ржаной

100

150

Хлеб пшеничный

200

250

200

Макароны, крупы

50

Бобовые

10

Мясо

175

220

Яйцо

1шт

Рыба

60

70

60

Молоко

500

Творог

45

50

Сметана, сливки

15

Сыр

10

15

Масло сливочное

25

30

Масло растительное

15

Картофель

250

300

275

Овощи разные

300

350

Фрукты свежие, ягоды

400

Сухофрукты

15

20

Сахар

85

100

Основные принципы организации рационального питания детей в общеобразовательных школах

Поступление пищевых веществ и энергии должно соответствовать возрастным физиологическим потребностям детского организма, обеспечивать его рост и развитие. Завтрак в школе должен составлять 20%, обед 35% от физиологической суточной потребности в пищевых веществах и энергии.

Обеспечение оптимального соотношения пищевых веществ (соотношение белков, углеводов, липидов как 1:1:4), энергетическая квота белка от общей калорийности должна составлять 14%, углеводов 55%, липидов 31%; доля белка животного происхождения от общего количества белка – не менее 60%.
Пищевые волокна должны включаться в рацион из расчета не менее 15-20 г/сутки;
Растительные жиры должны составлять не менее 30% от общего количества жира;

Организация дифференцированного по возрасту питания, обеспечение 2-х разового режима питания для детей, посещающих группу продленного дня и детей из социально неблагополучных семей. При посещении групп продленного дня для детей должен быть организован полдник;
При двухразовом питании ежедневно должны присутствовать блюда из мяса или рыбы, быть включены молочные продукты, растительное и сливочное масло, хлеб и хлебобулочные изделия, овощи, фрукты.
Не допускается повторение в рационе одних и тех же блюд или кулинарных изделий в смежные дни;

Учет региональных эколого–гигиенических факторов питания, особенно геохимических эндемий (дефицит йода, фтора, селена и т.д.).
Включение в рацион питания биологически активных добавок, природного происхождения, разрешенных к применению Минздравом РФ для детей, продуктов, блюд, способствующих:
- повышению защитных функций физиологических барьеров (кожи, слизистых желудочно – кишечного тракта, верхних дыхательных путей);
- активизации процессов связывания и выведения из организма экзо- и эндотоксинов;
- компенсации дефицита жизненно необходимых веществ, которые не синтезируются в организме (незаменимые аминокислоты, ПНЖК, витамины, микроэлементы).
Широкая информированность родителей с целью преемственности питания детей в выходные дни и формирования мировоззрения здорового образа жизни.

Методика составления меню

1. Рацион должен отвечать физиологическим потребностям детей и подростков в пищевых веществах и энергии в зависимости от возраста, пола, состояния здоровья и вида деятельности, климатических условий и сезона года, эколого-гигиенических особенностей территории.

2. Меню должно быть разнообразным, что обеспечивает качественную полноценность рационов.
3. Следует соблюдать регламентированный порядок использования отдельных продуктов.
4. Следует учитывать сезон года.
5. Необходимо обеспечить преемственность между питанием ребенка в школьном учреждении и приемом пищи дома.

Формы организации питания школьников

«Бортовое» питание
Эпидемическая безопасность.
Применимо только для буфетов-раздаточных.
Особые требования к режиму транспортировки и хранения.
Удорожание за счет упаковки.

«Шведский стол»

Современное торгово-технологическое оборудование.
Учет вкусовых предпочтений ребенка.
Опасность стереотипного поведения детей при выборе блюд.
Эпидемиологическая опасность самостоятельного порционирования блюд.

Индустриальное производство полуфабрикатов высокой степени готовности

Наиболее предпочтительная форма организации питания школьников.
Гарантированное качество, безопасность и высокая пищевая ценность кулинарной продукции.
Решает проблему недостаточной квалификации персонала школьных столовых.
Исключает первичную обработку продуктов на каждом пищеблоке.
Особые требования к режиму транспортировки и хранения полуфабрикатов.

Режим питания

В понятие рационального режима входит:
а) строгое соблюдение времени приемов пищи и интервалов между ними;
б) рациональная в физиологическом отношении кратность приемов пищи;
в) правильное количественное и качественное распределение пищи на отдельные приемы;
г) условия приема пищи и поведение ребенка во время еды.

Большое значение для правильного пищеварения имеет организация процесса еды:

спокойная обстановка,
удобная мебель,
сервировка стола,
внешний вид блюд и их вкус
пища подается теплой (температура первых и вторых блюд 50°С)

Все должно вызывать у ребенка положительные эмоции

Следует помнить, что в детских учреждениях должна соблюдаться преемственность между питанием ребенка в коллективе и приемом пищи дома.
Родителям рекомендуется такое меню на ужин для ребенка, которое бы обеспечивало полноценность рациона его питания в целом за день.

Не следует использовать в питании детей специй, острые блюда, пищевые добавки искусственного происхождения:

продукты, содержащие в своем составе пищевые добавки (синтетические ароматизаторы, красители) искусственного происхождения, в т.ч. безалкогольные газированные напитки, кондитерские изделия, жевательную резинку, чипсы и др.;
закусочные консервы: маринованные овощи и фрукты (огурцы, томаты, сливы, яблоки);
кулинарные жиры;
сливочное масло жирностью ниже 72%;
копчености;
майонез, перец, горчицу, хрен, уксус, острые соусы, натуральный кофе

Современные способы оптимизации питания детей

Эколого-социальная обусловленность нарушений состояния здоровья детей определяет необходимость организации в ОУ питания с лечебно-профилактической направленностью, обогащенного защитными факторами.
На современном этапе перспективно и наиболее экономически выгодно использование биологически активных добавок к пище (БАД) для связывания и выведения токсикантов, восполнения дефицита жизненно необходимых (эссенциальных) пищевых веществ, повышения неспецифической устойчивости (резистентности) организма к действию неблагоприятных факторов окружающей среды.

Преимущества выбора БАД к пище для оптимизации питания детей

Природное происхождение
Адекватное воздействие на слизистую оболочку желудочно-кишечного тракта и на организм в целом
Сорбционный эффект в отношении токсичных веществ
Нормализация биоценоза кишечника, способствующего восстановлению процессов пристеночного пищеварения
Высокая биоактивность и биодоступность содержащихся в БАД эссенциальных компонентов питания
Безопасность, возможность длительного применения, отсутствие побочных эффектов

БАД к пище, производимые ЗАО «Биофит», разрешенные МЗ РФ для детей

БАД к пище «Кальций-эффект»- дополнительный источник кальция для детей старше 3-х лет и взрослых.
БАД к пище «Зоркость» - дополнительный источник антоцианов, для детей старше 7 лет и взрослым
БАД к пище «Фитонулин»-дополнительный источник флавоноидов, для детей старше 7 лет и взрослых
БАД к пище «Многосил» - дополнительный источник витамина С, для детей старше 7 лет и взрослых
БАД к пище «Лекор» -дополнительный источник флавоноидов, для детей старше 7 лет и взрослых
БАД к пище «Витасорб» -дополнительный источник пищевых волокон, для детей с 5 лет и взрослых
«Биофит-укроп, сельдерей, петрушка»- для реализации населению в том числе детям дошкольного и школьного возраста.
Сухие чайные напитки Биофит» -для реализации населению в том числе детям дошкольного и школьного возраста

Лечебно-профилактическое питание с использованием БАД

Мероприятия

Средства

Действующие вещества

Дегельментизация
Восстановление функционального состояния желудочно-кишечного тракта

Вермокс
Чай «Обменный»,
напиток «Овсяный»


Биофлавоноиды
органические кислоты

Элиминация экотоксикантов, насыщение кишечника пищевыми волокнами

таблетки «Витасорб», «Многосил», «Фитонулин»

пищевые волокна
биофлавоноиды

Восстановление биоценоза кишечника

Эубиотики, молочно-кислые продукты, обогащенные живыми бактериями

бифидобактерии
лактобактерии

Восполнение дефицита витаминов и микроэлементов

Чай «Витаминный»,
таблетки «Кальций-эффект»,
«Зоркость», «Лекор», «Коктейль ягодный»

МЭ: Са, Si, К, Fe
витамины: С, Е, А, В2, В6

Совершенствование системы общественного питания детей в образовательных и оздоровительных учреждениях разного типа возможно только на основе внедрения компьютерных технологий

Внедрение компьютерных программ, обеспечивающих весь процесс планирования и анализа питания детей в образовательных учреждениях. Создание компьютерной базы данных готовых блюд для возможности индивидуально – дифференцированного планирования и организации питания здоровых детей и с разными заболеваниями в учреждениях оздоровительного профиля.

Разработка норм продуктового набора и рационов питания для детей в школьных образовательных учреждениях дифференцированных в зависимости от режима обучения, классификации предприятия общественного питания и социально-экономических параметров

Модернизация и оснащение столовых современным многофункциональным оборудованием, которое обеспечит гарантированное соблюдение технологических режимов при приготовлении продукции, обеспечение ее пищевой и биологической ценности и безопасности для здоровья потребителей