ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И НОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»
ПЛАН – КОНСПЕКТ
открытого занятия
по теме: «Пропорции и строение частей лица человека.
Портрет на тему: «Моя мама»
в группе среднего этапа, 3 года обучения образцового
художественного коллектива студии изобразительного искусства
«Палитра»
Разработала: Мосякина Н.В.
руководитель студии изобразительного искусства «Палитра»
Докучаевск 2021 г.
Тема занятия: Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама».
Дата проведения: 23.10.2021 г.
Тип учебного занятия: учебное занятие изучения и усвоения нового материала.
Цель занятия: Изучить пропорции лица человека, величину и расположение основных его частей, закономерности изображения головы человека при написании портрета. Портрет как жанр живописи.
Задачи:
Образовательные:
ознакомить с жанром живописи – «портрет»;
расширить словарный запас (ознакомить с понятиями: «пропорция», «симметрия», «средняя» или «осевая линия» лица);
изучить пропорции лица человека;
ознакомить с алгоритмом рисования портрета;
ознакомить с правильным нанесением светотеней в портрете.
Развивающие:
развивать умение пользоваться измерительным инструментом для проведения прямых линий и правильного деления на части в портрете;
развивать творческую активность, творческое мышление, воображение, внимательность, аккуратность, эстетический вкус;
развивать наблюдательность, умение видеть характер человека в портретном изображении.
Воспитательные:
воспитывать усидчивость, стремление доводить работу до конца;
приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям;
воспитывать чувство любви и уважения к матери; доброту и уважение к близким.
Техническое обеспечение: персональный компьютер, иллюстрации к поэтапному выполнению рисунка, мультимедийный проектор и экран.
Для обучающихся: бумага А 4, графитный карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы организации учебно-воспитательного процесса:
наглядный – (показ иллюстраций, слайдовая презентация);
словесный – образный рассказ, беседа;
практический – (репродуктивные упражнения, творческая работа).
Межпредметные связи: история, черчение.
Словарь терминов: абрис, акцент, блик, детализация, жанр, пейзаж, объем, свет, тень и др.
Ход занятия:
Ⅰ. Организационный момент. Постановка темы и цели занятия.
Мотивация обучающихся к учебной деятельности.
Педагог:
Добрый день, ребята и дорогие гости! С радостью приветствую всех! Сегодня наше занятие будет познавательным и интересным. Послушайте и отгадайте загадку:
Днем работает она,
Вечером она – жена,
Если праздник, она – дама
Кто же это? Моя…(мама)
А давайте сейчас каждый назовет одним словом какая мама? Называю мама, какая? – «любимая» (учащиеся говорят ласковые слова о своей маме).
А кто из вас знает и расскажет нам стихотворение о маме? (2-3 человека читают стихи.)
А как вы думаете, кого мы сегодня будем рисовать?
Правильно, на этом занятии мы с вами будем учиться рисовать самого дорогого и любимого человека - свою маму.
Тема нашего занятия: пропорции и строение частей лица человека. Портрет: «Моя мама».
Тема сегодняшнего занятия очень важна для того, чтобы мы с вами научились красиво и правильно изображать лицо человека.
Ⅱ. Объяснение нового материала. Актуализация знаний и умений. Организация восприятия. Организация осмысления. Первичная проверка понимания.
Педагог:
Ребята, а давайте сейчас вспомним, какие есть жанры живописи, для этого, я предлагаю вам посмотреть мультфильм (идет просмотр мультфильма «Если видишь на картине…»). Учащиеся называют жанры живописи.
Сегодня мы с вами, ребята, более детально познакомимся с таким жанром живописи как «портрет». Сейчас мы просмотрим видео презентацию, а после просмотра вы попробуете сами охарактеризовать, что же такое «портрет»?
Как видим из презентации в портрете могут быть изображены один человек, а также группа людей. Если изображен один человек, то это - одиночный портрет, если много, то групповой. Портреты бывают: мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами и выполнены разными техниками. Так что же обозначает термин «портрет»? (ответы учащихся)
Давайте теперь вместе проанализируем портрет маркизы де Помпадур и маркиза Мариньи. По технике исполнения портрет - живописный, характер портрета – парадный (персонажи изображены в парадной одежде, задний фон изображен с окном). Лицо женщины изображено в анфас, а мужчины в три-четверти.
Педагог:
- Ребята, давайте вспомним тему сегодняшнего занятия (ответы учащихся)
- А какую цель мы поставили сегодня перед собой?
Предполагаемый ответ обучающихся:
- Учиться рисовать портрет!
Педагог:
- Знаем ли мы, как пишется портрет? (Ответы обучающихся)
- А вот для того, чтобы узнать, проведем небольшое расследование.
- Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? (Круглая, овальная).
- Она симметрично делится на две части: правую и левую. Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.
- Какой формы брови, глаза? (Брови дугообразные, глаза овальные)
- В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.
- А где расположены глаза? (Под бровями)
- Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.
- Какой формы у человека нос? Какой может быть нос? (Нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким) Где он расположен на лице? (Находится на середине лица; начало носа - на одной линии с глазами).
- Какой формы у человека рот? Где находится? (Большой, круглый, находится ниже носа)
- Вы должны помнить о мимике лица, которая зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? (Радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.
Физкультминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали.
Ножками потопали,
Ручками похлопали,
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись.
Глазки крепко закрываем,
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем!
Ⅲ. Практическая часть. Организация первичного закрепления. Педагог: Итак, мы начинаем рисовать. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Педагог:
На этом практическая часть закончилась, ребята, вы большие молодцы! Давайте закрепим наши знания в изо-викторине.
Каким видам портретного жанра соответствуют следующие формулировки:
1.Изображение человека в праздничном костюме на
фоне архитектурных величественных зданий или
интерьеров торжественных залов.
2.Изображение человека на нейтральном фоне.
3.Изображение группы людей – родственников.
4.Портрет – образ литературного героя.
5.Изображение художником самого себя.
Ⅳ. Подведение итогов занятия. Анализ.
Педагог:
- Что было интересным на нашем занятии? Что оказалось для вас трудным?
- Чему мы сегодня научились и что нового узнали?
- А сейчас давайте вспомним, какова была цель нашего занятия?
- Мы добились поставленной цели?
Ⅴ. Рефлексия.
Педагог:
- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей».
- Зеленый – все получилось, желтый – были небольшие затруднения. красный – совсем ничего не получилось.
- Ребята, посмотрите, какую работу мы сегодня с вами проделали, и вы здорово справились, на следующем занятии мы продолжим работу над рисунком в цвете и сделаем вернисаж портретов наших прекрасных мам.
- Спасибо за работу! До встречи на следующем занятии!
Заключение
Главным в своей работе я считаю возможность помочь раскрыть творческий потенциал каждому ребёнку, самореализоваться в творчестве, почувствовать уверенность в собственных силах.
Для того, чтобы занятие получилось ярким, интересным, в то же время обучающим, воспитывающим и развивающим, я учла дидактические требования к современному занятию и тщательно его подготовила.
Данное открытое занятие направлено на воспитание чувств уважения и любви к матери. Способствует формированию понимания значимости матери в жизни каждого человека. Знакомит с жанром живописи «портрет». Учащиеся приобретают новые навыки и умения в художественной деятельности, учатся последовательности и поэтапности в работе, учатся доводить работу до конца и справляться с поставленными целями.
Список использованных источников и литературы:
1. Алехин А.Д., Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1984.
2. Беляева С.Е., «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» Издательство: Academia 2007.
3. Варки Н.А., Калинина Р.Р. «Программа творческо-эстетического развития ребенка» СПб.: Издательство «Речь», 2002.
4. Буйлова Л.Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. – 2015. – № 23 (103). [Электронный ресурс] – URL: http://www.moluch.ru/archive/103/.
5. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
6. Инновационные проекты и программы в образовании. –2015. – №6.[Электронный ресурс] – URL: http://www.in-exp.ru/proekt/758--q-6-2015.html.
7. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» Издательство: Высшая школа 2007.
8. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).
9. Неменский Б.М. и Фомина Н.Н. «Изобразительное искусство и художественный труд» Москва «Просвещение» 1991.
10. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: Основы живописи. Основы рисунка. Основы композиции. Краткий словарь художественных терминов». Учебник для учащихся 5-8 классов.- Обнинск: Титул, 1996.
11. Хамм Дж. «Как рисовать голову и фигуру человека» Издательство: Попурри 2007.
Терминологический словарь
Акцент — подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном.
Блик — элемент светотени на форме предмета, наиболее светлое место на освещенной поверхности изображаемого предмета.
Воздушная перспектива — изменение цвета, характера очертания и степени освещенности изображаемых предметов в зависимости от степени увеличения световоз-душной прослойки между наблюдателем и изображаемым предметом.
Детализация — тщательная проработка деталей изображения.
Жанр — понятие теории искусства применительно к литературе и изобразительному искусству. Объединение произведений по принципу сходства их тематики: жанр натюрморта, интерьера, портрета, пейзажа, сюжетной картины.
Законченность — стадия в работе художника над длительным рисунком, когда достигнуто окончательное приведение деталей к целому, окончательное обобщение образа, в более узком смысле — окончательное выполнение определенной изобразительной задачи.
Композиция — согласованность частей произведения, выявленная на плоскости его структура в соответствии с общим замыслом художника; уравновешенность и согласованность пластически-зримых форм рисунка.
Композиционное построение — размещение изображения в пространстве картинной плоскости или графического листа в соответствующих размере, формате, материале; определение центра узла композиции и подчинение ему второстепенных деталей (частей) изображения, группировка и соподчинение частей произведения в едином целом, пластическая целостность произведения. При работе с натурой также поиск изобразительного мотива, подбор и расстановка предметов изображения, постановка живой модели. Длительный процесс, связанный с поиском оптимального перспективного построения изображения, лучшей согласованности масштабов и пропорций изображаемых предметов, выразительного тонального решения рисунка. Конструкция формы — сущность, характерная особенность строения любой формы, проявляющаяся в гармоничном взаимоотношении частей и целого; соотношение частей формы предмета, их пропорциональные соотношения.
Контраст — художественный прием, сопоставление противоположных качеств в составе единого целого; обычно световой (цветовой) и тональный К. (соотношение светлого и темного в изображении); средство выделения главного, благодаря чему достигается большая выразительность передачи формы.
Объем — изображение трехмерности формы на плоскости. Передается при помощи точного конструктивного и перспективного построения предмета, а также при помощи светотеневых градаций: бликом, светом, полутенью, собственной и падающей тенью, тональными рефлексами.
Основа — в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т. п.), на которую наносят изображение.
Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в рисунке вид, изображение какой-либо местности, фрагмента природного окружения человека.
Свет — элемент светотени, служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности предмета.
Светотень — градации светлого и темного на форме; одно из средств композиционного построения изображения; средство передачи пластических особенностей натуры.
Силуэт — теневой профиль, очертание, абрис предмета или живой натуры, общие очертания фигуры или предмета в натуре.
Тень — элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре или живой форме (собственная или падающая тень); обусловлена формой предмета и направлением источника света.
Целостность изображения — подчинение частного общему, второстепенных деталей — целому, согласованность частей друг с другом; единство приемов исполнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.