ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама»
Оценка 4.6

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама»

Оценка 4.6
docx
08.02.2022
ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека.  Портрет на тему: «Моя мама»
Портрет на тему: «Моя мама»
мое открытое занятие окончательный вариант.docx

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОМ ДЕТСКОГО И НОШЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА ГОРОДА ДОКУЧАЕВСКА»

 

 

 

 

ПЛАН – КОНСПЕКТ

открытого занятия

по теме: «Пропорции и строение частей лица человека.

Портрет на тему: «Моя мама»

в группе среднего этапа, 3 года обучения образцового

художественного коллектива студии изобразительного искусства

«Палитра»

 

 

 

 

Разработала: Мосякина Н.В.

руководитель студии изобразительного искусства «Палитра»

 

 

 

Докучаевск 2021 г.


 

Тема занятия: Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама».

Дата проведения: 23.10.2021 г.

Тип учебного занятия: учебное занятие изучения и усвоения нового материала.

Цель занятия: Изучить пропорции лица человека, величину и расположение основных его частей, закономерности изображения головы человека при написании портрета. Портрет как жанр живописи.

Задачи:

Образовательные:

ознакомить с жанром живописи – «портрет»;

расширить словарный запас (ознакомить с понятиями: «пропорция», «симметрия», «средняя» или «осевая линия» лица);

изучить пропорции  лица человека;

ознакомить с алгоритмом рисования портрета;

ознакомить с правильным нанесением светотеней в портрете.

Развивающие:

развивать умение пользоваться измерительным инструментом для проведения прямых линий и правильного деления на части в портрете;

развивать творческую активность, творческое мышление, воображение, внимательность, аккуратность, эстетический вкус;

развивать наблюдательность, умение видеть характер человека в портретном изображении.

Воспитательные:

воспитывать усидчивость, стремление доводить работу до конца;

приобщать учащихся к духовно-нравственным ценностям;

воспитывать чувство любви и уважения к матери; доброту и уважение к близким.

Техническое обеспечение: персональный компьютер, иллюстрации к поэтапному выполнению рисунка, мультимедийный проектор и экран.

Для обучающихся: бумага А 4, графитный карандаш, ластик, линейка, цветные карандаши.

Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая.

Методы организации учебно-воспитательного процесса:

наглядный – (показ иллюстраций, слайдовая презентация);

словесный – образный рассказ, беседа;

практический – (репродуктивные упражнения, творческая работа).

Межпредметные связи: история, черчение.

Словарь терминов: абрис, акцент, блик, детализация, жанр, пейзаж, объем, свет, тень и др.


Ход занятия:

 

. Организационный момент. Постановка темы и цели занятия.

Мотивация обучающихся к учебной деятельности.

Педагог:

Добрый день, ребята и дорогие гости! С радостью приветствую всех! Сегодня наше занятие будет познавательным и интересным. Послушайте и отгадайте загадку:

Днем работает она,

Вечером она – жена,

Если праздник, она – дама

Кто же это? Моя…(мама)

А давайте сейчас каждый назовет одним словом какая мама? Называю мама, какая? – «любимая» (учащиеся говорят ласковые слова о своей маме).

А кто из вас знает и расскажет нам стихотворение о маме? (2-3 человека читают стихи.)

А как вы думаете, кого мы сегодня будем рисовать?

Правильно, на этом занятии мы с вами будем учиться рисовать самого дорогого и любимого человека - свою маму.

Тема нашего занятия: пропорции и строение частей лица человека. Портрет: «Моя мама».

Тема сегодняшнего занятия очень важна для того, чтобы мы с вами научились красиво и правильно изображать лицо человека.

. Объяснение нового материала. Актуализация знаний и умений. Организация восприятия. Организация осмысления. Первичная проверка понимания.

Педагог:

Ребята, а давайте сейчас вспомним, какие есть жанры живописи, для этого, я предлагаю вам посмотреть мультфильм (идет просмотр мультфильма «Если видишь на картине…»). Учащиеся называют жанры живописи.

         Сегодня мы с вами, ребята, более детально познакомимся с таким жанром живописи как «портрет». Сейчас мы просмотрим видео презентацию, а после просмотра вы попробуете сами охарактеризовать, что же такое «портрет»?


 

 


Как видим из презентации в портрете могут быть изображены один человек, а также группа людей. Если изображен один человек, то это - одиночный портрет, если много, то групповой. Портреты бывают: мужской, женский, детский, в полный рост, по пояс, голова с плечами и выполнены разными техниками. Так что же обозначает термин «портрет»? (ответы учащихся)

 


Давайте теперь вместе проанализируем портрет маркизы де Помпадур и маркиза Мариньи. По технике исполнения портрет - живописный, характер портрета – парадный (персонажи изображены в парадной одежде, задний фон изображен с окном). Лицо женщины изображено в анфас, а мужчины в три-четверти.

 

Педагог:

- Ребята, давайте вспомним тему сегодняшнего занятия (ответы учащихся)

- А какую цель мы поставили сегодня перед собой?

Предполагаемый ответ обучающихся:

- Учиться рисовать портрет!

Педагог:

- Знаем ли мы, как пишется портрет? (Ответы обучающихся)

- А вот для того, чтобы узнать, проведем небольшое расследование.

- Посмотрите друг на друга. Какую форму имеет голова? (Круглая, овальная).

- Она симметрично делится на две части: правую и левую. Лицо делится на три равных части: брови-глаза, нос, рот.

- Какой формы брови, глаза? (Брови дугообразные, глаза овальные)

- В центре глаза находится радужная оболочка, от которой зависит цвет глаз.

- А где расположены глаза? (Под бровями)

- Кстати, уши находятся на одной линии с глазами.


 

- Какой формы у человека нос? Какой может быть нос? (Нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким) Где он расположен на лице? (Находится на середине лица; начало носа - на одной линии с глазами).

- Какой формы у человека рот? Где находится? (Большой, круглый, находится ниже носа)

- Вы должны помнить о мимике лица, которая зависит от настроения человека. Какое может быть настроение у человека? (Радостное, удивленное, печальное, сердитое, спокойное). Из-за этого изменяется расположение частей лица между собой.

Физкультминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали,

Ручками похлопали,

Покрутились, повертелись

И за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до пяти считаем,

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем!

. Практическая часть. Организация первичного закрепления.

Педагог: Итак, мы начинаем рисовать.

Для начала разделим лист бумаги формата А3 напополам вертикальной линией, это будет «осевая линия» для нашего овала лица. Она будет проходить посередине лба, между глазами, вдоль носа, посередине рта и подбородка. Эта линия необходима для дальнейшего создания парных симметричных форм. На примере её длина составляет 21см (для себя вы берете 14 см)

Так как единицей измерения пропорций головы является глаз, и он помещается семь раз по высоте лица и пять по ширине. То нам нужно отложить на этой вертикальной линии семь равных отрезков. Длина одного отрезка на примере 3 см (вы берете по 2 см)

Вертикальную линию от подбородка до верха головы нам необходимо разделить еще напополам и провести горизонтальную линию – линия уровня глаз. На ней мы отмеряем пять отрезков одинаковой величины по 3 см на примере (вы измеряете 2 см). Соответственно, разделим линию на височные части лица, глаза и расстояние между глаз.

Тонкими линиями нарисуем овал лица яйцевидной формы.

Немного отступив от края овала, сверху отметим линию роста волос. Вся лицевая часть лица головы делится на 3 равные части: верхняя часть соответствует высоте лба, средняя – длине носа и высоте уха, нижняя подбородку.

Прорисовываем брови, не забываем, что все части лица симметричны. Брови имеют небольшой изгиб.

Расстояние между глазами равно длине одного глаза. Рисуем глаза дугообразными линиями. У глаз форма миндалевидная, контур глаз сужается возле слезной точки, а с другой стороны закругляется, и появляется ресничный контур. Глаза располагаются симметрично.

Тонкими линиями намечаем верхнее и нижнее веко. Отмечаем толщину на них.

Так как глаза — это шар, на который «одето» веко, рисуем радужную оболочку, она располагается по середине глаза и слегка прикрыта верхним веком.

Зрачок меньше радужной оболочки, 1/3 часть зрачка прикрыта веком. Заштрихуем зрачок темнее, а радужную оболочку светлее.

От линии бровей опускаем две вертикальные линии это будут направляющие для построения носа.

Рисуем нос. Форма носа напоминает вытянутый прямоугольник. От бровей ведём две наклонные линии переносицы, они переходят в параллельные линии, которые слегка расходятся к кончику носа. Рисуем крылья носа под сокращением. На этом этапе можно слегка обозначить тени. Верхняя часть носа хорошо освещена, соответственно на ней почти не будет теней. Переносица будет самой контрастной частью, здесь мы можем обозначить тени. Акцент на нижнем основании носа, там есть площадка, которая тоже уходит в тень.

Уточняем нос, рисуем крылья носа и ноздри дугообразными линиями. Переходим к прорисовке губ. Чтобы определить положение рта, нужно часть лица от основания носа до подбородка разделить на три равные части. Верхнее деление соответствует линии смыкания губ. Проводим две вертикальные линии от уровня зрачков вниз, находим уголки губ.

Рисуем верхнюю губу, уголки чуть приподняты для улыбки. Средняя линия рта, может повторять линию верхней губы.

Дугообразной линией рисуем нижнюю губу. Заштрихуем. Верхняя губа темнее, нижняя – светлее, так как на нее падает свет. Рисуем надгубные складки.

Определяем место ушам. Длина уха равна высоте носа. Мочка уха находится на одном уровне с основанием носа. Сбоку ухо похоже на улитку, а спереди на полуовалы. Рисуем уши ближе к голове, прорисовываем мочку уха, обозначаем ямки.

Откладываем на осевой линии от нижней точки овала лица вниз высоту шеи равную 1/3 высоты головы, намечаем яремную ямку, проводим линию плеч.

Легкими штрихами наносим тень от головы на шее. Намечаем скуловые части лица они симметричны от осевой линии. Скулы выделены в месте выпирающей точки, наносим штрих по форме лица, резких теней не делаем.

Подчеркиваем форму глаз. На глаза ложем ресничный контур, выделяем зрачок. И акцентом усиливаем брови.

Уточняем контур лица в местах височных впадин и подбородка. Рисуем волосы. Короткие или длинные, прямые или волнистые, с челкой или нет. Нужно каждому отметить, какие волосы у мамы. Особое внимание уделаем линиям в прическе, чтобы рисунок выглядел живым и объёмным.

Уточняем форму прически. Наносим штриховку на пряди волос, показываем тени.

Работаем с лицом. Мягким карандашом в глазах нужно притемнить белки на них падает тень от ресниц, выделить зрачок. Немного усиливаем контур нижнего и верхнего века. Добавляем тень в местах переносицы и с одной боковой стороны носа. Выделяем основание носа, ноздри, под носом рисуем падающую тень. Усиливаем тени на губах у линии разреза рта, в уголках и на верхней части губы.

Делаем фон. Штрихуем легко с освещенной части и усиливаем в теневой. Дорабатываем волосы, тень на волосах соединяется с тенью на скулах, так мы подчеркиваем овал лица. Усиливаем тень от головы на шее. Не забываем штрихи накладывать по форме!

Детализируем рисунок: рисуем одежду маме, украшения (брошь, серьги). По желанию можно добавить элементы рисунка цветными карандашами. Постарайтесь передать индивидуальные характерные черты вашей дорогой мамы.

 

Педагог:

На этом практическая часть закончилась, ребята, вы большие молодцы! Давайте закрепим наши знания в изо-викторине.

 

Каким видам портретного жанра соответствуют следующие формулировки:

1.Изображение человека в праздничном костюме на

фоне архитектурных величественных зданий или

интерьеров торжественных залов.

2.Изображение человека на нейтральном фоне.

3.Изображение группы людей – родственников.

4.Портрет – образ литературного героя.

5.Изображение художником самого себя.

 

. Подведение итогов занятия. Анализ.

Педагог:

- Что было интересным на нашем занятии? Что оказалось для вас трудным?

- Чему мы сегодня научились и что нового узнали?

- А сейчас давайте вспомним, какова была цель нашего занятия?

- Мы добились поставленной цели?

. Рефлексия.

Педагог:

- Ребята, вы очень хорошо поработали на этом уроке. Оцените свою работу по принципу «трёх карандашей».

- Зеленый – все получилось, желтый – были небольшие затруднения. красный – совсем ничего не получилось.

- Ребята, посмотрите, какую работу мы сегодня с вами проделали, и вы здорово справились, на следующем занятии мы продолжим работу над рисунком в цвете и сделаем вернисаж портретов наших прекрасных мам.

- Спасибо за работу! До встречи на следующем занятии!

Заключение

Главным в своей работе я считаю возможность помочь раскрыть творческий потенциал каждому ребёнку, самореализоваться в творчестве, почувствовать уверенность в собственных силах.

Для того, чтобы занятие получилось ярким, интересным, в то же время обучающим, воспитывающим и развивающим, я учла дидактические требования к современному занятию и тщательно его подготовила.

Данное открытое занятие направлено на воспитание чувств уважения и любви к матери. Способствует формированию понимания значимости матери в жизни каждого человека. Знакомит с жанром живописи «портрет». Учащиеся приобретают новые навыки и умения в художественной деятельности, учатся последовательности и поэтапности в работе, учатся доводить работу до конца и справляться с поставленными целями.


 

Список использованных источников и литературы:

1. Алехин А.Д., Изобразительное искусство: Художник. Педагог. Школа. Книга для учителя. М., «Просвещение», 1984.

2. Беляева С.Е., «Основы изобразительного искусства и художественного проектирования» Издательство: Academia 2007.

3. Варки Н.А., Калинина Р.Р. «Программа творческо-эстетического развития ребенка» СПб.: Издательство «Речь», 2002.

4. Буйлова Л.Н. Общее и особенное в соотношении понятий «дополнительное образование детей» и «внеурочная деятельность» // Молодой ученый. – 2015. – № 23 (103). [Электронный ресурс] – URL: http://www.moluch.ru/archive/103/.

5. Громова О.Н., Прокопенко Т.А. «Игры – забавы по развитию мелкой моторики у детей». М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.

6. Инновационные проекты и программы в образовании. –2015. – №6.[Электронный ресурс] – URL: http://www.in-exp.ru/proekt/758--q-6-2015.html.

7. Кирцер Ю.М. «Рисунок и живопись» Издательство: Высшая школа 2007.

8. Концепция развития дополнительного образования детей (Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г. № 1726-р).

9. Неменский Б.М. и Фомина Н.Н. «Изобразительное искусство и художественный труд» Москва «Просвещение» 1991.

10. Сокольникова Н.М. «Изобразительное искусство: Основы живописи. Основы рисунка. Основы композиции. Краткий словарь художественных терминов». Учебник для учащихся 5-8 классов.- Обнинск: Титул, 1996.

11. Хамм Дж. «Как рисовать голову и фигуру человека» Издательство: Попурри 2007.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Терминологический словарь

Акцент — подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном.

Блик — элемент светотени на форме предмета, наиболее светлое место на освещенной поверхности изображаемого предмета.

Воздушная перспектива — изменение цвета, характера очертания и степени освещенности изображаемых предметов в зависимости от степени увеличения световоз-душной прослойки между наблюдателем и изображаемым предметом.

Детализация — тщательная проработка деталей изображения.

Жанр — понятие теории искусства применительно к литературе и изобразительному искусству. Объединение произведений по принципу сходства их тематики: жанр натюрморта, интерьера, портрета, пейзажа, сюжетной картины.

Законченность — стадия в работе художника над длительным рисунком, когда достигнуто окончательное приведение деталей к целому, окончательное обобщение образа, в более узком смысле — окончательное выполнение определенной изобразительной задачи.

Композиция — согласованность частей произведения, выявленная на плоскости его структура в соответствии с общим замыслом художника; уравновешенность и согласованность пластически-зримых форм рисунка.

Композиционное построение — размещение изображения в пространстве картинной плоскости или графического листа в соответствующих размере, формате, материале; определение центра узла композиции и подчинение ему второстепенных деталей (частей) изображения, группировка и соподчинение частей произведения в едином целом, пластическая целостность произведения. При работе с натурой также поиск изобразительного мотива, подбор и расстановка предметов изображения, постановка живой модели. Длительный процесс, связанный с поиском оптимального перспективного построения изображения, лучшей согласованности масштабов и пропорций изображаемых предметов, выразительного тонального решения рисунка. Конструкция формы — сущность, характерная особенность строения любой формы, проявляющаяся в гармоничном взаимоотношении частей и целого; соотношение частей формы предмета, их пропорциональные соотношения.

Контраст — художественный прием, сопоставление противоположных качеств в составе единого целого; обычно световой (цветовой) и тональный К. (соотношение светлого и темного в изображении); средство выделения главного, благодаря чему достигается большая выразительность передачи формы.

Объем — изображение трехмерности формы на плоскости. Передается при помощи точного конструктивного и перспективного построения предмета, а также при помощи светотеневых градаций: бликом, светом, полутенью, собственной и падающей тенью, тональными рефлексами.

Основа — в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т. п.), на которую наносят изображение.

Пейзаж — жанр изобразительного искусства, в рисунке вид, изображение какой-либо местности, фрагмента природного окружения человека.

Свет — элемент светотени, служит для обозначения наиболее освещенных частей поверхности предмета.

Светотень — градации светлого и темного на форме; одно из средств композиционного построения изображения; средство передачи пластических особенностей натуры.

Силуэт — теневой профиль, очертание, абрис предмета или живой натуры, общие очертания фигуры или предмета в натуре.

Тень — элемент светотени, наиболее слабо освещенные участки в натуре или живой форме (собственная или падающая тень); обусловлена формой предмета и направлением источника света.

Целостность изображения подчинение частного общему, второстепенных деталей — целому, согласованность частей друг с другом; единство приемов исполнения.



 

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА

Тема занятия: Пропорции и строение частей лица человека

Тема занятия: Пропорции и строение частей лица человека

Ход занятия: Ⅰ . Организационный момент

Ход занятия: Ⅰ . Организационный момент

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама»

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека.  Портрет на тему: «Моя мама»

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама»

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека.  Портрет на тему: «Моя мама»

Как видим из презентации в портрете могут быть изображены один человек, а также группа людей

Как видим из презентации в портрете могут быть изображены один человек, а также группа людей

Давайте теперь вместе проанализируем портрет маркизы де

Давайте теперь вместе проанализируем портрет маркизы де

Какой формы у человека нос? Какой может быть нос? (Нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким)

Какой формы у человека нос? Какой может быть нос? (Нос треугольной формы, может быть большим, прямым, маленьким)

Так как единицей измерения пропорций головы является глаз, и он помещается семь раз по высоте лица и пять по ширине

Так как единицей измерения пропорций головы является глаз, и он помещается семь раз по высоте лица и пять по ширине

Тонкими линиями нарисуем овал лица яйцевидной формы

Тонкими линиями нарисуем овал лица яйцевидной формы

Прорисовываем брови, не забываем, что все части лица симметричны

Прорисовываем брови, не забываем, что все части лица симметричны

Тонкими линиями намечаем верхнее и нижнее веко

Тонкими линиями намечаем верхнее и нижнее веко

Зрачок меньше радужной оболочки, 1/3 часть зрачка прикрыта веком

Зрачок меньше радужной оболочки, 1/3 часть зрачка прикрыта веком

Рисуем нос. Форма носа напоминает вытянутый прямоугольник

Рисуем нос. Форма носа напоминает вытянутый прямоугольник

Рисуем верхнюю губу, уголки чуть приподняты для улыбки

Рисуем верхнюю губу, уголки чуть приподняты для улыбки

Определяем место ушам. Длина уха равна высоте носа

Определяем место ушам. Длина уха равна высоте носа

Легкими штрихами наносим тень от головы на шее

Легкими штрихами наносим тень от головы на шее

Уточняем контур лица в местах височных впадин и подбородка

Уточняем контур лица в местах височных впадин и подбородка

Работаем с лицом. Мягким карандашом в глазах нужно притемнить белки на них падает тень от ресниц, выделить зрачок

Работаем с лицом. Мягким карандашом в глазах нужно притемнить белки на них падает тень от ресниц, выделить зрачок

Для начала разделим лист бумаги формата

Для начала разделим лист бумаги формата

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама»

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека.  Портрет на тему: «Моя мама»

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека. Портрет на тему: «Моя мама»

ПЛАН – КОНСПЕКТ открытого занятия по теме: «Пропорции и строение частей лица человека.  Портрет на тему: «Моя мама»

Каким видам портретного жанра соответствуют следующие формулировки: 1

Каким видам портретного жанра соответствуют следующие формулировки: 1

Изображение группы людей – родственников

Изображение группы людей – родственников

Список использованных источников и литературы : 1

Список использованных источников и литературы : 1

Терминологический словарь Акцент — подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном

Терминологический словарь Акцент — подчеркивание изображаемой фигуры, лица, детали изображения цветом, светом или линией, фокусировка внимания зрителя на изображаемой детали методом выделения линией, тоном

Основа — в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т

Основа — в рисунке специально подготовленная изобразительная поверхность (картон, бумага и т
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.02.2022