МБОУ «Самаринская основная общеобразовательная ООШ»
Белгородская область Красногвардейский район
Неделя биологии.
28.01.2013 – 2.02.2013
Подготовила: Удовина Марина Сергеевна
учитель биологии
2013
Цель: воспитание биологического сознания и формирование биолого-экологической культуры личности.
Задачи:
1. Учить применять биологические знания; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии.
2. Мотивировать школьников к самообразованию, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях.
3. Формировать чувства ответственности за состояние окружающей среды.
4. Развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, познавательный интерес, интеллектуальные и творческие способности мышление, внимание, наблюдательность.
5. Способствовать сплочению детского коллектива.
6. Продолжить воспитывать бережное отношение к окружающему миру, культуры поведения в природе; любовь к окружающей среде.
План проведения недели биологии.
№ п/п |
Название занятия. |
Класс |
Дата |
1 |
Открытие недели биологии. Мероприятие «Биология и поэзия». |
5-9
|
28.01.2013
|
2 |
Игра «Поле-чудес» Животный мир. |
5-7 |
29.01.2013 |
Игра «Поле-чудес» Лесные жители. |
8-9 |
||
3 |
Экологический КВН. |
5-9 |
30.01.2013 |
4 |
Мероприятие. «Здравствуй, Птичья страна», занятие-викторина. Покормите, птиц зимой! |
5-9 |
31.01.2013 |
5 |
По страницам Красной книги. Конкурс стенгазет. |
5-9 |
1.02.2013 |
6 |
Подведение итогов недели. Награждение победителей. |
5-9 |
2.02.2013 |
Поле чудес
ЖИВОТНЫЙ МИР
Тур первый
В бамбуковых лесах Азии водится бамбуковый медведь. Он потому и бамбуковый, что питается молодыми побегами бамбука. И хоть он внешне похож на медведя, это совсем не медведь. Как называется это млекопитающее семейства енотовых?
Ответ: ПАНДА.
Тур второй
Это млекопитающее живет в Австралии. Самка откладывает только одно яйцо и вынашивает его в сумке, имеющейся на брюхе. Когда малыш появляется на свет, мама продолжает носить его в сумке и вскармливает молоком. Этот зверь – один из двух на Земле ядоносных млекопитающих. Самцы наделены от природы костяными шпорами, которые покрыты кожей, словно чехлом, но острые которые торчат наружу и могут уколоть. Мутная ядовитая жидкость вытекает по каналу, пронизывающему шпору. Кто это?
Ответ: ЕХИДНА
Тур третий
Всем с детства знакома дикая полосатая лошадка по имени зебра. Эти красавцы расселились по всем зоопаркам мира. А где родина этих животных?
Ответ: АФРИКА
ФИНАЛ
Вторым ядоносным млекопитающим (а их всего два вида на Земле) является другое австралийское животное. У него тоже ядовитые иголки. Но в отличие от ехидны, оно откладывает свои яйца в нору. Нос этого животного похож на птичий, но не костный, как у птиц, а покрыт мягкой кожей. Какое это австралийское животное?
Ответ: УТКОНОС
ИГРА СО ЗРИТЕЛЯМИ
Назовите птицу отряда попугаев, обитателя Африки. Он отличный звукоподражатель. Его второе название – серый попугай.
Ответ: ЖАКО.
СУПЕРИГРА
Этого безобидного, вечно жующего пушистого зверька поляки называют круль, Значит «король». Это кролик-трусишка. И вдруг – король, будто царь зверей. Как кролика называют болгары?
Ответ: ТРУС
Поле чудес
ЛЕСНЫЕ ЖИТЕЛИ
Тур первый
Этот серенький зверек – млекопитающее семейства куньих. Он распространен в лесах Евразии. Имя ему дали казахи. Его имя в переводе с казахского так и значит «серый». Как зовут зверька?
Ответ: БАРСУК.
Тур второй.
Зверя, который всегда ведал или знал, где есть мед, русские люди так и называли медведем. Но прежде, чем появилось это слово, сладкоежку-медведя называли иначе. Как?
Ответ: МЕДОЕД.
Тур третий
Это млекопитающее обитает в лесах и тундре Евразии и Северной Америки. Этот пушистый зверь с ценным мехом получил свое название за схожесть с собакой. Как его зовут?
Ответ: ПЕСЕЦ.
ФИНАЛ
Живет эта птица в лесу. Днем молчит, а ночью ухает, всех пугает, как леший. Название этой птицы образовано от старинного украинского слова «квилити», то есть «плакать». Как называется ночной пернатый хищник?
Ответ: ФИЛИН.
СУПЕРИГРА
Эта Ящерица – маленький потомок динозавра. От своего состояния (гнева, страха, усталости, голода, жажды) эта ящерица способна изменять цвет своего тела. Как называется эта ящерица?
Ответ: ХАМЕЛЕОН.
Экологический КВН.
Знатоки птиц.
Цель: обобщить знания о птицах.
Задачи: уточнить знания о многообразии птиц; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; развивать познавательный интерес, внимание, память, логическое мышление; воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Оборудование: иллюстрации птиц, ребусы, разрезные картинки, карточки, загадки, выставка книг о птицах.
Ведущий. Итак, мы начинаем сегодняшнюю встречу в клубе веселых и находчивых. А вести ее буду я ………………
Представляю членов жюри………………………
Ведущий. Я приглашаю на сцену команду 1.
Команда выходит на сцену, звучит ее приветствие.
Ведущий. Я приглашаю на сцену команду 2.
Команда выходит на сцену, звучит ее приветствие.
- Слово жюри (после каждого задания).
1 Разминка.
Члены команд подготовили по три вопроса своим соперникам. Итак, друзья, ваши вопросы…..
2 Домашнее задание.
Инсценировка одной из басен И. Крылова, среди героев которой есть птица.
3 Угадай меня.
(Приглашается один участник из команды)
Нужно собрать разрезанную на части картинку с птицей. Вспомнить о ней загадку и загадать другой команде.
В это время командам задаются вопросы, по очереди. Правильный ответ – 1 балл.
1) Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой.)
2)Пингвин - птица или нет? (Да.)
3)Какая птица подбрасывает своё яйцо в другие гнёзда? (Кукушка.)
4)Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет.)
5) Почему снегиря так назвали? (Прилетает с первым снегом)
6) Где зимой и осенью спят вороны? (В садах, в рощах.)
7) С прилетом, каких птиц мы отсчитываем начало весны? (Грачей)
8) Какая птица выводит птенцов зимой? (Клёст)
4 Конкурс капитанов.
С завязанными глазами нарисовать птицу.
5 Загадки.
1)В пестром наряде, ходит на параде.
Часов
не имеет, а время разумеет.
(Петух?)
2) Днем спит, а ночью летает, прохожих пугает.
(Сыч, филин, сова)
3) На болоте плачет, а из болота не выходит.
(Выпь.)
4) С буквой «с» - живу в пруду,
Все рыболовы меня знают.
С буквой «ф» - за красоту
Меня жар-птицей называют.
(Сазан, фазан.)
5) Простая буква я, ну что же!
Коль сорок раз меня повторишь,
Так сразу птицей стану я,
Всем вам известною, друзья.
(Сорока.)
6) Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает.
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает.
(Снегирь.)
7) Прошлым летом, на лужку
В ямке вывелся в пушку.
И обсохнуть не успел,
Комара и муху съел.
(Кулик.)
8) У какой птицы красная грудка? (Снегирь.)
9) Какая самая крупная птица в Волгоградской области?
(Дрофа)
10)Какие птицы прилетают к нам первыми? (Грачи.)
11)Какие птицы не умеют летать, но бегают быстрее лошади?
(Страусы)
12)Какая птица не вьет гнезда и не высиживает птенцов?
(Кукушка.)
13)Какие птицы зимуют в снегу? (Тетерев, глухарь)
14)У какой птицы самая большая скорость? (Ласточка.)
15)Как прилетают с юга ласточки стаями или парами?
(Парами.)
16)Какая птица самая маленькая в мире? (Колибри.)
6 Пословицы.
Командам предлагаются карточки, в которых написаны названия птиц. Вспомните пословицы, в которых упоминаются эти птицы.
7 Головоломка.
Из слова «Буревестник» за 1 минуту составить как можно больше слов.
8 Викторина
1. У какой птицы мешок под клювом? (У пеликана.)
2. Кто летает быстрее: пингвин или птица — киви? (Обе эти птицы не летают).
3. Самая большая из всех хищных птиц? (Гриф.)
4.
У
какой птицы самые густые перья и почему? (У императорского
пингвина,
чтобы не мерзнуть на морозе.)
5. Самая крупная птица в мире? (Африканский страус.)
6. Любимое лакомство глухарей. (Хвоя.)
7Что делает страус при приближении опасности? (Припадает
к земле
и
вытягивает шею вдоль туловища, прячет голову в песок.)
8. Назовите самую маленькую птицу. (Колибри.)
9. Какая птица обладает самыми длинными шеей и ногами относительно размеров туловища? (Фламинго.)
10.Какая птица подкидывает свои яйца в гнезда другим птицам? (Кукушка.)
11.Все ли птицы летают? (Не летают страус, киви, пингвин.)
12.Какими способами передвижения обладают
птицы? (Они летают,
ходят,
бегают, плавают, прыгают.)
9 Ребусы.
Участники берут карточки с ребусами и отгадывают.
10 Узнай птицу.
По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Ее иллюстрация помещается на доске.
1 Это маленькая
подвижная птичка с округлой головкой, короткой
шеей,
яйцевидным туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к
концу заостренный. В холодную пору птицы сидят, плотно прижавшись, друг к другу, нахохлившись. (Воробей)
2 Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко – желтое. (Синица.)
3 У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый. (Дятел)
4 У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета. (Снегирь.)
5 Голова, крылья, хвост у этой птицы - черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. (Сорока.)
6 У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. (Ворона.)
11 Музыкальный конкурс.
Вспомнить и пропеть отрывок песни, в которой поется о птицах.
Выставка книг о птицах.
Подведение итогов. Вручение грамот.
Мероприятие. «Здравствуй, Птичья страна», занятие-викторина.
Цель: воспитание экологической культуры и экологического сознания.
Задачи: уточнить знания учащихся о многообразии птиц, живущих в нашей области и их значение для природы; совершенствовать умения учащихся узнавать птиц по их устному описанию; расширять знания детей о птицах, условиях их обитания. Развивать внимание, память, логическое мышление, речь учащихся. Воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение ко всему живому, желание работать с энциклопедиями, справочникам.
Оборудование: иллюстрации «Птицы», выставка книг на тему: «Что читать о птицах», запись голоса птиц.
Ход мероприятия.
1. Организационный момент.
Звучит музыка «Пение птиц». Дети входят в класс и занимают свои места. Педагог начинает говорить и музыка смолкает.
Вводное слово педагога.
Удивительные творения природы – птицы – радуют нас своей подвижностью, и голосом, и обликом. Они поистине эталон прекрасного на земле. Недаром люди всегда проявляли и проявляют заботу о пернатых друзьях.
Вы никогда не задумывались над тем, чем отличаются птицы от других животных, чем привлекают они нас?
Конечно же, самое главное: птицы летают, и у каждой свой стиль в полете. Орлы и некоторые крупные морские птицы подолгу плавно парят, порой пролетая за день более 15 км. Серые журавли могут подниматься не высоту до 9 км, а горные гуси взмывают над облаками, оставляя внизу заснеженные шапки горных вершин Памира. Стрижи и жаворонки не только неутомимы в полете, но при этом еще постоянно поют.
У птиц необычно острое зрение, ведь им надо с огромной высоты разглядеть добычу.
Едва ли найдется в животном мире (за исключением, пожалуй, рыб) существа столь причудливо окрашенного, как птицы: взять хотя бы попугаев или наших щеглов.
И наконец – птицы поют. Чиж дарит нам незатейливую песенку, очень нежную. Очаровывают и завораживают удивительные трели соловья: нежные мелодичные фразы сменяются то резким свистом, то щелканьем.
На одном занятии трудно рассказать обо всех птицах, только на территории России живет более 700 видов различных птиц. Сегодня мы познакомимся с некоторыми птицами, живущими в нашей Белгородской области.
2. Сообщения воспитанников.
Педагог. Хоть я не молоток - по дереву стучу;
В нем каждый уголок обследовать хочу.
Хожу я в шапке красной и акробат прекрасный.
-Кто же это, ребята? Вы догадались? Это дятел. Правильно.
Воспитанник 1: Вся жизнь дятла проходит на деревьях. Здесь он добывает себе корм из-под коры деревьев, пищей ему служат личинки жуков и насекомых, живущие в коре и древесине. Добывает пищу дятел своим тонким длинным клювом. Язык дятел высовывает на 10-12 см. Большие насекомые прямо нанизываются на язык, а мелкие – прилипают к нему. Он начинает добычу пищи в 6 часов утра и продолжает до 9-10 часов вечера. За это время он истребляет огромное количество жуков- короедов. Питается также и семенами хвойных деревьев.
Ноги у него приспособлены к лазанию по стволам деревьев. Пальцы на ногах имеют острые когти и расположены не так, как у других птиц. Два пальца направлены вперед, а два - назад. Это помогает прочно держаться за кору деревьев.
Как внимательный, врач, дятел осматривает, выстукивает, выслушивает каждое дерево. И если дерево заражено, дятел принимается долбить его. По следам работы дятлов легко узнать, заражен лес или здоров. Но этого мало: дятел в лесу не только врач, еще плотник. За свою жизнь он выдалбливает десятки дупел; дупла служат домиками, в которых с удовольствием поселяются на летний сезон скворцы, мухоловки, синицы многие другие очень полезные птицы.
Педагог. А кто это так бойко перескакивает с одного сучка березки на другой? Кто это выводит протяжно и звонко в солнечный полдень свою песенку: «Синь-синь-синь»?
Пусть я птичка-невеличка.
У меня, друзья, привычка:
Как начнутся холода,
прямо с севера сюда!
- Ребята, вы узнали эту птицу? Это синица.
Воспитанник 2: Синичку можно увидеть не только в лесу, но и в городских парках, она маленькая, как воробышек. У нее черная шапочка, желтая грудка, зеленая спинка и острый черный клюв. Синицы охотно поселяются в старых хвойных лесах. Место для гнезда выбирают в гнилом пне или занимаю пустые дупла, сделанные лесным плотником - дятлом. Зимой охотно поедают семена ели, сосны и других растений.
Эта птица встречается чаще других зимующих птиц. Летом она питается насекомыми, уничтожая большое количество вредителей леса и сада. Зимой синицы перекочевывают ближе к селениям и городам. Синицы часто прилетают на балконы и расклевывают завернутые в бумагу продукты. Любят они несоленое сало. Зимой трудно найти синицам пищу, поэтому надо устраивать для них «столовые». К кормушке, куда насыпают сухой паек, можно привязывать и кусочки сала.
Педагог. Ребята, а как зовут эту птицу?
На ветвях, украшенных снежной бахромой,
Яблоки румяные выросли зимой.
Яблоки по яблоне весело снуют.
Гусениц мороженных яблоки клюют. Снегирь.
Воспитанник 3: Вы меня сразу узнали по красной грудке снегиря. Он частый гость зимой в ваших лесах. Не случайно его имя связано с первым снегом. Посмотрите, какой у снегиря толстый черный клюв. Им он вылущивает семена ягод черемухи, можжевельника и рябины. Охотно поедает семена ольхи и березы. Голос скрипучий «жи-ши», вместе с тем я издаю и мягкие звуки «фю-фю» «фьи-фьи».
Педагог. Я весь день ловлю жучков.
Уплетаю червячков.
В теплые края не улетаю,
Здесь под крышей обитаю.
Воспитанник 4: Я расскажу вам о неприметном воробышке. У нашего воробья имеется много интересных особенностей. Пригладитесь, например, как взлетают птицы при появлении опасности — это похоже на своеобразный взрыв, после которого птицы «рассыпаются» в разные стороны множеством «осколков». А характер! Живя всю жизнь, бок о бок с человеком, воробьи сумели остаться гордыми и независимыми. Они не станут, как доверчивые синицы, брать у вас корм из рук. А посаженный в клетку воробей будет биться в ней до тех пор, пока человек не поймет, что приручить этих птиц бесполезно, и не выпустит обратно на волю. Воробьи – смелые бойцы. Часто можно увидеть, как стая этих птиц отгоняет ворону или голубя от лакомого кусочка. Воробьи главные защитники - сторожа городских парков и садов. Свое многочисленное потомство мы выкармливаем насекомыми и их личинками, принося большую пользу человеку.
Педагог. Ребята нам рассказали о птицах, которые проводят снами зиму. Как называют таких птиц?
Для зимующих птиц страшен голод и холод. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. Сыта птаха – и тепло ей под пухом и перьями. Не забывайте, ребята о птицах зимой. Устраивайте для них птичьи столовые. Помогайте им пережить трудное время.
-А как называют птиц, которые прилетают к нам гнездоваться?
Сейчас мы послушаем сообщения о перелетных птицах.
-Что это за птица?
До чего цветы в садах буйно расцвели!
Распевают песни в них звонко… соловьи.
Воспитанник 5: Проснитесь на даче пораньше, и вы услышите пение соловья. Соловей, соловушка! Голосистая маленькая птичка. Поет свои песни о доброте, красоте родного края, о любви.
Птичка неказистая - перышки окрашены в бурый цвет, брюшко посветлее, переходящее в белый цвет. Темные глаза-бусинки придают соловью особую прелесть.
Соловьи питаются только насекомыми. Вьют гнезда около земли, предпочитая молодые кустарники старым деревьям. Селятся обычно на опушках леса, по берегам рек, любят селиться в садовых кустах, поэтому их много на дачах. И если дачники - одинокие старички, в саду у них нет ребячьего визга, соловьи обязательно у них поселятся в кустах и цветниках, где растут розы и другие цветущие растения.
Птенцы у соловьев вылупляются совершенно голые и слепые. Соловей помогает самочке высиживать и кормить птенцов, распевая в то же время свои соловьиные трели.
В июне птенцы уже покидают родительский дом, а родители перестают петь и ведут тихий образ жизни.
Педагог. Шитовило-битовило
По-немецки говорило,
Спереди шильце, сзади вильце,
Испод - бело полотенце,
Сверху – синенько суконце.
Воспитанник 6: Молниями рассекают воздух ласточки – касатки. Часами носятся они в небе, ловя комаров и различных мошек, а потом усядутся на провода и отдыхают, чистят перышки. Тогда и можно рассмотреть эту птичку. Крылышки у нее длинные, узкие. Хвост вилочкой, сама чёрная с блеском, грудка белая, горло красновато-коричневое.
Гнездятся ласточки-касатки только в поселках, в деревнях. Поэтому их и называют еще деревенскими ласточками. Гнездо из глины, смешанной со слюной. Лепят где-нибудь под крышей, под карнизом. Птенцы сидят в таком гнезде, как в чашке. А родители наловят в полях комаров и мошек. Прилетают в деревню и кормят малышей. Придет осень, исчезнут насекомые, нечего будет, есть ласточкам и улетят они тогда на юг.
Педагог. Мать, отца не знаю
Но часто называю,
Детей знать не буду,
Чужим сбуду.
Воспитанник. 7: Кукушки – птицы перелетные. Кукушка среди наших птиц единственная, которая не имеет собственных гнезд и не занимает чужие для гнездования, она сама не выводит птенцов и не выкармливает их. Яйца самка-кукушка подкидывает в гнезда мелких насекомоядных птиц величиной до дрозда, независимо от того, гнездится та птица открыто или в каком-либо укрытии. Кукушка откладывает яйца через каждые 5-6 суток, за лето их бывает до 20-25. Для откладки яйца кукушка подыскивает гнездо с неполной кладкой. Обычно в каждое гнездо она подбрасывает только одно яйцо, а иногда взамен него выбрасывает яйцо хозяев гнезда. Как правило, хозяева гнезда не замечают подлога и добросовестно насиживают кукушечье яйцо наравне со своими. Когда кукушонок вылупляется в первые три дня он быстро растет, перегоняет в росте птенцов хозяев гнезда, а затем выталкивает их из гнезда. Приемные родители кормят только одного кукушонка. Они продолжают о нем заботиться и в первые дни, после того как он покинет гнездо.
Педагог. Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит.
Воспитанник. Первая птица, которая прилетает к нам с юга – это грач. Весной, когда тракторы готовят землю под яровую пшеницу, грачи особенно любят прилетать в поля. Они стаями сопровождают тракторы, собирая земляных червей и личинок майского жука.
Летом в полях грачи приучают подрастающую молодежь к самостоятельной жизни, ловят в траве кузнечиков и кобылок. Важно расхаживают черные птицы по зелени.
У старых грачей хорошо видно беловатое пятно вокруг клюва, и голос у них грубее, басистее. А молодые грачи совсем черные, карканье у них дребезжащее, детское. Спешат молодые птицы за родителями, выпрашивают корм, ссорятся друг с другом.
Свои гнезда грачи строят на деревьях, где-нибудь около деревни или на опушке рощи.
Педагог. Спасибо вам, ребята! Много интересного вы рассказали нам о жизни птиц. В нашей области живут и другие птицы – это жаворонок, варакушка, скворец, перепел, дрозд, овсянка, трясогузка, серая славка и многие другие.
Рассказ сопровождается показом иллюстраций птиц.
На территории Белгородской области насчитывается 208 видов птиц. На одном занятие трудно рассказать обо всех птицах, об этом вы узнаете в свободное время.
3. Игра « Перелетные и зимующие птицы».
А теперь, ребята, мы поиграем с вами в игру. Она называется «Перелетные и зимующие птицы». Если я назову перелетную птицу, вы должны поднять руки вверх. Если я назову зимующую птицу, вы должны, присесть.
4. Занимательная страничка.
Сейчас мы вспомним народные приметы, загадки о наших пернатых друзьях.
- Послушайте загадки. Кто это?
1. Маленький мальчишка в сером армячишке.
По дворам шныряет, крохи собирает.
Воробей
2. «Тук-тук-тук!» - поутру носом он долбит кору.
Сколько пользы этот нос нашим яблоням принес!
Эта птица - молодчина: выбирает всех личинок,
Ну, а чтоб жилось тепло, мастерит себе дупло.
Много времени потратил на свое жилище... дятел
3. Он щебечет: «Чик-чирик!» Серый, ростом невелик.
Скачет, скачет по дорожке, ищет зернышки и крошки.
Что с опаскою глядишь? Что на крышу ты летишь?
Я не трону, не робей, эй, пугливый... воробей.
4. Вот опять гнездо себе мастерит в печной трубе.
И туда, на крышу дома, тащит ветки и солому.
Натаскает ваты, пуха - хорошо птенцам и сухо.
И в колодец-дымоход ни за что не влезет кот!
№ п/п |
Описание. |
Ответ. |
Изображение птицы. |
|
1 |
Это маленькая подвижная птичка с округлой головкой, короткой шеей, яйцевидным
туловищем, короткими и округлыми крыльями. Клюв твердый, к концу заостренный. В холодную
пору птицы |
Воробей |
|
|
2 |
Это красивая птица. У нее на голове черная шапочка, щеки белые, на горле черная полоса - галстучек, крылья и хвост серые, спина желто-зеленая, а брюшко - желтое |
Синица |
|
|
3 |
У этой птицы красивое пестрое оперение: верх тела - черный, на голове и шее белые пятна, на сложенных крыльях белые полосы, подхвостье и темя красные. Клюв прочный и острый |
Дятел |
|
|
4 |
У этой птицы верх головы, крылья, хвост - черные; спина голубовато-серая, а брюшко - красное. Клюв короткий, толстый, конической формы, черного цвета
|
Снегирь |
|
|
5 |
Это небольшая птичка красного цвета, с цепкими лапками и характерным крестообразным клювом
|
Клест |
|
|
6 |
Голова, крылья, хвост у этой птицы - черные, а по бокам белоснежные перышки. Хвост длинный, прямой, будто стрела. Клюв прочный и острый. |
Сорока |
|
|
7 |
У этой птицы крупное, продолговатое туловище, большие сильные ноги. Ходит она большими шагами. Клюв крепкий, большой. Голова, горло и крылья – черные, а остальное тело – серое. |
Ворона |
|
|
Вот смекалка так смекалка!
Это что за птица?.. Галка.
5. Ей на месте не сидится; все летает целый
день,
Суетится, суетится, целый день звенит: «Тень-тень!»
Угадай-ка,
что за птица? То веселая... синица.
6. Стойкий, стужам неподвластный, песней славит он
зарю.
Знать, недаром галстук красный дан с рожденья... снегирю.
7. На шесте дворец, во дворе певец, а зовут его… скворец.
8. Белокрылые хозяйки, над волной летают…чайки.
9. Дитя еще не родился, а уже отдан на воспитание; у кого это? кукушка
А теперь, ребята, я назову вам несколько народных примет о птицах: «Воробьи дружно расчирикались – к оттепели»;
«Дикие гуси летят, зимушку на хвосте тащат»;
«Синица к избе – зима на дворе»;
«Осенью птицы летят низко - к холодной зиме; высоко – теплой зиме».
- А кто из вас знает народные приметы, связанные с птицами?
Воспитанники называют народные приметы.
• Зимой галки
собираются к вечеру стаей и кричат - к ясной погоде,
к
потеплению.
• Если зимой воробьи
сидят на деревьях или строениях втихомолку –
будет снег без ветра. А дружно расчирикались – к потеплению.
• Когда зимой вороны
собираются целой стаей, летают, кружатся и
каркают -
жди снега или мороза.
• Если ворона купается ранней весной – к теплу.
• Если грачи прилетели до 14 марта – быть лету мокрому, а снег сойдет рано.
• Гуси высоко летят – воды будет много, низко – мало.
• Увидел скворца - знай: весна у крыльца.
• Летом ворона купается - к дождю.
• Если вороны летом летают стаями, высоко, поднимаются под тучи - к ненастью.
• Синица пищит - зиму вещает.
• Если журавли осенью летают высоко - осень будет продолжительной
5. Викторина «Узнай птицу»
По словесному описанию ученики должны узнать птицу. Если птица названа, верно, ее иллюстрация помещается на доске.
6. Чтение стихотворения.
Звучит запись «Голоса птиц». Воспитанники читают стихотворения о птицах.
7. Итог занятия.
Послушайте стихотворение и подумайте, о чем оно.
Педагог вывешивает плакат со стихотворением. Первая буква каждой строки выделена красным цветом.
С утра и до позднего вечера,
Освоив полянки страниц,
Хозяйствует в книжке доверчиво.
Раздольная музыка птиц.
А может быть, с этого времени
Наступит иная пора –
И станет для птичьего племени
Милее еще детвора?!
Порадуют снова пернатые
Руладами сердце и слух,
И крепче подружат с юннатами
Речушка, и роща, и луг.
От неба до мира подводного
Давайте ж, как Родины речь,
Умом и душой благородную
Здоровье планеты беречь!
Единое многообразие
Мы будем ценить неспроста,
Любя и Европу, и Азию,
И наши родные места!
- Что хотел сказать автор?
А теперь запишите первые буквы строк этого стихотворения и прочитайте фразу, которая получилась.
- Об этом мы должны помнить всегда! А сейчас обратите внимание на выставку книг. Эти книги помогут вам узнать многое о птицах.
По страницам Красной книги.
Цель игры:
· Формировать у учащихся элементы экологического мышления;
· Воспитывать у учащихся любовь, бережное отношение к живой природе, научить их гармонично сочетать интересы человека с законами природы;
· Показать необходимость создания Красной книги;
· Рассмотреть животных, занесённых в Красную книгу.
Оборудование:
· Музыка «Одинокий пастух»;
· Сообщения учащихся, рисунки, фотографии животных;
· Карта;
· Красная книга.
I. Вступительное слово учителя.
На фоне музыки «Одинокий пастух».
«Вы обитатели одной планеты, пассажиры одного корабля» - с такими словами обратился однажды к землякам французский писатель Антуан де Сент-Экзюпери.
Полвека минуло с тех пор, но лишь сегодня утверждается в нашем сознании, что это не поэтический образ, а глубинная суть нашего бытия на гигантском космическом корабле по имени Земля. Впрочем, «гигантский» понятие относительное. Те, кому довелось видеть нашу планету со стороны, с высоты космической орбиты, утверждают, что она мала, хрупка и очень красива.
Ведущий 1:
Земля наша красива не только с орбиты, надо уметь видеть и слышать её красоту каждый день, каждый час…
Красивый сумрак
Ночи напролёт
Звенит над речкой чистой тишиною.
Русалка полнолунье подождёт,
Чтобы блеснуть чудесной чешуёю.
Под вербами задумчивая тень
Любуется бодрящею прохладой.
Как хорошо, что не проходит день
С усталой, пыльной, жаркою бравадой!
Ведущий 2:
Соловей поёт о тишине
Трелью золотисто-невесомой,
Радуясь затейнице-весне
И росинке трепетной, знакомой,
Запахам некошеной травы,
Шорохом листвы в преддверии зноя,
Полотну небесной синевы –
Над волной пшеничного прибоя.
Учитель:
Да, прекрасна наша Земля. Но она не так велика, как кажется. При нынешних скоростях облететь её можно за полтора часа, а что кажется хрупкости, то здесь тоже нет преувеличений. Над многими районами планеты нависла угроза необратимых разрушений природных условий в результате беспорядочной эксплуатации природных ресурсов, варварского и бесконтрольного загрязнения среды.
Да и сам термин «экология» мы чаще употребляем со словом не «риск», а «катастрофа».
Сегодня на занятии нашего факультатива мы поговорим о катастрофе животных на Земле, проведём путешествие по карте России с животными, находящимися на грани гибели, с животными, занесёнными в Красную книгу.
Ведущий 1:
Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть ещё природы храм –
С лесами, тянущими руки,
Навстречу солнцу и ветрам,
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда.
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
Ведущий 2:
Кромсая лед, меняем рек теченье,
Твердим о том, что дел невпроворот,
Но мы еще придем просить прощенья
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У мельчайшего малька…
Пока об этом думать неохота,
Сейчас нам не до этого… пока…
Аэродромы, пирсы и перроны,
Лиса без птиц и земли без воды…
Все меньше окружающей природы,
Все больше окружающей среды.
Ведущий 3:
Люди бережно относятся к величайшему наследию, созданному гением человека. Угроза разрушения уникального полотна Рембрандта или скульптуры Микеланджело вызовет волну законного возмущения и тревоги у миллионов людей Земли.
Ведущий 1:
Биологический вид как уникальное творение природы, по своей ценности подобен картине Рембрандта, я бы сказал: даже ценнее. Но только небольшое число специалистов знает о том, что сейчас у нашей биосферы ежегодно навсегда исчезает в среднем один вид животных. Происходит это незаметно и большинство людей даже не знает о той бесценной утрате, которую понесло человечество.
Ведущий 2:
«Самый страшный зверь на Земле» - так гласит надпись на клетке при входе в один из западногерманских зоопарков. Когда заинтригованный посетитель прислоняет свое лицо к массивным прутьям железной решетки и заглядывает внутрь, он видит самого себя. За решеткой установлено зеркало. Бессознательна ли эта надпись? К сожалению нет. За последнюю тысячу лет человеком истреблено 140 видов птиц и более 100 видов млекопитающих. Многие задают приблизительно такие вопросы: почему дикие животные должны быть предметом столь огромной заботы? Почему государства, чье население страдает от голода, изыскивает ресурсы для защиты диких животных? Такое ли большое значение имеет исчезновение нескольких сотен или тысяч видов? Кому, например, нужен тритон или гремучая змея?
Ведущий 3:
Уважаемые господа, товарищи! Мы собрались здесь для того, чтобы обсудить ряд вопросов, связанных с такой важной проблемой современности, как охрана окружающей среды. Проблема охраны видов особенно актуально звучит сейчас, хотя вмешательство человека в природу началось еще в глубокой древности. Вначале это были довольно мирные способы ведения хозяйства – охота и рыболовство, вырубка деревьев, распашка земель. Затем начался этап более серьезного наступления на природу. Строились города, заводы, фабрики, начались мелиоративные работы на больших площадях земной поверхности. Все эти виды деятельности во многих случаях губительно сказывались не жизни видов. Начиная с 1900г, ежегодно исчезает один ряд, вид или подвид. Велик список навсегда исчезнувших животных, но эта страшная участь сегодня уже грозит более чем 800 видам. Все они занесены в «Красную книгу» Международного союза охраны природы. Все они сумеют дожить до завтрашнего дня. Долг и обязанность человека – спасти их.
Ведущий 1:
Думаю, что очень уместно было бы сегодня послушать грустный фельетон об отношении человека к живой природе.
Ведущий 2:
Записки человека в Красную книгу.
Грустный фельетон.
Автор:
Звери всех лесов, рек и озер, морей были собраны на важное совещание. Царем всех зверей выбрали Льва. Несмотря на свои 3 года, он выглядел совсем замученным и дряхлым. Сидя за столом с перевязанной лапой и взлохмаченной гривой царь зверей начал беседу.
Лев:
Начнем, пожалуй. Я пригласил вас, чтобы обсудить создавшееся положение. Люди совсем озверели. Они уничтожают нас беспощадно. Многие особи исчезли с лица Земли. Нам грозит полное вымирание, если не предпринять экстренных мер к их самозащите.
Крокодил:
С человеком бороться бесполезно. Он вооружен до зубов. Наш род почти весь превращен в ботинки, кошельки и сумки. Да и как нас не будут уничтожать, если в США ботинки, простите, из нашей шкуры стоят 250 долларов, а чемодан – 3000. ну, прямо, вам скажу друзья, нет у людей ни стыда, ни совести, нет человечности.
Треска:
В морях, океанах плавает столько рыболовных судов, что никуда от них не денешься. Хвастают люди, друг перед другом – «Мы за год поймали 8 млн. т рыбы» - «А мы – 9». А им и невдомек, что нас становится все меньше и меньше. Да что ловят нас и травят беспощадно. Вот недавно у берегов Великобритании затонул танкер, нефть разлилась на 5 км!
Даже в такой маленькой реке как Деркул, люди и рыбу и раков потравили. Банно-прачечный комбинат и молокозавод своими отходами, колхозы – ядохимикатами, погубили все живое. Бедные наши речные сестры сопротивлялись, но даже молодежь наша более выносливая, родившаяся в мыльной воде, и та погибло в обмылках и отходах.
Страус:
Да, ты права, рыба, права, подумайте все вы звери, как трудно выжить нам. Отложила моя страусиха яйца. Согревали их, мечтали, какие страусята вырастут красивые, умные, быстрые, смелые. Но вот пришли люди, забрали яйца и радуются: «Хватит накормить всю семью». Страусиха плачет, а они хохочут, бьют в барабаны, песни поют. А еще что выдумали! Школу для нас! Учат нас там почту носить. Трудное это дело. Несешь сумку, сумка так плечо надавила, до крови его растерла. Вот, посмотрите, звери! С ног валишься, пока добежишь до селенья, а там эту сумку забрали, а другую, еще тяжелее, нацепили, и толкают: «Беги, мол, назад». Покормили бы, дали отдохнуть, так нет. Беги, страус, беги!
Обезьяна:
Создают всякие резервации, заповедники, как-будто инопланетяне какие-то, хорошо, если в порядочный зоопарк попадешь. А так, спасенья нет! А зачем мы человеку? Ни мяса, ни шкурки с нас не возьмешь. Просто так, ради удовольствия нас уничтожают.
«Наши предки, наши предки!» - так пожалейте нас, если вы наши предки! А то озверели, стали хуже нас. Горе нам, горе с людьми!
Заяц:
Ох, ты права, обезьяна! Это просто издевательство. Сами уничтожают, а потом слёзы льют. Проводят международные конференции по охране природы… А нас становится всё меньше и меньше, на одного зайца выходит по 7 охотников. О-хо-хо! Так и оглядываешься целый день! А как становится обидно, когда на человеке увидишь заячью шапку. Ну ладно если бы нас много было, а то на весь лес – 3 зайца осталось!
Автор:
Все звери топали, кричали, хотели поведать о своей нелегкой жизни, своей судьбе!
Лев – псу:
Ну а ты, предатель, что молчишь?
Пес:
Ваше, величество, не называйте меня предателем, не по своей воли живу я с человеком. Давным-давно мои предки были приручены человеком и приучены служить ему, но и нам от человека достается: то не кормят, то пинка дают, а под старость нас на мыло пускают. О-хо-хо! И все же, Ваше Высочество, не судите человека слишком строго!
Все:
Что? За что жалеть? За что?
Пес:
Если бы вы дикари, читали газеты, слушали радио, смотрели телевизор, вы бы ужаснулись, что может произойти с людьми. Люди столько накопили оружия, что могут уничтожить Землю много раз. И хотя последнее время обстановка улучшается, но все равно американцы не отказались от вывода в космос ракет с ядерной начинкой, они оттуда могут уничтожить все живое на Земле. Скрыться некуда! Ты вот, треска, хнычешь, что тебя ловят сетями, а ты нырни глубже, и выживешь! Или, Вы, Ваше Величество, можете в джунглях спрятаться! А человек, куда спрячется от жара лазера? Жалеть людей надо: человек он сам себя убивает!
Лев:
Так ты говоришь, люди готовятся уничтожить друг друга?
Пес:
Если им не помочь, то случится непоправимое. Разумные существа исчезнут с лица Земли. Не будет людей, осиротеет наша планета!
(Звери задумались).
Волк:
А без человека земля опустеет… Скучно нам зверям будет… Хотя он нам и враг, но все-таки разумное существо. Давайте пожалеем его, Ваше Величество.
Крокодил:
Вообще-то от него хотя и много вреда, но есть и небольшая польза, он Красную книгу для нас придумал… Сочувствует нам… Когда он добрый, с ним жить можно. Хоть больше он жалеет нас на словах, чем на деле. И все же жаль его…
Лев:
Слушайте меня звери, рыбы, птицы! Нужно спасать человека! Я предлагаю занести его в нашу Красную книгу! Будем оберегать его. Давайте пошлём наше пожелание людям. Пусть помнят, что мы им не желаем зла, что хотим им добра и мира.
Автор:
Давно это было, записали человека в Красную книгу, передать е людям поручили черепахе.
Пес:
Знать черепаха еще ползет. Не скоро дело будет.
Звучит торжественная музыка.
Все звери:
Догнать черепаху, послать быстроногую антилопу! Пусть догонит, донесёт наше решение до людей! Пусть живут в мире на прекрасной нашей планете! И люди, и звери! Будь разумен, человек! Ведь ты самое разумное существо на нашей Земле! Береги себя и нас!
Ведущий 1:
Я люблю тебя большое время,
Но прошу – прислушайся ко мне, -
Не губи последнего тюленя,
Пусть гуляет в темной глубине,
Не губи последнего болота,
Загнанного волка пощади,
Чтобы на Земле осталось что-то,
От чего щемит в моей груди!
Ведущий 2:
На встречу, которая пройдет в форме путешествия по страницам Красной книги, приглашены учёные-орнитологи, учёные-ихтиологи, которые расскажут сегодня о рыбах, птицах и млекопитающих, занесенных в Красную книгу.
Учащиеся выступают с сообщениями, подготовленными заранее.
Учитель:
«Самая большая ценность в мире – жизнь: чужая, своя, жизнь животного мира и растений, жизнь культуры, жизнь на всем протяжении – и в прошлом, и в настоящем, и в будущем…» - запомните эти слова, дети, помните их всегда, всю жизнь, и выполняйте это правило.
Берегите растения и животных, берегите свою жизнь, берегите жизнь на нашей Земле.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.