План-конспект к открытому уроку географии: " Земля - планета Солнечной системы"

  • docx
  • 17.08.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 22 марта 2019.docx

22.03.2019 г. Тема: «Урок общеметодологической направленности»

Учитель географии

КГКОУСУВУ «Очерская спецшкола»

Мусихина Ирина Анатольевна

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Предмет: География

Класс: 5

Тема урока: Земля – планета Солнечной системы.

Цель урока: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Оборудование: Карта, учебники, раздаточный материал, ребусы, атласы, пластилин, бумага, настольная лампа.

Конспект разработан к учебнику:  А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016 (Сферы).

 

Задачи урока:

Знать – строение Вселенной, Солнечной системы; знать, что входит в состав Солнечной системы; знать расположение планет; выделять в космическом пространстве нашу планету Земля и знать её особенности (галактическое, орбитальное и осевое вращение); понимать, что наша планета уникальна, так как только на ней существует жизнь.

Уметь – структурировать полученные знания и делать выводы.

Понимать – расположение, нахождение нашей планеты в космическом пространстве; расположение и состав планет Солнечной системы;  причины, влияющие на смену времен года и времени суток на нашей планете.

Навыки:

Регулятивные: Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения  учебных задач. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и практической. Выдвигать гипотезы, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы. Понимать позицию другого. Корректировать своё мнение. 

Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.

 

Ход урока:

 

Организационный этап. (1-2 мин.)

- Проверка готовности класса к уроку

 

 

Основной этап.

 

Актуализация знаний.(2-4 мин.)

- Где и каким образом располагается Земля в космическом пространстве?

- Какое место наша планета занимает в Солнечной системе?

- Какое значение для Земли играют осевое и орбитальное вращение?

 

(25-30 мин.)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Мы с вами изучили тему «Земля – планета Солнечной системы».

На сегодняшнем уроке мы постараемся ответить на эти и другие вопросы;

Мы с вами должны не только повторить и закрепить пройденный материал, но и обобщим, систематизируем его в виде общего вывода по пройденной теме.

 

Раздаются листы для заполнения общего вывода по пройденной теме. В данном раздаточном материале, ребятам необходимо во время всего урока заполнять пропуски, для того, чтобы в конце урока получить обобщенный вывод по данной теме.

 

Тема урока: Земля – планета Солнечной системы.

 Беседа:

И так, мы с вами узнали, что всё, что нас окружает, т.е. весь существующий мир – это

  Вселенная

Вселенная бесконечна во времени и пространстве.

Но то, что может охватить человеческий глаз, - это только небольшая часть вселенной, которую древние греки называли

 Космос

В космосе (или вселенной) расположены огромные скопления звезд, которые называются

  Галактика

Число только наблюдаемых галактик около 10 млрд. Каждая Галактика, в свою очередь, содержит миллиарды звезд.

Галактика в которой мы с вами живем называется…

Галактика молочная,

В которой  мы живем,

Рассыпалась космическим

Сверкающим дождем.

Мы облететь сумеем

Её когда-нибудь,

Зовём свою Галактику

Мы просто…..

 

МЛЕЧНЫЙ  ПУТЬ

 

Иван, зачитай нам , пожалуйста, в учебнике на странице 56, что такое «Млечный путь».

 

И так, в Млечный путь входит очень много звезд. Все они от нас находятся на очень больших  расстояниях, которые измеряются не в метрах и километрах, в световых годах.

Световой год – это очень большая в цифровом выражении величина.

Это такое расстояние, которое пробегает луч света за год, со скоростью

300 000 км в секунду!

 

Все звезды отличаются друг от друга. В атласе на стр. 14-15, вы можете увидеть, что звезды различаются друг от друга.     ПОЧЕМУ?

Ответ: ПО РАЗМЕРУ И ТЕМПЕРАТУРЕ.

По размеру:

1-    сверхгиганты (в 300-2000 раз больше солнца)

2-    гиганты (пример, в 22 раза больше солнца)

3-    простые звезды (приблизительно равные солнцу)

4-    карлики (в несколько тысяч раз меньше солнца)

 

По температуре:

1-    горячие

2-    менее горячие (солнечные)

3-    холодные

 

А какая самая близкая к нам звезда?

 

 Солнце

Поскольку Солнце играет для нас  и нашей жизни важнейшую роль, то его – Солнце, вместе с движущимися вокруг него космическими телами называют СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМОЙ.

 

Основные, главенствующие, космические тела вращаются вокруг солнца и называются

 Планета

 

А какие планеты помимо нашей Земли входят в состав Солнечной системы? И сколько их?

Ребята перечисляют планеты, которые помнят.

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

 

В нашей Солнечной системе восемь планет. Их имена по-настоящему красивые, а ведь им их дали не просто так.

Так давайте вспомним названия планет нашей Солнечной системы, кто и почему им дал эти имена, и обозначим их на доске.

 

Предлагаются карточки с названиями планет и их описание.

Один ребенок зачитывает описание планеты, другие  двое – находят название планеты и прикрепляют его на доске.

 

1) Меркурий - самая близкая планета к Солнцу. Меркурий - это римский бог торговли, он же в греческой мифологии Гермес. Обычно он изображается с крыльями на шлеме и сандалиях, что символизирует его стремительность и скорость передвижения по миру. Планета, названная в честь него, также является самой быстрой и стремительной планетой в Солнечной системе, которая оборачивается вокруг солнца всего лишь за 88 дней.

2) Венера. Эта планета названа в честь божества Венеры - богини любви, красоты и процветания. Не зря планета носит её имя. Ведь планета Венера является одной из самых красивых и ярко-светящих астрономических объектов в нашей системе.

3) Земля. Кто назвал землю Землёй? Есть множество теорий, почему называется так наша планета, но, наверное, самая логическая эта - так называли наш Родной Дом его древние обитатели - наши предки. Потому что всё, от чего они получали жизнь - это была земля. Они на ней трудились, они на ней жили, от неё они и питались. А ещё, это единственная планета во вселенной, которая пригодна для жизни человека.

4) Марс. Кроваво-красная планета. Именно из-за своего оттенка она носит имя римского божества Марса - бога войны, который ассоциируется с кровопролитием.

5) Юпитер - одна из планет-гигантов. Её назвали в честь римского бога-громовержца Юпитера, из-за того что на небе планеты происходят постоянные атмосферные явления, такие как молнии, громы и даже полярные сияния, при чём в больших количествах.

6) Сатурн - "Властелин колец". 7 колец, находящихся на его орбите, - его визитная карточка, эта планета настолько великая, что её можно заметить с Земли невооруженным глазом. Планета получила своё имя в честь римского божества земледелия. Почему в честь него? Символом бога Сатурна является серп, а он как бы образуется круг, похожий на кольца планеты.

7) Уран - "Небесная" планета в нашем списке. Из-за своей особой окраски названа в честь греческого бога Урана - повелителя неба.

8)Нептун - последняя планета, которую мы перечислим. Названа в честь римского бога Нептуна - повелителя морей. Всё потому, что планета в основном состоит из воды и льда.

 

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Скажите, планеты Солнечной системы отличаются друг от друга или нет?

Чем они отличаются? На какие две группы их можно разделить?

 

Ответ: НА ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ  И  ПЛАНЕТЫ-ГИГАНТЫ.

 

А сейчас, перед тем как охарактеризовать эти две группы, посмотрите на доску и в атлас на странице 8. Обратите внимание на то, какие из них приближены к Солнцу, а какие отдалены от него.  Заметьте, что все они вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.

Теперь, возьмите в руки пластилин и скатайте из него шарик. А теперь, сделайте шарик из листа бумаги.

Посмотрите на свои шарики. Чем они отличаются?

Какой шарик больше по размерам? А какой тверже?

 

Так вот, давайте теперь, каждой группе планет дадим по три (3) основных характеристики.

 

Я зачитываю характеристику, а ребята мне называют к какой группе она подходит. Табличка с той или иной характеристикой крепится к доске, рядом с выбранной группой.

 

Физкультминутка. (1-2 мин.)

Ребятам называются планеты Солнечной системы.

Если планета относится к земной группе, то ребята приседают, а если это планета-гигант, то ребята подпрыгивают и хлопают в ладоши.

 

А теперь, откройте атлас на с. 12-13.

Каждая планета является магнитом. И многие из планет Солнечной системы имеют рядом с собой космические тела естественного (а Земля ещё и искусственного) происхождения, тела, которые обращаются вокруг планет.

Данные космические тела называются

 Спутник.

 

А сейчас, посмотрите в атлас на с. 12-13 и скажите, сколько естественных спутников имеет каждая планета Солнечной системы.

 

Ребята глядя в атлас называют количество спутников у каждой планеты. Я их подписываю на доске, рядом с каждой планетой.

 

Думаю, вы видите, что чем крупнее планета, тем более сильным магнитом она является, и тем больше спутников она может удерживать рядом с собой.

 

Ну, давайте будем поближе к Земле.

 

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …

Луна

 

Луна – это спутник нашей с вами планеты.

А какие фазы луны нам известны? Смотрим учебник с. 57.

Как определить, нарождается (растущая) луна или убывает (стареющая)?

Буквы - С  и Р.

Как луна влияет на Землю? Что происходит на Земле благодаря лунному притяжению?  ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ.

__________________________________________________________________

А теперь, давайте вернемся к нашей доске.

Все планеты у нас движутся вокруг чего? СОЛНЦА.

И каждая планета, как мы видим, движется по своей дорожке. Которая называется как?  ОРБИТА.

 

В атласе на с. 12-13, наглядно прослеживается траектория орбит каждой планеты.

А за какой промежуток времени наша планета проходит вокруг солнца?

ЗА  365 ДНЕЙ И  6 ЧАСОВ  ИЛИ ЗА 1 ГОД.

А какая планета вращается вокруг Солнца быстрее нашей? А какая медленней?

Что изменяется на нашей планете благодаря орбитальному движению вокруг Солнца?   ВРЕМЕНА ГОДА.

__________________________________________________________________

Помимо орбитального вращения наша, да и другие планеты, крутятся вокруг своей …чего? ...ОСИ.

 

Назовите следствие вращения Земли вокруг своей оси.

 

Используются глобус и настольная лампа.

 

Что изменяется на планете благодаря осевому вращению?

ВРЕМЯ  СУТОК (или день и ночь).

_________________________________________________________________

Благодаря всем вышеперечисленным факторам: расположение в Солнечной системе, приближенность к Солнцу, орбитальное и осевое вращение планеты, благодаря всему этому, только на нашей планете вещества находятся в трёх агрегатных состояниях.

Каких?

ТВЁРДОМ, ЖИДКОМ И ГАЗООБРАЗНОМ.

 

Этим состояниям соответствуют три внешние оболочки Земли: Какие?

АТМОСФЕРА (газообразная,  воздушная оболочка)

ГИДРОСФЕРА (жидкая,  или водная оболочка)

И   ЛИТОСФЕРА  (твёрдая оболочка или земная кора).

 

При этом вода есть только на нашей планете Земля.  А БЕЗ ВОДЫ, как известно, не может быть и ЖИЗНИ!

 

 

Домашнее задание.  (1 мин.)

Домашнее задание – творческое.

Все вы знаете, что жизнь существует только на планете Земля. Но многие фантасты, да и простые люди, считают, что это не так. Как пример, часто в кинофильмах и периодических изданиях изображают инопланетян, в частности, «марсиан».

Вот пофантазируйте и вы. Представьте, что и на других планетах есть жизнь. Попробуйте изобразить свои фантазии на бумаге. Нарисуйте, как на ваш взгляд, будут выглядеть жители других планет Солнечной системы (Меркурия, Венеры, Юпитера и т.д.).

 

Итоги. Выводы. Оценки.  (1-2 мин.)

Заполнив пропуски в раздаточных листах, вместе, вслух зачитываем единый общий вывод пройденной темы «Земля – планета Солнечной системы».

Оцениваем себя самостоятельно, с пояснением выбранной оценки.

Каждому предлагается подойти к доске и вписать своё имя напротив «заслуженной» оценки.

Солнышко – это пятерка, луна – это четверка, звездочка – это тройка.

При выборе необходимо пояснить почему выбрана та или иная отметка: что понравилось, а что нет; какие возникли трудности; что осталось непонятным.