22.03.2019 г. Тема: «Урок общеметодологической направленности»
Учитель географии
КГКОУСУВУ «Очерская спецшкола»
Мусихина Ирина Анатольевна
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Предмет: География
Класс: 5
Тема урока: Земля – планета Солнечной системы.
Цель урока: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала.
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Оборудование: Карта, учебники, раздаточный материал, ребусы, атласы, пластилин, бумага, настольная лампа.
Конспект разработан к учебнику: А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016 (Сферы).
Задачи урока:
Знать – строение Вселенной, Солнечной системы; знать, что входит в состав Солнечной системы; знать расположение планет; выделять в космическом пространстве нашу планету Земля и знать её особенности (галактическое, орбитальное и осевое вращение); понимать, что наша планета уникальна, так как только на ней существует жизнь.
Уметь – структурировать полученные знания и делать выводы.
Понимать – расположение, нахождение нашей планеты в космическом пространстве; расположение и состав планет Солнечной системы; причины, влияющие на смену времен года и времени суток на нашей планете.
Навыки:
Регулятивные: Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и практической. Выдвигать гипотезы, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.
Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы. Понимать позицию другого. Корректировать своё мнение.
Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.
Ход урока:
Организационный этап. (1-2 мин.)
- Проверка готовности класса к уроку
Основной этап.
Актуализация знаний.(2-4 мин.)
- Где и каким образом располагается Земля в космическом пространстве?
- Какое место наша планета занимает в Солнечной системе?
- Какое значение для Земли играют осевое и орбитальное вращение?
(25-30 мин.)
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.
Мы с вами изучили тему «Земля – планета Солнечной системы».
На сегодняшнем уроке мы постараемся ответить на эти и другие вопросы;
Мы с вами должны не только повторить и закрепить пройденный материал, но и обобщим, систематизируем его в виде общего вывода по пройденной теме.
Раздаются листы для заполнения общего вывода по пройденной теме. В данном раздаточном материале, ребятам необходимо во время всего урока заполнять пропуски, для того, чтобы в конце урока получить обобщенный вывод по данной теме.
Тема урока: Земля – планета Солнечной системы.
Беседа:
И так, мы с вами узнали, что всё, что нас окружает, т.е. весь существующий мир – это
Вселенная
Вселенная бесконечна во времени и пространстве.
Но то, что может охватить человеческий глаз, - это только небольшая часть вселенной, которую древние греки называли
Космос
В космосе (или вселенной) расположены огромные скопления звезд, которые называются
Галактика
Число только наблюдаемых галактик около 10 млрд. Каждая Галактика, в свою очередь, содержит миллиарды звезд.
Галактика в которой мы с вами живем называется…
Галактика молочная,
В которой мы живем,
Рассыпалась космическим
Сверкающим дождем.
Мы облететь сумеем
Её когда-нибудь,
Зовём свою Галактику
Мы просто…..
МЛЕЧНЫЙ ПУТЬ
Иван, зачитай нам , пожалуйста, в учебнике на странице 56, что такое «Млечный путь».
И так, в Млечный путь входит очень много звезд. Все они от нас находятся на очень больших расстояниях, которые измеряются не в метрах и километрах, в световых годах.
Световой год – это очень большая в цифровом выражении величина.
Это такое расстояние, которое пробегает луч света за год, со скоростью
300 000 км в секунду!
Все звезды отличаются друг от друга. В атласе на стр. 14-15, вы можете увидеть, что звезды различаются друг от друга. ПОЧЕМУ?
Ответ: ПО РАЗМЕРУ И ТЕМПЕРАТУРЕ.
По размеру:
1- сверхгиганты (в 300-2000 раз больше солнца)
2- гиганты (пример, в 22 раза больше солнца)
3- простые звезды (приблизительно равные солнцу)
4- карлики (в несколько тысяч раз меньше солнца)
По температуре:
1- горячие
2- менее горячие (солнечные)
3- холодные
А какая самая близкая к нам звезда?
Солнце
Поскольку Солнце играет для нас и нашей жизни важнейшую роль, то его – Солнце, вместе с движущимися вокруг него космическими телами называют СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМОЙ.
Основные, главенствующие, космические тела вращаются вокруг солнца и называются
Планета
А какие планеты помимо нашей Земли входят в состав Солнечной системы? И сколько их?
Ребята перечисляют планеты, которые помнят.
(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)
В нашей Солнечной системе восемь планет. Их имена по-настоящему красивые, а ведь им их дали не просто так.
Так давайте вспомним названия планет нашей Солнечной системы, кто и почему им дал эти имена, и обозначим их на доске.
Предлагаются карточки с названиями планет и их описание.
Один ребенок зачитывает описание планеты, другие двое – находят название планеты и прикрепляют его на доске.
1) Меркурий - самая близкая планета к Солнцу. Меркурий - это римский бог торговли, он же в греческой мифологии Гермес. Обычно он изображается с крыльями на шлеме и сандалиях, что символизирует его стремительность и скорость передвижения по миру. Планета, названная в честь него, также является самой быстрой и стремительной планетой в Солнечной системе, которая оборачивается вокруг солнца всего лишь за 88 дней.
2) Венера. Эта планета названа в честь божества Венеры - богини любви, красоты и процветания. Не зря планета носит её имя. Ведь планета Венера является одной из самых красивых и ярко-светящих астрономических объектов в нашей системе.
3) Земля. Кто назвал землю Землёй? Есть множество теорий, почему называется так наша планета, но, наверное, самая логическая эта - так называли наш Родной Дом его древние обитатели - наши предки. Потому что всё, от чего они получали жизнь - это была земля. Они на ней трудились, они на ней жили, от неё они и питались. А ещё, это единственная планета во вселенной, которая пригодна для жизни человека.
4) Марс. Кроваво-красная планета. Именно из-за своего оттенка она носит имя римского божества Марса - бога войны, который ассоциируется с кровопролитием.
5) Юпитер - одна из планет-гигантов. Её назвали в честь римского бога-громовержца Юпитера, из-за того что на небе планеты происходят постоянные атмосферные явления, такие как молнии, громы и даже полярные сияния, при чём в больших количествах.
6) Сатурн - "Властелин колец". 7 колец, находящихся на его орбите, - его визитная карточка, эта планета настолько великая, что её можно заметить с Земли невооруженным глазом. Планета получила своё имя в честь римского божества земледелия. Почему в честь него? Символом бога Сатурна является серп, а он как бы образуется круг, похожий на кольца планеты.
7) Уран - "Небесная" планета в нашем списке. Из-за своей особой окраски названа в честь греческого бога Урана - повелителя неба.
8)Нептун - последняя планета, которую мы перечислим. Названа в честь римского бога Нептуна - повелителя морей. Всё потому, что планета в основном состоит из воды и льда.
Посмотрите, пожалуйста, на доску.
Скажите, планеты Солнечной системы отличаются друг от друга или нет?
Чем они отличаются? На какие две группы их можно разделить?
Ответ: НА ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ И ПЛАНЕТЫ-ГИГАНТЫ.
А сейчас, перед тем как охарактеризовать эти две группы, посмотрите на доску и в атлас на странице 8. Обратите внимание на то, какие из них приближены к Солнцу, а какие отдалены от него. Заметьте, что все они вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.
Теперь, возьмите в руки пластилин и скатайте из него шарик. А теперь, сделайте шарик из листа бумаги.
Посмотрите на свои шарики. Чем они отличаются?
Какой шарик больше по размерам? А какой тверже?
Так вот, давайте теперь, каждой группе планет дадим по три (3) основных характеристики.
Я зачитываю характеристику, а ребята мне называют к какой группе она подходит. Табличка с той или иной характеристикой крепится к доске, рядом с выбранной группой.
Физкультминутка. (1-2 мин.)
Ребятам называются планеты Солнечной системы.
Если планета относится к земной группе, то ребята приседают, а если это планета-гигант, то ребята подпрыгивают и хлопают в ладоши.
А теперь, откройте атлас на с. 12-13.
Каждая планета является магнитом. И многие из планет Солнечной системы имеют рядом с собой космические тела естественного (а Земля ещё и искусственного) происхождения, тела, которые обращаются вокруг планет.
Данные космические тела называются
Спутник.
А сейчас, посмотрите в атлас на с. 12-13 и скажите, сколько естественных спутников имеет каждая планета Солнечной системы.
Ребята глядя в атлас называют количество спутников у каждой планеты. Я их подписываю на доске, рядом с каждой планетой.
Думаю, вы видите, что чем крупнее планета, тем более сильным магнитом она является, и тем больше спутников она может удерживать рядом с собой.
Ну, давайте будем поближе к Земле.
Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …
Луна
Луна – это спутник нашей с вами планеты.
А какие фазы луны нам известны? Смотрим учебник с. 57.
Как определить, нарождается (растущая) луна или убывает (стареющая)?
Буквы - С и Р.
Как луна влияет на Землю? Что происходит на Земле благодаря лунному притяжению? ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ.
__________________________________________________________________
А теперь, давайте вернемся к нашей доске.
Все планеты у нас движутся вокруг чего? СОЛНЦА.
И каждая планета, как мы видим, движется по своей дорожке. Которая называется как? ОРБИТА.
В атласе на с. 12-13, наглядно прослеживается траектория орбит каждой планеты.
А за какой промежуток времени наша планета проходит вокруг солнца?
ЗА 365 ДНЕЙ И 6 ЧАСОВ ИЛИ ЗА 1 ГОД.
А какая планета вращается вокруг Солнца быстрее нашей? А какая медленней?
Что изменяется на нашей планете благодаря орбитальному движению вокруг Солнца? ВРЕМЕНА ГОДА.
__________________________________________________________________
Помимо орбитального вращения наша, да и другие планеты, крутятся вокруг своей …чего? ...ОСИ.
Назовите следствие вращения Земли вокруг своей оси.
Используются глобус и настольная лампа.
Что изменяется на планете благодаря осевому вращению?
ВРЕМЯ СУТОК (или день и ночь).
_________________________________________________________________
Благодаря всем вышеперечисленным факторам: расположение в Солнечной системе, приближенность к Солнцу, орбитальное и осевое вращение планеты, благодаря всему этому, только на нашей планете вещества находятся в трёх агрегатных состояниях.
Каких?
ТВЁРДОМ, ЖИДКОМ И ГАЗООБРАЗНОМ.
Этим состояниям соответствуют три внешние оболочки Земли: Какие?
АТМОСФЕРА (газообразная, воздушная оболочка)
ГИДРОСФЕРА (жидкая, или водная оболочка)
И ЛИТОСФЕРА (твёрдая оболочка или земная кора).
При этом вода есть только на нашей планете Земля. А БЕЗ ВОДЫ, как известно, не может быть и ЖИЗНИ!
Домашнее задание. (1 мин.)
Домашнее задание – творческое.
Все вы знаете, что жизнь существует только на планете Земля. Но многие фантасты, да и простые люди, считают, что это не так. Как пример, часто в кинофильмах и периодических изданиях изображают инопланетян, в частности, «марсиан».
Вот пофантазируйте и вы. Представьте, что и на других планетах есть жизнь. Попробуйте изобразить свои фантазии на бумаге. Нарисуйте, как на ваш взгляд, будут выглядеть жители других планет Солнечной системы (Меркурия, Венеры, Юпитера и т.д.).
Итоги. Выводы. Оценки. (1-2 мин.)
Заполнив пропуски в раздаточных листах, вместе, вслух зачитываем единый общий вывод пройденной темы «Земля – планета Солнечной системы».
Оцениваем себя самостоятельно, с пояснением выбранной оценки.
Каждому предлагается подойти к доске и вписать своё имя напротив «заслуженной» оценки.
Солнышко – это пятерка, луна – это четверка, звездочка – это тройка.
При выборе необходимо пояснить почему выбрана та или иная отметка: что понравилось, а что нет; какие возникли трудности; что осталось непонятным.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.