План-конспект к открытому уроку географии: " Земля - планета Солнечной системы"
Оценка 5

План-конспект к открытому уроку географии: " Земля - планета Солнечной системы"

Оценка 5
docx
17.08.2020
План-конспект к открытому уроку географии: " Земля - планета Солнечной системы"
22 марта 2019.docx

22.03.2019 г. Тема: «Урок общеметодологической направленности»

Учитель географии

КГКОУСУВУ «Очерская спецшкола»

Мусихина Ирина Анатольевна

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

 

Предмет: География

Класс: 5

Тема урока: Земля – планета Солнечной системы.

Цель урока: формирование у учащихся деятельностных способностей и способностей к структурированию и систематизации изучаемого материала.

Тип урока: урок общеметодологической направленности.

Оборудование: Карта, учебники, раздаточный материал, ребусы, атласы, пластилин, бумага, настольная лампа.

Конспект разработан к учебнику:  А.А.Лобжанидзе. География. Планета Земля. 5-6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение, 2016 (Сферы).

 

Задачи урока:

Знать – строение Вселенной, Солнечной системы; знать, что входит в состав Солнечной системы; знать расположение планет; выделять в космическом пространстве нашу планету Земля и знать её особенности (галактическое, орбитальное и осевое вращение); понимать, что наша планета уникальна, так как только на ней существует жизнь.

Уметь – структурировать полученные знания и делать выводы.

Понимать – расположение, нахождение нашей планеты в космическом пространстве; расположение и состав планет Солнечной системы;  причины, влияющие на смену времен года и времени суток на нашей планете.

Навыки:

Регулятивные: Самостоятельно создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения  учебных задач. Определять цель, проблему в процессе деятельности: учебной и практической. Выдвигать гипотезы, версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

Познавательные: Выявлять причины и следствия простых явлений. Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей. Уметь вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение.

Коммуникативные: слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Различать в речи другого мнения, доказательства, факты, гипотезы. Понимать позицию другого. Корректировать своё мнение. 

Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту.

 

Ход урока:

 

Организационный этап. (1-2 мин.)

- Проверка готовности класса к уроку

 

 

Основной этап.

 

Актуализация знаний.(2-4 мин.)

- Где и каким образом располагается Земля в космическом пространстве?

- Какое место наша планета занимает в Солнечной системе?

- Какое значение для Земли играют осевое и орбитальное вращение?

 

(25-30 мин.)

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности.

Мы с вами изучили тему «Земля – планета Солнечной системы».

На сегодняшнем уроке мы постараемся ответить на эти и другие вопросы;

Мы с вами должны не только повторить и закрепить пройденный материал, но и обобщим, систематизируем его в виде общего вывода по пройденной теме.

 

Раздаются листы для заполнения общего вывода по пройденной теме. В данном раздаточном материале, ребятам необходимо во время всего урока заполнять пропуски, для того, чтобы в конце урока получить обобщенный вывод по данной теме.

 

Тема урока: Земля – планета Солнечной системы.

 Беседа:

И так, мы с вами узнали, что всё, что нас окружает, т.е. весь существующий мир – это

  Вселенная

Вселенная бесконечна во времени и пространстве.

Но то, что может охватить человеческий глаз, - это только небольшая часть вселенной, которую древние греки называли

 Космос

В космосе (или вселенной) расположены огромные скопления звезд, которые называются

  Галактика

Число только наблюдаемых галактик около 10 млрд. Каждая Галактика, в свою очередь, содержит миллиарды звезд.

Галактика в которой мы с вами живем называется…

Галактика молочная,

В которой  мы живем,

Рассыпалась космическим

Сверкающим дождем.

Мы облететь сумеем

Её когда-нибудь,

Зовём свою Галактику

Мы просто…..

 

МЛЕЧНЫЙ  ПУТЬ

 

Иван, зачитай нам , пожалуйста, в учебнике на странице 56, что такое «Млечный путь».

 

И так, в Млечный путь входит очень много звезд. Все они от нас находятся на очень больших  расстояниях, которые измеряются не в метрах и километрах, в световых годах.

Световой год – это очень большая в цифровом выражении величина.

Это такое расстояние, которое пробегает луч света за год, со скоростью

300 000 км в секунду!

 

Все звезды отличаются друг от друга. В атласе на стр. 14-15, вы можете увидеть, что звезды различаются друг от друга.     ПОЧЕМУ?

Ответ: ПО РАЗМЕРУ И ТЕМПЕРАТУРЕ.

По размеру:

1-    сверхгиганты (в 300-2000 раз больше солнца)

2-    гиганты (пример, в 22 раза больше солнца)

3-    простые звезды (приблизительно равные солнцу)

4-    карлики (в несколько тысяч раз меньше солнца)

 

По температуре:

1-    горячие

2-    менее горячие (солнечные)

3-    холодные

 

А какая самая близкая к нам звезда?

 

 Солнце

Поскольку Солнце играет для нас  и нашей жизни важнейшую роль, то его – Солнце, вместе с движущимися вокруг него космическими телами называют СОЛНЕЧНОЙ СИСТЕМОЙ.

 

Основные, главенствующие, космические тела вращаются вокруг солнца и называются

 Планета

 

А какие планеты помимо нашей Земли входят в состав Солнечной системы? И сколько их?

Ребята перечисляют планеты, которые помнят.

(Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун)

 

В нашей Солнечной системе восемь планет. Их имена по-настоящему красивые, а ведь им их дали не просто так.

Так давайте вспомним названия планет нашей Солнечной системы, кто и почему им дал эти имена, и обозначим их на доске.

 

Предлагаются карточки с названиями планет и их описание.

Один ребенок зачитывает описание планеты, другие  двое – находят название планеты и прикрепляют его на доске.

 

1) Меркурий - самая близкая планета к Солнцу. Меркурий - это римский бог торговли, он же в греческой мифологии Гермес. Обычно он изображается с крыльями на шлеме и сандалиях, что символизирует его стремительность и скорость передвижения по миру. Планета, названная в честь него, также является самой быстрой и стремительной планетой в Солнечной системе, которая оборачивается вокруг солнца всего лишь за 88 дней.

2) Венера. Эта планета названа в честь божества Венеры - богини любви, красоты и процветания. Не зря планета носит её имя. Ведь планета Венера является одной из самых красивых и ярко-светящих астрономических объектов в нашей системе.

3) Земля. Кто назвал землю Землёй? Есть множество теорий, почему называется так наша планета, но, наверное, самая логическая эта - так называли наш Родной Дом его древние обитатели - наши предки. Потому что всё, от чего они получали жизнь - это была земля. Они на ней трудились, они на ней жили, от неё они и питались. А ещё, это единственная планета во вселенной, которая пригодна для жизни человека.

4) Марс. Кроваво-красная планета. Именно из-за своего оттенка она носит имя римского божества Марса - бога войны, который ассоциируется с кровопролитием.

5) Юпитер - одна из планет-гигантов. Её назвали в честь римского бога-громовержца Юпитера, из-за того что на небе планеты происходят постоянные атмосферные явления, такие как молнии, громы и даже полярные сияния, при чём в больших количествах.

6) Сатурн - "Властелин колец". 7 колец, находящихся на его орбите, - его визитная карточка, эта планета настолько великая, что её можно заметить с Земли невооруженным глазом. Планета получила своё имя в честь римского божества земледелия. Почему в честь него? Символом бога Сатурна является серп, а он как бы образуется круг, похожий на кольца планеты.

7) Уран - "Небесная" планета в нашем списке. Из-за своей особой окраски названа в честь греческого бога Урана - повелителя неба.

8)Нептун - последняя планета, которую мы перечислим. Названа в честь римского бога Нептуна - повелителя морей. Всё потому, что планета в основном состоит из воды и льда.

 

Посмотрите, пожалуйста, на доску.

Скажите, планеты Солнечной системы отличаются друг от друга или нет?

Чем они отличаются? На какие две группы их можно разделить?

 

Ответ: НА ПЛАНЕТЫ ЗЕМНОЙ ГРУППЫ  И  ПЛАНЕТЫ-ГИГАНТЫ.

 

А сейчас, перед тем как охарактеризовать эти две группы, посмотрите на доску и в атлас на странице 8. Обратите внимание на то, какие из них приближены к Солнцу, а какие отдалены от него.  Заметьте, что все они вращаются не только вокруг Солнца, но и вокруг своей оси.

Теперь, возьмите в руки пластилин и скатайте из него шарик. А теперь, сделайте шарик из листа бумаги.

Посмотрите на свои шарики. Чем они отличаются?

Какой шарик больше по размерам? А какой тверже?

 

Так вот, давайте теперь, каждой группе планет дадим по три (3) основных характеристики.

 

Я зачитываю характеристику, а ребята мне называют к какой группе она подходит. Табличка с той или иной характеристикой крепится к доске, рядом с выбранной группой.

 

Физкультминутка. (1-2 мин.)

Ребятам называются планеты Солнечной системы.

Если планета относится к земной группе, то ребята приседают, а если это планета-гигант, то ребята подпрыгивают и хлопают в ладоши.

 

А теперь, откройте атлас на с. 12-13.

Каждая планета является магнитом. И многие из планет Солнечной системы имеют рядом с собой космические тела естественного (а Земля ещё и искусственного) происхождения, тела, которые обращаются вокруг планет.

Данные космические тела называются

 Спутник.

 

А сейчас, посмотрите в атлас на с. 12-13 и скажите, сколько естественных спутников имеет каждая планета Солнечной системы.

 

Ребята глядя в атлас называют количество спутников у каждой планеты. Я их подписываю на доске, рядом с каждой планетой.

 

Думаю, вы видите, что чем крупнее планета, тем более сильным магнитом она является, и тем больше спутников она может удерживать рядом с собой.

 

Ну, давайте будем поближе к Земле.

 

Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть.
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе светит нам …

Луна

 

Луна – это спутник нашей с вами планеты.

А какие фазы луны нам известны? Смотрим учебник с. 57.

Как определить, нарождается (растущая) луна или убывает (стареющая)?

Буквы - С  и Р.

Как луна влияет на Землю? Что происходит на Земле благодаря лунному притяжению?  ПРИЛИВЫ И ОТЛИВЫ.

__________________________________________________________________

А теперь, давайте вернемся к нашей доске.

Все планеты у нас движутся вокруг чего? СОЛНЦА.

И каждая планета, как мы видим, движется по своей дорожке. Которая называется как?  ОРБИТА.

 

В атласе на с. 12-13, наглядно прослеживается траектория орбит каждой планеты.

А за какой промежуток времени наша планета проходит вокруг солнца?

ЗА  365 ДНЕЙ И  6 ЧАСОВ  ИЛИ ЗА 1 ГОД.

А какая планета вращается вокруг Солнца быстрее нашей? А какая медленней?

Что изменяется на нашей планете благодаря орбитальному движению вокруг Солнца?   ВРЕМЕНА ГОДА.

__________________________________________________________________

Помимо орбитального вращения наша, да и другие планеты, крутятся вокруг своей …чего? ...ОСИ.

 

Назовите следствие вращения Земли вокруг своей оси.

 

Используются глобус и настольная лампа.

 

Что изменяется на планете благодаря осевому вращению?

ВРЕМЯ  СУТОК (или день и ночь).

_________________________________________________________________

Благодаря всем вышеперечисленным факторам: расположение в Солнечной системе, приближенность к Солнцу, орбитальное и осевое вращение планеты, благодаря всему этому, только на нашей планете вещества находятся в трёх агрегатных состояниях.

Каких?

ТВЁРДОМ, ЖИДКОМ И ГАЗООБРАЗНОМ.

 

Этим состояниям соответствуют три внешние оболочки Земли: Какие?

АТМОСФЕРА (газообразная,  воздушная оболочка)

ГИДРОСФЕРА (жидкая,  или водная оболочка)

И   ЛИТОСФЕРА  (твёрдая оболочка или земная кора).

 

При этом вода есть только на нашей планете Земля.  А БЕЗ ВОДЫ, как известно, не может быть и ЖИЗНИ!

 

 

Домашнее задание.  (1 мин.)

Домашнее задание – творческое.

Все вы знаете, что жизнь существует только на планете Земля. Но многие фантасты, да и простые люди, считают, что это не так. Как пример, часто в кинофильмах и периодических изданиях изображают инопланетян, в частности, «марсиан».

Вот пофантазируйте и вы. Представьте, что и на других планетах есть жизнь. Попробуйте изобразить свои фантазии на бумаге. Нарисуйте, как на ваш взгляд, будут выглядеть жители других планет Солнечной системы (Меркурия, Венеры, Юпитера и т.д.).

 

Итоги. Выводы. Оценки.  (1-2 мин.)

Заполнив пропуски в раздаточных листах, вместе, вслух зачитываем единый общий вывод пройденной темы «Земля – планета Солнечной системы».

Оцениваем себя самостоятельно, с пояснением выбранной оценки.

Каждому предлагается подойти к доске и вписать своё имя напротив «заслуженной» оценки.

Солнышко – это пятерка, луна – это четверка, звездочка – это тройка.

При выборе необходимо пояснить почему выбрана та или иная отметка: что понравилось, а что нет; какие возникли трудности; что осталось непонятным.

 

 

 


 

Тема: «Урок общеметодологической направленности»

Тема: «Урок общеметодологической направленности»

Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту

Формировать стремление к познанию того, что неизвестно, но интересно; определение значимости географических знаний сегодня в научно – профессиональной сфере человека и в быту

Но то, что может охватить человеческий глаз, - это только небольшая часть вселенной, которую древние греки называли

Но то, что может охватить человеческий глаз, - это только небольшая часть вселенной, которую древние греки называли

Все звезды отличаются друг от друга

Все звезды отличаются друг от друга

Один ребенок зачитывает описание планеты, другие двое – находят название планеты и прикрепляют его на доске

Один ребенок зачитывает описание планеты, другие двое – находят название планеты и прикрепляют его на доске

А сейчас, перед тем как охарактеризовать эти две группы, посмотрите на доску и в атлас на странице 8

А сейчас, перед тем как охарактеризовать эти две группы, посмотрите на доску и в атлас на странице 8

Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть

Освещает ночью путь, Звездам не дает заснуть

Этим состояниям соответствуют три внешние оболочки

Этим состояниям соответствуют три внешние оболочки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.08.2020