План-конспект на тему "Организация учета затрат на производство и выпуск готовой продукции" по МДК 01.01. Практические основы бухгалтерского учета имущества организации

  • docx
  • 20.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала занятие 48.docx

Занятие 48

 

Тема. Организация учета затрат на производство и выпуск готовой продукции

Цель: ознакомить студентов с содержанием расходов на продажу, счетом 44, процессом реализации, счетами-фактурами.

План

1.      Определение финансового результата от продажи

2.      Начисление налогов с выручки

3.      Контрольное тестирование

 

Д/з стр 327-335 Учебник О.В.Дорониной Документирование хозяйственных операций и ведение бухгалтерского учета активов организации

 

1.      Определение финансового результата от продажи

Продажа продукции осуществляется в соответствии с заключенными договорами с покупателями (заказчиками). Целью отражения фактов хозяйственной жизни по продажам на счетах бухгалтерского учета является определение финансового результата от продажи продукции (работ, услуг). По окончании каждого месяца определяют финансовый результат (прибыль или убыток) от продаж на основании документов, подтверждающих продажу продукции (работ, услуг).

Финансовый результат от продажи продукции (работ, услуг) определяется на счете 90 «Продажи». Счет активно-пассивный, не сальдовый, не балансовый.

На счете 90 как по дебету, так и по кредиту отражается один и тот же объем продажи, но в разных оценках: по кредиту – по ценам продажи (свободным, договорным и т.п.), включая НДС и акцизы, по дебету – по полной себестоимости, включая расходы на продажу, НДС, акцизы и другие обязательные платежи.

Операции на счете 90 отражаются при признании в бухгалтерском учете выручки от продажи в момент перехода прав собственности на продукцию, который установлен в договоре и закреплен в учетной политике организации.

Схема определения финансового результата

Сумма выручки от продаж

Сумма выручки от продаж

Финансовый результат

(кредитовый оборот за     =

(суммарный дебетовый  

х          (прибыль или

месяц по счету 90/1)

оборот по счетам

90/2, 90/3, 90/4, 90/5)

убыток)

 

Планом счетов предусмотрена также возможность ведения учета по счету 90 «Продажи» с использованием специальных субсчетов:

·         90/1 «Выручка» - для учета поступлений активов, признаваемых выручкой;

·         90/2 «Себестоимость продаж» - для учета себестоимости продаж;

·         90/3 «Налог на добавленную стоимость» - для учета сумм НДС, причитающихся к получению от покупателя (заказчика);

·         90/4 «Акцизы» - для учета сумм акцизов, включенных в цену проданной продукции (товаров);

·         90/5 «Экспортные пошлины» - для учета сумм экспортных пошлин;

·         90/9 «Прибыль/убыток от продаж» - для выявления финансового результата (прибыль или убыток) от продаж за отчетный месяц.

При использовании указанных субсчетов учет операции по формированию доходов и расходов от обычных видов деятельности будет осуществляться следующим образом:

- записи по субсчетам 90/1 «Выручка», 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость», 90/4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные  пошлины» ведут в течении года;

- финансовый результат от продаж за отчетный месяц определяется путем сопоставления совокупного дебетового оборота по субсчетам 90/2 «Себестоимость продаж», 90/3 «Налог на добавленную стоимость»;

- 90/4 «Акцизы», 90/5 «Экспортные пошлины» и кредитового оборота – по субсчету 90/1 «Выручка»;

- ежемесячно заключительными оборотами финансовый результат от продаж списывается с субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж» на счет 99 «Прибыли и убытки»;

- синтетический счет 90 «Продажи» сальдо на отчетную дату не имеет;

- по окончании отчетного года все субсчета, открытые к счету 90 «Продажи» (кроме субсчета 90/9 «Прибыль/убыток от продаж»), закрываются внутренними записями на счет 90/9 «Прибыль/убыток от продаж».

Корреспонденция счетов по учету доходов и расходов от обычных видов деятельности (с использованием отдельных субсчетов):

Ø  Д-т 62 К-т 90/1 – отражение выручки от продаж;

Ø  Д-т 90/3 К-т 68, 76 – отражение НДС с выручки;

Ø  Д-т 90/2 К-т 20, 26, 43, 44 и др. – отражение расходов, включаемых в себестоимость продажи;

Ø  Д-т 90/9 К-т 99 – отнесение ежемесячно суммы прибыли от продаж, выявленной на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков;

Ø  Д-т 99 К-т 90/9 – отнесение ежемесячно суммы убытка от продаж, выявленного на конец отчетного месяца, с отдельного субсчета на счет прибылей и убытков.

В целом счет 90 «Продажи» сальдо на конец каждого месяца не имеет, однако все субсчета в течение года сальдо иметь могут и их величина будет увеличиваться начиная с января каждого года. Субсчет 90/1 в течение года может иметь только кредитовое сальдо, а субсчета 90/2, 90/3, 90/4, 90/5 – только дебетовое сальдо. Субсчет 90/9 может иметь как дебетовое, так и кредитовое сальдо.

Пример 1

АО «Весна» в декабре продало товаров на общую сумму 120 000 руб. (в том числе НДС – 20 000 руб.). Себестоимость проданных товаров – 65 000 руб. Бухгалтер сделает проводки:

Д-т 62 К-т 90/1 – 120 000 руб. – отражена выручка от продажи;

Д-т 90/2 К-т 45 – 65 000 руб. – списана себестоимость проданной продукции;

Д-т 90/3 К-т 68 – 20 000 руб. – списана себестоимость проданной продукции;

Д-т 90/3 К-т 68 – 20 000 руб. – начислен НДС;

Д-т 51 К-т 62 – 120 000 руб. – поступили деньги от покупателей;

Д-т 90/9 К-т 99 – 35 000 руб. (120 000 – 65 000 – 20 000) – отражена прибыль отчетного месяца.31 декабря (после того как был определен финансовый результат за декабрь) все субсчета, открытые к счету 90, должны быть закрыты:

Д-т 90/1 К-т 90/9 – закрыт субсчет 90/1;

Д-т 90/9 К-т 90/2 (90/3, 90/4, 90/5) – закрыты субсчета, имеющие дебетовое сальдо.

В результате таких проводок дебетовые и кредитовые обороты по субсчетам счета 90 будут равны и сальдо на 1 января следующего года по счету 90 в целом и по всем его субсчетам будет равно нулю.

 

Пример 2

Используем данные примера 1.

31 декабря бухгалтер сделает проводки:

Д-т 90/1 К-т 90/9 – 118 000 руб. – закрыт субсчет 90/1;

Д-т 90/9 К-т 90/2 – 65 000 руб. – закрыт субсчет 90/2;

Д-т 90/9 К-т 90/3 – 18 000 руб. – закрыт субсчет 90/3.

Сальдо по счету 90 и всем субсчетам равно нулю.

 

2.      Начисление налогов с выручки

После отражения в учете выручки и списания себестоимости проданных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) необходимо отразить в учете начисление налогов, являющихся составной частью цены (налог на добавленную стоимость, акцизы).

Для учета сумм НДС, полученных от покупателей в составе выручки, используют субсчет 90/3.

Моментом определения налоговой базы по НДС для всех налогоплательщиков является наиболее ранняя  из наступивших дат:

- день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), имущественных прав;

- день оплаты, частичной оплаты в счет предстоящих поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг, подлежащих передаче имущественных прав, т.е. день получения аванса.

Сумма НДС, подлежащая уплате с авансов, исчисляется по расчетной ставке. Итак, при получении аванса налогоплательщик обязан:

- исчислить с его суммы НДС следующим образом:

 

Сумма НДС

 

Сумма полученной оплаты,

 

20/120

с аванса

=

частичной оплаты в счет

х

(либо 10/110)

 

 

предстоящих поставок товаров

 

 

 

- выписать на эту сумму счет-фактуру в единственном экземпляре и зарегистрировать его в книге продаж.

При отгрузке товаров (выполнении работ, оказании услуг), в счет которых ранее была получена предоплата, даже если ее размер составлял 100% стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), налогоплательщик:

§  начисляет НДС со стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), не включающей налог;

§  выписывает в двух экземплярах счет-фактуру, который регистрируется в книге продаж;

§  ранее выписанный на сумму предоплаты счет-фактуру регистрирует в книге покупок;

§  принимает к вычету НДС, начисленный с суммы предоплаты (частичной оплаты), полученной в счет предстоящей поставки товаров. Если произведена частичная отгрузка товаров (стоимость отгруженных товаров меньше, чем сумма полученного аванса), то НДС к вычету принимается также только в части стоимости отгруженного товара.

Именно так должен действовать налогоплательщик, даже если предоплата получена в том же налоговом периоде (месяце или квартале), в котором происходила отгрузка товара. В налоговой декларации налогоплательщик отразит и сумму НДС, начисленную со стоимости отгруженных товаров. В этой же налоговой декларации НДС, начисленный с суммы предоплаты, принимается к вычету.

При этом если получение аванса и отгрузка товара происходят в одном налоговом периоде, налогоплательщику не нужно уплачивать в бюджет НДС, исчисленный с сумм полученной предоплаты. Достаточно отразить его в налоговой декларации как начисленный и предъявленный к вычету.

Пример

Организация получила 100-процентный аванс в счет предстоящей отгрузки товаров в сумме 180 000 руб. (в том числе НДС – 30 000 руб).

Себестоимость товаров, отгруженных покупателю в счет предоплаты, составила 80 000 руб.

При отражении операций по получению аванса и отгрузке товаров бухгалтер делает проводки:

Дебет 51 Кредит 62, субсчет «Авансы полученные» - 180 000 руб. – поступил аванс от покупателя;

Дебет 76, субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 68 – 30 000 руб. – начислен НДС с аванса;

Дебет 62, субсчет «Расчеты с покупателями», Кредит 90-1 – 180 000 руб. – начислена выручка при отгрузке товаров;

Дебет 90/2 Кредит 68 – 30 000 руб. – начислен НДС с выручки;

Дебет 68 Кредит 76, субсчет «Расчеты по НДС» - 30 000 руб. – восстановлен НДС, ранее начисленный с аванса;

Дебет 62, субсчет «Авансы полученные» Кредит 62, субсчет «Расчеты с покупателями» - 180 000 руб. – зачтен полученный аванс.

 

Контрольное тестирование

1.      Какая продукция считается готовой?

2.      Какие способы оценки используются в текущем учете?

3.      По какой стоимости отражается готовая продукция в балансе?

4.      На каком счете определяется фактическая себестоимость продукции?

5.      Как определяется финансовый результат реализации?

6.      Какие существуют методы учета реализации продукции?

7.      Как ведется учет отгруженной продукции?

8.      В каком учетном регистре отражается движение готовой продукции и ее реализации?

9.      Какие товары относятся к «прослеживаемым»?

10.  Какой документ оформляют при отгрузке продукции покупателю?

 

КОНТРОЛЬНОЕ ТЕСТИРОВАНИЕ

К ТЕМЕ «УЧЕТ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ЕЕ ПРОДАЖИ»

1.      В соответствии с международными стандартами учета в балансе готовая продукция оценивается по:

а) нормативной себестоимости;

б) договорной цене;

в) фактической себестоимости.

 

2.      Бухгалтерская запись Д-т 45 К-т 43 означает:

а) выпуск продукции;

б) продажу продукции;

в) отгрузку продукции.

 

3.      При списании фактической себестоимости реализованной продукции на счетах бухгалтерского учета делают запись:

а) Д-т 45 К-т 60;         б) Д-т 60 К-т 45;              в) Д-т 90 К-т 45.

 

4.      Полная себестоимость реализованной продукции представляет собой:

а) фактическую себестоимость выпущенной продукции;

б) сумму фактической себестоимости реализованной продукции и расходов на продажу.

 

5.      Прибыль от продажи продукции – это:

а) разница между фактической и плановой себестоимостью реализованной продукции;

б) разница между выручкой от продажи продукции и ее полной фактической себестоимостью;

в) выручка от продажи продукции.

 

6.      Финансовый результат продажи готовой продукции определяется на счете:

а) 43 «Готовая продукция»;

б) 90 «Продажи»;

в) 99 «Прибыли и убытки».

 

7.      Начисление НДС по продукции, реализуемой по моменту отгрузки, производится:

а) в момент поступления платежей от покупателей;

б) в момент отражения отгрузки продукции покупателю;

в) в соответствии со сроками платежей в бюджет.

 

8.      Начисление НДС отражают в учете проводкой:

а) Д-т 68 К-т 90;         б) Д-т 90 К-т 68;              в) Д-т 68 К-т 43.

 

9.      Прибыль, полученная от продажи продукции (работ, услуг) отражается проводкой:

а) Д-т 91 К-т 99;         б) Д-т 99 К-т 84;              в) Д-т 90 К-т 99.

 

10.  К доходам от обычных видов деятельности относят:

а) суммы дооценки активов;

б) поступления от продажи основных средств;

в) выручку от продажи продукции, товаров.