План-конспект открытого урока лезгинского языка в 6 классе по теме: «Части речи. Закрепление»
Оценка 4.9

План-конспект открытого урока лезгинского языка в 6 классе по теме: «Части речи. Закрепление»

Оценка 4.9
doc
02.02.2024
План-конспект открытого урока лезгинского языка в 6 классе по теме: «Части речи. Закрепление»
Откр урок Части речи закрепление.doc

 

МБОУ «Кулларская СОШ»

 

 

 

План-конспект открытого урока

лезгинского языка в 6 классе по теме:

 

«Части речи. Закрепление»

 

 

Подготовила: Ахмедова Зарема Бубаевна,

учитель родного языка и литературы

 

 

 

 

 

Цели урока:

 

Образовательные  -  знакомство учащихся с мультфильмом                                     «Дюймовочка» на лезгинском языке;

 закрепление частей речи на

материале данного мультфильма;

 

Воспитательные  -  воспитание нравственных качеств

личности: любовь к родному языку,

к его богатству, доброту,

любовь к прекрасному;

 

Развивающие  -  развитие творческого мышления

и речи учащихся.

 

 

Ход урока

 

1. Вступительное слово

 

           Учитель:  Ребята, отгадайте загадку:

 

       В чашечке тюльпана  красивая девочка,

По росту так и названа она.

 

Тюльпандин фенжанда гуьзел руш,

Буйдиз килигна,адаз тIвар ганва.

/Дюймовочка/

 

 

Учитель - Знаете ли вы, что означает слово дюйм? /мера длины/

Правильно, дети. В нашей стране единица измерения в метрах, а     в некоторых европейских странах, например, в Дании, Великобритании  - в дюймах. Дюйм составляет 2см.54мм.

 

Учитель - В какой сказке использована данная мера длины?  /«Дюймовочка»/.

- Кто автор этой сказки? /Г.Х.Андерсен/.

- Какие еще сказки Андерсена вы знаете? /«Гадкий утенок», «Оловянный солдатик», «Девочка со спичками», «Снежная королева» и т.д./

Г.Х. Андерсен – сказочник, которого знает весь мир. Он прославил сказками свою родную страну Данию.

 

     /  Учитель  объявляет тему и цель урока./

- Ребята, сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу на материале мультфильма «Дюймовочка». Проверим, как вы узнаете изученные части речи. Просмотрим, сколько слов каждой части речи содержит в себе текст мультфильма. Будьте внимательны, учтите, такую работу до вас никто не проводил. Вы будете первыми.

 

2. Повторяем части речи.

 

- Гьихьтин тIварариз существительнияр лугьуда? /вуж? вуч? суалриз жаваб гудай тIварариз существительнияр лугьуда/

 

- Инсанрикай рахадайла чна гьихьтин суалар гуда? /вуж? ни?/

 

-Амай затIарикай рахадайла гьи суалар гуда? /вуч? куь?/

 

-Глагол гьихьтин гафариз лугьуда?

Абуру вуч къалурда ва гьихьтин суалриз жаваб гуда? /ЗатIарин гьерекатар ва абур авай гьалар къалурдай гафариз глаголар лугьуда. Глаголри вуч ийизва? вуч жезва? вуч хьана? вуч авуна? суалриз жаваб гуда/.

 

- Прилагательнийри вуч къалурда?

/ЗатIарин лишанар. Гьихьтин? гьи? суалриз жаваб гуда/.

 

 

3. Словарная работа.

 

Обращаю внимание детей на доску, где заранее написаны непонятные слова и их значения.

Суьгьуьрчи – колдунья

Регьимлу - добрая, милосердная

Мухан твар - зернышко ячменя

Дюйм - мера длины, составляющая 2см.54мм

Къирхаягъ - рак

Зегьле физва - надоедает

Хелвет - уединенный

Эйбежер- безобразный

Ажайиб- удивительный

Сейр - прогулка

Теклифзава - приглашаю

Тапархъан - обманщик

ЧIулав пепе - жук.

 

4. Учитель - Итак, посмотрим мультфильм на лезгинском языке. Конечно, лучше справится с заданием тот, кто хорошо знает родной язык. А задание следующее: выписать в три столбика существительные, прилагательные и глагол, услышанные вами по ходу просмотра.

/Просмотр мультика до того места, где лягушки никак не могли догнать Дюймовочку/.

 

5. Беседа по просмотренному отрывку.

 

Учитель                                                                                           -     Регьимлу суьгьуьрчиди дишегьлидиз вуч гана?     /Мухан твар/

 

-Суьгьуьрчиди дишегьлидиз вуч лагьана?

 /И твар чиле цуз, ваз вуч жедатIа аквада /.

 

-Мухан тварцяй вуч экъечIна? /Цуьк/.

-Цуькведин юкьва вуж авай? /Руш/.

 

-Вучиз адаз Дюймовочка тIвар гана?

/Руш лап гъвечIиди тир, адал 2см. 54мм. алай/.

 

- Дюймовочка яшамиш жезвай кIвалин патавай вуч физвай? /ВацI/.

 

-ВацIук вуч акахьзавай? Iам/.

 

-Ана вучар яшамиш жезвай? /Хъипер, диде къибни хва къиб/.

 

Обращаю внимание детей на картину.

 

-Абурун пеше вуч тир? /Абурун пеше тIуьн ва ксун тир/.

 

-Хъипрен гада гьихьтинди тир?

 /Кагьулди тир, я кIелиз, я кIвалахиз адаз кIандачир/.

 

-Гадади дидедиз вуч лугьузвай? /КIелиз кIандач, паб гъиз кIанзава/.

 

- Дюймовочка диде-хъипрен гъиле гьикI гьатайди ятIа ни лугьуда?

/Гатун вахт тир, йиф чимиди тир. Дюймовочкадин дакIар ахъазвай. Руш кIерецдин хъиреда ксанвай. Беневшадин цуькверикай адаз мес хьанвай, къизилгуьлдин цуькверикай- яргъан/.

 

-Диде- хъипре руш вучиз чуьнуьхна?

/Адаз Дюймовочкадикай вичин гададиз свас хьана кIанзавай/.

 

-Рушаз куь куьмек гана?

/Балугъри, къирхаягъри ва чIулав пепеди/.

 

6.   Вилерин гимнастика (гимнастика для глаз).

 

/Аялар къулайдаказ ацукьарда/ /рассаживаю учащихся  поудобнее/
.

Учитель – Капарин юкьвар сад-садахъ галкIурна хурудин вилик акI яхъ хьи, тупIарин кIвенкIвер цавуз килигдайвал, ахпа чими жедалди капар сад-садавай гуьцI. Гила эрчIи кап са тIимил алгъана хьиз эрчIи вилел, чапла кап чапла вилел акI эциг хьи, пелел абур сад масадал жедайвал. Капари луьткведин кIалубда аваз вилер кIевирда, амма экв вилериз атун лазим туш!

-Кьуьнтер столдал эциг, къуладиз ацукь. Гила, куь капарин чимивал вилери гьисс ийидайла, абуруз хъвер ракъура. Дикъетдивди жуван нефес чIугуниз фикир це. Къуй ам азадди ва тIебии тирди хьуй. Гьар са нефес чIугуник кваз куь вилери секинвал ва чимивал кужумзавайди, амма гьар са нефес акъудуни - гуж гун алудна гадарзавайди, фикирдиз гъваш.

Упражнение тамамарайдалай гвяниз капар вилерилай алудна, са тIимил вахтунда вилер агална тур. Къуй вилериз экв агалнавай кьебекьрай атурай, ахпа мукьвал-мукьвал лупI-лупI авуна, вилер ахъая. Идалай кьулухъ, кацин жуьреда, кьачIузунар аладарна, беден дуьз кьуна, сив кьакьунра. Гила дикъетдивди гьар патаз килиг, мумкин я квез виликдалай гужлуз ва ачухдиз акун.

 

7.   Проверка задания. Дети зачитывают части речи, которые они записали. В тетрадях должны быть следующие записи.

 

существительные

прилагательные

глаголы

Суьгьуьрчи, вацI, кIам, гада, диде, югъ, йиф, кровать, пеш, хва, яргъан, мес, щукаяр, вахт, къирхаягъ, паб, рехъ, тапархъан, чIулав пепе, мехъер.

Регьимлу, гъвечIиди,

хъсанди, къацуди, хелвет, чIехи, пис, секин, гьуьрметлу.

Гана, чиле цуз, аквада, тIвар эцигнава, физвай, яшамиш жезвай, тIуьнани? ксайтIа жеда, ксудач, зегьле физва, кIвалаха, кIелиз кIандач, паб гъиз кIанзава, ксанвай, ксуда, тухуда, кIанзавач, хъфиз кIанзава, гишинзавач, кIас яна кIанзава, къалура, яшамиш жезва, яла, хкведа, гьисзавани?

 

 

 

 

8.   Самостоятельная работа.

 

Задание: внимательно просмотреть и прослушать следующий отрывок мультфильма и выписать все части речи, которые вы услышите.

/Включаю мультфильм до того момента, где крот заявляет, что не женится/.

 

Проверяю самостоятельную работу.

 

 / Учитель обращает внимание детей на доску, открывает складную доску, где написаны части речи со второго отрывка/.

 

 –Аялар, доскадиз килиг. Квез ван татай, куьне ахъайнавай гафар ават1а, ахтармиша. Аваз хьайит1а, абур куь тетрадра кхьихь.

(-Посмотрите, что вы услышали, а что пропустили. Если пропустили, выпишите, пожалуйста).

 

 

9.   Обобщение:

-Аялар, тапшуругъ регьятди тушир. Куьне вирида тарсуна зегьмет чIугуна. Аферин! Гила дневникар ахъайна, гьарда вичиз тарсуна гайи жавабрилай аслу яз, къиметар эциг. Къул за ахпа чIугвада.

Къведай тарсуна чна и кIвалах давамарда.

 

/Дети, задание было не из легких, но вы постарались и у вас все получилось.  Молодцы! А теперь в дневниках сами поставьте себе оценки в зависимости от того, как вы справились с самостоятельной работой. А я распишусь чуть позже/.

    


МБОУ «Кулларская СОШ» План-конспект открытого урока лезгинского языка в 6 классе по теме: «Части речи

МБОУ «Кулларская СОШ» План-конспект открытого урока лезгинского языка в 6 классе по теме: «Части речи

Цели урока: Образовательные - знакомство учащихся с мультфильмом «Дюймовочка» на лезгинском языке; закрепление частей речи на материале данного мультфильма;

Цели урока: Образовательные - знакомство учащихся с мультфильмом «Дюймовочка» на лезгинском языке; закрепление частей речи на материале данного мультфильма;

Ребята, сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу на материале мультфильма «Дюймовочка»

Ребята, сегодня мы с вами проведем исследовательскую работу на материале мультфильма «Дюймовочка»

Просмотр мультика до того места, где лягушки никак не могли догнать

Просмотр мультика до того места, где лягушки никак не могли догнать

Аялар къулайдаказ ацукьарда/ /рассаживаю учащихся поудобнее/

Аялар къулайдаказ ацукьарда/ /рассаживаю учащихся поудобнее/

Самостоятельная работа. Задание: внимательно просмотреть и прослушать следующий отрывок мультфильма и выписать все части речи, которые вы услышите

Самостоятельная работа. Задание: внимательно просмотреть и прослушать следующий отрывок мультфильма и выписать все части речи, которые вы услышите
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2024