Методические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках ФК (АФК) для обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.6

Методические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках ФК (АФК) для обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.6
doc
01.02.2024
Методические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках ФК (АФК) для обучающихся с ОВЗ
Методические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках ФК.doc

Методические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках ФК (АФК) для обучающихся с ОВЗ

 

Под общим термином «дети с ОВЗ», в классах коррекционной школы обучающиеся собраны по принципу схожести интеллектуальных способностей, но физическое развитие и двигательные возможности детей отличаются радикально:

·   СДВГ (достаточно хорошо развиты моторные функции, но нарушены механизмы контроля)

·   РАС (лабильность эмоциональной сферы, высокая чувствительность к внешним воздействиям)

·   НОДА (различный уровень моторных нарушений: легкий – гемипарез, гиперкинетический  синдром и т.д. – I, II уровень GMFCS, средний – когда есть возможность двигаться самостоятельно, но только с помощью специальных ортопедических приспособлений  –  III уровень GMFCS и тяжелый  – не имеющие возможности самостоятельного передвижения   IV, V уровень GMFCS).

И, уже один из самых первых организационных моментов (ритуалов)  - построение, показывает, насколько же они все разные! Одни, находясь в постоянном движении, не готовы остановить его для статичного положения в шеренге, другие теряют равновесие и падают от того, что кто-то встал рядом и слегка задел, часть детей на построении в положении сидя (на полу или в коляске), а некоторые предпочитают вообще не подходить к  такой шумной и пока мало организованной компании и строятся отдельно.

Каждая из этих особенностей и специфика работы с ней многократно описаны в методической литературе,  но очень мало говорится о решении проблем, возникающих при совмещении всех их в единой системе целенаправленной деятельности. Поэтому понимание и применение конкретных действий  (методических приемов и специально подобранных средств), способных привести к положительной динамике в развитии двигательной сферы обучающихся с ОВЗ являются на данный момент основопологающими.

Определяя целью своей работы достижение более качественного уровня в двигательной активности каждого ребенка с ОВЗ, основной задачей выделяю формирование положительной мотивации как к самим урокам физической культуры (АФК), так и к любым осознанным занятиям в данном направлении. Наиболее эффективным вижу решение данной задачи через соблюдение следующих постулатов –

1. Интерес – задача заинтересовать обучающихся знакома каждому учителю,  решается в подготовке к любому уроку и уже привычна;

2.  Комфорт – педагог не только сам должен понимать особенности двигательной и эмоционально-волевой сферы каждого, но и постараться донести эту информацию до остальных учеников в классе. Не смотря на то, что к первому классу коррекционной школы почти каждый ребенок уже имеет опыт специально организованного физического воспитания, крайне мало тех обучающихся, в силу своих особенностей, которые уже занимались в группе. Таким образом, одной из важнейших задач, решать которую необходимо как можно раньше является построение системы взаимодействия в коллективе класса, когда индивидуальность каждого не только принимается остальными, но и создаются условия для поддержки и взаимопомощи, формируется командный дух коллектива. За хорошо выполненное задание поощрение получает как выполнивший его ученик, так и те, благодаря которым успешное выполнение получилось (смогли спокойно подождать, вовремя подсказали, поддержали эмоционально и т.д.)

–  Эмоциональный комфорт ребенка с РАС на уроках физической культуры может быть расстроен особенно большим количеством факторов воздействия (очень шумно в помещении зала, высокий темп выполнения заданий, непредсказуемость ситуаций в подвижных и спортивных играх, физический контакт с другими учениками и даже инвентарь неподходящего цвета). Важно дать им ощущение хотя бы относительной стабильности (контроля ситуации) – положение в конце строя (чтобы могли самостоятельно контролировать дистанцию) или рядом с теми, кто входит в круг близкого общения,  обозначенная заранее очередность выполнения заданий, по возможности выбор инвентаря и партнера. Постоянный эмоциональный контакт и диалог с ребенком с РАС помогают предотвратить аффективные вспышки и, следовательно, максимально комфортно встроить его в общий ход урока.

–  Для обучающихся с церебральным параличом и, соответственно, нарушениями в сфере координации и проприоцептивной чувствительности, очень важно полностью понять схему движений в упражнении, перенести ее на свои действия. Таким образом, более комфортно для них выполнять задание не первыми, посмотрев на других, проанализировав их выполнение,  составив краткий алгоритм действий.

–  Гиперактивным детям, наоборот, нужно постараться дать максимально большее количество двигательных действий. Им можно разрешать начало упражнения уже во время объяснения в качестве демонстрирующего, подготовить к занятию весь необходимый инвентарь, убрать его на место и т.д.

3. Успешность (возможность проявить себя) – для развития мотивации, для  повышения уровня самооценки ребенку очень важно понимать, что он не просто справился с заданием, но и преодолел при этом определенные трудности. Сложность подготовки учителя к такому уроку заключается в том, что разница в упражнениях для детей с различной патологией должна быть логично вписана в ход урока и не путать учащихся в их индивидуальных заданиях, а, наоборот, закреплять представления об изучаемом двигательном действии. Т.е. в своих индивидуальных заданиях обучающиеся практически разбирают по частям (доступным для выполнения, соответствующим функциональным возможностям) и двигательные действия упражнения и его теоретические основы. При этом уровень сложности индивидуально подобранных заданий должен находиться в зоне ближайшего развития каждого ученика. Кроме того, в подготовку к уроку входит возможность изменения заданий, как в сторону упрощения, так и усложнения. Еще одним важным критерием для создания ситуации успеха считаю соразмерность решаемых на уроке задач. Причем речь идет и о тех задачах, которые подобраны индивидуально для каждого ученика в заданиях урока и о количестве задач, которые поставлены педагогом на конкретный урок. Именно участие всех обучающихся во всех заданиях на уроке характеризуют эффективность образовательного процесса в целом. Для того, чтобы с достаточно сложным заданием ребенок справился успешно, ему необходимо определенное время на подготовку. В начальных классах школы, тем более коррекционной, процесс обучения, отработки какого-либо двигательного действия невозможен без направляющей помощи и, в случае с нашими обучающимися, возможной корректировки задания. Принимая во внимание большую вариативность заданий и необходимость полноценной их отработки для получения результата, становится понятно, почему на 40 минут урока не следует ставить большое количество задач.

Качество образовательного процесса на уроках ФК (АФК) напрямую зависит от большого количества факторов. Материально-техническая база, вовлеченность вспомогательного персонала (воспитатели, тьюторы), количественный и качественный состав обучающихся, но определяющими, на мой взгляд, становятся профессионализм и заинтересованность учителя, способного продуманными методическими приемами компенсировать недостаточность остальных.


Методические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках

Методические рекомендации по организации индивидуального подхода на уроках

АФК), так и к любым осознанным занятиям в данном направлении

АФК), так и к любым осознанным занятиям в данном направлении

Гиперактивным детям, наоборот, нужно постараться дать максимально большее количество двигательных действий

Гиперактивным детям, наоборот, нужно постараться дать максимально большее количество двигательных действий
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024