Обучение игре в настольный теннис как средство двигательной реабилитации обучающихся с ОВЗ
Оценка 4.6

Обучение игре в настольный теннис как средство двигательной реабилитации обучающихся с ОВЗ

Оценка 4.6
doc
01.02.2024
Обучение игре в настольный теннис как средство двигательной реабилитации обучающихся с ОВЗ
настольный теннис.doc

На сегодняшний день адаптивная физическая культура рассматривается как часть физической культуры и, соответственно составляющая общей культуры человека, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение потребности лиц с ограниченными возможностями в двигательной активности, укреплении и поддержании здоровья, личностном развитии, самореализации в целях улучшения качества жизни, социализации и интеграции в общество. Но без подбора адекватных средств воздействия, учитывающих физические, психические и возрастные особенности обучающихся ожидать качественных результатов деятельности в данном направлении невозможно.

Игра, как форма активности занимает значительное место в жизни ребенка. Участвуя в подвижных играх,  дети ярко переживают все их события. Сам процесс игры, сколько бы раз она ни повторялась, всегда связан с новыми ситуациями  - как двигательными, так и эмоциональными.

Настольный теннис в качестве игрового и коррекционно-развивающего пространства позволяет решать большое количество задач, актуальных для детей с ОВЗ. Уже само положение у игрового стола является вертикализирующей позой, тренирующей прямостояние и опороустойчивось для обучающихся с нижним парапарезом. Действия с шариком и ракеткой увеличивают объем активных движений по суставам верхних конечностей, тренируют такие функции кисти как хват, удержание, противопоставление большого пальца, что в свою очередь способствует формированию графо-моторных навыков и,  затрагивая крупные зоны коры больших полушарий, оказывает положительное влияние на  развитие мозга в целом. 

По данным исследований моторики детей с поражением головного мозга самые выраженные нарушения отмечаются в развитии координационных способностей: восприятии пространства, собственного тела, точности и согласованности движений. Многообразие технических приемов и игровых положений, необходимость быстрого анализа ситуации и моментальной ответной реакции – это те обстоятельства игры в настольный теннис, действия в которых, безусловно, развивают координационную сферу ребенка с ОВЗ. Причем особенно эффективным это воздействие является  в начальных классах, поскольку именно возраст  9 – 12 лет является сенситивным периодом развития всех видов координации.

 «Стоять в стороне, восхищаясь спортивными достижениями других, знать, что ты никогда не сможешь достичь таких же результатов, испытывать чувство стороннего наблюдателя – все это действительно тот горький опыт, который получают дети с нарушениями в развитии на спортивных занятиях или в свободное время». (М. Шоо, 2003)  «Необходимо  предложить ребенку познать и воспринять свое тело, его моторные возможности,  идентифицироваться с ним и стать более самостоятельным. Наличие существующих нарушений в развитии ни в коей мере не означает ограниченности в двигательной сфере. Так как развитие детей протекает в замедленном темпе и связано с тем, что дети должны научиться жить с данным нарушением, то им необходимо предоставить как можно больше условий для реализации своих двигательных потребностей». (Хахмайстер, 1997)

Особенности моторного развития детей с РАС характеризуются  недостаточностью координации движений, нарушениями мышечного тонуса,  искажением проприоцептивных ощущений, трудностями в освоении пространственных представлений, что, в свою очередь, препятствует нормальному физическому развитию ребенка, формированию и совершенствованию необходимых двигательных умений и навыков, воспитанию физических качеств.

Принимая во внимание данную специфику, очевидна необходимость коррекционно-развивающего воздействия посредством специально организованной двигательной активности. Кроме того, через освоение этой сферы деятельности можно влиять и на эмоциональный фон ребенка, и на его поведенческие характеристики.

В спортивной тренировке различают следующие периоды: 1)предварительной подготовки, 2)начальной спортивной специализации, 3)углубленной тренировки, 4)спортивного совершенствования. Продолжительность этих периодов обусловлена спецификой вида спорта и уровнем готовности тренирующихся. Для обучающихся  с ОВЗ в нашей организации,  учитывая их  возраст, считаю оптимальной деятельность в пределах первых двух ступеней. Широкая возможность варьирования нагрузки и ее направленности позволяют использовать упражнения настольного тенниса в качестве развивающих физические способности, формирующих двигательные умения и навыки, корригирующих и  рекреационных, что дает возможность включать их в занятия АФК на самых ранних стадиях. Кроме того, в рабочих программах по физической культуре в классах начальной школы содержание курса подвижных и спортивных игр также дополнено элементами бадминтона и настольного тенниса.

Содержание материала по программе тренировок состоит из двух разделов  и включает в себя следующие направления:

·        Практическая деятельность:

o   хват ракетки, её положение в игровых ситуациях;

o   различные виды набивания мяча;

o   положение и перемещения у стола;

o   выполнение базовых ударов (толчок, откидка справа, подача).

·        Теоретическая информация:

o   знание правил игры, разметки стола, основ тактики;

o   знание исторических основ настольного тенниса, его соревновательной системы;

o   понимание развивающей направленности тренировочных занятий.

Популярность и демократичность настольного тенниса, его широкое использование на спортивных площадках, в санаториях, оздоровительных центрах, возможность  выполнения тренирующих заданий в домашних условиях и рекреации группы продленного дня позволяют нашим детям  расширить диапазон привычных двигательных действий, способствуют активному в них участию, развивают коммуникативные способности, без которых невозможно игровое взаимодействие.

Тренировочный процесс по обучению игре в настольный теннис считаю эффективным и основными его преимуществами выделяю:

Ø  высокий мотивационный эффект,

Ø  большая вариативность используемых заданий,

Ø  развитие координационных способностей,

Ø  увеличение объема движений верхних конечностей,

Ø  положительное влияние на эмоционально – волевую сферу обучающихся.

 

 


На сегодняшний день адаптивная физическая культура рассматривается как часть физической культуры и, соответственно составляющая общей культуры человека, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение…

На сегодняшний день адаптивная физическая культура рассматривается как часть физической культуры и, соответственно составляющая общей культуры человека, одна из сфер социальной деятельности, направленная на удовлетворение…

ОВЗ. Причем особенно эффективным это воздействие является в начальных классах, поскольку именно возраст 9 – 12 лет является сенситивным периодом развития всех видов координации

ОВЗ. Причем особенно эффективным это воздействие является в начальных классах, поскольку именно возраст 9 – 12 лет является сенситивным периодом развития всех видов координации

В спортивной тренировке различают следующие периоды: 1)предварительной подготовки, 2)начальной спортивной специализации, 3)углубленной тренировки, 4)спортивного совершенствования

В спортивной тренировке различают следующие периоды: 1)предварительной подготовки, 2)начальной спортивной специализации, 3)углубленной тренировки, 4)спортивного совершенствования

Тренировочный процесс по обучению игре в настольный теннис считаю эффективным и основными его преимуществами выделяю: Ø высокий мотивационный эффект, Ø большая вариативность используемых заданий, Ø…

Тренировочный процесс по обучению игре в настольный теннис считаю эффективным и основными его преимуществами выделяю: Ø высокий мотивационный эффект, Ø большая вариативность используемых заданий, Ø…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024