Статья: "Нестандартные приемы развития речи".
Оценка 4.6

Статья: "Нестандартные приемы развития речи".

Оценка 4.6
doc
01.02.2024
Статья: "Нестандартные приемы развития речи".
Статья Нестандартные приемы развития речи..doc

 

 

Нестандартные приемы развития речи.

(обмен опытом)

Мастер-класс

Организация эффективных форм работ с учащимися -  одно из основных требований стандарта.

 

. «.Мы сохраним тебя русская речь

Великое русское слово

Свободным и чистым тебя пронесем

И внукам дадим и от плена спасем» Б.Ахмадулина.

 

 

 

Перед современным обществом и школой стоит одна из важных проблем:

Как преодолеть ущербность духовных потребностей, как привить  понимание ценности языка. Во все времена складывалось уважительное отношение к слову. К сожалению, язык засоряется жаргонизмами, по отношению к языку проявляется неуважение в попытке заменить правила орфографии, забываются исконно русские слова к ним на смену приходят заимствованные неологизмы. В школе изучение языка сводится к изучению орфографии, не достаточно внимания уделяется к этимологии происхождения слова.

 

Ребенок овладевает речевыми умениями в процессе своей речевой практики

Речь-показатель уровня развития

«Какова речь- таков разум»

Сегодня я хочу поделиться, как я формирую уважительное отношение к жизненным ценностям. На основе жизненных ценностей формируется личность.

 Меня привлекло идея нестандартного подхода к развитию речи детей

(речи и мышления)

                         Несколько приемов работы:

Дети с большим удовольствием составляют

1.Азбуку нравственности

А-адекватный

Б-благородный

В-вежливый

Г-грациозный (всегда ли нравственный?)

Д-добрый…….

 

 

2.Словарь профессий

Можно увлечь детей составлением словаря профессий или рода занятия.

Составление словаря профессии (исследовательский проект, позволит усвоить правописание суффиксов)

А- аптекарь артист аквалангист

Б- библиотекарь

В-вратарь  итд

С суффиксами - ист, -тель,  -ник, -щик, -арь,

итд

 

3. Использование метода Кластера

Собираем копилку слов на темы«Зимняя копилка», «Осень золотая» итд.

Снежинки (что делали?)

 глаголы-(блестели, сверкали, искрились, серебрились, порхали, кружились, опускались, танцевали, таяли, рассыпались)

Как каким образом? Блестели………снежинки?

признак действия

(плавно, медленно, мягко, осторожно, сверкая, искрясь, свободно,)

Какие снежинки?

прилагательные

(пушистые, узорчатые, блестящие, лучистые. кружевные, легкие, ажурные, хрупкие, веселые, )

 

Как, слова притягивают цепочку слов? Какие ассоциации вызывают?

Когда ведется работа, по конкретно заданной теме, необходимо создать ребенку ситуацию успеха.устанавливали связи слов .

Итак тема «Осень» «Зима» «Весна» «Лето» и другие темы «Мой друг» «Моя семья», «Моя школа» итд

Используя копилку слов, дети легко составляют предложения

Весна

Природа-(небо, птицы, деревья, река. поля, поля, солнце,воздух,)

Солнце(лучистое, лучики играют, озаряет, яркое, светит, греет, )

Небо(чистое, ясное, облака (плывут, ватные) голубое, радует, лучезарное, 

Поля(снег, тает, ручьи, бегут, журчат. Зелень, первоцвет, листва, травка, зеленеет,

Птицы (щебечут, перелетные, голоса, пение, гнезда, птенцы, скворечник)

Деревья(потянулись, молодые, ожили, листочки, почки, сок, оживает лес ..)

Река (лед, треснул, тронулся, раскололся, разлилась, ледоход, вышла из берегов, большая Вода, поток, журчание)

Воздух(чист, легкий, ароматный, теплый,)

Я (мое отношение к весне, восхищение, радость, праздник души)

 

4.«Слова-копилки»

Находим на уроках, это формирование умения работать с текстами и формирование  навыков работы с информацией

 

«Вот уж снег последний в поле тает»

«юный лес, в зеленый дым одетый

Теплых гроз нетерпеливо ждет

Все весны дыханием согрето

Все кругом и любит и поет»

(А.К,Толстой)

 

«Улыбкой ясною природа

 Сквозь сон встречает утро года»(Пушкин)

 

Выделять слова из произведении Сурикова, Есенина, Паустовского итд.

 

5.Придание слову образа

Виды заданий:

На уроках русского языка при выполнении следующего задания:

Подобрать однокоренное слово к слову ДОРОГА (дорожка, дороженька, подорожник, придорожный итд)

Дать представление о слове его этимологии(ДРАГА- старославянское)

Драга -расчищеное место

В русском языке есть необычное сочетание слов, которые мы называем устойчивыми: присядем на дорогу, идти своей дорогой, на дороге не валяется, скатертью дорога, не стой на дороге, перейти дорогу.

Сочетания слов дошли до наших дней. В них выражена мысль.

 

Или: образ ДОРОГИ в следующих строках:

«Иногда в дороге нам темно

Иногда она не проходима

Но идти по ней необходимо»(Сухарев)

«Дорогой жизни шел нам хлеб….» (поэма Ольги Берггольц ) Ленинградская муза.

Слово может быть образом, чем раньше в школе обращать внимание на языковые средства языка, тем глубже понимание слов.

         Главное- в развитии  развитие речи.  т.е Основная задача заключается в создании мотивации к высказыванию своих чувств, своей мысли, своего видения мира- это главное условие развития личности.

 

6. В своей работе я использую следующие виды задания

Составление стихов

(по рифмам)

На кочке

В платочке.

Посмотри

Уже три

 

 

На кочке

В платочке

Посмотри

Их целых три

 

На кочке

В платочке

Сорву

 Положу

 

 

Под березою на кочке

Гриб в оранжевом платочке

Ты получше посмотри             

 Их уж стало уже три               

 

 

 

Под березою на кочке

Гриб в оранжевом платочке

Под сосною посмотри

Тут сидят их целых три

 

Под березою на кочке

Гриб в оранжевом платочке

Я грибочек  сейчас сорву

И в корзинку положу.

 

Что в лесу можно встретить в рифму грибочек?-  ДУБОЧЕК

-Слово друг однокоренное слову , но в рифму с грибочком ДРУЖОЧЕК

 

Можем ли мы убрать первые строчки?

В результате получилось следующее:

 

 

А под травкою в лесочке

Гриб стоит на тонкой ножке

Ты дружочек, посмотри

 И прошу тебя, не рви

 

Я вчера ходил в лесочек

Видел я в лесу дубочек

Я поближе подошел

Много я грибов нашел!

7.Дети охотно

составляют загадки, главное понять, что это маленький секрет, который нужно отгадать

 

 

ВЫВОД

Целенаправленное вовлечение в учебную деятельность может через организацию различных форм работ: работу в парах в группах.

Эти формы работы открывают возможности для возникновения коллективной познавательной деятельности. При таких формах работы развиваются умения сотрудничать, инициативность каждого учащегося. Дети учатся друг у друга. Организация работы в парах и  в группах дает большие в возможности в развитии коммуникативных навыков.

Одним из показателей уровня культуры человека, его интеллекта является его речь

Ребенок овладевает речевыми умениями в процессе своей речевой практики

Из всех знаний и умений самым важным, самым необходимым для жизненной деятельности является умение ясно, понятно, красиво говорить на своем языке. Всю свою жизнь человек совершенствует речь, овладевает богатством языка.

Содержание образования на современном этапе характеризуется усилением внимания к проблеме развития речи и коммуникативным способностям –это важное условие успешности и  социализации личности.

 

Родная речь- отечеству основа

Не замути божественный родник

Храни себя- душа рождает слово

 Великий святорусский наш язык…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Нестандартные приемы развития речи

Нестандартные приемы развития речи

Снежинки (что делали?) глаголы -(блестели, сверкали, искрились, серебрились, порхали, кружились, опускались, танцевали, таяли, рассыпались)

Снежинки (что делали?) глаголы -(блестели, сверкали, искрились, серебрились, порхали, кружились, опускались, танцевали, таяли, рассыпались)

В русском языке есть необычное сочетание слов, которые мы называем устойчивыми: присядем на дорогу, идти своей дорогой, на дороге не валяется, скатертью дорога, не стой…

В русском языке есть необычное сочетание слов, которые мы называем устойчивыми: присядем на дорогу, идти своей дорогой, на дороге не валяется, скатертью дорога, не стой…

Что в лесу можно встретить в рифму грибочек?-

Что в лесу можно встретить в рифму грибочек?-

.

.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.02.2024