Урок путешествие
Тема урока: «Решение неравенств методом интервалов»
Класс: 9 А
Цель:
· - формирование умений применением метода интервалов при решении простейших неравенств с кратными корнями.
· - расширение знаний учащихся и рассмотреть применение метода интервалов для решения неравенств различных типов.
Задачи урока:
· Сформировать у школьников мотивацию к изучению данной темы.
· Формировать умения применять полученные знания на практике, в новых условиях;
· Содействовать развитию познавательного интереса к предмету, внимания, памяти;
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Форма занятия: урок – игра «Путешествие»
Оборудование и материалы: компьютер, проектор, экран, презентация
для сопровождения занятия, раздаточный материал для учащихся.
Ход урока
I.Организационный момент
– Здравствуйте, ребята! Сегодня вы сделаете очередной шаг навстречу большой цели – итоговая аттестация. Я с радостью помогу вам сделать этот шаг. Однажды я прочла высказывание «Получать готовую информацию и запоминать ее может компьютер, а человек должен думать».
– Пусть эти слова будут эпитетом к нашему уроку. А урок у нас не совсем обычный. Каждый из нас согласно основному закону страны, «Конституции РФ», имеет право на образование и право на свободное перемещение. Сегодня мы с вами отправимся в математическое путешествие.
- У себя на столах вы можете найти вспомогательные материалы для работы.
- Итак, начнем наше путешествие: вам необходимо пройти регистрацию и ознакомиться с проблемными вопросами, решением которых мы будем заниматься в ходе нашего путешествия
- Приготовьте свои посадочные карточки. Листы оценивания.
2. Устная работа
1 этап регистрация: «Тест контроль»
І вариант
1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 + 6х + 9 имеет вид:
а) (х + 2)(х – 3);
б) (х + 3)2;
в) (х – 3)2.
2) Корнями уравнения (х – 2)(х + 10) = 0, являются:
а) 2 и 10;
б) 2 и – 10;
в) – 2 и 10.
3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х + 2)(х – 7) = 0
а)
-7 2
б)
-2 7
в)
-7 -2
ІІ вариант
1) Разложение на множители квадратного трехчлена х2 – 8х + 16 имеет вид:
а) (х + 2)(х – 8);
б) (х + 4)2;
в) (х – 4)2.
2) Конями уравнения (х + 2)(х – 5) = 0, являются:
а) 2 и 5;
б) 2 и – 5;
в) – 2 и 5.
3) Изображение на координатной прямой корней уравнения (х – 4)(х – 11) = 0:
а)
-4 11
б)
-11 -4
в)
4 11
Ответы: І вариант все б); ІІ вариант все в).
Ребята обмениваются регистрационными карточками, проверяют их, производят оценивание: за каждый правильный ответ на вопросы теста по 1 баллу (всего 3 балла).
2 этап: Изучение нового материала.
Первая станция «Круг идей»
Фронтальная работа с классом.
Учитель: Перед нами стоит задача. Надо решить неравенство (х – 4) (х + 1)>0.
Учитель: Когда произведение двух выражений положительно?
Уч-ся: Если оба сомножителя одновременно положительны или одновременно отрицательны. Значит, нужно решить две системы неравенств:
1) 2)
Два ученика у доски, остальные самостоятельно.
- Решением первой системы будет промежуток (4; +∞), а решением второй – промежуток (-∞; -1). Таким образом, получаем, что решением исходного неравенства будет объединение этих промежутков, то есть x∈(-∞; -1)∪ (4; +∞).
Учитель: Приемлем ли такой способ решения неравенств подобного вида?
Уч-ся: Да.
Учитель: А если нам потребуется решить неравенство (x + 5)(x + 4)(x – 5) < 0
А для этого неравенства такой способ решения удобен?
Уч-ся: Не совсем.
Учитель: Итак, для решения второго неравенства необходимо искать другой способ.
Учитель: Назовите нули функции
Уч-ся: Нули функции: х1= -5, х2 = -4, х3= 5.
Учитель: Отметим их на координатном луче. - + - +
Что они сделали с областью определения
-5 -4 5 х
функции?
Уч-ся: Они разбили область определения на промежутки (-∞; -5); (-5;-4); (-4;5); (5; +∞).
Учитель: Выясним, каковы знаки функции в каждом из указанных промежутков. Для этого возьмем число из промежутка и подставим в неравенство.
Мы видим, что в каждом из промежутков (-∞; -5); (-5;-4); (-4;5); (5; +∞) функция сохраняет знак, а при переходе через точки -5, -4, 5 её знак изменяется.
5. Выберем промежуток, соответствующий знаку неравенства ( «+» – знак >, « – » – знак <) x∈(-2; -1)∪ (2; +∞).
Учитель: Итак, мы рассмотрели два метода решения неравенств. Какой метод более рациональный?
Уч-ся: Метод интервалов.
Сформулируйте тему нашего урока:
Метод интервалов при решении неравенств с кратными корнями
- Как вы думаете какие цели мы будем ставить в ходе нашего путешествия.
-Научиться решать неравенства новым методом; расширить математический кругозор; учиться работать самостоятельно и в группе; проконтролировать уровень усвоения темы.
- Итак, уважаемые пассажиры, вы прошли регистрацию и, считаю, готовы отправиться в путешествие.
Учитель: Давайте попытаемся обобщить последний метод решения неравенств с одной переменной.
Алгоритм решения
неравенств Пусть требуется решить неравенство а(х - х1) (х - х2)(х – х3)…(x - xn) < 0, где х1 < х2 < х3 < … < xn 1. Найти корни уравнения а(х - х1) (х - х2)(х – х3)…(x - xn) = 0 2. Отметить на числовой прямой корни х1, х2, х3 ,… , xn 3. Определить знак выражения а(х - х1) (х - х2)(х – х3)…(x - xn) на каждом из получившихся промежутков. 4. Записать ответ, выбрав промежутки с соответствующим знаку неравенства знаком. |
3 этап: Актуализация знаний
Повторяем алгоритм решения неравенств методом интервалов.
Решить неравенство (с проведением сравнительного анализа решения):
(x – 5)(x + 4)(x + 5)2 ≤ 0.
Вопросы: Как вы думаете будут сложности в решении данного неравенства? В чём они будут заключатся?
- Что вы заметили при решении данных неравенств? (не чередуются знаки на интервалах в неравенстве )
Эта ситуация осложняет решение неравенств? (да, теперь знаки функции необходимо проверять на каждом интервале!)
А может, есть способ, все- таки не менять привычный алгоритм решения? (возможно есть)
(x – 5)(x + 4)(x + 5)2 ≤ 0 <=> (x - 5)(x+4) ≤ 0, x = - 5;
Ответ. х € { - 5} U [- 4; 5]
Прежде всего, отметим, что если в разложении многочлена на множители входит сомножитель , то говорят, что - корень многочлена кратности .
Значит, корень х = -5 кратности 2.
4 этап: Проблемное объяснение нового знания
Итак, причина затруднения применения метода интервалов: не чередуются знаки на интервалах, что приводит к необходимости проверки знаков функции на каждом интервале.
Решим неравенство: (x – 5)(x + 4)(x + 5)2 ≤ 0 другим способом:
(x – 5)(x + 4)(x + 5)(x + 5) ≤ 0
Введем функцию f(x) = (x – 5)(x + 4)(x + 5)2; Д(f)=R.
1. Найдем нули функции f(x) = (x – 5)(x + 4)(x + 5)2, решив уравнение (х-5)(х+4)(х+5)2 = 0. x = 5; x = - 4; x = - 5 и x = - 5.
- 5 – корень кратности 2 (две слившиеся точки), между ними интервал с началом и концом в точке -5. Давайте введем интервал с началом и концом в точке -5. (его длина равна 0) и на графике его изображают в виде лепестка. Количество лепестков равно k – 1 ( где к – это кратность корня).
2. Изобразим на координатной прямой нули функции не забывая про «лепестки».
Нули функции разбивают область определения на интервалы, в каждом из которых функция непрерывна и сохраняет свой знак.
Чередуя, расставим знаки в каждом интервале, учитывая «лепесток», т.е. интервал с началом и концом в точке-5, и по рисунку запишем решение исходного неравенства.
Ответ: {-5} U [-4; 5]
Надо менять алгоритм решения неравенств методом интервалов? Определять знаки функции на каждом интервале? Как поступать с кратными корнями?
5 этап: Первичное закрепление
Отправляемся на станцию: «Обучая – учусь»
Примеры:
№1. Решить неравенство: (x – 1)(3 – x)4 (x – 2) < 0.
Введем функцию f(x) = (x - 1)(3 –x)4 (x – 2), Д (f) = R.
Нули функции: x =1; x =2; x =3 – корень кратности 4.
Сколько «лепестков» рисуем в точке х=3?
В точке х = 3 дорисуем 3 «лепестка».
Определим знак функции f(x) на любом промежутке, например (-∞; 1)
f(0) = (0 -1)(3 – 0) (0 -2) > 0,
и, чередуя, проставим знаки.
Ответ: (1; 2) U{3}
№ 2. Решить неравенство № 134 (а,б) с.44
На доске два ученика решают неравенства. Остальные работают в тетрадях.
6 этап: Физкультминутка «В здоровом теле, здоровый дух!»
Станция «Спортивная»
7 этап: Самостоятельна работа в группах.
Следующая станция « Тайный конверт»
Каждая пара получает закрытый конверт с заданием, аналогичным одному из рассмотренных примеров и решает поставленную задачу, затем в виде отчета эксперт записывает ответ на доске и объясняет его.
Задания:
А)
1) (х + 7)(х + 2)(4 – х)(2х – 10) ≥ 0. ( x Є [-7; -2] v [4; 5] )
2) (х2 + 4х – 5)(х+7)(х + 3) ≥ 0 (х Є (- ∞; -7]v [-5; -3] v [1; + ∞) )
3) (х + 4)(х + 1)(х – 1)(х – 8) ≥ 0 (х Є (- ∞; - 4] v [-1;1] )
Б) Самостоятельная работа (с взаимопроверкой в парах).
Запишите три любых числа a, b, с, причем a < b < c и решите неравенство:
(x – a)(x – b)2(x – c) ≥ 0.
7)Итоги самостоятельной работы
Алгоритм решения неравенств с кратными корнями
(х – х1)(х – х2)к … (х – хп)≥0
1. Найти нули функции f(х) = (х – х1)(х – х2)к … (х – хп)
2. Изобразить на координатной прямой нули функции.
3. В точках, которые являются кратными корнями, дорисовать нулевые интервалы в виде лепестков.
4. Количество лепестков равно k – 1 ( где к – это кратность корня).
5. Определить знаки функции на одном из интервалов и расставить знаки на остальных интервалах, включая «лепестки», чередуя знаки.
6. Записать ответ, в соответствии с условием.
8. Домашнее задание.
Наше путешествие подошло к концу. Мы прибыли на станцию «Домашнее задание»
Ваше домашнее задание нескольких уровне. Каждый выбирает уровень себе по силам.
Начальный уровень
І вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) (х + 1)(х – 2) > 0
2) х2 – 3х + 2 ≤ 0
3) (х – 4)/(х + 5) < 0
Начальный уровень
ІІ вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) (х + 2)(х – 3) > 0
2) х2 – 3х – 4 ≤ 0
3) (х – 5)/(х +6) < 0
Средний уровень
І вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) х2 – 7х + 12 ≤ 0
2) (х + 10)(х – 4) < 0
3) 2х (8 + х)(х – 12) > 0
4) (х + 2)(7 – х)(х – 13)
5) (х + 5)/(х - 6) >0
Средний уровень
ІІ вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) х2 – 6х + 5 < 0
2) (х + 9)(х – 2) < 0
3) 4х (5 + х)(х – 8) > 0
4) (х + 9)(6 – х)(х – 10) ≤ 0
5) (х – 4)/(х + 7) > 0
Достаточный уровень
І вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) (х – 2)(х +5)/(х + 2) ≥ 0
2) (х + 3)2(х + 1)(х – 2) ≤ 0
3) (16 – х2)(3х2 + 1) > 0
4) (6 – 3х)/(х + 4) ≥ 0
Достаточный уровень
ІІ вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) (х + 1)(х – 9)/(х - 1) ≤ 0
2) (х + 2)(х – 1)(х – 3)2 ≤ 0
3) (25 – х2)(5х2 + 2) ≤ 0
4) (х + 4)/(10 - 2х) ≤ 0
Высокий уровень
І вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) (х4 – 16х2)( - х2 – 5) ≤ 0
2) (– х2 + 8х – 7)/(х2 + х – 2) > 0
3) х3 – 5х2 + 6х ≥ 0
4) (х – 2)(х + 2)2(х + 3)/(х - 1) ≤ 0
Высокий уровень
ІІ вариант
Решить неравенство методом интервалов
1) (х4 – 25х2)( - х2 – 7) ≥ 0
2) (– х2 + 4х + 3)/( х2 – х – 2) < 0
3) х3 – 6х2 + 5х ≤ 0
4) (х – 3)(х + 3)2(х + 4)/(х - 2) ≥ 0
9.Итог урока.
Станция «Рефлексия»
Учитель: И вспомним начало нашего урока, ребята. Удалось ли за сегодняшний урок сделать чудные открытия?
А какие открытия Вы для себя сделали?
А какие цели урока мы ставили перед собой?
Как Вы считаете, нам удалось достигнуть поставленных целей?
Учитель: Ян Амос Коменский говорил: «Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового, ничего не прибавил к своему образованию». Я надеюсь, что в сегодняшнем уроке вы найдете для себя хоть крупинку полезного.
Учитель: У каждого из вас на столе листочки. Уходя из класса, прикрепите на доску один из них.
Листок зелёного цвета обозначает: “Я удовлетворён уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой и хорошо работал на уроке”.
Листок жёлтого цвета обозначает: “Урок был интересен, я принимал в нём активное участие, я сумел выполнить ряд заданий, мне было на уроке достаточно комфортно”.
Листок синего цвета обозначает: “ Я получил пользу от урока, но мне не все удалось выполнить правильно”.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.