Технологическая карта урока русского языка
Класс: 3
Предмет: Русский язык
Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Формы организации учебной деятельности:
• групповая; в парах; индивидуальная;
• фронтальная
Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.
Задачи урока:
Образовательная:познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).
Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.
Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.
Информационный материал:
• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века) - с.66-68.
• раздаточный материал – карточки.
Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.
Планируемые результаты:
Предметные: ученик научится распознавать имена собственные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.
Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.
Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.
Ход урока:
Деятельность учителя |
Деятельность учащегося |
Формируемые УУД |
||||||||
Орг.момент. Самоопределение к деятельности. |
|
|
||||||||
Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Если работать внимательно- Новое узнаешь обязательно! Будешь слушать, рассуждать И друг другу помогать Будем отвечать активно, Хорошо себя вести -Мне очень приятно видеть Ваши глаза и самое главное- Ваше желание учиться. Сегодня на уроке понадобится ваше внимание, Поддержка и помощь. Надеюсь, что у нас все получится. Пожелаем друг другу удачи, Улыбнемся друг другу. -Запишите число, классная работа Орфографическая минутка. |
- А я на уроке все понимаю, Задания все хорошо выполняю. Ответы ищу на вопросы любые. Чтоб знать и уметь все без помощи Вашей, Чтоб становиться лучше и краше. |
Личностные УУД (мотивация к обучению и познавательной деятельности) |
||||||||
Актуализация знаний. Фиксация затруднений в деятельности. |
|
|
||||||||
- Сначала давайте проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами в первой паре. Составьте подобную пару: Париж – Франция, Москва - … марсиане – Марс, земляне - … «Прыжок» - Толстой, «Ванька» - … страна – город, дом - … - Поставьте вопросы к этим слова и определите часть речи. - Почему к одним словам мы ставим вопрос кто?, а к другим что? - Что мы знаем об имени существительном? - Назовите лишнее слово.
- Какие слова пишутся с заглавной буквы?
- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы? |
Учащиеся записывают слова в тетрадь:
Россия Земля Чехов квартира
- Имена существительные одушевленные и неодушевленные. Учащиеся дают определение имени существительного. - Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы. - Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д. Дети затрудняются ответить на эти вопросы. |
Познавательные УУД (умение устанавливать связь между словами) |
||||||||
Постановка учебной задачи |
|
|
||||||||
- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока? - Что мы должны узнать на уроке? |
- Заглавная и строчная буквы в словах. - Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы. |
Регулятивные УУД (постановка учебной задачи) |
||||||||
Построение выхода из затруднений («открытие») |
|
|
||||||||
- Имена существительные Россия, Земля, Чеховназываются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны. - Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными? - Какие у вас собственные имена? - Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки. - Как же пишутся собственные имена существительные?
- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.
- Но есть еще нарицательные имена существительные. - Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными. - Как вы думаете, как пишутся такие слова?
- Приведите примеры имен собственных (нарицательных). -Сверим свои полученные знания с учебником на стр. 66-67 в рубрике «Тайны языка» |
Ответы детей.
Дети называют свои имена.
- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы. Один ученик читает стихотворение. Буква обычная выросла вдруг, Выросла выше всех букв-подруг. Смотрят с почтеньем на букву подруги. Но почему? За какие заслуги? Буква расти не сама захотела, Букве поручено важное дело. Ставится буква у строчки в начале, Чтобы начало все замечали. Имя, фамилия пишутся с нею, Чтобы заметней им быть и виднее, Чтобы звучали громко и гордо Имя твое, имя улицы, города! Буква большая – совсем не пустяк: В букве большой – уважения знак!
- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы. Учащиеся приводят примеры. |
Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать) Познавательные УУД |
||||||||
Первичное закрепление во внешней речи |
|
|
||||||||
Работа в парах (стр. 69,упр. 3)
- Какой вывод мы можем сделать?
|
Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) . - Одинаковые слова пишутся по-разному. |
Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, работать в паре) Регулятивные УУД (оценка) |
||||||||
Первичное закрепление во внешней речи |
|
|
||||||||
- Что нового вы узнали об именах собственных?
- Давайте познакомимся с ними в рубрике с.67 |
- Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова. |
Регулятивные УУД (умение делать выводы) |
||||||||
Физкультминутка
|
|
Коммуникативные УУД
|
||||||||
Работа в группах. На карточках написаны слова для каждой группы:
- Прочитайте две пары слов левого столбика. - Как изменяются в нём слова? - К какой группе существительных относятся все слова левого столбика? - Измените по числам остальные слова. - Прочитайте слова правого столбика. - Измените их по числам. - Получается? - А к какой группе существительных относятся эти слова? - Что ещё вы узнали об именах собственных?Какой вывод можно сделать? |
Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.
- Слова изменяются по числам.
- Имена нарицательные.
Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам. - Имена собственные.
- Собственные имена существительные не изменяются по числам.
Чтение правила в учебнике (стр.66-67)
|
Коммуникативные УУД (согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)
Познавательные УУД (логические)
Регулятивные УУД |
||||||||
Первичное закрепление во внешней речи. |
|
|
||||||||
Работа в парах. - Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.
|
Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте. |
Регулятивные УУД (оценка) Коммуникативные УУД |
||||||||
Включение в систему знаний и повторение |
|
|
||||||||
- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные. Собирала Маргарита Маргаритки на горе. Растеряла Маргарита Маргаритки во дворе.
Возвращаясь под вечер с поля, Потеряла серёжку Поля. Ту серёжку нашёл Серёжка, Прибежал, постучал в окошко: - Отыскалась твоя серёжка! |
Самостоятельная работа с самопроверкой. |
Познавательные УУД (умение классифицировать слова) Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя) |
||||||||
Домашнее задание. |
|
|
||||||||
Выучить правило с.66-67 Т.с. упр |
|
Познавательные УУД (умение приводить примеры) |
||||||||
Рефлексия. |
|
|
||||||||
- Какую цель мы ставили в начале урока? - Достигли мы этой цели? - Что показалось сложным на уроке? - Оцените свою работу на уроке: - Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите нужный смайлик. - Если не всё получалось – смайлик…. |
Отвечают на вопросы учителя.
|
Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.