Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
Оценка 4.7

Русский язык 3 класс. Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Оценка 4.7
doc
04.02.2024
Русский язык  3 класс.  Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»
20.01 рус яз.doc

Технологическая карта урока русского языка

Класс: 3

Предмет: Русский язык

Тема: «Имена существительные собственные и нарицательные»

Формы организации учебной деятельности:

• групповая; в парах; индивидуальная;

• фронтальная

Цель урока: учить различать имена существительные собственные и нарицательные, классифицировать слова, решать проблемные задачи.

Задачи урока:

Образовательная:познакомить с собственными и нарицательными именами существительными, их грамматическими признаками (неизменяемость по числам), оформлением на письме (прописная буква).

Воспитательная: воспитание интереса к родному языку; стимулировать работу учащихся по дальнейшему формированию умения общаться через работу в паре, группе, умения слушать и корректно оценивать ответы одноклассников.

Развивающая: создать условия для развития речи, самостоятельной мыслительной деятельности, познавательной активности.

Информационный материал:

• русский язык: учебник для 3 класса: в 2 ч. Ч. 2. - М.: Вентана-Граф, 2012. – (Начальная школа XXI века) - с.66-68.

• раздаточный материал – карточки.

Здоровьесберегающие технологии: физкультминутка (гимнастические упражнения), смена видов деятельности на уроке, работа в парах, группах.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик научится распознавать имена собственные, правильно записывать имена собственные, словарные слова.

Метапредметные: ученик, учится организовать своё рабочее место, пользоваться учебником как источником информации, умеющий наблюдать, анализировать, обобщать языковой материал, регулировать свою деятельность.

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого человека.

 

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Формируемые УУД

Орг.момент.

Самоопределение к деятельности.

 

 

Прозвенел и смолк звонок.

Начинается урок.

Если работать внимательно-

Новое узнаешь обязательно!

Будешь слушать, рассуждать

И друг другу помогать

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести

-Мне очень приятно видеть

Ваши глаза и самое главное-

Ваше желание учиться.

Сегодня на уроке понадобится ваше внимание,

Поддержка и помощь.

Надеюсь, что у нас все получится.

Пожелаем друг другу удачи,

Улыбнемся друг другу.

-Запишите число, классная работа

Орфографическая минутка.

- А я на уроке все понимаю,

Задания все хорошо выполняю.

Ответы ищу на вопросы любые.

Чтоб знать и уметь все без помощи Вашей,

Чтоб становиться лучше и краше.

Личностные УУД (мотивация к обучению и познавательной деятельности)

Актуализация знаний.

Фиксация затруднений в деятельности.

 

 

- Сначала давайте проведем игру «Подбери пару». Подумайте, какая связь между словами в первой паре. Составьте подобную пару:

Париж – Франция, Москва - …

марсиане – Марс, земляне - …

«Прыжок» - Толстой, «Ванька» - …

страна – город, дом - …

- Поставьте вопросы к этим слова и определите часть речи.

- Почему к одним словам мы ставим вопрос кто?, а к другим что?

- Что мы знаем об имени существительном?

- Назовите лишнее слово.

 

- Какие слова пишутся с заглавной буквы?

 

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы? Со строчной буквы?

Учащиеся записывают слова в тетрадь:

 

 

Россия

Земля

Чехов

квартира

 

 

- Имена существительные одушевленные и неодушевленные.

Учащиеся дают определение имени существительного.

- Лишнее слово «квартира», оно пишется со строчной буквы.

- Имена и фамилии людей, клички животных, названия городов, рек и т.д.

Дети затрудняются ответить на эти вопросы.

Познавательные УУД (умение устанавливать связь между словами)

Постановка учебной задачи

 

 

- Как вы думаете, какая у нас сегодня будет тема урока?

- Что мы должны узнать на уроке?

- Заглавная и строчная буквы в словах.

- Как называются слова, которые пишутся с заглавной буквы и со строчной буквы.

Регулятивные УУД (постановка учебной задачи)

Построение выхода из затруднений («открытие»)

 

 

- Имена существительные Россия, Земля, Чеховназываются именами собственными. Имена собственные называют такие предметы, которые единичны.

- Как вы думаете, почему такие имена существительные называются собственными?

- Какие у вас собственные имена?

- Да, у человека – это имя. У города, реки, улицы – название. Назовите название города, улицы, реки.

- Как же пишутся собственные имена существительные?

 

- Послушайте, какое замечательное стихотворение о большой букве написал Е. Измайлов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Но есть еще нарицательные имена существительные.

- Нарицательные имена существительные называют предметы, которые не являются единичными.

- Как вы думаете, как пишутся такие слова?

 

- Приведите примеры имен собственных (нарицательных).

-Сверим свои полученные знания с учебником на стр. 66-67 в рубрике «Тайны языка»

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

Дети называют свои имена.

 

 

 

- Собственные имена существительные пишутся с заглавной буквы.

Один ученик читает стихотворение.

Буква обычная выросла вдруг,

Выросла выше всех букв-подруг.

Смотрят с почтеньем на букву подруги.

Но почему? За какие заслуги?

Буква расти не сама захотела,

Букве поручено важное дело.

Ставится буква у строчки в начале,

Чтобы начало все замечали.

Имя, фамилия пишутся с нею,

Чтобы заметней им быть и виднее,

Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города!

Буква большая – совсем не пустяк:

В букве большой – уважения знак!

 

- Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы.

Учащиеся приводят примеры.

Регулятивные УУД (соотнесение того, что уже известно учащимся, и того, что предстоит узнать)

Познавательные УУД

Первичное закрепление во внешней речи

 

 

Работа в парах (стр. 69,упр. 3)

 

- Какой вывод мы можем сделать?

 

Взаимопроверка, оценка работ (пары меняются работами) .

- Одинаковые слова пишутся по-разному.

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать других, работать в паре)

Регулятивные УУД (оценка)

Первичное закрепление во внешней речи

 

 

- Что нового вы узнали об именах собственных?

 

- Давайте познакомимся с ними в рубрике с.67

- Среди собственных имён существительных встречаются несклоняемые слова.

Регулятивные УУД (умение делать выводы)

Физкультминутка

 

 

Коммуникативные УУД

 

Работа в группах.

На карточках написаны слова для каждой группы:

стол – столы

дом - дома

подарок - …

кошка - …

Россия

Волгоград

река Волга

 

 

стол – столы

дом - дома

корабль – …

девочка - …

Украина

Курск

Река Сейм

 

 

стол – столы

дом - дома

солдат - …

собака - ..

Грузия

Хабаровск

Река Амур

 

 

стол – столы

дом - дома

карандаш - …

белка - …

Белоруссия

Москва

Река Клязьма

- Прочитайте две пары слов левого столбика.

- Как изменяются в нём слова?

- К какой группе существительных относятся все слова левого столбика?

- Измените по числам остальные слова.

- Прочитайте слова правого столбика.

- Измените их по числам.

- Получается?

- А к какой группе существительных относятся эти слова?

- Что ещё вы узнали об именах собственных?Какой вывод можно сделать?

Дети выполняют задание в карточках и сталкиваются с проблемой, разрешают её и делают вывод.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Слова изменяются по числам.

 

- Имена нарицательные.

 

 

 

 

Учащиеся пробуют изменить слова правого столбика по числам.

- Имена собственные.

 

- Собственные имена существительные не изменяются по числам.

 

Чтение правила в учебнике (стр.66-67)

 

Коммуникативные УУД

(согласованность действий с партнерами, предвосхищение результатом уровня усвоения)

 

Познавательные УУД (логические)

 

Регулятивные УУД

Первичное закрепление во внешней речи.

 

 

Работа в парах.

- Расскажите друг другу о том, что вы узнали об именах существительных собственных и нарицательных. Оцените работу соседа по парте.

 

Взаимопроверка, оценивание работы соседа по парте.

Регулятивные УУД (оценка)

Коммуникативные УУД

Включение в систему знаний и повторение

 

 

- Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию. Запишите слова в два столбика: в первый – имена собственные, во второй – имена нарицательные.

Собирала Маргарита

Маргаритки на горе.

Растеряла Маргарита

Маргаритки во дворе.

 

Возвращаясь под вечер с поля,

Потеряла серёжку Поля.

Ту серёжку нашёл Серёжка,

Прибежал, постучал в окошко:

- Отыскалась твоя серёжка!

Самостоятельная работа с самопроверкой.

Познавательные УУД (умение классифицировать слова)

Коммуникативные УУД (умение слушать и понимать учителя)

Домашнее задание.

 

 

Выучить правило с.66-67

Т.с.        упр

 

Познавательные УУД (умение приводить примеры)

Рефлексия.

 

 

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Достигли мы этой цели?

- Что показалось сложным на уроке?

- Оцените свою работу на уроке:

- Если у вас всё получилось, вы довольны собой, возьмите нужный смайлик.

- Если не всё получалось – смайлик….

Отвечают на вопросы учителя.

 

Личностные: придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей.

 


Технологическая карта урока русского языка

Технологическая карта урока русского языка

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого…

Личностные: ученик получит возможность научиться вести коммуникативную деятельность, устанавливать связь между целью своей деятельности и её мотивом, с пониманием относится к проблемам и трудностям другого…

Улыбнемся друг другу. -Запишите число, классная работа

Улыбнемся друг другу. -Запишите число, классная работа

Дети затрудняются ответить на эти вопросы

Дети затрудняются ответить на эти вопросы

Но есть еще нарицательные имена существительные

Но есть еще нарицательные имена существительные

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы

Нарицательные имена существительные пишутся со строчной буквы

Россия Волгоград река Волга стол – столы дом - дома корабль – … девочка - …

Россия Волгоград река Волга стол – столы дом - дома корабль – … девочка - …

Измените по числам остальные слова

Измените по числам остальные слова

Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию

Определите на слух слова, одинаковые по звучанию, но разные по написанию

Если не всё получалось – смайлик…

Если не всё получалось – смайлик…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2024