План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе
Оценка 4.7

План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Оценка 4.7
doc
10.02.2020
План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе
план-конспект открытого урока.doc

План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Ганиевой Эльвиры Гайсаровны учителя  начальных классов,

МБОУ СОШ с. Стары Туймазы

 

 

Тема:   Д.Н. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка».

Цель: формирование умения определять эмоциональное  состояние героя через анализ текста. Продолжить формирование умения анализировать текст и поступки героев с целью выявления мотивов поступков;

- воспитание доброго отношения к тем, кто слабее; заботливого отношения друг к другу; совместного сопереживания; воспитание умения слушать другого.

- развитие речи.

Задачи:

обучающие - продолжить работу с текстом большого объема: ознакомить с содержанием  3части  сказки Д.Н.  Мамина – Сибиряка «Серая Шейка»;

         развивающая - развивать творческие способности, мышление, речь.

воспитывающая - способствовать развитию  у учащихся  чувства сострадания, сопереживания.

здоровьесберегающие - сохранять здоровье детей путём оптимального учебного труда и активного отдыха; использования ТСО и средств наглядности; создания комфортной и доверительной атмосферы в классе; осуществления психологической поддержки каждого ученика.

Планируемые результаты:

Предметные:

-овладевать навыками осознанного, правильного и выразительного чтения;

-анализировать текст с позиции отношения автора к персонажам;

-находить способы и средства создания характера и изображения внутреннего мира героини сказки;

-понимать сущность поведения героев, уметь самостоятельно делать выводы.

Личностные:

- развитие чувства сопереживания, сострадания.

Метапредметные:

Познавательные

-находить в тексте ответ на заданный вопрос;

-уметь выделять главное;

-произвольно строить устное и письменное высказывание с учетом учебной задачи.

Регулятивные

-принимать учебную задачу, отбирать способы её решения;

-оценивать результаты работы;

Коммуникативные

-участвовать в учебном диалоге;

-выражать свои мысли в учебном диалоге;

-проявлять самостоятельность в парной  и групповой работе;

 

Методы: Словесный, наглядный, метод активизации познавательной деятельности, поисковый метод и метод обобщения; индивидуальный, групповой.

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет Д.Н. Мамина – Сибиряка; карточки-подсказки: лексическое значение слов, «Словарь настроений»; учебник; карточки самооценки учащихся.

Тип урока: изучение новой темы.

Технологии

Компетенции, формируемые на данном уроке: 

- ценностно-смысловые;

- учебно-познавательные;

- коммуникативные;

- общекультурные;

- социально-трудовые;

- информационные;

- личностного саморазвития

 

Ход урока.

1.Орг. момент  (Звучит музыка «В мире много сказок»)

  Эмоциональный настрой на урок.

Приветствие гостей . 
Почти все у человека предназначена для самого себя…кроме улыбки. Улыбка самому себе не нужна .Если бы не зеркала, вы бы ее никогда даже не увидели. Улыбка предназначена другим людям .Так давайте сначала подарим улыбки гостям, затем друг другу, чтобы от ваших улыбок всем было хорошо, радостно , легко и тепло. 

2. Разминка.

Чтобы легче нам работалось,  проведем разминку. Посмотрите на слайд  прочитайте. Какое задание можно выполнить по нему? (Найти лишнее название сказки, назвать общим словом)

 

1) «Петушок–золотой гребешок и жерновцы» (русская народная сказка)

2) «Сивка-бурка»(русская народная сказка)

3) «Серая Шейка» (авторская сказка)

4) «Мороз, Солнце и Ветер»(русская народная сказка).

Слайд.

1) «Сказка про храброго Зайца - длинные уши, косые глаза,    короткий хвост» (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

2) «Серая Шейка» (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

 3) «Сказка про Комара Комаровича - длинный нос и  про мохнатого Мишу - короткий хвост» (Д.Н. Мамин-Сибиряк)

4) «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (А.С. Пушкин)

Слайд      

1) «Хаврошечка»(сказка)

2) «Земля со дна океана»(легенда)

3) «Серая Шейка»(сказка)

4) «Хитрая лиса»(сказка)

3.Задание.

Внимание! Необычное задание.
На доске зашифровано слово:

– Расшифровать и прочитать его вы сможете, выполнив следующее задание:

– Сопоставьте одинаковые геометрические фигуры, и вы узнаете последовательность букв.
– Прочитайте, какое слово зашифровано?
(Сказка)

СЛАЙД

Со сказкой всегда интересно 
Сказки все любят читать 
Сегодня попробуем вместе 
Смысл авторской сказки понять.                                   

 

  4.Повторение пройденного материала.

Тема нашего урока.
- С каким писателем мы познакомились на предыдущих уроках?   ( Д.Н. Мамин-Сибиряк)

- Что мы узнали о нём?( Это писатель который жил на Урале, как и мы., Его уже давно нет но его произведения живут, их с удовольствием читают дети и взрослые).(Тимур)
- Как назывался сборник его сказок? ( «Алёнушкины сказки»,)

-Сколько произведений туда вошло? (16)

 

– Над какой сказкой мы работали на прошлом уроке?  (“Серая Шейка”)

В том числе в этот сборник вошла и сказка «Серая Шейка».

 

5. Определение задачи и целей урока.

Какова же задача нашего урока?

Задача: продолжим знакомство с произведением Мамина-Сибиряка.

Цели:
• научиться выразительно читать,
• выражать свои мысли,
• развивать мышление и память;
• уметь работать с товарищами в группе;
• давать характеристики героям сказки.)

6.Проверка Д/з

 

сюжетные картинки       

 

- Вспомните содержание сказки и расположите картинки в порядке следования событий.

 

- В какой ситуации оказалась Серая  Шейка?

 

- Вспомним разговор Утки и Селезня (чтение по ролям).

Селезень -

Утка  -

Автор -

- Как ведет себя Утка, когда сталкивается с трудностью и опасностью?

 

(Утка все время думает о судьбе Серой Шейки, которая не может лететь вместе со стаей на юг; она плачет и печалится, и даже решается остаться с ней зимовать).

 

- А Селезень?

 

Селезень же, отец Серой Шейки, предпочитал не тревожить себя грустными мыслями, «всегда старался замять разговор, когда речь заходила о Серой Шейке». Он даже думал, что для Серой Шейки было бы лучше, если бы Лиса ее съела: все равно ей суждено погибнуть зимой.

 

- Вы согласны с тем, что Утка и Селезень представляют две разных  жизненных позиции?

-Какие черты характера присущи Утке, а какие Селезню? ( картинки на доске).

 (подбирают слова к героям на доске)

 

Утка

самоотверженная (жертвует собой ради других)

заботливая

умеющая любить

умеющая сочувствовать

 

Селезень

Эгоистичный

Равнодушный

не способный ни на какую жертву ради близких

не тревожит себя грустными мыслями

 

 

доброта, равнодушие, эгоизм, любовь, сочувствие,  безразличие, забота, самоотверженность

 

Утка – самоотверженная, заботливая, умеющая любить и сочувствовать.

 

Селезень – эгоистичный, равнодушный, предпочитающий не тревожить себя грустными мыслями, не способный ни на какую жертву ради близких. Поскольку Селезень любил порассуждать  и не любил вмешиваться ни в чьи дела, - то  «оказывалось, что он всегда умен, всегда прав и всегда лучше всех».

 

-В этой фразе содержится не только ирония, но и горькая жизненная правда: если не занимать в жизни активную позицию, не помогать другим, не болеть душой за других, а только философствовать о том, что полезно, а что вредно для организма, стараться не тревожить себя понапрасну, есть возможность выглядеть умным и рассудительным ОБЫВАТЕЛЕМ.

                                                                             

толковый словарь( читает подготовленный ученик)

- Действительно, «обыватель» - это человек, который выражает внешнее сочувствие, внешнюю заинтересованность в жизни других – однако никогда не пожертвует ни своим здоровьем, ни даже своим временем ради другого человека.

 

-Хорошо ли находиться рядом с таким человеком?

 

 

7. Знакомство с новой темой.

- Итак сегодня мы на уроке познакомимся с третьей частью сказки.

 

Словарная работа. СЛАЙД.

 

- Поскольку текст написан еще в 19 веке, в нем встретятся непонятные слова.

«Борьба шла не на живот, а на смерть»

«полынья» - пространство чистой воды в ледяном покрове реки или в плавающих ледяных полях моря и озера.

«спесива» - высокомерная, заносчивая

«Са́жень» -  или саже́нь старорусская единица измерения расстояния равная 2,16 м.

Сковать льдом – заморозить;
Стража из великанов – охрана;

Убрались инеем – нарядились, украсились

Трепетала – боялась, дрожала, вздрагивала

 

8. Динамическая пауза. 
На носочки встанем 
Облачко достанем 
На корточки присели 
Травушку погладим 
Руками- крыльями взмахнем 
Как утята поклюём 
В стайки соберемся 
Друг другу улыбнемся 
Мы сумели отдохнуть 
И готовы в дальний

 

9.Первичное восприятие. (Аудиозапись)

- Слушаем и внимательно следим.

Проверка первичного восприятия.

Какое настроение создает эта часть сказки? (найти в словаре настроений).

О чем рассказала 3 часть?( Появление у Серой Шейки друга.)

Какова основная мысль? ( друг познаётся в беде).

Как озаглавите? (Новый друг)

 

Вторичное восприятие.

·      Сейчас мы прочитаем еще раз сказку по цепочке.

·      Чтение за диктором.

-В 3 части сказки появляется новый персонаж. 
-Кто он? (Зайчик) 
- Смогла бы Серая Шейка одна пережить холод и одиночество? 
- Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг? 
-О чем Заяц предупредил Серую Шейку ? (Берегись, Серая Шейка, она опять придет). ( Найдите это место в тексте).
- А как вела себя лиса? (Она пользовалась беспомощностью С.Ш.) 

- Каким тоном Лиса произносила слова? (ласково, нежно)

- Почему Лиса не могла подобраться к воде? ( лёд был тонкий)

 

- Из чего состоит жизнь Серой Шейки после отлета стаи? (выборочное чтение гл.3)

Действительно, Серая Шейка жила в постоянном страхе и не могла наслаждаться жизнью.

-Как называет автор С.Ш.? (Бедняжкой).

-Какая она, Серая Шейка? (беспомощная, беззащитная).

-Найдите отрывки, в которых показано, как менялось настроение С.Ш. с приходом холодов.

-Как бы могла сложиться судьба С.Ш.?

9. Работа в группах.

- Составить синквейн о лисе, зайце, Серой Шейке, Старой Утке.

Распределение по группам:1 гр. - о лисе, 2гр. - о зайце, 3гр - о главной героине сказки, 4 гр.- о Старой Утке.

Получились синквейны.

СЕРАЯ ШЕЙКА.
Беззащитная, бедная.
Плавает, боится, разговаривает.
Огорчается до последней степени.
Утка.

ЛИСА.
Не спесивая, бессовестная.
Поздоровалась, остановилась, поздравила.
Сидит и зло подсмеивается.
Враг.

ЗАЯЦ.
Беззащитный, трусливый.
Прыгает, дрожит, прячется
Спасает свою жизнь постоянным бегством.
Друг.

СТАРАЯ УТКА.

-Как автор показывает, что С.Ш. придётся трудно? Почему в 3 части он часто обращается к описанию природы? Прочитайте.

СЛАЙД (ПРИРОДА)

(Описание природы - это описание борьбы. Передаёт состояние тревоги. Природа нас готовит к опасности.)

-Между кем идёт борьба? (Река и холод. )

Вывод. Серой Шейке нужно бороться за жизнь. Нужно быть стойкой и сильной.

К чему готовит ЕЁ природа? (К опасности)
– Что было опаснее всего? (Ночи)
– Как автор описывает ночи? Какими словами?
– Давайте остановимся на реке. Прочитайте, что пишет автор о реке? (Засыпает)
– Что делала река?(замерзала)
– Какая она была? (опасной для серой шейки).
– Какое состояние природы передает автор этим описанием? (Состояние беды, тревоги)

10.Работа в парах.  Составление кластера.( карточки-подсказки).

Организация работы  в парах.

1 ряд - выделяет информацию о реке днём;
2 ряд - о реке ночью;
Итак, что у нас получилось… СЛАЙД.

РЕКА

 

                                                                                                                   

                                    ДНЁМ                                                              НОЧЬЮ

                               

                                 1.Бурлит                                                            1. Засыпает

                                 2. Не замерзает.                                                2. Замерзает.         

 

Вопросы

- Почему Лиса садилась теперь на самый край полыньи?

- Ласково ли продолжала Лиса разговаривать с уточкой?

- Какими словами заканчиваются первые 3 части этой сказки?

1 гл. «Уж лучше было бы, если бы тогда Лиса совсем съела Серую Шейку, - ведь все равно она должна погибнуть зимою».  – Селезень

2 гл. « Уж лучше бы было, если бы тогда Лиса меня съела…» - Серая Шейка

3 гл. « Ах, какая бессовестная эта Лиса!.. Какая несчастная эта Серая Шейка! Съест ее Лиса…» - Заяц

- Никто не верит в ее возможность выжить, даже сама уточка.

- Была ли Лиса  единственной угрозой жизни Серой Шейки?

Серая Шейка может погибнуть еще от холода, а, если река совсем замерзнет, то и от голода.

 

11. Продолжение работы по тексту

 

- Найдите  и прочитайте подписи к иллюстрациям.

 

12.Итог урока

- Давайте подведем итог нашей работе. Как вы думаете, достигнуты поставленные цели?

- С каким настроением мы читали сказку на  уроке? (грустным, переживали за уточку) 
- Какое настроение у вас сегодня? (
грустное, тоскливое, печальное) 
- Что вас тронуло в этой части? 
- Что поразило? 
- Что порадовало? 
- Что и кто у вас вызвал возмущение и недовольство? 

Итогом нашего урока будет пословица.

“Друг в беде – настоящий друг”

 

 

13.Домашнее задание.

По выбору:

1.Нарисовать иллюстрацию к понравившемуся эпизоду

2.Найти материал о жизни диких уток.

3.Пересказ описания природы близко к тексту.

 

14. Рефлексия

Продолжите фразу:

-Мне сегодня удалось…

 

-Мне было интересно…

-Мне было трудно…

 

15. Оценивание.

Оцените свою работу на уроке.

 Если вы были активными, выберите синий цвет,

если вы были внимательными - красный цвет,

 если вы были артистичными - зеленый.
Пожалуйста, покажите свой выбор.

Разные цвета  показывают, что вы действительно активные, внимательные, артистичные.

  Молодцы!

Вывод : 
1.Важно, чтобы в трудную минуту рядом был друг. 
2.Не пользоваться беспомощностью других. 
3.Быть в жизни сильным и стойким. 
4.Люди должны заботиться о тех , кто слабее. 
А закончить урок я хочу словами В.Г.Белинского : «Борьба есть условие жизни : жизнь умирает , когда оканчивается борьба» 

 

СПАСИБО ЗА УРОК!!!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

.

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА

Бодрость

Спокойствие

Возмущение

Тоска

Восторг

Тревога

Грусть

Любовь

Нежность

Счастье

Ожидание

Скорбь

Печаль

Страх

Радость

Волнение

Одиночество

Удивление

Восхищение

Сочувствие

Беспокойство

 

 

 

 


План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

План - конспект открытого урока по литературному чтению в 3 классе

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет

Оборудование: компьютер как средство обучения (использование мультимедиа на уроке); портрет

Слайд 1) «Хаврошечка»(сказка) 2) «Земля со дна океана»(легенда) 3) «Серая

Слайд 1) «Хаврошечка»(сказка) 2) «Земля со дна океана»(легенда) 3) «Серая

Проверка Д/з сюжетные картинки -

Проверка Д/з сюжетные картинки -

ОБЫВАТЕЛЕМ. толковый словарь( читает подготовленный ученик) -

ОБЫВАТЕЛЕМ. толковый словарь( читает подготовленный ученик) -

В 3 части сказки появляется новый персонаж

В 3 части сказки появляется новый персонаж

Как автор показывает, что С.Ш

Как автор показывает, что С.Ш

Найдите и прочитайте подписи к иллюстрациям

Найдите и прочитайте подписи к иллюстрациям

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА Бодрость

КАРТОЧКА-ПОДСКАЗКА Бодрость
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.02.2020