План - конспект по русскому языку в 8 классе "Русский язык в современном мире"
Оценка 4.9

План - конспект по русскому языку в 8 классе "Русский язык в современном мире"

Оценка 4.9
docx
04.05.2023
План - конспект по русскому языку в 8 классе "Русский язык в современном мире"
3.docx

Урок 1. Русский язык в современном мире

Цели урока: 1) познакомить учащихся с функциями русского языка как языка межнационального общения, государственного языка Российской Федерации, мирового языка, официального и рабочего языка ООН и других международных организаций, 2) научить составлять опорный конспект, 3) углубить знания учащихся о роли русского языка в развитии русской литературы.

I. Сообщение темы урока, запись ее на доске и в тетрадях.

Учащимся предлагается записать высказывание А. Н. Толстого

Русский язык должен стать мировым языком. Настанет время (и оно не за горами) русский язык станут изучать по всем меридианам земного шара.

Выясняем с учащимися значение понятия «мировой язык» по «Энциклопедическому словарю юного филолога»: мировыми языками называются некоторые наиболее распространенные языки, употребляемые между собой представителями разных народов за пределами территорий, населенных людьми, для которых они изначально родные.

 

II. Постановка цели урока. Учащиеся отвечают на вопрос: почему русский язык относится к мировым языкам, доказывают правомерность высказывания А. Н. Толстого.

Примеры высказываний:

— Русский язык охватывает международные сферы: дипломатию, мировую торговлю, туризм, на нем общаются ученые разных стран, он изучается в качестве иностранного в вузах и школах большинства стран мира, используется как рабочий язык в ООН;

— мировое значение русского языка обусловлено его богатством и выразительностью, а также тем, что на нем создана величайшая художественная литература.

 

III. Учитель задает вопрос: в чем проявляется богатство русского языка?

Ответы учащихся:

— в лексике (в 17-томном «Словаре современного русского литературного языка») объясняются значения более 120 тыс. слов, между тем целые разряды слов остались за пределами этого словаря: термины, иноязычные слова, новые слова;

— в многообразии стилистических возможностей, в его способности выражать мысль по-разному в зависимости от цели, характера и условий речевого общения;

— в звуковом строе русской речи с его разнообразием звуков, интонационных оттенков;

— в свободном ударении, способствующем благозвучному разнообразию русского языка;

— в богатстве способов словообразования и словообразовательных элементов (обилие приставок и суффиксов);

— в четкой и стройной синтаксической структуре русского языка, гибкости и разнообразии фраз.

 

IV. Работа с учащимися по учебнику.

1. В упражнении 1 учащиеся выписывают выделенные словосочетания, называющие функции русского языка. Учитель обращает внимание на орфограммы в записанных словосочетаниях, ученики объясняют условия выбора орфограмм, записывают слова, данные в рамках на с. 3. далее устная работа, в ходе которой ученики пересказывают текст упражнения 1, опираясь на значение выделенных словосочетаний.

2. В упражнении 2 ребята учатся составлять опорный конспект для пересказа, устно передают содержание текста.

3. В упражнении 3 ученики делят текст на 2 абзаца, формулируют вопрос ко второму абзацу и дают на него письменный ответ.

Затем учащиеся читают теоретический материал на странице 4 и делают вывод: выдвижение, становление русского языка в межнациональном и международном общении зависит от языковых и социальных факторов.

 

V. Подведение итогов урока с учетом цели, поставленной перед учащимися.

 


 

Урок 1. Русский язык в современном мире

Урок 1. Русский язык в современном мире

В упражнении 3 ученики делят текст на 2 абзаца, формулируют вопрос ко второму абзацу и дают на него письменный ответ

В упражнении 3 ученики делят текст на 2 абзаца, формулируют вопрос ко второму абзацу и дают на него письменный ответ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2023