План-конспект по теме "Прямая речь".
Оценка 4.7

План-конспект по теме "Прямая речь".

Оценка 4.7
docx
10.05.2020
План-конспект по теме "Прямая речь".
Прямая речь.docx

                План-конспект по русскому языку в 9 классе “Прямая речь”.

 

Цели урока:

Обучающая:

- формировать лингвистическую компетенцию: умение и навыки находить предложения с прямой речью; выделять прямую речь на письме знаками, в устной речи – интонационно;

- формировать коммуникативную компетенцию: коммуникативные умения и навыки, обеспечивающие свободное использование предложений с прямой речью;

Развивающая:

- развивать готовность и способность к речевому взаимодействию и взаимопониманию;

- развивать способности анализировать, делать оптимальный выбор в зависимости от ситуации;

- развивать креативные способности обучающихся

Воспитательная:

- формировать интерес к русскому языку;

- формировать умение применять знания, полученные на уроке, в жизненных ситуациях;

- формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта

I. Организационный момент.

Словарный диктант.

Здравствуйте, до свидания, спасибо, благодарю, извините, пожалуйста, будьте любезны, будьте добры.

- Чему нас учат слова, который использованы в данном диктанте?

II. Актуализация знаний.

-Какие вы знаете виды предложений по цели высказывания? Примеры.

- Какими бывают предложения по интонации?

-Какими бывают предложения по наличию второстепенных членов?

-Что такое обращение?

- Как обращение выделяется на письме? Как в схеме?

III. Изучение нового материала

1.Постановка проблемы.

Ученик работает на другой половинке доски. (расставляет пропущенные знаки препинания в предложениях:

1.    Петя ты выучил правило

2) Приплыла к нему рыбка спросила

Чего тебе надобно старче

-Проверим работу, выполненную …….

-Ребята, все ли знаки препинания расставил…

- Из скольких частей состоит предложение? …

- Ребята, кто знает, как называются такие предложения в русском языке? (Такие предложения называются предложениями с прямой речью).

2.Формулирование темы и задач урока.

- Каких знаний нам не хватает?

- Чему мы должны научиться сегодня на уроке? (правильно, грамотно записывать такие предложения и отличать их от других предложений, правильно ставить знаки препинания при прямой речи)

План

·         Что такое «прямая речь».

·         Из чего состоят предложения с прямой речью.

·         Как на письме отделяются слова автора от прямой речи.

·         Схемы предложений с прямой речью.

-Какова тема нашего урока? (Прямая речь) (Тему записываю на доске)

- Запишите в тетрадях тему урока.

3.Поиск решения проблемы.

1)Работа с правилом. - Прочитайте в учебнике на стр.98, что такое прямая речь?

- Максим Горький писал: «Обогащайте себя знанием русского языка, читайте больше».

Максим Горький писал, что надо обогащать себя знанием русского языка и больше читать.

- Кому принадлежат выделенные слова? В каком случае они переданы точно от имени писателя?

- В каком предложении прямая речь? (1) Во втором предложении косвенная речь.

·         ПРЯМАЯ РЕЧЬ – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени.

·         ПРЯМАЯ РЕЧЬ сопровождается словами автора, в которых обычно указывается, кому принадлежит прямая речь.

·         Л.Н.Толстой писал: «Все мы на свете друг другу нужны».

Слова автора прямая речь

А: «П».

2) Исследование построения предложений с прямой речью.

Слайд №2

-Прочитайте предложение: (на слайде: «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Винни-Пух своему другу.

- Обратите внимание на запись и построение предложения. Что нового вы увидели в оформлении предложения? (Есть кавычки)

- Где стоят слова автора? (после прямой речи.)

- Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки, написана c большой буквы; после прямой речи стоит тире.)

- Изменятся ли знаки препинания, если части предложения поменяем местами?

Винни-Пух предложил Пятачку: «Пойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд!»

- Где стоят слова автора? (перед прямой речью.) Знаки сохранились?

- От чего зависит расстановка знаков препинания в предложениях с прямой речью? (В каком порядке идут прямая речь и слова автора)

-Какие слова вводят прямую речь? (сказал, предложил)

-Прямая речь может присоединяться  к словам автора различными словами «говорения» : сказать, объявить, спросить, крикнуть, произнести, ответить, попросить, проворчать, шепнуть…

- Составим схемы предложений, обозначив прямую речь буквой П , слова автора- А.

-Обратите внимание на то, что на письме при прямой речи кавычки обозначаются не так, как в тексте книги. (Объяснить, как пишутся кавычки на письме, табличку вешаю на доске; дети пишут 2 схемы на доске)

-Обратите внимание на интонацию: слова автора после прямой речи произносятся несколько убыстрённо и с понижением голоса. «Здравствуй, Пятачок!» – сказал Винни-Пух своему другу.

Между словами автора и прямой речью обычно делается пауза. Винни-Пух предложил Пятачку: «Пойдём к высокому дубу, там живут пчёлы, у них есть мёд!»

- Что является опознавательным признаком для употребления знаков препинания при прямой речи? (Чёткое разграничение прямой речи и слов автора)

Физминутка Игра на внимание

3) Составление схем предложений. Работа в группах.

·         Прочитайте предложения с прямой речью. Какое место занимают слова автора по отношению к прямой речи? Какие знаки препинания ставятся для выделения прямой речи?

1. И сказала скалка: «Мне Федору жалко». 2. И заплакали блюдца: «Не лучше ль нам вернуться?» 3. И зарыдало корыто: «Увы, я разбито, разбито!» 4. И чайник шепнул утюгу: «Я дальше идти не могу». 5. «Что с вами приключилось?» – спросила Гаврюша. 6. «Вы у меня в гостях», - произнёс Вася. 7. «Пойдёмте со мной, ребятки!» - предложил Незнайка.

·         Составьте схемы предложений.

4. Решение проблемы. (Возвращение к проблемному заданию)

IV. Закрепление изученного.

Игра «Собери предложение»

Работа в группах. Кто быстрее и правильно?

Из какой сказки эти предложения? Как речь героев характеризует их? Как следует обращаться к людям?

Должны получиться следующие предложения:

- «Кто взял мою ложку?» - спрашивает Мишутка.

- «Я никого не боюсь!» - хвастает заяц.

- Приплыла к нему рыбка, спросила: «Чего тебе надобно, старче?»

- Ещё пуще старуха бранится: «Дурачина ты, простофиля!»

- Ей с поклоном старик отвечает: «Смилуйся, государыня рыбка».

Слайд №4 1) Игра Употребление различных оттенков слов «говорения» для ввода прямой речи:

Устно составить предложения с прямой речью в парах ( 1 ученик читает слова автора, 2-прямую речь)

Слайд №5 2) (Пишут в тетрадях) «Где же река?» – спросил я у дедушки. ( проверяем на слайде)

Слайд №6 3) В словах автора выделены глаголы. При списывании подчеркните тот глагол, который вводит прямую речь в высказывание. Поставьте пропущенные знаки препинания.

·         Саша посм..трел на друга и сказал всё будет хорошо

·         Лена отв..ла Машу в стор..ну и спросила ты почему опоздала?

·         Катя подб..жала к маме и прош..птала мамочка я скучала по тебе.



Слайд №7 4) Составьте предложения по данным схемам:

1)          А: «П»!           2)            А: «П.»       3)        А: «П?» 
4)
        «П», – А.         5)         «П?» а.         6)        «П!» – а. 

V. Домашнее задание.

Самостоятельно сост. 3-5 предложений с прямой речью. параграф 48

VI. Итог

1.Что такое прямая речь?

2.Из каких частей состоит предложение с прямой речью?

3.Где может стоять в предложении прямая речь? Слова автора?

4.Как ставятся знаки препинания, если прямая речь стоит после
слов автора? Перед словами автора? Приведите примеры.

- Какие знаки препинания используются в предложениях с прямой речью? (Точка, вопросительный, восклицательный знак, двоеточие, запятая, кавычки, тире).

Слайд №8 Рефлексия

Продолжите одну из фраз:

Я научился (лась)…

Мне было интересно… 

Мне было трудно…

Мне понравилось…


 

План-конспект по русскому языку в 9 классе “Прямая речь”

План-конспект по русскому языку в 9 классе “Прямая речь”

Ребята, все ли знаки препинания расставил… -

Ребята, все ли знаки препинания расставил… -

Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки, написана c большой буквы; после прямой речи стоит тире

Как оформлена прямая речь? (Она заключена в кавычки, написана c большой буквы; после прямой речи стоит тире

Я никого не боюсь!» - хвастает заяц

Я никого не боюсь!» - хвастает заяц
Скачать файл