План конспект по туризму

  • docx
  • 10.01.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Планконспект.docx

План-конспект

открытого занятия по программе «Пешеходный туризм»

   педагога дополнительного образования МКОУ ДОД «Дом творчества детей и молодежи Усть-Джегутинского муниципального района»

Данаев Мурадин Тохтарович

 

КЛАСС: учащиеся 5-6 класса (1 год обучения по программе «Пешеходный туризм»)

ТЕМА: «Введение в образовательную программу «Пешеходный туризм»

ЦЕЛЬ: заинтересовать учащихся занятиями пешеходным туризмом.

ЗАДАЧИ:

 Обучающая: формировать у учащихся представления о пешеходном туризме; познакомить с элементами туристического снаряжения, с видами узлов, топографическими знаками, оказанием первой медицинской помощи.

Развивающая: развивать логическое мышление, наблюдательность, зрительную память, творческие способности, практические навыки по укладке рюкзаков, вязке узлов, оказанию первой медицинской помощи.

Воспитывающая: воспитывать чувство коллективизма, самостоятельность, взаимовыручку, ловкость и дисциплинированность.

МЕТОДЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПЕДАГОГОМ:

Словесные;

Наглядные;

Практические.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Оборудование: спортивный зал, туристическое снаряжение, аптечка, раздаточный материал, проектор, экран, компьютер, магнитофон. 

ПЛАН ЗАНЯТИЯ

1.Вводная часть.

2.Основная часть.

- Расшифровка слова «туризм».

-  История малой родины,

-  Туристский бивак.

- Туристские узлы.

-Эстафета: оказание первой медицинской помощи.

- Наблюдения в природе.

- Топография и ориентирование.

- Просмотр видеофильма «Школьный туристический слет».

- Посвящение в туристы.

3. Заключительная часть. Рефлексия.ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы занятия

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

Время в сек., мин.

1.

Вводная часть.

 

 

Организационный момент:

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мурадин Тохтарович,  веду туристическое объединение «Дети гор».

- Приглашаю к себе всех!

Всех, кто любит горы, смех!

Занятие начинается,

Тема называется «Приглашение в поход»

А цель нашего занятия: показать вам, ребята, как интересно и здорово заниматься пешеходным туризмом.

- Сегодня мы поговорим с вами о том, что такое туризм и чем занимаются туристы, а также коротко познакомимся с некоторыми темами из программы «Пешеходный туризм».

 

 

 

1 мин.

2.

Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я поведу вас в мир чудес,

Где шепчется река и лес,

Где горы есть, луга, поля

И настоящие друзья!

В походе нам необходимо делать какие-то записи, поэтому я дарю вам блокноты

Начать хочу с серьезного: с расшифровки слова «туризм».

- Туризм – это спорт? Отдых? Здоровье?  Удовольствие? Хобби? Развлечение? Работа? Форма самоутверждения? Общение? Способ познания окружающей среды?

Вот видите, 10 составляющих слов помещаются в таком маленьком слове – туризм.

А кто такие туристы?

- Туризм бывает: горный, лыжный, пешеходный, водный. Но, самый массовый и самый доступный вид туризма – это пешеходный. Основой туризма являются походы, путешествия. Значит, туристы - это путешественники. А первым путешественником-туристом, был греческий ученый Геродот. Он первый описал свои путешествия в многочисленных книгах. А днем рождения туризма, принято считать 27 сентября 1919 г. Значит, в этом году, мы будем отмечать 100 летие со дня рождения туризма.

- Безопасность и удачное проведение походов, в значительной мере зависят от предпоходной подготовки. Именно этим мы и будем заниматься на наших занятиях.

Как и у любой другой организации, у туристов есть свои законы. Законы юных туристов, сокращенно – ЗЮТ. Их всего 15. И вот как звучит последний из них – 15-й: «В походе ничего личного нет. Твои ноги и ты сам принадлежат группе. Если у тебя заболел «твой живот – болеет вся «группа». Если ты не можешь идти, - сидит вся группа».

- Если Вы были внимательны, то заметили, что в этом пункте 3 раза повторяется одно и тоже слово. А какое? Кто заметил?

- Правильно – это слово «группа». Значит прежде, чем начать подготовку к походу руководителю необходимо скомплектовать группу. Иначе с кем же он будет проводить походы? Для этого необходимо 15-20 ребят одного возраста, физически подготовленных и дружных.

- А у кого по физкультуре «4 и 5»?

- Вот, молодцы, сила у вас есть, а выносливость будет, если будете ходить на занятия.

- А вас можно назвать группой? (ответы учащихся)

- Давайте сделаем анализ: вы из одного класса, вас 15 человек, по физкультуре уже имеете «5», отношения между вами дружеские, раз вы уже столько лет учитесь вместе, отсюда вывод: вы – группа.

- А когда пойдете в поход, вы станете еще дружнее и будете помогать друг другу. Правильно?

ИСТОРИЯ МАЛОЙ РОДИНЫ.

У каждого человека есть своя малая родина, у нас это –КЧР. Как вы думаете, что мы будем изучать в этом блоке? ( история образования КЧР: природу , климат, памятные места, историю заселения , флаг, герб..).

 

ТУРИСТСКИЙ БИВАК.

- А кто-нибудь знает, что такое туристский бивак?

(разбивка лагеря). В этом блоке мы будем изучать: комплектование группы, туристское снаряжение, костры, организацию привалов и ночлегов.

- Ребята, кто хочет снаряжение настоящее?

Всем доступное и звучащее?

Вот это спальник,

В палатке он начальник!

А вот котелок из нержавеющей стали,

Чтоб сытно мы ели,

В пути не устали!

Вот и рюкзак  с вещами,

В поход он просится с нами!

А это палатка – наш дом:

В нем мы живем!

- Это ребята, некоторые элементы туристского снаряжения, а какое ещё бывает, вы узнаете на моих занятиях.

А сейчас задание для команд. Конкурс: «Кто быстрее уложит рюкзак?».

- Перед вами туристическое снаряжение, которое нам необходимо в походе. Сначала я покажу вам, как правильно укладывать рюкзак, а потом попробуете вы. (правила укладки рюкзака).

ГРУППА В ПОХОДЕ.

В этом блоке мы изучаем такие темы: разработка маршрута, порядок движения групп, преодоление препятствий, опасности в путешествиях, туристские узлы, и сегодня мы поподробнее познакомимся с туристскими узлами.

Ребята, что же такое узлы и где мы с ними встречаемся в повседневной жизни? (Завязываем шнурки ботинок, кроссовок, галстук, пояса, банты на голове девочек, посылки перетягивают веревкой и вяжут узлы, отправляясь в дорогу, перетягиваем веревкой вещи (матрасы, одеяло), завязываем мешок с овощами, оформляем подарки – декоративные узлы).

А еще узлы могут спасти нам жизнь. Например, при наведении различных переправ, организации подъема или спуска по крутому склону, при страховке на опасных скальных, снежных и других участках маршрута.

Узлы – это способы соединения веревок, лент, рыболовных лесок, различных нитей и т.п., способы образования петель и привязывания веревок к различным предметам. Кроме того, узлом называется само соединение веревок. Обратите внимание на стенд и посмотрите, какие же бывают узлы. («Классификация узлов»).

А теперь каждый из вас сам потренируется связать узел из группы проводников, самый простой – узел проводник.

Задание для команд: конкурс «Кто быстрее завяжет узел».

ОКАЗАНИЕ ПЕРВОЙ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ.

Оказать первую медицинскую помощь должен уметь каждый турист.

Чему же мы научимся, изучая этот блок? (остановить кровотечение, наложить повязку, шину при переломе. Оказывать помощь при отравлении, обморожении, тепловом ударе, обмороке, укусах змей и насекомых. Должны знать необходимые медикаменты).

Задание: Соберите аптечку.

- Вижу, что в трудную минуту на вас можно положиться!.

НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ.

Ребята, а за кем и за чем можно наблюдать в природе?

Правильно, наблюдения бывают ботанические, зоологические, фенологические. Еще мы наблюдаем за погодой – это метеорологические наблюдения. На занятиях мы научимся предсказывать погоду по народным приметам.

А вы знаете народные приметы про погоду?

Задание для двух команд: выбрать приметы к хорошей или плохой погоде, найти соответствие (карточка)

ТОПОГРАФИЯ И ОРИЕНТИРОВАНИЕ.

Как вы думаете, что мы будем изучать и чему учиться в этом блоке?

(формы рельефа, масштаб, условные топографические знаки, работа с картами. Учимся ориентироваться на местности, работать с компасом).

Задание: топографическое домино (карточки).

А сейчас, ребята, поиграем в игру, в которую вы, наверное, уже играли, и называется она «Домино». Но оно не простое, а с условными знаками, это – топографические знаки, которые вам известны из школьной программы – из уроков природоведения и географии. Нужно подобрать к слову верное обозначение и положить рядом.

- А сейчас, я предлагаю вам помолчать, и посмотреть видеофильм с участием таких же ребят, как вы, которые являются организаторами и участниками наших туристических слетов.

30 мин

3.

Заключительная часть.

 

 

Ребята! Сегодня вы познакомились с основами туризма, вы показали умение работать в группе, проявили наблюдательность, находчивость, смекалку.

Друзья! Вы стали моими единомышленниками и я хочу посвятить вас в юные туристы.

Ребята! Я делаю вам предложение: кто пойдет со мной в поход? Вот вам моя рука. Вместе мы команда!

К тому же, туристы еще и романтики. Шагая по тропе, сидя у костра, они поют туристские песни. Давайте встанем в круг и споем самую популярную туристскую песню.

Желаю вам успехов в учебе!  До свидания!

 

4 мин