План-конспект тематического занятия социальной направленности на тему «Учимся общаться» (4 класс)
Оценка 4.8

План-конспект тематического занятия социальной направленности на тему «Учимся общаться» (4 класс)

Оценка 4.8
Документация +5
docx
Междисциплинарный 6
3 кл—4 кл
21.03.2021
План-конспект тематического занятия социальной направленности на тему «Учимся общаться» (4 класс)
Конспект разработан в рамках дополнительной профессиональной программы (профессиональной переподготовки) «Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС» и содержит план проведения внеурочного занятия социальной направленности для обучающихся 4 класса. Цели и задачи занятия: - Воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм поведения. - Развитие коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); регулятивных УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся); познавательных УУД (самостоятельное выделение и формулировка познавательных целей; осознанное построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и выстраивание логических цепочек рассуждений, классификация, развитие критического мышления). - Знакомство обучающихся с понятием «общение» и его значением для человека; формирование умений и навыков общения и соблюдения этических норм поведения. Форма учебного занятия: Беседа с элементами игровой деятельности. Форма организации работы: Групповая (в парах, подгруппами), индивидуальная, фронтальная.
Конспект.docx

ООО «ИНФОУРОК»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект тематического занятия

 

по внеурочной деятельности социальной направленности

в 4 «а» классе МБОУ СОШ №2 имени Героя Советского Союза Н.И. Бореева

на тему «Учимся общаться»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                           Разработал: Ираида Викторовна Мокшанова,

                                               слушатель курсов профессиональной переподготовки

«Организация воспитательной деятельности

в условиях реализации ФГОС»

 

                                                                       Проверил: И.Б. Верташова,

                                                                       зам. директора по воспитательной работе

                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Моршанск, 2020 г.

Тема занятия: «Учимся общаться»

Дата проведения: 19 октября 2020 г.

Состав учебной группы: 24 обучающихся, из них: 11 мальчиков, 13 девочек. Возраст участников: 10 лет.

 

Триединая цель занятия:

Воспитательная: Воспитание доброжелательности и уважительного отношения к одноклассникам; формирование этических норм поведения;

Развивающая: Развитие

·         коммуникативных УУД (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владение диалогической формой речи; планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками); 

·         регулятивных УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, умение оценивать результаты деятельности, производить коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);

·         познавательных УУД (самостоятельное выделение  и формулировка  познавательных целей; осознанное построение речевых высказываний в устной форме; анализ информации и выстраивание логических цепочек рассуждений, классификация, развитие критического мышления);

Образовательная: Знакомство обучающихся с понятием «общение»  и его значением  для человека; формирование умений и навыков общения и соблюдения этических норм поведения.

 

Форма учебного занятия: Беседа с элементами игровой деятельности.

Форма организации работы: Групповая (в парах, подгруппами), индивидуальная, фронтальная.

 

Планируемые результаты учебной деятельности:

Личностные: обучающиеся проявляют доброжелательность, уважительное отношение к одноклассникам; соблюдают этические нормы общения.

Метапредметные: обучающиеся демонстрируют

·         коммуникативные УУД (умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли с условиями коммуникации; владеют диалогической формой речи; планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками);

·         регулятивные УУД (целеполагание как постановка учебной задачи; саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, производят оценку результатов работы,  коррекцию – внесение необходимых дополнений с учётом оценки результата самим обучающимся);

·         познавательные УУД (самостоятельно выделяют  и формулируют  познавательные цели; осознанно строят речевые высказывания в устной форме; анализируют информацию и строят логические цепочки рассуждений, производят классификацию; развито  критическое мышление).

Предметные: обучающиеся знакомы с понятием «общение»  и его значением  для человека; умеют общаться и соблюдают этические нормы общения.

Образовательные технологии:

- по уровню применения – общепедагогические;

- по организационной форме – альтернативные, групповые, коллективные;

- по типу управления познавательной деятельностью – традиционные (с использованием ТСО), дифференцированные (система малых групп);

- по подходу к ребёнку – личностно-ориентированные, гуманно-личностные, технологии сотрудничества;

- по характеру содержания и структуры – воспитательные, гуманистические.

- современные технологии по ФГОС – интегрированного обучения, здоровьесберегающие технологии.

 

 Методы воспитания и обучения:

·         методы получения новых знаний (беседа, объяснение, рассказ);

·         метод контроля и самоконтроля;

·         методы эмоционального стимулирования (поощрение, использование игровых форм);

·         метод развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием);

·         метод развития психических функций (создание проблемной ситуации, творческое задание);

·         метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирования понимания личностной значимости);

·         метод проекта (направленность учебно-познавательной деятельности школьников на результат);

·         метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности);

·         метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).

 

Материально-техническое оснащение занятия:

·         Аудиовизуальные средства обучения (мультимедийная презентация);

·         Наглядные пособия (мягкая игрушка, макет солнца);

·         Раздаточный материал (лист бумаги, фломастер, ручка – на каждого учащегося, карточки с заданиями).

 

План занятия:

1.      Организационный этап – 1-2 мин.

2.      Мотивационно-целевой этап – 3-4 мин.

3.      Основной этап – 35 мин.:

3.1.Упражнение «Инсценировка».

3.2.Упражнение «Дарите комплименты».

3.3.Упражнение «Подели на группы».

4.      Рефлексия – 2 мин.

5.      Подведение итогов занятия – 3 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ХОД ЗАНЯТИЯ

 

Этапы занятия

Методы обучения

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент

Задачи: Создать благоприятный психологический настрой учащихся на работу, активизировать внимание детей.

 

Словесный;

метод развития познавательного интереса (формирование готовности к восприятию).

 

Приветствие.

- Сегодня у нас необычная встреча. Тему её вы определите сами, но немного позднее. Для начала давайте-ка пожмём своему соседу по парте руку. Присаживайтесь.

Настраиваются на работу.

2. Мотивационно-целевой этап

Задачи:  Мотивировать учащихся на предстоящую деятельность; сообща сформулировать тему и цель занятия; развивать критическое мышление.

 

 

Словесный (беседа);

метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования);

метод развития психических функций (создание проблемной ситуации).

- Возьмите в руки карандаш (фломастер). Попробуйте вместе с соседом по парте нарисовать дерево. Но рисовать надо, держа один карандаш вдвоём и не произнося ни слова.

Кому не понятно?

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы:

- Удалось ли вам это сделать хорошо?

- Было легко или трудно выполнять эту работу?

- Объясните, почему?

- А как надо было поступить, чтобы результат был более успешным?

- Как думаете, о чём сегодня мы будем говорить?

(Открыть тему на доске: «Учимся общаться»).

- Для чего нам нужно общение?

- Все ли умеют правильно общаться?

- А что значит правильно общаться?

- Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками?

- Вы правы.

Какую цель мы поставим сегодня на занятии?

Проявляют заинтересованность к теме занятия.

 

 

 

 

 

Выполняют задание.

Анализируют ситуацию, высказывают своё мнение, строят высказывание. Отвечают  на вопросы педагога.

- Нет.

 

- Было  трудно.

 

 

- Сначала надо было обсудить, что будем рисовать, и   как рисовать, т.е. надо было вступить в общение друг с другом.

 

 

- Чтобы уметь договариваться.

 

 

 

 

 

 

- Нет, по-разному.

 

Называют тему и формулируют цель занятия.

3. Основная часть. 3.1. Работа по теме.

Задачи: Познакомить обучающихся с понятием «общение»  и его значением  для человека; учить общаться и соблюдать этические нормы общения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.2. Упражнение «Инсценировка»

Задача: Закрепить знание правил общения, применяя их в предложенной ситуации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.3. Упражнение «Поделись улыбкою своей». Задача: Поднять настроение, получить заряд положительных эмоций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.4. Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты». Задача: Учить проявлять доброжелательность по отношению к одноклассникам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.5. Упражнение «Подели на группы». Задача: Строить логические цепочки рассуждений, производить классификацию.

 

Словесный (беседа, рассказ, объяснение);

наглядные методы (иллюстрация, демонстрация);

методы развития познавательного интереса (стимулирование занимательным содержанием, создание ситуаций творческого поиска);

метод формирования ответственности (предъявление педагогического требования, формирование понимания личностной значимости);

метод контроля и самоконтроля;

метод выработки учебных умений и накопления опыта (упражнение).

 

- Как вы понимаете значение слова  «общение»?

 

 

 

- Общение - это «взаимные отношения, деловая или дружеская связь», - такое определение даётся в толковом словаре Сергея Ивановича Ожегова.

(На слайде презентации - определение.)

- Скажите, с чего же начинается общение?

- Назовите формы  приветствия, которые  вы знаете.

 

 

 

 

 

 (Открыть на слайде список приветственных фраз).

- А как попрощаться, чтобы людям было приятно вновь встретить тебя?

 (Открыть на слайде список прощальных фраз).

 

 

 

 

 

 

 

 

- Молодцы! Какое правило общения можно вывести из этого?

 

 

 

- Предлагаю теперь каждой группе придумать и разыграть коротенькую ситуацию с использованием вежливых фраз. «Ситуации» я сейчас раздам:

1 группа – Ученик встречается с директором школы в магазине.

2 группа – Мальчик пришёл к другу в гости, но дверь открыла его мама.

3 группа – Девочка встретилась со своей подругой на улице.

 

- Молодцы! Присаживаемся на свои места.

 

Важным элементом в общении являются жесты и мимика. Вы знаете, что это такое?

 

 

 

- Продемонстрируйте какой-либо жест.

 

- А что делает человек, когда видит друга?

- А вы умеете улыбаться?

Давайте проверим: Улыбнитесь соседу справа, соседу слева, тому, кто сидит за вами.

- Замечательно! Какие у всех красивые улыбки!

Когда люди улыбаются, они становятся красивы. В Китае говорят: «Человек, который не умеет улыбаться, не должен открывать магазин». Что значит эта фраза, как думаете?

Какой из этого сделаем вывод?

- А вы знаете, какими жестами пользуются люди в разных уголках планеты? А хотите узнать?

·         В Японии при встрече словесное приветствие сопровождается церемониальным поклоном.

·         Иранцы при встрече пожимают друг другу руки, затем прикладывают правую руку к сердцу  — знак приветствия и глубокого уважения.

·         В Новой Зеландии маори приветствуют друг друга, потираясь носами.

·         Эскимосы в знак приветствия ударяют знакомого кулаком по голове и плечам.

·         Французы целуют друг друга в щёку.

·         Самоанцы обнюхивают друг друга.

·         Житель Андаманских островов садится к другому на колени, обнимает за шею и плачет.

- Какой жест из перечисленных вам особенно понравился?

Попробуйте его изобразить.

- Скажите, вы любите получать подарки?

А ведь подарки могут быть и в виде комплиментов.

Комплимент – это любезные, приятные слова.

Поучимся говорить приятные слова. Для этого нам нужно встать в большой круг.

Сделаем круг. Сейчас мы будем передавать по кругу друг другу мягкую игрушку и говорить комплимент. Я начинаю.

- Каким стало ваше настроение после комплиментов?

- Кому приятнее - тому, кто говорит, или тому, кому говорят?

- Какой мы сделаем вывод?

 

 

 

- Скажите-ка, а можно ли перебивать человека, когда он говорит? 

- А если вдруг что-то очень важное хочется сказать?

- А как тогда нужно поступить?

 

 

 

- Хорошо, молодцы!

Сейчас я вам раздам листочки, на которых написаны человеческие качества, вам нужно будет подумать и разделить эти качества на две группы: качества, которые помогают, и качества, которые мешают общению. Кому не понятно, что мы сейчас будем делать?

(На слайде и листочках: доброта, открытость, подозрительность, внимание, душевность, грубость, зависть, скупость, искренность, лживость, порядочность, эгоизм, честность).

- Давайте проверим.

 

 

 

Первая группа, зачитайте качества, которые помогают общению.

 

 

- Очень хорошо, молодцы. Вторая группа, вам слово!

 

 

- И теперь слово  третьей группе.

 

 

- Задумайтесь, все ли эти качества достаточно развиты у вас?

Вывод: Значит, чтобы общаться, нужно развивать в себе хорошие качества.

Беседуют с педагогом.

Отвечают на вопросы по теме.

- Это разговоры, беседы и т.д.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- С приветствия или знакомства.

Приводят примеры фраз - приветствий и прощаний. Дополняют ответы друг друга.

- Здравствуйте! Доброе утро! Добрый день!

 

 

 

- До свидания! До завтра!

 

 

Анализируют информацию.  Рассуждают, выводят правило общения.

Производят оценку ответов одноклассников, вносят необходимые дополнения.

 

- Не забывай вежливо здороваться, прощаться, извиняться.

Анализируют ситуацию, выполняют инсценировку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Жесты – это движения руками, а мимика – выражение лица.

Показывают различные жесты руками, объясняют их значение.

- Улыбается.

 

 

 

 

Выполняют задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Следует вывод, что нужно улыбаться собеседнику!

 

 

Расширяют приобретённые новые знания.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 человека выходят к доске и изображают понравившийся жест.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Образуют круг, поочерёдно говорят друг другу комплименты.

 

 

 

 

 

- Всем!

 

 

- Нужно дарить (говорить) комплименты, чтобы было приятно.

 

 

 

- Нет, нельзя.

 

- Всё равно нельзя.

 

- Не перебивайте говорящего. Внимательно выслушайте его до конца. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализируют качества, рассуждают,

выполняют классификацию качеств и комментируют свои высказывания.

 

Команды зачитывают качества, которые помогают и мешают общению.

- Доброта, открытость, внимание, душевность, искренность, порядочность и честность.

- Подозрительность, грубость, зависть, скупость, лживость, эгоизм.

Третья группа обобщает сказанное и зачитывает свой вариант.

 

 

4. Рефлексия.

Задача: Оценить результаты работы.

Словесный (беседа, объяснение);

метод поощрения;

метод развития психических функций (творческое задание).

- Вспомните, какую цель мы ставили перед собой?

Мы достигли этой цели?

 

 

 

 

Давайте создадим вот такое солнышко (показывает на слайде), на лучах которого будут написаны правила дружбы.

Каждая группа сейчас получает свой лучик и красивым подчерком и крупными буквами записывает правила дружбы, о которых узнали на сегодняшнем занятии.

Какие правила запишет первая группа?

Вторая?..

Третья?..

- Ребята, какие же вы молодцы! Посмотрите, какое замечательное солнце общения у нас получилось!

Анализируют занятие с точки зрения целеполагания, отвечая на вопрос,  достигнута ли цель занятия.

Осуществляют рефлексию (выполняют задание – создают «солнце общения»).

 

 

 

5. Подведение итогов занятия. Задача: Подвести итог занятия.

Словесный (беседа, постановка вопросов педагогом);

метод контроля и самоконтроля;

метод контроля и диагностики (анализ продукта детской деятельности).

Педагог даёт обоснование  работы и активности класса в целом и отдельных учеников.

Занятие завершается повторением Правил культурного общения

и стихотворением В. Солоухина «Слово о словах»:

Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай - не спеши,
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздолбить.
Оно одарит иль ограбит
Пусть ненароком, пусть шутя, -
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.

 

- А у нас с вами получилось пообщаться?

- Что вы получили от этого занятия?

- Какие выводы вы сделали для себя?

Всем спасибо за работу и за хорошее настроение!

До свидания!

- Правила общения: доброта, душевность, открытость, естественность, честность; лёгкая, с улыбкой интонация; не перебивать собеседника, говорить медленно и чётко; понимать и уметь прощать собеседника, благодарить; не спорить, проявлять уважение к собеседнику и т.д.:

·         Уважай собеседника;

·         Будь тактичен;

·         Не унижай собеседника;

·         Не принижай его достоинств и не ставь его в неловкое положение;

·         Будь внимателен к собеседнику;

·         Умей слушать и слышать, не перебивай его;

·         Стремись к взаимопониманию.

 

 

Список используемой литературы

 

1)      Асмолов А.Г. Программа развития универсальных учебных действий на ступени начального общего образования;

2)      Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / под ред. Е.Н. Степанова.- М: ТЦ Сфера, 2001. –128 с.;

3)      Горский В.А., Тимофеев А.А., Смирнов Д.В. и др. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / под ред. В.А. Горского. 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011;

4)      Данилюк А.Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;

5)      Дубинец Л.А. Внеурочная деятельность как средство достижения воспитательных результатов в условиях начальной школы. - Молодой учёный, 2015. -№№1,2. - С.13-16;

6)      Письмо Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. №03–296 «Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования»;

7)      Федеральный государственный общеобразовательный стандарт начального общего образования: текст с изм. и доп. на 2011 г. / Министерство образования и науки Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011. – 33 с. – (Стандарты второго поколения).

 

 


 

ООО «ИНФОУРОК»

ООО «ИНФОУРОК»

Тема занятия: «Учимся общаться»

Тема занятия: «Учимся общаться»

Образовательные технологии: - по уровню применения – общепедагогические; - по организационной форме – альтернативные, групповые, коллективные; - по типу управления познавательной деятельностью – традиционные (с…

Образовательные технологии: - по уровню применения – общепедагогические; - по организационной форме – альтернативные, групповые, коллективные; - по типу управления познавательной деятельностью – традиционные (с…

ХОД ЗАНЯТИЯ Этапы занятия

ХОД ЗАНЯТИЯ Этапы занятия

Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками? -

Вы одинаково общаетесь со взрослыми и со сверстниками? -

Упражнение «Инсценировка» Задача:

Упражнение «Инсценировка» Задача:

Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»

Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»

Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»

Упражнение «Давайте говорить друг другу комплименты»

Упражнение «Подели на группы».

Упражнение «Подели на группы».

Беседуют с педагогом. Отвечают на вопросы по теме

Беседуют с педагогом. Отвечают на вопросы по теме

Подведение итогов занятия. Задача:

Подведение итогов занятия. Задача:

Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011

Российской Федерации. – М.: Просвещение, 2011