План – конспект урока физики в 11 классе
Тема урока: Радиоактивность. Цели урока: формирование представления о явлении радиоактивности, о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; углубление знаний учащихся о структуре атома. Задачи урока: Обучающие: познакомить учащихся с историей открытия явления радиоактивности и физической природой этого явления, объяснить правило смещения и научить применять его с помощью периодической системы химических элементов;
Развивающие: расширить представления учащихся о физической картине мира, развитие навыков работы с таблицами, способствовать развитию любознательности, формирование умения анализировать, делать выводы, сравнивать, обобщать факты, применять ранее полученные знания для объяснения наблюдаемых явлений;
Воспитательные: развивать интерес к предмету, расширить кругозор учащихся, воспитывать стремление к овладению знаниями.
Планируемые результаты:
-предметные: обучающийся узнает о физической природе и свойствах α-, β-, γ-излучений; научится решать задачи на применение правила смещения.
- метапредметные:
регулятивные: ученик самостоятельно научится ставить цели и планировать пути достижения; контролировать своё время; ученик будет иметь возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели;
коммуникативные: ученик научится полно и точно выражать свои мысли; организовывать и планировать учебное взаимопонимание с учителем и сверстниками;
познавательные: ученик научится давать определения понятиям, находить число протонов и нейтронов в ядре; ученик получит возможность научиться решать задачи на нахождение дефекта масс и энергии связи;
личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
ип урока: изучение нового материала
Оборудование: интерактивная доска, компьютер, видеопроектор, презентация Power Point «Радиоактивность. Виды радиоактивных излучений», периодическая таблица Д.И.Менделеева
УМК. Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев В.М. Чаругин «Физика. 11класс» -М. Просвещение, 2014
План урока
I. Организационный момент. 1 мин.
II. Мотивация и актуализация знания. 10 мин
III. Изучение нового материала. 18 мин.
IV. Закрепление изученного материала. 12 мин.
V. Домашнее задание. 1 мин.
VI. Подведение итогов урока. 3 мин.
Ход урока.
I. Организационный момент
Приветствие, проверка присутствующих. Объяснение хода урока.
II. Мотивация и актуализация знаний
Слова радиоактивности, радиоактивного излучения, радиоактивные элементы знают сегодня все. Все знают об опасности радиоактивных излучений. Но многие, наверное, знают и то, что радиоактивные излучения служат человеку: они позволяют в ряде случаев поставить правильный диагноз болезни, лечат опасные заболевания, повышают урожайность культурных растений.
Что такое радиоактивность? Какова его физическая природа? В чём заключается его опасность? Сегодня на уроке мы это узнаем
Для того чтобы стало понятно, что такое радиоактивность нужно вспомнить некоторые вопросы, которые мы уже изучили ранее на уроках физики.
Что происходит с заряженной частицей, влетевшей в магнитное поле?(на неё действует сила Лоренца, формула силы Лоренца)
Как определить направление силы Лоренца?(по правилу левой руки)
Каково строение атомного ядра? (ядра всех химических элементов состоят из нуклонов: протонов и нейтронов)
Чему равно число протонов в ядре? (порядковый номер в таблице Менделеева)
Как условно обозначаются ядра химических элементов?
AZ X
Z – зарядовое число, которое показывает число протонов в ядре (порядковый номер в таблице Менделеева)
А - массовое число, которое показывает число нуклонов в ядре A = N + Z , где N – число нейтронов в ядре
III. Изучение нового материала
1) История открытия радиоактивности
Изучая соли урана, французский учёный Анри Беккерель сделал вывод, что соли урана самопроизвольно, без влияния внешних факторов создают какое-то излучение.
26-27 февраля 1896 года Беккерель приготовил несколько образцов кристаллов и прикрепил их к завернутым в бумагу фотопластинкам. Однако в эти дни стояла пасмурная погода, и Беккерель решил отложить опыт. Он считал, что ему необходим яркий солнечный свет. Пластинки были спрятаны в ящик стола и пролежали там около трех дней. Лишь 1 марта, Беккерель решил их проявить, ожидая в лучшем случае, увидеть слабые изображения. Но все оказалось наоборот: изображения были очень четкими. Таким образом, какое-то излучение испускалось солями урана безо всякого освещения светом.
Беккерель продолжил исследования солей урана, однако он не понимал природы этого излучения. Однажды, демонстрируя своему гостю излучение урановых образцов, он задал ему вопрос в виде просьбы:«Ведь вы физик и химик одновременно. Проверьте, нет ли в этих излучающих телах примесей, которые могли бы играть особенную роль».И этот вопрос стал научной программой исследований молодой четы: Пьера Кюри (1859 – 1906) и его жены Марии Склодовской-Кюри (1867 – 1934). Двумя годами позднее, супруги Пьер и Мария Кюри, доказали, что аналогичным свойством обладает химический элемент торий Th-232 . Затем они же открыли новые, ранее неизвестные элементы – полоний Po-209 и радий Ra-226. Радий – редкий элемент; чтобы получить 1 грамм чистого радия, надо переработать не менее 5 тонн урановой руды; его радиоактивность в несколько миллионов раз выше радиоактивности урана. Впоследствии было установлено, что все химические элементы с порядковым номером более 83 являются радиоактивными. Супруги Кюри, явление самопроизвольного излучения назвали радиоактивностью.
2) Физическая природа радиоактивности и виды радиоактивных излучений.
По ходу изучения нового материала учащиеся самостоятельно заполняют таблицe
Излучение |
Заряд |
Свойства излучений |
Природа |
α |
|
|
|
β |
|
|
|
γ |
|
|
|
Какова физическая природа и свойства радиоактивных излучений?
Английский физик Эрнест Резерфорд проводит эксперименты по изучению радиоактивного излучения
Схема опытов Резерфорда по исследованию радиоактивного излучения, демонстрация видеофайла, демонстрирующего опыты по исследованию радиоактивного излучения в магнитном поле
В магнитном поле пучок излучения распадался на 3 пучка. Две составляющие первичного потока отклонялись в противоположные стороны.
Как это можно объяснить? Это определенно указывало на наличие у этих составляющих электрических зарядов противоположных знаков, то есть эти составляющие представляют поток положительных и отрицательных частиц (Сила Лоренца, правило левой руки).
Отрицательная компонента излучения отклонялась магнитным полем гораздо больше, чем положительная.
Как это можно объяснить? Либо разная величина заряда частиц, либо разная скорость движения (формула силы Лоренца).
Третья составляющая не отклонялась магнитным полем.
Как это можно объяснить? Эта составляющая нейтральна, то есть не является потоком заряженных частиц.
Положительно заряженная компонента получило название альфа-лучей, отрицательно заряженная – бета-лучи и нейтральная – гамма-лучи
Эти три вида излучения очень сильно отличаются друг от друга по проникающей способности, т.е. по тому, насколько интенсивно они поглощаются различными веществами. Видеофрагмент о проникающей способности радиоактивных излучений
Дальнейшие исследования радиоактивного излучения позволили выяснить природу этих видов излучения:
Альфа-излучение – это поток положительно заряженных α-частиц (ядер гелия 2 4Не ), летящих со скоростью 14000-2000 км/с
Бета-излучение – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света
Гамма-излучение — электромагнитное излучение с длиной волны менее 10-10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов
Проверка заполнения таблицы свойств радиоактивных излучений
3) Радиоактивные превращения
В чём же заключается физическая сущность явления радиоактивности?
Для ответа на этот вопрос необходимо исследовать само радиоактивное вещество.
Что же
происходит с радиоактивным веществом?
Уже самые первые опыты, проделанные Резерфордом совместно с
английским ученым Фредериком Содди, убедили их, что
при радиоактивном распаде происходит превращение одних химических
элементов в другие.
Цепочки превращений испытали радиоактивные элементы: актиний, торий, уран.
Общий вывод, к которому пришли ученые, сформировал Резерфорд:
радиоактивность
- самопроизвольное превращение
ядер одних химических элементов в ядра других химических элементов,
сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер.
Радиоактивные превращения ядер бывают
различных типов: α-распад, β-распад, эти превращения
подчиняются правилу смещения, сформулированному впервые
английским ученым Ф. Содди
α – распад: Ядро теряет положительный заряд 2ē и масса его убывает на 4 а.е.м. Элемент смещается на 2 клетки к началу периодической системы.
AZХα → A-4Z-2Y + 42He
β – распад: из ядра вылетает электрон, заряд увеличивается
на единицу, а масса остается почти неизменной. Элемент смещается на
1 клетку к концу периодической системы.
AZХβ → AZ+1Y + 0-1e
Проблемная ситуация. Вопрос к классу: Если вы внимательно следите за моими рассуждениями, то должны мне задать вопрос. (Как же из ядра вылетают электроны, если их там нет?!!!)
Ответ:
при β – распаде нейтрон превращается в протон с испусканием
электрона
10n → 11p + 0-1e+ υ (υ
- антинейтрино)
γ – излучение не сопровождается изменением заряда,
масса же ядра меняется ничтожно мало, так как излучаемые фотоны не имеют
заряда и их масса ничтожно мала
IV. Закрепление изученного материала.
Решение задач на применение правила смещения.
Самостоятельное решение задач с использованием таблицы Менделеева.
Для проверки правильности решения отдельные учащиеся решают задачи у доски.
Задача
1: Изотоп тория 23090Th испускает
α-частицу. Какой элемент при этом образуется?
Решение:23090Th α → 22698Ra
+ 42He
Задача 2: Изотоп тория 23090Th испускает
β-радиоактивен. Какой элемент при этом образуется?
Решение:23090Th β → 23091Рa
+ 0-1e
Задача 3: Протактиний 23191Рa α
–радиоактивен. С помощью правил «сдвига» и таблицы элементов Менделеева
определите, какой элемент получается с помощью этого распада.
Решение: 23191Рa α → 22789Ас
+ 42Не
Задача 4: В какой элемент превращения уран 23992U
после двух β – распадов и одного α – распада?
Решение:23992U β → 23993Np
β → 23994Pu α → 23592U
Задача 5: Написать цепочку ядерных превращений неона: β, β,
β, α, α, β, α, α
Решение: 2010Ne β → 2011Na
β → 2012Mg β → 2013Al α → 1611Na α → 129F
β → 1210Ne α →88O α → 46C
V. Домашнее задание. Прочитать §82-83, стр.310 – 322. Решить задачу №1, стр.322.
VI. Подведение итогов урока
Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Выставляет отметки за урок.
Назовите три вида излучения существующих в природе радиоактивных химических элементов. Что такое радиоактивность?
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:
Я узнал…
Я научился…
Теперь я могу…
Я затруднялся…
Мне понравилось…
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.