План - конспект урока химии в 9 классе "АЗОТНАЯ КИСЛОТА"
Оценка 4.7

План - конспект урока химии в 9 классе "АЗОТНАЯ КИСЛОТА"

Оценка 4.7
docx
14.05.2021
План - конспект урока химии в 9 классе "АЗОТНАЯ КИСЛОТА"
0000890f-e486b4c5.docx

Открытый урок по теме "Азотная кислота"

Цели:

изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.

Задачи:

образовательные: расширить знания учащихся о химических свойствах азотной кислоты и составление электронных балансов в окислительно-восстановительных уравнениях.
развивающие: продолжить совершенствование умений составления химических уравнений и навыков самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование культуры работы с реактивами.

Оборудование: Растворы азотной кислоты, 3 пробирки, лакмусовая бумага, оксид магния, раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага (на столах у учащихся); медная проволока.

Ход урока:

1.Организационный момент

2.Актуализация знаний учащихся.

Объяснительный диктант:

Вариант -1.

1.     Назвать вещества: img1- 12 баллов

2.     Определить степень окисления: . img2- 12 баллов

Часть В.

1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2  

 2. (10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl

Ответы: 1. Оксид азота (2), 2. Оксид азота (4), 3. Аммиак, 4. Азот, 5. Нитрат аммония, 6. Азотная кислота

2.(+2,-2,);  (+4, -2);  (-3, +1);  (0);  (+1, -1);  (+1, +5, -2)

3. NH3, N2, NO, HNO2, KNO3.

4.Х - NH3. N2+ 3 H2→ 2 NH3;    NH3 + HCl→ NH4Cl

 

Вариант № 2

Часть А

1.     Назвать вещества: img1 - 12 баллов

2.     Определить степень окисления: . img2- 12 баллов

Часть В.

1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.

2.10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NaNO3

Взаимопроверка:

Критерии оценок:

0-    17 баллов – «2»

18-24 балла – «3»

25-35 балла – «4»

36-46 балла – «5»

 

3. Изучение новой темы.

Девиз урока:  «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя»                                                                               (О..М. Нефёдов)

Изучение новой темы начинаем со сказки, прослушав ее вы назовете тему урока.
«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране – химической лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV), был мужчина злого нрава и носил прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой спокойной женщиной и звали ее Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое женское имя – Кислота, а от отца она унаследовала фамилию Азотная». Назовите тему урока.

Тема урока: «Азотная кислота»

Постановка темы и целей урока (слайд 5)

      Сегодня мы с вами на уроке должны:

         записать молекулярную и структурную формулы азотной кислоты;

          изучить химические свойства азотной кислоты;

          выяснить признаки взаимодействия  концентрированной азотной кислоты с металлами;

          познакомиться с основными этапами промышленного получения кислоты и особенностями их проведения;

          узнать, насколько важно производство данной кислоты для народного хозяйства нашей страны и для каждого человека в отдельности;

План: (слайд 6).

I. Физические свойства азотной кислоты;

II. Характеристика азотной кислоты;

III. Химические свойства ;

IV. Применение     

1.     Физические свойства и строение молекулы азотной кислоты.

 

Групповая работа учащихся.

1 группа – ТЕОРЕТИКИ. Изучают первые 3 вопроса плана.

2 группа – ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Выполняют практическую часть работы по изучению свойств азотной кислоты.

3 группа – МАРКЕТОЛОГИ. Изучив применение азотной кислоты,  создают рекламный щит своей продукции.

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

(ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)

 Опыт 1.

В раствор азотной кислоты помещаем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите диссоциацию азотной кислоты. 
img7

Опыт 2.

Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется. Напишите уравнение реакции.
img8. Напишите полное ионное уравнение.

Опыт 3.

Взаимодействие с основаниями. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавляем азотную кислоту (в азотной кислоте раствор метилоранж). 
img9. Напишите полное ионное уравнение.

Опыт 4.

 Взаимодействие  азотной кислоты с гидроксидом меди и раствором карбоната натрия. Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

Опыт 5.

Взаимодействие азотной кислоты с цинком. Напишите молекулярные формулы уравнения.

 

Таким образом, азотная кислота – сильная кислота, обладает общими свойствами всех кислот. 
Кроме этого обладает специфическими свойствами. Азотная кислота в степени окисления +5 – сильный окислитель.

 

ОСОБЫЕ СВОЙСТВА АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ

 

1.     Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются  разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).

2.     С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.

 

Физкультминутка

                                              ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….

      Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.

      Одноосновная, сильная, кислородсодержащая,  растворимая, нестабильная, летучая.

      Взаимодействует  с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.

      Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются  разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).

      С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.

      "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

      4HNO3=4NO2  + O2  + 2H2О

3.     Закрепление.

Часть А.

1.     Азот имеет степень окисления +5 в соединении с формулой: А. N2, Б. NO,В.  NO2,Г.  HNO3.

2.     Из перечисленных химических элементов наибольшее значение электроотрицательности имеет: а) бор, б) фосфор, в) сера, г) азот.

3.     Самая сильная из кислот: а) азотная, б) фосфорная, в) серная, г) угольная.

4.     Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции

                                                    

Исходные вещества

Продукты реакции

1.     2Fe +6HNO3

2.     2HNO3+CaO

3.     HNO3+Na2CO3

4.     4HNO3

А. O2+2H2O+4NO2

Б. NaNO3+CO2+H2O

В.Fe2O3+6NO2+3H2O        

Г.Ca(NO3)2 + H2O

 

5.     Какие из перечисленных свойств относятся к физическим свойствам азотной кислоты?

1.     Выделение бурого газа, 2. Летучая, «дымит» на воздухе, 3. Хорошо смешивается с водой, 4. Легче воздуха, 5. Хорошо растворима в воде, 6. Нерастворимая кислота.

 Взаимопроверка.

 

РЕФЛЕКСИЯ:

Красный – восторг, оранжевый – радость, веселье, желтый – светлое, приятное настроение, зеленый – спокойное, уравновешенное состояние, синий – грустное настроение, фиолетовый – тревожное, напряженное настроение, черный – упадок сил, уныние, белый – равнодушие (трудно сказать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….

 

 

      Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.

      Одноосновная, сильная, кислородсодержащая,  растворимая, нестабильная, летучая.

      Взаимодействует  с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.

      Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются  разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).

      С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.

      "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

      4HNO3=4NO2  + O2  + 2H2O

 

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….

 

 

      Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.

      Одноосновная, сильная, кислородсодержащая,  растворимая, нестабильная, летучая.

      Взаимодействует  с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.

      Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются  разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).

      С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.

      "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

      4HNO3=4NO2  + O2  + 2H2O

 

 

 

 

Вариант -1.

1.     Назвать вещества: img1- 12 баллов

2.                 Определить степень окисления: . img2- 12 баллов

Часть В.

1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2  

 2. (10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl

--------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант № 2

Часть А

1.     Назвать вещества: img1 - 12 баллов

2.Определить степень окисления: . img2- 12 баллов

Часть В.

1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.

2.10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NaNO3

 

Вариант -1.

1.Назвать вещества: img1- 12 баллов

2.Определить степень окисления: . img2- 12 баллов

Часть В.

1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2  

 2. (10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl

----------------------------------------------------------------------------------------------------

Вариант № 2

Часть А

1.     Назвать вещества: img1 - 12 баллов

2.Определить степень окисления: . img2- 12 баллов

Часть В.

1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.

2.10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NaNO3

 

 

 

 

 

ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….

      Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.

      Одноосновная, сильная, кислородсодержащая,  растворимая, нестабильная, летучая.

      Взаимодействует  с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.

      Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются  разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).

      С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.

      "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:

      4HNO3=4NO2  + O2  + 2H2O

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Ф.И. учащегося

Проверка домашнего задания

Групповая работа

Закрепление

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Ф.И. учащегося

Проверка домашнего задания

Групповая работа

Закрепление

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Ф.И. учащегося

Проверка домашнего задания

Групповая работа

Закрепление

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ

 

Ф.И. учащегося

Проверка домашнего задания

Групповая работа

Закрепление

Итоговая оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА

Опыт 1.

В раствор азотной кислоты помещаем лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите диссоциацию азотной кислоты. 
img7

Опыт 2.

Взаимодействие с оксидами металлов. В пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется. Напишите уравнение реакции.
img8. Напишите полное ионное уравнение.

Опыт 3.

Взаимодействие с основаниями. В пробирку с раствором гидроксида натрия добавляем азотную кислоту (в азотной кислоте раствор метилоранж). 
img9. Напишите полное ионное уравнение.

Опыт 4.

 Взаимодействие  азотной кислоты с гидроксидом меди и раствором карбоната натрия. Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.

Опыт 5.

Взаимодействие азотной кислоты с цинком. Напишите молекулярные формулы уравнения.


 

Открытый урок по теме "Азотная кислота"

Открытый урок по теме "Азотная кислота"

Составьте уравнения реакций по схеме

Составьте уравнения реакций по схеме

Групповая работа учащихся. 1 группа –

Групповая работа учащихся. 1 группа –

С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов

С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов

Красный – восторг, оранжевый – радость, веселье, желтый – светлое, приятное настроение, зеленый – спокойное, уравновешенное состояние, синий – грустное настроение, фиолетовый – тревожное, напряженное…

Красный – восторг, оранжевый – радость, веселье, желтый – светлое, приятное настроение, зеленый – спокойное, уравновешенное состояние, синий – грустное настроение, фиолетовый – тревожное, напряженное…

Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе

Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе

Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления):

Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления):

Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе

Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе

Ф.И. учащегося Проверка домашнего задания

Ф.И. учащегося Проверка домашнего задания
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.05.2021