Цели:
изучить свойства азотной кислоты, отметить ее особенности взаимодействия с металлами. Рассмотреть применение азотной кислоты.
Задачи:
образовательные: расширить знания учащихся о химических
свойствах азотной кислоты и составление электронных балансов в
окислительно-восстановительных уравнениях.
развивающие: продолжить
совершенствование умений составления химических уравнений и навыков
самостоятельной работы учащихся; умений сравнивать; продолжить работу по развитию
коммуникативных способностей ребят и навыков сотрудничества;
воспитательные: формирование
культуры работы с реактивами.
Оборудование: Растворы азотной кислоты, 3 пробирки, лакмусовая бумага, оксид магния, раствор гидроксида натрия, индикаторная бумага (на столах у учащихся); медная проволока.
Ход урока:
1.Организационный момент
2.Актуализация знаний учащихся.
Объяснительный диктант:
Вариант -1.
1. Назвать вещества: - 12 баллов
2. Определить степень окисления: . - 12 баллов
Часть В.
1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2
2. (10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl
Ответы: 1. Оксид азота (2), 2. Оксид азота (4), 3. Аммиак, 4. Азот, 5. Нитрат аммония, 6. Азотная кислота
2.(+2,-2,); (+4, -2); (-3, +1); (0); (+1, -1); (+1, +5, -2)
3. NH3, N2, NO, HNO2, KNO3.
4.Х - NH3. N2+ 3 H2→ 2 NH3; NH3 + HCl→ NH4Cl
Вариант № 2
Часть А
1. Назвать вещества: - 12 баллов
2. Определить степень окисления: . - 12 баллов
Часть В.
1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.
2.10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NaNO3
Взаимопроверка:
Критерии оценок:
0- 17 баллов – «2»
18-24 балла – «3»
25-35 балла – «4»
36-46 балла – «5»
3. Изучение новой темы.
Девиз урока: «Можно не любить химию, но прожить без неё сегодня и завтра нельзя» (О..М. Нефёдов)
Изучение новой темы начинаем со сказки,
прослушав ее вы назовете тему урока.
«Она родилась в самой волшебной, самой удивительной стране – химической
лаборатории. Ее папа – оксид азота (IV), был мужчина злого нрава и носил
прозвище «Лисий хвост». Ее мама была простой спокойной женщиной и звали ее
Вода. Она появилась маленькая и бесцветная и дали ей красивое женское имя –
Кислота, а от отца она унаследовала фамилию Азотная». Назовите тему урока.
Тема урока: «Азотная кислота»
Постановка темы и целей урока (слайд 5)
Сегодня мы с вами на уроке должны:
• записать молекулярную и структурную формулы азотной кислоты;
• изучить химические свойства азотной кислоты;
• выяснить признаки взаимодействия концентрированной азотной кислоты с металлами;
• познакомиться с основными этапами промышленного получения кислоты и особенностями их проведения;
• узнать, насколько важно производство данной кислоты для народного хозяйства нашей страны и для каждого человека в отдельности;
План: (слайд 6).
I. Физические свойства азотной кислоты;
II. Характеристика азотной кислоты;
III. Химические свойства ;
IV. Применение
1. Физические свойства и строение молекулы азотной кислоты.
Групповая работа учащихся.
1 группа – ТЕОРЕТИКИ. Изучают первые 3 вопроса плана.
2 группа – ИССЛЕДОВАТЕЛИ. Выполняют практическую часть работы по изучению свойств азотной кислоты.
3 группа – МАРКЕТОЛОГИ. Изучив применение азотной кислоты, создают рекламный щит своей продукции.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
(ДЛЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ)
Опыт 1.
В раствор азотной кислоты помещаем
лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему
изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите
диссоциацию азотной кислоты.
Опыт 2.
Взаимодействие с оксидами металлов. В
пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется.
Напишите уравнение реакции.
.
Напишите полное ионное уравнение.
Опыт 3.
Взаимодействие с основаниями. В пробирку с
раствором гидроксида натрия добавляем азотную кислоту (в азотной кислоте
раствор метилоранж).
.
Напишите полное ионное уравнение.
Опыт 4.
Взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом меди и раствором карбоната натрия. Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.
Опыт 5.
Взаимодействие азотной кислоты с цинком. Напишите молекулярные формулы уравнения.
Таким образом, азотная кислота – сильная
кислота, обладает общими свойствами всех кислот.
Кроме этого обладает специфическими свойствами. Азотная кислота в степени
окисления +5 – сильный окислитель.
ОСОБЫЕ СВОЙСТВА АЗОТНОЙ КИСЛОТЫ
1. Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).
2. С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.
Физкультминутка
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….
• Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.
• Одноосновная, сильная, кислородсодержащая, растворимая, нестабильная, летучая.
• Взаимодействует с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.
• Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).
• С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.
• "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
• 4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2О
3. Закрепление.
Часть А.
1. Азот имеет степень окисления +5 в соединении с формулой: А. N2, Б. NO,В. NO2,Г. HNO3.
2. Из перечисленных химических элементов наибольшее значение электроотрицательности имеет: а) бор, б) фосфор, в) сера, г) азот.
3. Самая сильная из кислот: а) азотная, б) фосфорная, в) серная, г) угольная.
4. Установите соответствие между исходными веществами и продуктами реакции
Исходные вещества |
Продукты реакции |
1. 2Fe +6HNO3 2. 2HNO3+CaO 3. HNO3+Na2CO3 4. 4HNO3 |
А. O2+2H2O+4NO2 Б. NaNO3+CO2+H2O В.Fe2O3+6NO2+3H2O Г.Ca(NO3)2 + H2O |
5. Какие из перечисленных свойств относятся к физическим свойствам азотной кислоты?
1. Выделение бурого газа, 2. Летучая, «дымит» на воздухе, 3. Хорошо смешивается с водой, 4. Легче воздуха, 5. Хорошо растворима в воде, 6. Нерастворимая кислота.
Взаимопроверка.
РЕФЛЕКСИЯ:
Красный – восторг, оранжевый – радость, веселье, желтый – светлое, приятное настроение, зеленый – спокойное, уравновешенное состояние, синий – грустное настроение, фиолетовый – тревожное, напряженное настроение, черный – упадок сил, уныние, белый – равнодушие (трудно сказать)
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….
• Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.
• Одноосновная, сильная, кислородсодержащая, растворимая, нестабильная, летучая.
• Взаимодействует с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.
• Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).
• С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.
• "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
• 4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….
• Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.
• Одноосновная, сильная, кислородсодержащая, растворимая, нестабильная, летучая.
• Взаимодействует с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.
• Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).
• С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.
• "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
• 4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
Вариант -1.
1. Назвать вещества: - 12 баллов
2. Определить степень окисления: . - 12 баллов
Часть В.
1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2
2. (10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl
--------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант № 2
Часть А
1. Назвать вещества: - 12 баллов
2.Определить степень окисления: . - 12 баллов
Часть В.
1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.
2.10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NaNO3
Вариант -1.
1.Назвать вещества: - 12 баллов
2.Определить степень окисления: . - 12 баллов
Часть В.
1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): N2, NH3, KNO3, NO, HNO2
2. (10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: N2 -> X -> NH4Cl
----------------------------------------------------------------------------------------------------
Вариант № 2
Часть А
1. Назвать вещества: - 12 баллов
2.Определить степень окисления: . - 12 баллов
Часть В.
1. (10 баллов) Расположите соединения азота в порядке возрастания степеней окисления (укажите степени окисления): NO2, N2O, HNO3, NH4Cl, N2O3.
2.10 баллов) Составьте уравнения реакций по схеме. Назовите вещество Х: NO2 -> X -> NaNO3
ЭТО НУЖНО ЗНАТЬ….
• Азотная кислота – жидкость с едким запахом, «дымит» на воздухе.
• Одноосновная, сильная, кислородсодержащая, растворимая, нестабильная, летучая.
• Взаимодействует с: металлами, неметаллами, основными и амфотерными оксидами, основаниями, солями.
• Ни один металл никогда не выделяет из азотной кислоты водород. Выделяются разнообразные соединения азота (возможные степени окисления от +4 до -3). Наиболее часто выделяются NO2, NO, N2O, N2, NH3).
• С азотной кислотой реагируют металлы, стоящие до и после водорода в ряду активности металлов.
• "Особые приметы": при хранении на свету разлагается, приобретая желтоватый оттенок:
• 4HNO3=4NO2 + O2 + 2H2O
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И. учащегося |
Проверка домашнего задания |
Групповая работа |
Закрепление |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И. учащегося |
Проверка домашнего задания |
Групповая работа |
Закрепление |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И. учащегося |
Проверка домашнего задания |
Групповая работа |
Закрепление |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
ОЦЕНОЧНЫЙ ЛИСТ
Ф.И. учащегося |
Проверка домашнего задания |
Групповая работа |
Закрепление |
Итоговая оценка |
|
|
|
|
|
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТОЧКА
Опыт 1.
В раствор азотной кислоты помещаем
лакмусовую бумагу. Лакмусовая бумага окрасилась в красный цвет. Почему
изменилась окраска индикатора? (В ней присутствуют ионы водорода). Напишите
диссоциацию азотной кислоты.
Опыт 2.
Взаимодействие с оксидами металлов. В
пробирку с оксидом магния наливаем азотную кислоту. Оксид магния растворяется.
Напишите уравнение реакции.
. Напишите полное ионное уравнение.
Опыт 3.
Взаимодействие с основаниями. В пробирку с
раствором гидроксида натрия добавляем азотную кислоту (в азотной кислоте
раствор метилоранж).
. Напишите полное ионное уравнение.
Опыт 4.
Взаимодействие азотной кислоты с гидроксидом меди и раствором карбоната натрия. Напишите молекулярные, полные ионные и сокращенные ионные уравнения.
Опыт 5.
Взаимодействие азотной кислоты с цинком. Напишите молекулярные формулы уравнения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.