ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА «Класс Насекомые»
ФИО |
учитель биологии Борисенкова М.Г. |
|||
Класс |
7 |
|||
Учебник |
Биология 7 класс./ Под редакцией В.М. Константинова; Издательский центр «Вентана -Граф», 2019г. |
|||
Цель урока |
Расширить и углубить знания учащихся о типе членистоногих на примере насекомых; продолжить формирование у учащихся умений проводить лабораторные исследования, делать выводы. |
|||
Планируемые результаты.
|
Обучающиеся узнают: особенности строения насекомых, их многообразие, среды обитания, образ жизни, биологические и экологические особенности; значение в природе и жизни человека. |
|||
Метапредметные УУД |
Работать с информацией и преобразовывать её. Оценивать свою работу и работу своих одноклассников, сотрудничество с учителем и учащимися |
|||
Личностные УУД |
Владея интеллектуальными умениями (доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы) |
|||
Тип урока |
Урок открытия новых знаний |
|||
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником |
|||
Методы урока |
Объяснительно-иллюстративный, проблемный, частично-поисковый |
|||
Техническое оборудование: |
Мультимедийный проектор, экран, компьютер. |
|||
Средства обучения |
Компьютерная презентация, текст учебника, дополнительная литература, таблица «Насекомые », коллекции |
|||
Структура и ход урока |
1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу; 3. Мотивация учащихся на изучение темы; 4. Изучение нового материала; 5. Закрепление, рефлексия; 6. Подведение итогов урока.7.Домашнее задание. |
|||
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время
|
I. |
Организационный момент |
Приветствие. Доброжелательный настрой на урок |
Приветствие, подготовка к уроку |
2 мин |
II.
|
Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу
|
Фронтальный опрос Найти биологические ошибки в тексте «Общая характеристика класса Паукообразные» 1. К классу Паукообразные относятся в основном наземные виды (более 10 тыс. видов). 2. К ним относятся скорпионы, мокри́цы, сенокосцы, клещи, пауки и другие представители класса. 3. Живут преимущественно на суше 4. Дышат при помощи жабр, легких.
5. Класс включает три отряда, на представителях которых можно проследить процесс слияния отделов тела. Так, у отряда пауков тело разделяется на головогрудь и брюшко, у скорпионов — состоит из головогруди, переднебрюшья и заднебрюшья, у клещей все отделы слиты в один щит. 6. Общие признаки паукообразных: наличие усиков, пять пар ходильных ног, постоянные околоротовые придатки — верхние щупальца и ногощупальца. 7. На головогруди расположены четыре пары сложных глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). 8. Наиболее распространены пауки и клещи.
Ответы 1. К классу Паукообразные относятся в основном наземные виды (более 60 тыс. видов). 2. Мокри́цы — подотряд ракообразных из отряда равноногих. 4. Живут преимущественно на суше, дышат при помощи трахей, легких. 6. Общие признаки паукообразных: отсутствие усиков, четыре пары ходильных ног, постоянные околоротовые придатки — верхние щупальца и ногощупальца. 7. На головогруди расположены четыре пары простых глаз, ротовые органы и конечности (ходильные ноги). Наиболее распространены пауки и клещи. |
Отвечают на вопросы и ищут ошибки в задании
|
5мин |
III
|
Мотивация учащихся на изучение темы |
"Насекомые. Они - истинные хозяева земли" - сказал В.М. Песков. Это действительно так, люди - редкое исключение в мире насекомых. Именно они сейчас эволюционно достигли наивысшего расцвета, отлично приспособившись к жизни в среде людей. Так что с точки зрения эволюции мы с вами живем в эру господства насекомых, удивительных существ, сложные инстинкты и поведение многих из которых поражает. У насекомых же температура тела равна температуре окружающей среды. Вот почему они так боятся холода. Насекомые – настоящие дети солнца. Если солнце греет – они деятельны и подвижны. Но стоит потянуть холодку, как их движения делаются вялыми. Еще ниже температура – и они засыпают. А в жару их мышцы могут сокращаться с удивительной быстротой. Насекомые всюду сопровождали человека – они живут в его доме, нападают на него, прокалывая ему кожу, поедают его пищу и одежду, спорят с ним за урожай с полей или просто пляшущими пылинками кружатся над ним в летнем воздухе. Если сравнить число звезд в нашей Галактике и с количеством насекомых, то насекомых будет значительно больше. Насекомые – уникальный класс. Он включает свыше 70% всех видов известных на Земле животных. Можно сказать, что насекомые являются истинными хозяевами планеты. Где можно встретить насекомых? Что вам о них известно? Наука, изучающая насекомых – энтомология. |
Участие в определении цели урока, запись темы, науки - энтомология
|
4минут |
IY. |
Изучение нового материала |
1.Рассказ учителя с использованием слайдов Класс насекомые лидирует по числу видов среди всех животных. На настоящее время описано около 1,1 млн. видов насекомых, при том факте, что истинное число видов оценивается от 2 до 8 млн. разными исследователями. Можно смело заявить, что половина (скорее всего, гораздо больше) видов насекомых еще не изучены. Тело дифференцировано на голову (5 слившихся сегментов), грудь (3 сегмента) и брюшко (8 сегментов). На голове находится одна пара усиков - антенны, являющиеся органами обоняния и осязания. У насекомых конечностей - шесть, глаза - и два, и четыре, и пять, и десять, орган слуха у насекомых могут быть в любом месте: у кузнечиков, например, в ноге, органы вкуса у бабочек и мух на передних лапках, обоняние - усики. Насекомым “видны” ультрафиолетовые лучи. Они слышат ультразвуки. Пчела за несколько километров отыскивает по запаху медоносное растение. Бабочки способны обнаружить концентрацию сахара в одну двенадцатитысячную. У насекомых есть органы чувство. На двух последних члениках груди таракана находятся две пары крыльев. У самки крылья укорочены, поэтому она летать не может. Брюшко у таракана разделено на 10 члеников и прикрепляется к груди без перетяжки, хотя у некоторых, например муравьев, талия узкая. У насекомых имеются различные типы ротовых аппаратов: грызуще-лижущий (у пчелы), колюще-сосущий (у комара), фильтрующий (у мухи), сосущий (у бабочки). Приложение 1 2. Лабораторная работа «Изучение внешнего строения насекомых», выполняют работу по инструкции на стр.119 учебника
3.Внутреннее строение насекомых достаточное сложное, переходим к изучению внутреннего строения насекомых. Изучив информацию по странице 120-121, заполняем таблицу. Приложение 2 |
Слушают учителя
Учащиеся выполняют задания Пользуясь коллекциями, таблицами и текстом учебника работают в парах по учебнику стр 119- 120
Пользуясь коллекциями, таблицами и текстом учебника изучают внутреннее строение насекомых, заполняют таблицу в тетради. |
25 |
Y.
|
Закрепление |
Так как вы ознакомились с внешним строением насекомых, докажите, что они относятся к типу Членистоногих (членистые конечности, тело разделено на отделы, хитиновый покров) Чем насекомые отличаются от паукообразных? (тело разделено на три отдела, есть крылья, три пары конечностей) А что можно сказать о ротовых аппаратах насекомых? Чем определяется такое разнообразие ротовых аппаратов?– (строение ротового аппарата определяется способом питания и видом пищи) У насекомых разнообразны и конечности. Как вы думаете, почему? Это результат приспособления к …передвижению по различным поверхностям Тест 1.Тело насекомых состоит: а) из головогруди и брюшка б)из головы, груди и брюшка в) все отделы слились в одно целое 2.Насекомые имеют: а) пять пар конечностей б) три пары в) две пары 3.Роль органов осязания у многих насекомых играют: а)ротовые органы б)крылья в)усики и лапки 4. Дыхальца насекомых расположены: а) на голове б)на груди в) на брюшке 5.Крылья расположены на: а)голове б)брюшке в)груди 6. Покровы тела насекомых: а)известковый б) хитиновый в) костный 7.У насекомых: а) сложные и простые глаза б) только сложные глаза в) только простые глаза Самопроверка Ответы:1-б 2-б, 3-в, 4-в, 5-в, 6 -б, 7-а |
Закрепляют пройденный материал
Поднимают руки, отвечают
|
5мин |
YI.
|
Рефлексия
|
Организует рефлексию деятельности учащихся: выставляет оценки |
Что понравилось в уроке, что вызвало - сложности. |
2мин |
YII. |
Домашнее задание |
§15 подготовить сообщения о насекомых. |
2мин |
Приложение1
Приложение 1
Приложение 2
Система органов |
Органы |
Функции |
Система органов дыхания |
||
Кровеносная система |
||
Пищеварительная |
||
Нервная система |
||
Выделительная система |
||
Половая система |
Приложения2
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.