Задачи урока: познакомить учащихся с произведением Л.Н. Толстого «Акула», обучать выразительному чтению для более глубокой и точной передачи мыслей и чувств, заложенных автором в произведении, обогащать словарный запас; развивать речь, наблюдательность, умение анализировать прочитанное, развивать критическое мышление, создавать условия для совершенствования художественно-эстетической деятельности учащихся посредством анализа художественного произведения, для развития устной (монологической) речи учащихся, для развития творческих способностей учащихся, их художественно-эстетического вкуса, эмоциональной отзывчивости; способствовать воспитанию эмоциональной способности сопереживания героям произведения, любовь к близким; воспитывать культуру общения, общечеловеческие ценности (любовь, сострадание, героизм, доброта).
Оборудование: выставка книг Л.Н.Толстого , презентация к уроку, аудиозапись рассказа Л.Н.Толстого «Акула», карточки с заданиями для индивидуальной, парной и групповой работы.
Ход урока:
1. Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
На прошлом уроке познакомились с произведением И. Панькина «Легенда о матерях». Дома вы должны были выучить 3 пословицы о маме или написать синквейн на эту тему. Проверим, как вы выполнили домашнее задание (Отвечают 3-5 учеников, выставляются оценки за выполнение домашнего задания)
3.Знакомство со страницами биографии Л.Н.Толстого.
У меня в корзинке цифры и слова, попробуйте объяснить, какое отношение имеет данный материал к писателю.
5, 82, Спорт, Азбука, Ясная поляна.
5 – в семье Л.Н. Толстого было 5 детей.
82 – Л.Н. Толстой прожил 82 года.
Спорт – писатель всю свою жизнь занимался спортом, до глубокой старости.
Азбука – Л.Н. Толстой написал азбуку для крестьянских детей, которых сам обучал в созданной им школе.
Ясная поляна-место жительства Л. Толстого
4.Знакомство с темой урок
Сегодня мы познакомимся с новым произведением Л.Н.Толстого.
А для того, чтобы узнать, как называется рассказ, отгадайте загадку:
В бинокль злюку разгляжу
И капитану доложу.
Знают все прекрасно —
С ней играть опасно:
Зубы острые как нож,
Лучше ты ее не трожь!
5. Артикуляционная разминка.
Прочитаем название рассказа с разной интонацией. Акула. Акула? Акула!
6.Сообщение об акуле. Игра «Да-нет-ка»
А что вы знаете об акулах? Поиграем и узнаем!
- Акула -хищная рыба?
- Белая акула- самая опасная среди акул?
- У акулы один ряд зубов?
- Кожа акулы покрыта чешуёй с острыми шипами?
- Китовая акула – самая гигантская из рыб?
- Акулы обитают в пресной воде?
- В теле акулы есть кости?
7. Сообщение об Африке
- Сейчас … (ученик к уроку готовит сообщение об Африке) расскажет про Африку.
Африка- второй по величине материк после Евразии. Его площадь – 29,2 млн. км квадратных. По Африке протекает самая длинная река в мире – Нил. В Африке есть самая большая пустыня - Сахара. Африка - это жаркий материк. Здесь обитают слоны, носороги, зебры, гиппопотамы, множество птиц, в том числе и страусы, фламинго. В морях и океанах, омывающих Африку, живут такие рыбы, как акулы.
8. Подготовка к восприятию художественного текста.
Давайте
посмотрим, как описывает Африку Толстой в своем рассказе “Акула”. Вдыхаем
свежий морской воздух и отправляемся в путь, на жаркий материк Африка вместе с
героями нашего рассказа.
- Что самое главное в морском путешествии?
- Дружба, взаимовыручка. Тогда никакие трудности нам не страшны!
9. Первичное знакомство с рассказом. Прослушивание аудиозаписи рассказа Л.Н.Толстого «Акула» (читает А.Грибов).
10. Проверка первичного восприятия .
-Понравился ли вам произведение? Что особенно запомнилось?
-Докажите, что это рассказ.
-В какой момент вы больше всего переживали за мальчиков?
( когда заметили акулу с палубы; когда мальчики старались уплыть от акулы; когда артиллерист выстрелил).
11. Словарно-лексическая работа. Работа с труднопроизносимыми словами.
-В этом произведении вам встретились новые слова. Задание «Соотнеси слово и его значение» (работа в паре, карточка 1)
Палуба – горизонтальное покрытие в корпусе судна
Хобот
– задняя устойчивая часть пушки.
Застлал – закрыл туманом, пеленой
Артиллерист – военнослужащий артиллерии – огнестрельного орудия (пушки, миномёты).
Фитиль – горючий шнур для воспламенения зарядов, для передачи огня на расстояние при производстве взрывов.
Ропот – недовольство, выражаемое в приглушённой форме, негромкими голосами.
Чтение труднопроизносимых слов (слова написаны на доске)
Топ-лен-ной, ку-паль-ня, вы-тя-ги-ва-лись, ар-ти-лле-рист, под-на-тужь-ся, прон-зи-тель-ный, при-це-лил-ся, за-стлал, ко-лы-ха-лось.
12. Повторное чтение.
После повторного чтения постарайтесь ответить на вопрос . Почему рассказ называется «Акула»?
1 часть – по цепочке
2-я часть – жужжащее чтение
3-я часть – про себя
4-я часть – чтение «буксир»
5-я часть – выборочное чтение
Физкультминутка.
Море волнуется раз…
(Дети делают плавательные движения руками.)
13. Работа над сюжетом произведения.
13.1 Работа в парах (карточка 2) Правила работы в парах.
Как вы думаете, что можно сделать, чтобы легко было пересказать эту историю? Составить план текста. Восстановите последовательность частей.
План
Дети спасены.
Мальчики в открытом море.
Выстрел из пушки.
Купание в парусе.
Появление акулы.
Проверка парной работы.
Проверка:
1. Купание в парусе.
2. Мальчики в открытом море.
3. Появление акулы.
4. Выстрел из пушки.
5. Дети спасены.
13.2 Работа в группах. Правила работы в группе (карточки 3-6)
1-я группа. Сопоставить настроение героев с частями плана.
Название части |
Настроение |
1. Купание в парусе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для справок: спокойствие, тревога, страх, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, веселье
2-я группа. Вставить нужные слова в предложения и прочитать их.
На корабле с нами было (сколько?) ……….. мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было (где?) в……………….., и они вздумали плавать наперегонки в (каком?) ………………….. море.
Оба, (как кто?) как ………………………., вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но ……………. стал отставать. Отец мальчика, (какой?)…………………… артиллерист, ………………. на палубе и любовался на ……………… сынишку.
3-я группа. Собрать рассыпанные пословицы.
· Храбрый в трудный час победит.
победит в трудный Храбрый час
· Баловство до добра не доведёт.
доведёт Баловство до добра не
· Хороша помощь в трудное время.
Хороша трудное время помощь в
· Берегись бед, пока их нет
их нет Берегись бед, пока
(при анализе выполненной работы). Эти пословицы также подходят к данному произведению.
Не
зная броду, не суйся в воду.
Берегись бед ,пока их нет.
Не буди лихо ,пока оно тихо.
Семь
раз отмерь, один раз отрежь.
4-я группа.
Составить характеристику главного героя рассказа, выбрав нужные слова -
признаки.
сильный духом, безответственный, мудрый, мужественный, трусливый, упрямый, опытный, находчивый, медлительный, ленивый, решительный, жестокий, смелый, конфликтный, бывалый
13.3. Творческая коллективная работа. Составь синквейн.
Кто главный герой рассказа? Предлагаю вместе составить синквейн «Артиллерист».
1.Написать имя
существительное по теме.
2.Два имени прилагательных
3.Три слова-действия
4.Предложение
5. Слово-смысл темы.
Артиллерист
Смелый, решительный
Гордился, испугался, выстрелил
Риск-благородное дело
Отец
13.4 Работа с «облаком слов». Назовите слова из рассказа Л.Н.Толстого «Акула» (см. презентацию)
14. Самооценка деятельности. Рефлексия. Индивидуальная работа. Анализ выполненной работы (карточка 7)
Самостоятельно ответьте на вопросы.
С произведением какого автора сегодня познакомились?
Как оно называется?
К какому литературному жанру относится?
Кто главный герой этого произведения?
Напиши пословицу, которая отражает основную мысль прочитанного произведения.
15. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
-Ребята, а что хотел показать нам автор этим рассказом? Какой урок хотел нам преподнести?
- Автор хотел показать переживания отца, его любовь к своему сыну, что нельзя себя так беззаботно вести.
- Для чего написан рассказ? Чтобы у читателей вызвать те чувства, которые испытывают герои, чтобы вызвать сопереживание героям рассказа.
Артиллерист - сильный духом, смелый, мужественный человек. Он спасает своего сына, проявляет находчивость в экстремальной ситуации. В минуту опасности спасает мужество и решительность. Когда дети находятся на волоске от смерти, отцовские чувства помогают решительно действовать, не терять самообладание.
- Есть ли в наше время необходимость в таких людях? (да, т.к. в нашей жизни очень часто возникают ситуации, в которых требуется проявить находчивость и решительность, в которых смелость и мужественность отдельных людей оказывает решающее значение в сложных экстремальных ситуациях).
- В чем же тогда заключается основная мысль рассказа? Такие черты характера, решительность, находчивость, самообладание помогают человеку в экстремальных ситуациях. Народная мудрость гласит «Любовь побеждает всё!»- появляется надпись на доске.
16.Домашнее задание. (Дифференцированное). Инструктаж по выполнению домашнего задания.
создать обложку книги с рассказом Л.Н.Тостого «Акула»;
придумать продолжение рассказа;
приготовить пересказ по картинкам;
нарисовать иллюстрацию;
сочинить стихотворение об акуле.
5
82
СПОРТ
АЗБУКА
Ясная Поляна
КАРТОЧКА 1
Палуба недовольство, выражаемое негромкими голосами
Хобот закрыл туманом, пеленой
Застлал военнослужащий
огнестрельного орудия, пушки
Артиллерист задняя устойчивая часть пушки
Фитиль горючий шнур для воспламенения зарядов
Ропот горизонтальное покрытие в корпусе судна
КАРТОЧКА 2
План
Дети спасены.
Мальчики в открытом море.
Выстрел из пушки.
Купание в парусе.
Появление акулы.
КАРТОЧКА 3
1-я группа. Сопоставить настроение героев с частями плана.
Название части |
Настроение |
1. Купание в парусе. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова для справки: спокойствие, тревога, страх, беспокойство, волнение, отчаяние, радость, веселье)
КАРТОЧКА 4
2-я группа. Вставить нужные слова в предложения и прочитать их.
На корабле с нами было (сколько?) ……….. мальчика. Мальчики первые попрыгали в воду, но им тесно было (где?) в……………….., и они вздумали плавать наперегонки в (каком?) ………………….. море.
Оба, (как кто?) как ………………………., вытягивались в воде и что было силы поплыли к тому месту, где был бочонок над якорем.
Один мальчик сначала перегнал товарища, но ……………. стал отставать. Отец мальчика, (какой?)…………………… артиллерист, ………………. на палубе и любовался на ……………… сынишку.
КАРТОЧКА 5
3-я группа. Собрать рассыпанные пословицы.
победит в трудный Храбрый час
___________________________________________________
доведёт Баловство до добра не
___________________________________________________
Хороша трудное время помощь в
___________________________________________________
их нет Берегись бед, пока
КАРТОЧКА 6
4-я группа. Составить характеристику главного героя рассказа, выбрав нужные слова - признаки.
сильный духом
безответственный
мудрый
мужественный
трусливый
упрямый
опытный
находчивый
медлительный
ленивый
решительный
жестокий
смелый
конфликтный
бывалый
КАРТОЧКА 7
С произведением какого автора сегодня познакомились?
Как оно называется?
К какому литературному жанру относится?
Кто главный герой этого произведения?
Напиши пословицу, которая отражает основную мысль прочитанного произведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.