План-конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский. "Заячьи лапы""
Оценка 5

План-конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский. "Заячьи лапы""

Оценка 5
docx
17.01.2024
План-конспект урока литературного чтения в 4 классе "К.Г.Паустовский. "Заячьи лапы""
конспект.docx

Государственное учреждение образования

«Средняя школа №34 г. Могилёва»

 

 

 

Урок русской литературы

(литературное чтение)

в 4 классе

 

 

К.Г.Паустовский. «Заячьи лапы»

 

Учитель Шишова М.М.

 

 

 

 

 

2023

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы».

Цель: ознакомление учащихся с биографией писателя К. Г. Паустовского и его произведением «Заячьи лапы»

Задачи:

образовательные:  способствовать формированию читательских умений (восприятие, анализ, оценка художественного произведения) и коммуникативно-речевых умений (слушание, чтение, говорение);

развивающие: создать условия для развития навыка беглого, выразительного, осмысленного чтения и познавательной активности учащихся;

воспитательные: содействовать воспитанию любви к природе, эмоциональной отзывчивости и сопереживания, воспитанию культуры общения и поведения.

Тип урока: комбинированный

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.

Методы и приёмы: синквейн, антиципация, чек – лист, кроссенс, облако слов, гексы, кубик Блума

Оборудование: учебник, мультимедийная презентация, чек-лист, кроссенс, облако слов, гексы, кубик Блума

ХОД УРОКА

1.      Организационный момент. Речевая гимнастика. Сообщение темы и цели урока.

Прозвенел звонок,

Нам пора начать урок!                                           Всем, всем, всем доброе утро!

Девиз урока – пословица «Жизнь дана на добрые дела». Прочитаем её хором торжественно, поучительно, группой, в паре.

Эта пословица подходит к произведению, с которым мы познакомимся на уроке. К.Г. Паустовский.  «Заячьи лапы».

Будьте прилежны  и внимательны! Соблюдайте  правила работы в паре, в группе. Не забывайте о взаимной поддержке, взаимопомощи и взаимопонимании.

Помните! Мало уметь читать - надо уметь думать!

Желаю вам успешной и плодотворной работы! У нас всё получится!

2.      Проверка домашнего задания.

На прошлых уроках мы читали сказку Э.Шима «Снег и Кисличка». Послушаем и обсудим составленные вами синквейны о главных героях сказки, рассмотрим рисунки к прочитанному произведению.

3.      Изучение нового материала. Работа над произведением

К.Г. Паустовского «Заячьи лапы»

3.1.Ознакомление с биографией писателя

К.Г.Паустовский – замечательный русский  писатель, который в обычном умел видеть чудесное. Он  не писал стихотворения, но многие за красоту, образность и выразительность литературного языка называли его поэтом.

(приложение 1, чек-лист) Прочитаем интересные факты биографии К. Г. Паустовского.

Какой факт считаете наиболее интересным?

3.2Антиципация

Полное собрание сочинений К.Г. Паустовского состоит из 6 томов.  Он писал и для взрослых, и для детей. Произведение «Заячьи лапы» было написано в 1937 году, 86 лет назад и основано на реальных событиях.

Рассмотрите иллюстрацию на стр.113 и предположите, о чём пойдёт речь в тексте.

3.3Словарная работа в парах ( приложение 1, чек-лист)

Чтобы чтение было беглым, выразительным и осознанным,  проведём словарную работу в парах. Соотнесите слово с его лексическим значением.

Подберите синонимы к словам ветеринар, пациент.

Подберите антонимы к словам печальный, раздражительный.

3.4Первичное знакомство с текстом (1 часть - прослушивание в аудиозаписи, 2 часть читает учитель и хорошо читающие ученики, 3 часть - «жужжащее чтение»)

3.5Выявление первичного восприятия текста

3.5.1  Ответьте на вопросы

Совпали ли наши предположения о содержании текста?

Что случилось с зайцем?

Кто участвовал в спасении зайца?

Кто не захотел прийти на помощь?

Почему дед Ларион хотел вылечить лесного зверька?

3.5.2 Определите жанр прочитанного произведения. Работа в паре (Приложение 1, чек-лист )

3.6.Выборочное чтение.

Чтобы перейти к характеристике действующих лиц, найдём, прочитаем и проанализируем некоторые эпизоды рассказа.

Эпизод 1. Что чувствовал Ваня, когда ветеринар отказал ему в помощи?

Эпизод 2. Прочитайте строки, с помощью которых автор показывает, что заяц болен.

Эпизод 3. Как дед Ларион уговаривал Карла Петровича лечить зайца?

Эпизод 4. Почему дед Ларион обрадовался зайцу, будто родному?

Физкультминутка

Зайцы бегали в лесу,

повстречали там лису.

Прыг-скок, прыг-скок,

Убежали под кусток.

3.7. Характеристика действующих лиц рассказа ( приложение 2)

Назовите действующих лиц рассказа, используя кроссенс. Назовите главных героев.

Заяц (пострадал на пожаре, спас деда, был вылечен и остался жить со своими спасителями).

Ларион Малявин (старый охотник, стрелял в зайца с рваным ухом, потом бежал за ним от пожара, спасал его).

Ваня Малявин  (внук, который принимал участие в спасении зайца, жалел «косого», старался облегчить его страдания).

Используя облако слов (приложение 3), охарактеризуйте персонажи рассказа. Работаем в группе (3-4 слова-характеристики).

1 группа – ветеринар –

2 группа- бабка Анисья-

3 группа- Ваня

4 группа- аптекарь-

5 группа- доктор Карл Петрович-

6 группа- дед Ларион-

На кроссенсе одно действующее лицо закрыто вопросительным знаком. Отгадайте, что это? Природа – действующее лицо многих рассказов К.Г. Паустовского. Она помогает понять настроение, переживания и другие чувства людей, лучше воспринимать их поступки.

Найдём и зачитаем описания природы в рассказе. (стр.110, 111, 112)

3.8. Беседа об охране природы.

Предположите, по какой причине мог возникнуть пожар? В большинстве случаев причиной лесных пожаров  является человек. Какие правила поведения в лесу надо соблюдать, чтобы не начался пожар?

1 дерево – миллион спичек, 1 спичка - миллион деревьев. Вот такая грустная арифметика! Будьте осторожны с огнём! Берегите природу!

3.9. Составление плана рассказа. Работа в группах (приложение 4)

1-3 группы воспроизводят ход событий, как они описаны в рассказе.

4-6 группы воспроизводят события так, как они происходили в жизни

(2 учащихся выполняют это задание на доске, приложение 5)

Проблемный вопрос. Зачем автор перевернул композицию, нарушил последовательность событий?

Чтобы заинтриговать, заинтересовать читателя, выделить самый важный момент, акцентировать наше внимание на главной мысли художественного произведения.

3.10. Основная мысль рассказа К.Г.Паустовского «Заячьи лапы»

Назовите основную мысль рассказа. Основная мысль - любить и охранять природу, братьев наших меньших, быть добрым к ближнему, и не важно, кто он, человек или маленькая зверюшка.

3.11 Придумайте другое название произведению.

4.Подведение итогов урока. Выставление оценок. Рефлексия (кубик Блума). Презентация книг К.Г.Паустовского. Инструктаж по выполнению домашнего задания.

С каким произведением познакомились? Что новое узнали? Как оцениваете свою работу на уроке? Закончите высказывание. (кубик Блума) Рекомендую прочитать и другие произведения автора.

Домашнее задание.

1.      Перечитать рассказ.

2.      Подготовить рекомендацию к прочтению рассказа (7-9 предложений)

3.      Составить гексы «Берегите лес!»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                               ПРИЛОЖЕНИЕ 1


 

Государственное учреждение образования «Средняя школа №34 г

Государственное учреждение образования «Средняя школа №34 г

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

К. Г. Паустовский. «Заячьи лапы»

На прошлых уроках мы читали сказку

На прошлых уроках мы читали сказку

Почему дед Ларион хотел вылечить лесного зверька? 3

Почему дед Ларион хотел вылечить лесного зверька? 3

Карл Петрович- 6 группа- дед

Карл Петрович- 6 группа- дед

С каким произведением познакомились?

С каким произведением познакомились?

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.01.2024