Ефремова Галина Владимировна, учитель математики
МАОУ СОШ №220 им. К. Д. Ушинского г. Новосибирск
План-конспект урока математики
УМК: Зубарева И.И., Мордкович А.Г.
Класс: 6
Тема урока: «Решение уравнений»
Тип урока: урок обобщения, систематизации знаний, умений и навыков. Вид урока: урок практических работ исследовательского типа.
Цель урока:
1. обобщение и систематизация знаний (повторить правила раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, алгоритм решения уравнений, правила переноса слагаемых из оной части уравнения в другую);
2. закрепление теоретических знаний обучающихся в ходе решения упражнений;
3. развитие коммуникативных качества при выполнении коллективного задания;
4. развитие логического мышления при решении творческих заданий;
5. развитие правильной математической речи обучающихся;
6. продолжить развивать умение анализировать и оценивать свою работу.
Планируемые результаты Предметные:
• владеть базовым понятийным аппаратом по теме «Решение уравнений»: что такое «уравнение», что такое «корень уравнения»;
• владеть навыками нахождения неизвестных компонентов арифметических действий;
• уметь применять теоретические знания к упрощению выражений;
• уметь решать уравнения;
• уметь решать уравнения новым способом. Метапредметные:
• умение работать с учебным математическим текстом;
• умение распознавать верные и неверные утверждения и решения свои и своих товарищей;
• умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом;
• умение применять приёмы самоконтроля при решении поставленной учебной задачи.
Личностные:
• умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с использованием изученной терминологии и символики;
• способность к эмоциональному восприятию математических объектов, рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
• умение участвовать в диалоге, учитывать мнения своих товарищей; • понимание обучающимся причин успеха в своей учебной деятельности.
Используемые технологии:
- технология проблемного обучения;
- технология личностно – ориентированного обучения;
- технология здоровьесберегающего обучения;
- технология обучения в сотрудничестве,
- информационно-коммуникативная технология; - ИКТ - технология (презентация); - технология контроля и самоконтроля.
Информационно-технологические ресурсы: интерактивная доска
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
УУД |
||
1.Организ ационный (мотивац ия к учебной деятельно сти) |
Задать положитель ный эмоциональ ный настрой обучающихс я на урок |
Приветствие учителя. Проверяет готовность учащихся к уроку. - Здравствуйте, ребята. Прозвенел уже звонок! Начинаем наш урок! Улыбнитесь! И садитесь! Все готовы? Начинаем! Сегодня на уроке нам предстоит сделать много, поэтому будьте все внимательны, активны и старательны! |
Обучающиеся доброжелатель но настраиваются на урок
|
Коммуникатив ные: учебное сотрудничество с учителем и одноклассника ми. Личностные: осознание начала процесса учебной деятельности. Регулятивные: саморегуляция к учебной деятельности. |
||
2.Проверк а домашнег о задания |
Проверить правильност ь выполнения домашней работы. Выполнить самопроверк у домашней работы |
На слайде представлено решение домашнего задания и критерии оценивания домашнего задания. Выполните самопроверку домашней работы Критерии оценивания: нет ошибок – «5», одна ошибка – «4», две ошибки – «3», три и более ошибок – «2». Решение уравнений:
|
Обучающиеся самостоятель но проверяют домашнее задание и оценивают свою работу согласно критериям.
|
Регулятивные: коррекция, самооценка |
||
3. Мотиваци я субъектив ного опыта |
Определить тему урока. Повторить правила раскрытия скобок, приведения подобных слагаемых, алгоритм решения уравнений, правила переноса слагаемых |
Тема урока определяется обучающимися при помощи диалога с учителем: Ребята! Над какой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? -Мы работаем над темой «Решение уравнений» -Какое равенство называют уравнением? - Что значит решить уравнение? - Что называют корнем уравнения? - А для чего нам нужны уравнения? - Для решения жизненных задач. - А как вы думаете, мы решали все виды заданий по этой теме? - И я тоже думаю, что нет, так как мы ещё не решали задачи и сложные уравнения по этой теме. |
Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывают своё мнение.
|
Познавательны е: извлекают необходимую информацию для построения математическо го высказывания. Регулятивные: целеполагание, планирование. Коммуникатив ные: выражают свои мысли с достаточной |
|
из одной части уравнения в другую |
- Отлично! Молодцы! Тогда давайте определим, о чем пойдёт речь сегодня на уроке (совместно формулируют тему урока). Запишите в тетради число и тему урока: «Решение уравнений». - Ребята, а какова цель нашего урока? - Цель нашего урока: обобщение и повторение знаний, которые мы получили для решения уравнений, закрепление теоретических знаний в ходе решения уравнений.
Давайте повторим некоторые правила, которые необходимы нам для решения уравнений. - На экране представлены выражения. Нам необходимо сформулировать правила, которые необходимо применить для преобразования каждого из выражений. а) 2m+3m-5-2= б) m+(k-a+c)= в) –a-(m+c-d)= г) -2(3a+1)= д) 3x-2,5=3-x е) 4(2x+1)= |
Обучающиеся выбирают выражения из данных по своему усмотрению и формулируют для него соответствую щее правило. |
полнотой и точностью. |
4. Актуализ ация субъектив ного опыта |
Проверить умение применять теоретическ ие знания к решению упражнений |
Необходимость решать уравнения диктует сама жизнь. Умениями решать уравнения люди овладели постепенно. Устный счёт! Мы творим это дело Только силой ума и души! Устный счёт! Мы считаем в уме! Привести подобные слагаемые: 1/4*a+2-1/4*a-6= Раскрыть скобки: -4(a+2)= Перенести слагаемые из одной части уравнения в другую: 1) 2x-5=7-2х 2) (1+x)*(-2)=3,2 Решить уравнения: 1) –y+3=0 2) 4+x=x-1 3) -2a+6a=8a-4a 4) (3+c)*(c-7/8)=0
Физминутка - математическая эстафета по рядам (на доске записаны три примера. 1 пример решают обучающиеся 1 ряда, 2-ой – 2го ряда, 3-й – 3-го ряда. Первый ученик выполняет первое действие, 2-ой – 2-ое и т.д. Какой ряд первым решит пример. (Во время решения примеров учащиеся по очереди подходят к доске. В ходе обсуждения имеют возможность встать с места, повернуться к ребятам за соседний стол. Идёт активная двигательная и мыслительная деятельность учащихся.) 1 ряд 2 ряд 3 ряд |
Отвечают на вопросы учителя, выполняют устно арифметическ ие действия с числами.
Обучающиеся сами выбирают того, кто идёт к доске считает и записывает результат первого, второго и т.д. действия. |
Познавательны е: анализируя и сравнивая предлагаемые задания, практические действия (устный счёт), логические рассуждения, доказательство. Регулятивные: самооценка, самокоррекция, самоконтроль, аргументирова нное изложение своей точки зрения. Коммуникатив ные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и точностью. Личностные: самоопределяю тся, осознают ответственност ь за работу группы. |
|
|
-23-29 45-90 100-73 …/(-13) …/(-15) …/(-9) …*(-17) …*(-17) …*15 … - 32 … - 49 … - 45 ? ? ? |
|
|
||||
4. Самостоя тельное использов ание сформиро ванных умений и навыков с самопров еркой по эталону
|
Выполнить задания у доски. Выполнить самостоятел ьную работу и провести взаимопрове рку самостоятел ьной работы |
Работа в тетрадях, самостоятельная работа, выполнение творческого задания На экране таблица |
Сначала все обучающиеся выполняют задания «Решить у доски» (упростить выражение и решить задачу с помощью уравнения). Затем им предлагается решить задания для самостоятель ной работы (каждый ученик сам выбирает, какое из заданий 1) или 2) он будет решать). По окончании самостоятель ной работы (через 7-10 мин) на экране появляется решение самостоятель ной работы и критерии её оценивания. Учащиеся обмениваются тетрадями на столах. Идёт взаимопровер ка самостоятель ной работы. Затем все вместе приступают к решению |
Познавательны е: анализ, логические рассуждения, выбор задания и наиболее эффективных способов решения задач. Регулятивные: проявляют познавательну ю инициативу самоконтроль, самооценка, самокоррекция, аргументирова нное изложение своей точки зрения. Коммуникатив ные: использование средств языка и речи для получения и передачи информации. Личностные: самоопределяю тся, осознают ответственност ь за проверку работы товарища. |
||||
|
Задание |
Решить у доски |
Задания самостоятельной работы |
Творче ское задани е |
||||
1) Упрости те выражен ия |
-5x(x+3)+4(x- 2)= |
a) 5m- (3m+5)+6(2m+1) = б) 4a- (6a+2a)+(12-11)= |
Состав ьте выраж ение (уравн ение) и выпол ните задани я 1) и 2) |
|||||
2) Решите уравнени е |
В одном бидоне молока в 3 раза больше, чем во втором. Если из первого бидона перелить 20 л молока во второй бидон, то молока в бидонах будет поровну. Сколько молока было в каждом бидоне? |
С помощью умножения обеих частей уравнения на одно и то же число освободитесь от дробных чисел и решите уравнение 6(1/2*x+1/6*x+5) =x |
||||||
3) Вместо звёздочек поставьте знаки арифметических действий так, чтобы получилось верное равенство: *2x*16=5x*19 |
|
|||||||
|
||||||||
|
|
|
задания 3) (задание повышенного уровня сложности). |
|
||||
5. Домашне е задание |
Развивать логическое мышление и творческую деятельност ь обучающихс я |
Возвращаемся к нашей таблице. Дома вам надо будет выполнить творческое задание: составьте буквенное выражение и упростить его. Составить уравнение и решить его.
|
Обучающиеся записывают домашнее задание в рабочую тетрадь. |
Личностные: проводят самооценку Познавательны е: сформирован навык для правильного выполнения домашнего задания Коммуникатив ные: планируют сотрудничество , определяют кому нужна помощь |
||||
6. Рефлекси я |
Оценить эффективнос ть урока и деятельност ь каждого ученика |
Учитель задаёт вопросы: - Чем мы сегодня занимались на уроке? - Какую цель мы поставили на урок? - Достигли ли мы этой цели? - Все ли вам было понятно? - Все ли вы успели сделать? - Пригодятся ли вам полученные знания в жизни? Где? Приведите примеры. - Что получилось, а что нет? - Над чем надо будет ещё поработать?
- Наш урок подошёл к концу, но поиск знаний на этом не заканчивается. Великий А. Эйнштейн сказал: «Мне приходиться делить время между политикой и уравнениями. Однако уравнения, по-моему, гораздо важнее. Политика существует только для данного момента, а уравнения будут существовать вечно». |
Оценивают всю свою работу на уроке. Отрабатываю т умение соотносить цели и результат собственной деятельности. Отметки за самостоятель ную работу выставляют в дневники
|
Личностные: проводят самооценку, учатся адекватно принимать причины успеха (неуспеха) Познавательны е: проводят рефлексию способов и условий своих действий Коммуникатив ные: планируют сотрудничество , используют критерии для обоснования своих суждений. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.