ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. Вн.чт. Л.Пантелеева «На ялике».

  • docx
  • 08.07.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала _Обобщение по теме Родина_.docx

 

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. Вн.чт. Л.Пантелеева «На ялике».

1.      

ФИО

Семёнова Екатерина Викторовна

2.      

Место работы

Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики Стахановская специализированная школа №3 им. Героя Советского Союза В.И.Колядина.

3.      

Должность

Учитель начальных классов

4.      

Предмет

Литературное чтение

5.      

Класс

4 класс

6.      

Тема

Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. Вн.чт. Л.Пантелеева «На ялике».

7.      

Базовый учебник

«Литературное чтение», 4 класс, УМК «Школа России»

Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2015 год

Цель: 

·        обобщить знания учащихся по пройденной теме; 

·        развивать познавательные способности ,  интеллект, творческие 

способности и кругозор.

Задачи урока:

- учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;

- учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету;

- воспитывать гражданственность, патриотизм;

- развивать зрительную память, чувство эстетического восприятия окружающего мира в целом и отдельных ее объектов, ассоциативное мышление, творческое воображение;

- формировать заинтересованность в конечных результатах своего труда; умение делать выводы, обобщать изученный материал.

Планируемые результаты:

·         Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа

·         Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий

·         Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей

·         Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.

Оборудование: раздаточный материал, мультимедийное оборудование, портреты писателей.

Ход урока

I.                  Организационный момент (Слайд 1)

1.Проверка домашнего задания.

-Д/з у вас было внеклассное чтение.  Леонид Пантелеев «На ялике», - Что такое ялик? Я́ЛИК -небольшая шлюпка с одной или двумя парами весел. (слайд 2)

Жанр этого рассказа? рассказ о войне
Главные герои рассказа "На ялике" и их характеристика

1.                 Автор. Военный. Наблюдательный. Добрый.

2.                 Мотя. Матвей Капитонович. Адмирал Нахимов. 11-12 лет. Трудолюбивый, серьезный, взрослый, очень смелый.

3.                 Манька. Его сестра.

Кратчайшее содержание рассказа "На ялике"

1.                 Автор на ялике переплавлялся на другой берег.

2.                 Ялик попал под обстрел и только перевозчик мальчик Мотя не боялся.

3.                 На батарее автор узнал, что у Моти убило отца-перевозчика.

4.                 На обратном пути автор спросил мальчика про страх, но тот усмехнулся.

5.                 Мотя сказал, что если убьют его, то на весла сядет его младшая сестра.

6.                 Манька позвала Мотю обедать, а сама заменила его на ялике.
-Главная мысль рассказа "На ялике"?
Дети должны жить под мирным небом, никогда не знать войны.
-Чему учит рассказ "На ялике"?
Рассказ учит любить мир и стремится к тому, чтобы никогда не было войны. Учит мужеству. Учит принимать жизнь такой, как она есть. Учит не поддаваться страху.
-Выше отношение к рассказу?
Мне очень понравился этот рассказ про мужественного капитана ялика Мотю. Мальчик понимал, что от того, станет он бояться смерти или нет, ничего не измениться, и потому не боялся. Мне очень понравился этот решительный и немного грубый мальчик, так рано ставший взрослым.

-Так же, домашним заданием у вас было, повторить изученные стихотворения из раздела «Родина».

- Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:

 

 

 

заголовок

автор

Главная мысль

«Русь»

 

 

«Родине»

 

 

 «О, родина!»

 

 

- Работать вы будете в группах. Кто первый справится, поднимает руку.

2. Эпиграф на экране: «Только в творчестве рождается личность»(слайд 3)

- Как вы понимаете это выражение?

II. Целеполагание

- Прочитайте пословицы и объясните их смысл:

(Слайд 4)

Человек без Родины, что соловей без песни.

Родина-мать, сумей за нее постоять.

- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)

- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)

- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна) (слайд 5)

- Почему так называют Родину?

1.Работа над смысловым значением слова «Родина». (слайд 6)

Родина — место, страна, где человек родился; место возникновения, открытия или изобретения чего-либо. 

Родина — родить, родня, рождать. (словарь В. Даля)

Родина — Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (толковый словарь С. Ожегова)

Родина — Отечество, родная страна (толковый словарь С. Ожегова)

 

- Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята?

- Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.

                                                                                                           

- Прочитайте слова К.Ушинского (Слайд 7)

Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”

-Сделайте вывод, какая тема нашего урока.

Вывод: тема нашего урока “Обобщение по разделу “Родина”.

III. Речевая разминка (Слайд 8 )

-Посмотрите на экран, я прочту вам стихотворение.

- Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?

Что такое Родина наша?

Солнце, лес, дыхание пашен.

Сад в цвету, где не мокнут пчёлы,

И твой дом, и огни твоей школы.

Наша Родина – труд и праздник.

Сто дорог для тебя самых разных,

И любовь твоя к папе и маме,

И ты сам – не один, а с друзьями.

                                                         В. Крючков

·         прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;

·         прочитайте, разделяя слова на слоги;

·         прочитайте с ускорением;

·         прочитайте с вопросительной интонацией;

·         прочитайте с интонацией восхищения.


- О чем стихотворение?

- Как вы поняли смысл стихотворения?

- С каким чувством вы будете читать?

- Прочитайте вслух.(группами)

IV. Актуализация знаний

- Какие произведения мы прочитали в разделе «Родина»?

(Иван Саввич Никитин «Русь», Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!», Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»)

- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины, красоте её природы, о её великом народе)

(Слайд 9)

На экране :

·         - Я подобрала картины русской природы, которые можно соотнести с прочитанными нами стихотворениями. Узнайте произведение и зачитайте выразительно отрывок из него.

 

1. Картина, на которой на переднем плане изображён летний луг, и вдалеке лес. (Спиридон Дрожжин «Родине») (Слайд 10)

(Слайд 11) «Я в каждом шелесте листов

Твой голос узнаю.

Хожу среди твоих лугов,

Мечтаю и пою».

 

2. На переднем плане картины изображены белоствольные берёзки, за ними – село. Вдали видна колокольня, которая немного покосилась от старости. А на бугре холмик с памятником. Это память о воевавших солдатах за Родину. (Анатолий Жигулин «О, Родина!») (Слайд 12)

(Слайд 13) И шорох рощи белоствольной,

И синий дым в дали пустой,

И ржавый крест над колокольней,

И низкий холмик со звездой…


3. Вы видите картину, на которой изображены горы на горизонте, а на переднем плане степь, засеянная пшеницей. (Иван Никитин «Русь»)

(Сайд 14)

(Слайд  15) Под большим шатром голубых небес -

Вижу - даль степей зеленеется.

И на гранях их выше тёмных туч

Цепи гор стоят великанами.

- Что сближает эти стихотворения? (Любовь к Родине)

- Какой поэты видят Родину? (Они ее видят великой, бескрайней)

Вывод: поэты в своих стихах описывают величие, красоту страны.

Это пейзажная лирика.

 

·         Обратимся вновь к пословицам.

Попробуйте восстановить деформированные предложения – пословицы, Работа в группах (Каждая группа одну пословицу) (Слайд 16)

 

1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без родины - что соловей без песни.

2. и земля в мила горести Своя (Своя земля и в горести мила)

3. сторона Родная чужая мать, а мачеха (Родная сторона — мать, а чужая — мачеха)

4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем родина наша) (Слайд 17)

-Чему учат эти пословицы?

Работа в группах

 - Проверим, как вы запомнили  авторов, которые посвятили свои стихи Родине.

- Нужно соотнести портрет с именем автора (на партах 1 портрет и три имени, выбрать подходящее)

 

V. Защита творческих работ: дети дома готовили рисунки нашего края, своей улицы, родного дома, нашей родной природы.

- Что вы изобразили на своих рисунках? Почему? (ответы детей)

- Что значат для каждого из вас слова «моя Родина»?

( ответы детей)

VI. Выразительное чтение стихов в группах: 3-4 группы

– Приготовить выразительное чтение стихотворений: ( в группе со стихотворением работают вместе, определяя главную мысль, тему в нём; готовят выразительное чтение и выбирают чтеца из группы)

Физминутка

Здравствуй, Солнце золотое!

  Здравствуй, небо голубое!

  Здравствуй, вольный ветерок!

  Здравствуй, маленький дубок!

  Мы живем в одном краю -

  Всех я вас приветствую!

 

1.Иван Бунин

Детство

Чем жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!

 

Повсюду блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.

 

Кора груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.

 

2. Вадим Семернин

Родиной зовётся...

Есть такое чудо:

Край, навек любимый,

Над рекой под клёном

Отчий дом родимый...

Видя это чудо,

Сердце жарко бьётся,

В жизни это чудо —

Родиной

Зовётся!..

 

Есть такое слово,

Нет его дороже:

В нём — поля и горы,

В нём — сады и рощи...

Вспомнив это слово,

Сердце сладко бьётся,

В жизни это слово —

Родиной

Зовётся!

 

3. Георгий Ладонщиков
                                                С добрым утром!
Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной…
С добрым утром,
Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной…
С добрым утром,
Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной…
С добрым утром,
Край родной!

4. Юрий Энтин
                                            Край, в котором ты живёшь
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь!
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь!
Нашим самым дружным хором
Песенка поётся.
Дом, и улица, и город
Родиной зовётся!
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь!

- Конкурс чтецов, победителя выбирают дети.

Вывод:

- Русский народ всегда помнит героизм своих граждан, любит свою Родину и готов защищать своё Отечество.

- Что объединяет всех героев нашего урока. (Любовь к Родине – России.)

Родиной не только надо восхищаться, но ее надо и защищать!

 (Слайд 18).

VII. Итог урока. Рефлексия.

- Вспомните строки, с которых мы начали урок «Только в творчестве рождается личность».

- Как вы думаете, в чём заключался наш творческий подход к уроку?

( Мы не только читали произведения о Родине, но и рассказывали, используя собственные мысли, рисовали.)

Выставление оценок.

Д/з. Стр.142, устно ответить на вопросы. На странице проверим себя и оценим свои достижения.


 

Скачано с www.znanio.ru