ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. Вн.чт. Л.Пантелеева «На ялике».
1. |
ФИО |
Семёнова Екатерина Викторовна |
2. |
Место работы |
Государственное образовательное учреждение Луганской Народной Республики Стахановская специализированная школа №3 им. Героя Советского Союза В.И.Колядина. |
3. |
Должность |
Учитель начальных классов |
4. |
Предмет |
Литературное чтение |
5. |
Класс |
4 класс |
6. |
Тема |
Обобщение по разделу «Родина». Оценка достижений. Вн.чт. Л.Пантелеева «На ялике». |
7. |
Базовый учебник |
«Литературное чтение», 4 класс, УМК «Школа России» Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, Москва «Просвещение» 2015 год |
Цель:
· обобщить знания учащихся по пройденной теме;
· развивать познавательные способности , интеллект, творческие
способности и кругозор.
Задачи урока:
- учить ребят работать творчески, развивать логическое мышление, образное воображение, речь, творческую активность;
- учить переносить накопленные знания в новую ситуацию, выражать личностное отношение к предмету;
- воспитывать гражданственность, патриотизм;
- развивать зрительную память, чувство эстетического восприятия окружающего мира в целом и отдельных ее объектов, ассоциативное мышление, творческое воображение;
- формировать заинтересованность в конечных результатах своего труда; умение делать выводы, обобщать изученный материал.
Планируемые результаты:
· Личностные: ценить и принимать такие базовые ценности как добро. Родина, природа
· Регулятивные: определять цель учебной деятельности, планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, соотносить выполненное задание с образцом, осуществлять контроль и оценивать правильность своих действий
· Познавательные: овладение навыками смыслового чтения текстов в соответствии с целью, осознанное построение речевых высказываний, овладения действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения; установление причинно-смысловых связей
· Коммуникативные: участвовать в диалоге с одноклассниками и учителем. Слушать и понимать других, умение договориться в совместной деятельности. Высказывать свою точку зрения. Сотрудничать в совместном решении учебных задач.
Оборудование: раздаточный материал, мультимедийное оборудование, портреты писателей.
Ход урока
I. Организационный момент (Слайд 1)
1.Проверка домашнего задания.
-Д/з у вас было внеклассное чтение. Леонид Пантелеев «На ялике», - Что такое ялик? Я́ЛИК -небольшая шлюпка с одной или двумя парами весел. (слайд 2)
Жанр этого рассказа? рассказ о войне
Главные герои рассказа "На ялике" и их
характеристика
1. Автор. Военный. Наблюдательный. Добрый.
2. Мотя. Матвей Капитонович. Адмирал Нахимов. 11-12 лет. Трудолюбивый, серьезный, взрослый, очень смелый.
3. Манька. Его сестра.
Кратчайшее содержание рассказа "На ялике"
1. Автор на ялике переплавлялся на другой берег.
2. Ялик попал под обстрел и только перевозчик мальчик Мотя не боялся.
3. На батарее автор узнал, что у Моти убило отца-перевозчика.
4. На обратном пути автор спросил мальчика про страх, но тот усмехнулся.
5. Мотя сказал, что если убьют его, то на весла сядет его младшая сестра.
6.
Манька
позвала Мотю обедать, а сама заменила его на ялике.
-Главная мысль рассказа "На ялике"?
Дети должны жить под мирным небом, никогда не знать войны.
-Чему учит рассказ "На ялике"?
Рассказ учит любить мир и стремится к тому, чтобы никогда не было войны.
Учит мужеству. Учит принимать жизнь такой, как она есть. Учит не поддаваться
страху.
-Выше отношение к рассказу?
Мне очень понравился этот рассказ про мужественного капитана ялика
Мотю. Мальчик понимал, что от того, станет он бояться смерти или нет, ничего не
измениться, и потому не боялся. Мне очень понравился этот решительный и немного
грубый мальчик, так рано ставший взрослым.
-Так же, домашним заданием у вас было, повторить изученные стихотворения из раздела «Родина».
- Для того, чтобы проверить, как хорошо вы знаете эти произведения и авторов, я предлагаю вам заполнить таблицу:
заголовок |
автор |
Главная мысль |
«Русь» |
|
|
«Родине» |
|
|
«О, родина!» |
|
|
- Работать вы будете в группах. Кто первый справится, поднимает руку.
2. Эпиграф на экране: «Только в творчестве рождается личность»(слайд 3)
- Как вы понимаете это выражение?
II. Целеполагание
- Прочитайте пословицы и объясните их смысл:
(Слайд 4)
Человек без Родины, что соловей без песни.
Родина-мать, сумей за нее постоять.
- Как Вы думаете, о чем будет идти речь на уроке? (О Родине и ее героях)
- Ребята, а как вы понимаете, что такое Родина? (Ответы детей)
- Подберите синонимы к слову Родина. (Отечество, Отчизна) (слайд 5)
- Почему так называют Родину?
1.Работа над смысловым значением слова «Родина». (слайд 6)
Родина — место, страна, где человек родился; место возникновения, открытия или изобретения чего-либо.
Родина — родить, родня, рождать. (словарь В. Даля)
Родина — Место рождения, происхождения кого-чего-нибудь, возникновения чего-нибудь (толковый словарь С. Ожегова)
Родина — Отечество, родная страна (толковый словарь С. Ожегова)
- Что же такое для человека Родина? Как вы думаете, ребята?
- Это и страна, в которой он живет, дом, где родился, березка у родного порога, место, где жили его предки. Наверное, все это и есть родина, то есть родное место.
- Прочитайте слова К.Ушинского (Слайд 7)
“Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши”
-Сделайте вывод, какая тема нашего урока.
Вывод: тема нашего урока “Обобщение по разделу “Родина”.
III. Речевая разминка (Слайд 8 )
-Посмотрите на экран, я прочту вам стихотворение.
- Можно ли это стихотворение ввести в изученный раздел?
Что такое Родина наша?
Солнце, лес, дыхание пашен.
Сад в цвету, где не мокнут пчёлы,
И твой дом, и огни твоей школы.
Наша Родина – труд и праздник.
Сто дорог для тебя самых разных,
И любовь твоя к папе и маме,
И ты сам – не один, а с друзьями.
В. Крючков
· прочитайте отрывок из стихотворения жужжащим чтением вслух;
· прочитайте, разделяя слова на слоги;
· прочитайте с ускорением;
· прочитайте с вопросительной интонацией;
· прочитайте с интонацией восхищения.
- О чем стихотворение?
- Как вы поняли смысл стихотворения?
- С каким чувством вы будете читать?
- Прочитайте вслух.(группами)
IV. Актуализация знаний
- Какие произведения мы прочитали в разделе «Родина»?
(Иван Саввич Никитин «Русь», Анатолий Владимирович Жигулин «О, Родина!», Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Родине»)
- О чем поэты писали в своих стихах? (О светлом образе Родины, красоте её природы, о её великом народе)
(Слайд 9)
На экране :
· - Я подобрала картины русской природы, которые можно соотнести с прочитанными нами стихотворениями. Узнайте произведение и зачитайте выразительно отрывок из него.
1. Картина, на которой на переднем плане изображён летний луг, и вдалеке лес. (Спиридон Дрожжин «Родине») (Слайд 10)
(Слайд 11) «Я в каждом шелесте листов
Твой голос узнаю.
Хожу среди твоих лугов,
Мечтаю и пою».
2. На переднем плане картины изображены белоствольные берёзки, за ними – село. Вдали видна колокольня, которая немного покосилась от старости. А на бугре холмик с памятником. Это память о воевавших солдатах за Родину. (Анатолий Жигулин «О, Родина!») (Слайд 12)
(Слайд 13) И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
3. Вы видите картину, на которой изображены горы на горизонте, а на переднем
плане степь, засеянная пшеницей. (Иван Никитин «Русь»)
(Сайд 14)
(Слайд 15) Под большим шатром голубых небес -
Вижу - даль степей зеленеется.
И на гранях их выше тёмных туч
Цепи гор стоят великанами.
- Что сближает эти стихотворения? (Любовь к Родине)
- Какой поэты видят Родину? (Они ее видят великой, бескрайней)
Вывод: поэты в своих стихах описывают величие, красоту страны.
- Это пейзажная лирика.
· Обратимся вновь к пословицам.
Попробуйте восстановить деформированные предложения – пословицы, Работа в группах (Каждая группа одну пословицу) (Слайд 16)
1. без Человек Родины соловей песни без что (Человек без родины - что соловей без песни.
4. Нет на Родина ничего краше свете чем наша (Нет на свете ничего краше, чем родина наша) (Слайд 17)
-Чему учат эти пословицы?
Работа в группах
- Проверим, как вы запомнили авторов, которые посвятили свои стихи Родине.
- Нужно соотнести портрет с именем автора (на партах 1 портрет и три имени, выбрать подходящее)
V. Защита творческих работ: дети дома готовили рисунки нашего края, своей улицы, родного дома, нашей родной природы.
- Что вы изобразили на своих рисунках? Почему? (ответы детей)
- Что значат для каждого из вас слова «моя Родина»?
( ответы детей)
VI. Выразительное чтение стихов в группах: 3-4 группы
– Приготовить выразительное чтение стихотворений: ( в группе со стихотворением работают вместе, определяя главную мысль, тему в нём; готовят выразительное чтение и выбирают чтеца из группы)
Физминутка
Здравствуй, Солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живем в одном краю -
Всех я вас приветствую!
1.Иван Бунин
Детство
Чем
жарче день, тем сладостней в бору
Дышать сухим смолистым ароматом,
И весело мне было поутру
Бродить по этим солнечным палатам!
Повсюду
блеск, повсюду яркий свет,
Песок — как шелк… Прильну к сосне корявой
И чувствую: мне только десять лет,
А ствол — гигант, тяжелый, величавый.
Кора
груба, морщиниста, красна,
Но так тепла, так солнцем вся прогрета!
И кажется, что пахнет не сосна,
А зной и сухость солнечного света.
Родиной зовётся...
Есть такое чудо:
Край, навек любимый,
Над рекой под клёном
Отчий дом родимый...
Видя это чудо,
Сердце жарко бьётся,
В жизни это чудо —
Родиной
Зовётся!..
Есть такое слово,
Нет его дороже:
В нём — поля и горы,
В нём — сады и рощи...
Вспомнив это слово,
Сердце сладко бьётся,
В жизни это слово —
Родиной
Зовётся!
3. Георгий Ладонщиков
С добрым утром!
Встало солнце над горою,
Мрак ночной размыт зарёю,
Луг в цветах, как расписной…
С добрым утром,
Край родной!
Шумно двери заскрипели,
Птицы ранние запели,
Звонко спорят с тишиной…
С добрым утром,
Край родной!
Люди вышли на работу,
Пчёлы мёдом полнят соты,
В небе тучки – ни одной…
С добрым утром,
Край родной!
4. Юрий Энтин
Край, в котором ты живёшь
Мы играем возле дома
И зимой, и летом.
Все давным-давно знакомы
В милом доме этом!
Посмотри, как хорош
Дом, в котором ты живёшь!
Слышишь, улица родная,
Нет тебя чудесней!
Мы по улице шагаем
Вместе с нашей песней!
Посмотри, как хорош
Город тот, где ты живёшь!
Нашим самым дружным хором
Песенка поётся.
Дом, и улица, и город
Родиной зовётся!
Посмотри, как хорош
Край, в котором ты живёшь!
- Конкурс чтецов, победителя выбирают дети.
Вывод:
- Русский народ всегда помнит героизм своих граждан, любит свою Родину и готов защищать своё Отечество.
- Что объединяет всех героев нашего урока. (Любовь к Родине – России.)
Родиной не только надо восхищаться, но ее надо и защищать!
(Слайд 18).
VII. Итог урока. Рефлексия.
- Вспомните строки, с которых мы начали урок «Только в творчестве рождается личность».
- Как вы думаете, в чём заключался наш творческий подход к уроку?
( Мы не только читали произведения о Родине, но и рассказывали, используя собственные мысли, рисовали.)
Выставление оценок.
Д/з. Стр.142, устно ответить на вопросы. На странице проверим себя и оценим свои достижения.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.