План-конспект урока
по обществознанию
в 6 классе (Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 19 с углубленным изучением отдельных предметов)
на тему: «Потребности человека»
Разработал: Щедловская Юлия Сергеевна
слушатель курсов профессиональной переподготовки «Курс профессиональной переподготовки «Обществознание: теория и методика преподавания в образовательной организации»
г. Междуреченск, 2019
Тема урока/ занятия в ДОУ. Потребности человека
Дата проведения. 5.11.2019
Тип урока/ занятия в ДОУ. Открытие нового знания
Технология урока/ занятия в ДОУ. элементы технологии развития критического мышления.
Цель урока/ занятия в ДОУ. Познакомить учащихся с ролью, видами и значением потребностей в жизни человека.
Задачи.
1. Показать противоречивость влияния потребностей на жизнь личности.
2. Обсудить проблему духовного мира человека.
3. Выделить характерные черты мыслительного и чувственного процессов.
Планируемые результаты.
предметные: различают виды потребностей; классифицируют в соответствии с собственными оценками; применять полученные знания и умения.
метапредметные: обмениваться знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений; осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления;
личностные: формирование мотивации, направленной на активное и созидательное участие в общественной жизни; заинтересованности не только в личном успехе, но и успехе группы, коллектива.
Основные термины, понятия: потребности, биологические потребности, материальные потребности, социальные потребности, духовные потребности.
Оборудование (компьютер, экран, презентация).
План урока/ занятия в ДОУ (Раскрыть структуру конкретного урока/ занятия в ДОУ. Все его этапы озаглавить и спланировать во времени).
Ход урока/ занятия в ДОУ (Подробно раскрыть план урока/ занятия в ДОУ. Спланировать деятельность учителя/воспитателя и учеников/детей, а также индивидуальную работу с ними. Дать примерные правильные ответы):
– этапы и виды деятельности учеников/детей с примерной разбивкой по минутам;
– формулировки заданий ученикам/детям на каждом этапе урока/ занятия в ДОУ;
– предполагаемые результаты выполнения этих заданий;
– ссылки на материалы по теме урока / занятия в ДОУ (указание номеров страниц из пособий и т. п.)
– рисунки, задачи (с решением), схемы, таблицы и пр. (оформляется приложениями).
План урока:
– 1. Что такое потребности?
– 2. Какие бывают потребности?
– 3. «Вечны» ли потребности?
– 4. Закрепление изученного материала.
– 5. Проверочная работа.
– 6. Домашнее задание.
Струк-тура. Ход урока. |
Этап урока ЭТАП УРОКА |
Деятельность учителя УЧИТЕЛЬ |
Деятельность ученика УЧЕНИК |
время |
||||
1
2
3
|
Повторение
Мотивация учащихся. Определение темы и целей урока.
Получение новых знаний
4. Закрепление и обобщение изученного
5. Рефлексия
6. Домашнее задание.
|
Вспомним пройденный материал. -Что такое деятельность? -Какие виды деятельности вы знаете? -Что является условием успешной деятельности?
Проблемное задания: Можно ли компьютерные игры считать видом деятельности? Какова цель игры в компьютер, ее средства, результаты? Обоснуйте свой ответ.
Размышление над вопросом рубрики «Обсудим вместе», § 4, с. 33. Зачитывается задание вслух: Живет на свете человек. Все у него есть. Все его устраивает, он ни о чем не мечтает, ни к чему не стремится. Он просто живет и ничего не делает. Такая ситуация выглядит почти фантастически. Почему?[1] Обобщение ответов ребят: Ситуация фантастическая, потому, что человек всю свою жизнь трудится, чтобы удовлетворить свои потребности.
Проблемный вопрос урока: -Почему человек должен стремиться обогатить свой внутренний мир?
Человеку постоянно что-то не хватает, т.е. люди испытывают постоянные потребности в чем-либо. Потребность- состояние живого существа, выражающее его зависимость от того, что составляет уровни его существования.
Вопрос: Как вы думаете, отчего у человека появляются потребности? (во время ответов составляется схема)[2] - Вспомните и назовите потребности современного человека в чем-либо, о которых в прежние времена никто не мог даже и мечтать. - Как вы думаете, будет ли человек удовлетворен теми достижениями, которые у него имеются? - Какие у вас (нас) есть потребности? Назовите, пожалуйста, потребности, я записываю на доске.
Мы выяснили, что потребностей много, они меняются в соответствии с изменениями в окружающем мире, они заставляют человека действовать.
Задание: работая с текстом учебника §4 п.1, выделите группы потребностей и дайте им характеристику.[3] Виды потребностей
Вывод: Биологические потребности нужны человеку, чтобы жить. Духовные потребности – это потребности в познании окружающего мира, мира получении знаний и умений, достижении гармонии и красоты. Человек не может стать счастливым, если не сможет показать свои способности, не найдет свое место в жизни. Поэтому, у него существуют Социальные потребности. Материальные потребности: человек нуждается в жилище, одежде, посуде и т.д., т.е. материальные потребности – это потребность человека в вещах).
Биологические потребности есть и у животных. Как вы думаете, чем они отличаются?
Вывод: отличаются они тем, как эти потребности удовлетворяются: человек может сам производить продукты для удовлетворения своих потребностей, организуя деятельность (занимается земледелием, готовит пищу, шьет одежду, работает, получает заработную плату, чтобы иметь возможность приобретать необходимое и т.д.)
Творческое задание: Я сейчас по рядам буду зачитывать стихотворения, а вы должны угадить, о каких потребностях идет речь[4]… 1. Я
лежу, болею В медицине (социальные)
2. В
коридоре, в классе ли В ремонте (материальные)
3. Вот уже стоит Егорка В образовании (духовные)
4. Муха, Муха- Цокотуха Покупка посуды (Материальные)
5. Ест на завтрак яйца всмятку, Еда (Биологические)
6. Ест на завтрак яйца всмятку, Еда (Биологические)
Вопрос: Как меняются человеческие потребности? Телефон и телевизор, автомобиль, самолет. Когда-то было в диковинку. Человек все больше и больше нуждался в них, они становились ему все более необходимыми. Приходит время, и человек уже не представляет своей жизни без достижений техники! Т.е, потребности зависят от условий, в которых живут люди и меняются со временем.
Вопрос: Труд – это потребность или необходимость? Для многих людей труд лишь необходимость, и они работают без особого желания. Но есть и другие люди, для которых труд – радость, способ раскрыть свои возможности, для таких людей – это потребность. Важно для человека понять, что недостаточно удовлетворение только биологических потребностей, но и духовных и социальных!
Итак, мы выяснили, что у человека существует множество потребностей: это потребности, без которых человек не может прожить. Какие? Без каких потребностей прожить можно, но трудно? Без чего человек может прожить? У человека иногда возникают ложные потребности. Какой вред они могут принести людям?
Выполнение проверочного задания по новой теме[5].
Закончи предложения: «На уроке я…» «Мне стало известно…» «Я понял, что ….» «Хочу добавить ….»
В тетради написать небольшое рассуждение на тему «Как влияют потребности человека на развитие общества». Задание (по желанию) выполнить коллаж на тему: «Потребности человека». |
Учащиеся отвечают на вопросы.
Ответы на вопрос, рассуждения учащихся.
Ответы на вопрос, рассуждения учащихся.
Учащиеся записывают в тетрадь определение «Потребности человека – это …»
Учащиеся отвечают и помогают составить схему.
Учащиеся называют потребности (например: телефон, интернет, компьютер и т.д), отвечают на вопросы учителя. Называют свои потребности (например: питание, одежда, телефон, общение с друзьями, интернет и т.д)
Ученик заполняет таблицу на доске, класс сверяет, если есть другие варианты или таблица заполнена неверно, то они обговаривают фронтально.
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учащиеся высказывают свои предположения
Ответы, рассуждения учащихся. Ответы учащихся: воздух, вода, еда и т.д. ( телевизор, компьютер, бытовые приборы, посуда, мебель и т.д.)
На листочках выполняют тест и проверяют друг друга, выставляя оценки. Выбирают и устно заканчивают предложения.
Записывают в дневнике или в тетради домашнее задание. |
5 мин.
10 мин.
15 мин
10 мин |
Список использованной литературы:
1. Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений./ Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение,
2015 г.
2. Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. М.: ВАКО, 2016.
3. https://kopilkaurokov.ru/obschestvoznanie/testi/tiest-po-tiemie-chieloviek-i-iegho-potriebnosti
Приложение
Оцените высказывания. Если содержание высказывания верное и вы согласны с ним, отвечаем «ДА». Если содержание высказывания неверное и вы не согласны с ним, отвечаем «Нет».
1. Потребности человека остаются неизменными во все времена.
2. Социальные потребности – это потребности в вещах.
3. Физиологические потребности человека очеловечены.
4. Возможности удовлетворения всех человеческих потребностей ограничены.
5. Неудовлетворение социальных потребностей ведет к смерти человека.
6. У всех людей имеются ложные потребности.
7. Социальные потребности имеются как у человека , так и у животных.
8. Потребность в совместной деятельности , в уважении , в творчестве и отдыхе – все это потребности социальные.
9. К духовным потребностям относится потребность в труде.
Скачано с www.znanio.ru
[1] Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений./ Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2015 г.
[2] Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. М.: ВАКО, 2016.
[3] Обществознание. 6 класс: учеб. Для общеобразоват. учреждений./ Н.Ф. Виноградова, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова. – М.: Просвещение, 2015 г.
[4] Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 6 класс. М.: ВАКО, 2016.
[5] См. Приложение
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.