План-конспект урока Основные этапы развития по дисциплине Информатика

  • pdf
  • 25.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План-конспект урока Основные этапы развития по дисциплине Информатика.pdf

ЛЕКЦИЯ

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Методическая разработка преподавателей Мирнинского регионального технического колледжа  Дисциплина ПД 2. «Информатика». Тема занятия: «Основные этапы информационного  развития общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов.

Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Информационные ресурсы общества.  Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения».

Формируемые компетенции: 

  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. Цели занятия

-  познакомиться с термином информация

-  рассмотреть основные этапы информационного общества

-  рассмотреть роль информационной деятельности в жизни человека

-  познакомится с правовыми нормами, относящихся к информации

-  рассмотреть меры предупреждения правонарушений в информационной сфере.

               Методы 

-  обучения: алгоритмический, диалогический; - преподавания: объяснительно-побуждающий; - учения: репродуктивный.

Тип занятия: изучение нового материала. Вид занятия: лекция

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационный момент. Цели для преподавателя:

-                 создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-                 способствовать повышению мотивации

1.  Вводный инструктаж 

1.1.                       Проверка наличия обучающихся. Повторение техники безопасности в кабинете информатики.  

Начинаем занятие. Отметим отсутствующих на занятие и проверим вашу готовность к занятию на наличие тетрадей.

1.2.                       Целевая установка на урок.

 

учения.

Цели для обучающихся:

-                     включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала.

Цели этапа занятия достигаются посредством-объявления темы занятия и постановки общих целей;

-                     разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций;

-                     раскрытия значения изучаемого содержания для будущей

профессиональной деятельности;

Сегодня у нас новая тема «Основные этапы информационного  развития общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Информационные ресурсы общества.  Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения», запишите тему занятия в тетрадях.  Обучающиеся записывают тему занятия.

 

 

2. Изучение нового учебного материала (способов действий).

Цели для преподавателя:

-                     раскрыть понятие «информация» - рассмотреть основные этапы информационного общества

-                     рассмотреть роль информационной деятельности в жизни человека - познакомить обучающихся  с правовыми нормами, относящихся к информации

-                     рассказать о мерах предупреждения правонарушений в информационной сфере.

Цели для обучающихся:

-                     познакомиться с термином информация

-                     рассмотреть основные этапы информационного общества

2. Теоретическая часть. 

Основные этапы информационного  развития общества.  Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. Современное общество часто называют информационным. В наше время информация стала базовым ресурсом общества наряду с традиционными – земля, труд, капитал.  Дадим определение понятия «информация» (позже, на следующих занятиях мы остановимся подробнее на этом понятии):  

Информация –  это знания, данные,  сведения, сообщения  об окружающем нас мире,  зафиксированные на  материальных носителях. Не только в современном обществе, но и самого появления разумной жизни на земле, информация стала жизненно необходимым ресурсом общества. Рассмотрим основные этапы информационного  развития общества в виде следующей таблицы:   

Время

Этап

Достоинства

Материальные носители

2-3 млн. лет назад

Речь

Формирование трудового коллектива, способ со- хранения и передачи на копленного  опыта

Мозг человека

30 тыс. лет назад

Письменность

Накопление и распространение

Камень, кость, дерево, глина, папирус, шелк,

 

-                  рассмотреть роль информационной деятельности в жизни человека - познакомится с правовыми нормами, относящихся к информации

-                  рассмотреть меры предупреждения правонарушений в информационной сфере.

Цели             этапа             занятия           достигаются посредством

-                  обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

-                  определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного результата;

-                  организации активной самостоятельной деятельности обучающихся по написанию лекции во время занятия. 

 

 

 

 

знаний

бумага

 

Середина XVI века

Книгопечатание

Массовая доступность к информации→ промышленная революция

К н и г а  

С конца XIX века - …

Средства связи

Быстрая передача ин- формации на любые

рас- стояния  

Электромагнитные колебания

С середины ХХ века - …

Информатика

Компьютерные сети принципиально изменили обработку, хранение и передачу информации.

Перфоленты, перфокарты, магнитные карты, магнитные ленты, магнитные диски (гибкие и жесткие), оптические

диски, flash- накопители  

 

 

 

 В середине ХХ века возникает новая наука «Информатика»:

 Информатика –  наука об информации и технических средствах ее сбора, хранения, обработки, передачи. Информатика  возникает  на стыке многих наук : математика, кибернетика, физика, химия, электроника, философия, история, лингвистика.   

Роль информационной деятельности  в современном обществе 

Накопленный к сегодняшнему дню колоссальный информационный потенциал и появление новых информационных и коммуникационных технологий изменили социаль но-экономический характер современного общества. Если до середины ХХ века общество имело ярко выраженный индустриальный характер, то нынешнее его состояние ученые характеризуют как постиндустриальное, рассматривая его в качестве переходного к информационному обществу.

 Переход от индустриального общества к информационному характеризует пере- распределение трудовых ресурсов в сферу обслуживания и информационную сферу:. 

Примеры применения компьютеров в различных сферах: АСУ, роботы, связь,  САПР, строительство, банки, наука, история, торговля,  образование (БД, дистанционное обучение), медицина, правоохранительные органы, сельское хозяйство, армия, искусство, социальная сфера, быт.   Таким образом, общество обладает информационными ресурсами.   Информационные ресурсы общества  

В состав информационных ресурсов входят : 

 

 

                     Библиотеки (более 150 тыс. в России, идет создание электронных каталогов, оцифровка книг);  

                     центры научно-технической информации (регистрация новых изобретений и открытий),  

                     архивы (идет перевод в электронный вид),  

                     отраслевые ресурсы (компьютерные центры предприятий, организаций по об- работке информации и управлению),  

                     социальные ресурсы (здравоохранение, образование, пенсионный фонд, система  страхования, туризм и т.д.).  

Правовые нормы, относящиеся к информации.  Правонарушения в информационной сфере.   В связи с возрастающим значением  информационных ресурсов предприняты ряд правовых мер для их охраны и защиты.  

 Многие черты информационного общества уже присутствуют в современной жизни развитых стран. Жизненно важной для общества становится проблема информационной безопасности действующих систем хранения, передачи и обработки информации. Компьютеры контролируют работу атомных реакторов, распределяют электроэнергию, управляют самолётами и космическими кораблями, определяют надёжность систем обороны страны и банковских систем, т.е. используются в областях общественной жизни, обеспечивающих благополучие и даже жизнь множества людей. О важности проблемы информационно безопасности свидетельствуют многочисленные факты. Более 80% компьютерных преступлений осуществляется через глобальную сеть Интернет, которая обеспечивает широкие возможности злоумышленникам для нарушений в глобальном масштабе.  

Перечислим некоторые виды компьютерных преступлений, когда компьютер является инструментом для совершения преступления, а объектом преступления является информация:

1.                  Несанкционированный (неправомерный) доступ к информации. Лицо получает доступ к секретной информации, например, путём подбора шифра (пароля). 

2.                  Нарушение работоспособности компьютерной системы. В результате преднамеренных действий ресурсы вычислительной системы становятся недоступными, или снижается её работоспособностью. Примером такого рода преступлений  является создание  и распространение компьютерных вирусов.

3.                  Подделка (искажение или изменение), т.е. нарушение целостности компьютерной информации. Эта деятельность является разновидностью неправомерного доступа к информации. К подобного рода действиям можно отнести подтасовку результатов голосования на выборах, референдумах и т.д. путем внесения изменений в итоговые протоколы.   

Меры обеспечения информационной безопасности  

  Организационные  

Повышение квалификации персонала, контролируемые каналы распространения информации, разделение прав доступа, уничтожение ненужных копий документов, соблюдение коммерческой тайны персоналом. 

  Юридические  

В России действуют Закон «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и Закон «Об  авторском праве и смежных правах». 

 

Уголовный Кодекс содержит статьи: 

-                     Ст. 272 «О неправомерном доступе к компьютерной информации» 

-                     Ст. 273 «Создание, использование и распространение вредоносных программ для ЭВМ»  - Ст. 274 «Нарушение правил эксплуатации ЭВМ, систем ЭВМ или сети ЭВМ»  • Программно-технические.   

-                     Защита от компьютерных вирусов

-                     Шифрование данных 

-                     Резервное копирование данных 

-                     Ограничение доступа к устройствам и файловой системе 

-                     Контроль трафика с помощью межсетевых экранов (брандмауэров).

4. Задание на дом.

Цели для преподавателя:

-                     провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив

последующей работы;

-                     мобилизовать  обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности;

-                     поставить цели самостоятельной работы для обучающихся  (что должны  сделать обучающиеся в ходе выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся:

-                     уяснить цели и содержание домашнего задания.

Цели   этапа урока достигаются посредством: 

-                     достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки;

-                     определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания.

4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок.

4.1. Определение задания на дом.

Задание. Выучить лекцию.