План - конспект урока по экономике на тему: «ИНФЛЯЦИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ»
Оценка 4.9

План - конспект урока по экономике на тему: «ИНФЛЯЦИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

Оценка 4.9
doc
25.01.2022
План - конспект урока  по экономике на тему: «ИНФЛЯЦИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ»
Основы экономики занятие 3.doc

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

 

 

 

 

 

 

 

План - конспект урока  по экономике

на тему:

«ИНФЛЯЦИЯ: ВИДЫ, ПРИЧИНЫ, ПОСЛЕДСТВИЯ»

 

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Борис О.О.

преподаватель специальных

дисциплин

 


Цели и задачи урока:

Образовательные:

·      сформировать знания о воздействии инфляции на экономику;

·      изучить формы и типы инфляции;

·      рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования.

Развивающие:

·      продолжить формирование навыков групповой работы;

·      развитие мыслительной деятельности (анализ, обобщение, выводы).

Воспитательные:

·      развитие коммуникативных навыков;

·      развитие умений адаптироваться в современных условиях.

Оборудование урока: учебник, презентация по теме, ПК

Тип урока: урок изучения нового материала

Ход урока

I. Организационный  момент.

II. Актуализация темы.

Я расскажу Вам одну история, а Вы попытается установить тему сегодняшнего урока.

В 15 - начале 16 вв., когда была открыта Америка, и в Европу хлынул поток золота, награбленный испанскими и португальскими завоевателями. Европейцы не могли понять, что происходит с ценами, почему они словно взбесились и начали резко расти. Эту ситуацию тогда назвали "революцией цен". – ответы учащихся

Слайд 2. Тема данного урока актуальна в наши дни. Почему?

Слайд 3. Какие учебные задачи предстоит сегодня Вам решить, если тема наша урока звучит "Инфляция – формы, причины возникновения и её последствия?".

II. Повторение и актуализация ранее полученных знаний по теме «Деньги»:

1.                  Заполнить пропуски в схеме:

 

 

1)                                                                                         Функции денег

 

 

 

Средство обмена     Мировые деньги   __________  Средство платежа      __________

Дополнительные вопросы после схемы: О какой функции денег говорится в ситуации: Буратино променял азбуку на 5 грошей какому-то мальчишке (средство обмена), Врач говорит пациенту: Протезирование зубов вам обойдется в 15 тысяч рублей (мера стоимости)

2.                  Тест «Деньги» (слайд 3)

Сопоставьте понятия левого столбца таблицы с понятиями правого столбца:

 

Понятия

Примеры и определения

1.    Эмиссия

( ) Срочные банковские счета

2.    Скорость обращения денег

( ) Особый товар, выполняющий роль всеобщего эквивалента

3.    Ликвидность

( ) Выпуск денег в обращение

4.    Деньги

( ) Функция денег

5.    Инфляция

( ) Число сделок в году, в которых участвовала в среднем каждая денежная единица

6.    Средство обмена

( ) Монеты

7.    Наличные деньги

( ) Степень лёгкости обращения имущества в деньги

8.    Безналичные деньги

( ) Повышение общего уровня цен в стране

 

IV. Изучение нового материала  (Слайд 4)

по плану:     1. Понятие «Инфляция» и способы расчёта

                          2.  Причины возникновения инфляции.              

                          3. Виды инфляции.

                          4. Последствия инфляции.

                          5. Инфляция в России.

1. Понятие «Инфляция». Уравнение обмена.

Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.)

 (Слайд № 5) Вот у нас много различных товаров, обозначим их буквой (Q), у каждого товара есть цена, обозначим ее буквой (P). Все деньги в стране – денежная масса (M).

Товары мы можем произвести и продать по определенной цене, по определенной цене можем и купить, то есть (денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем (Q*P).)

Давайте посмотрим первые два фактора формирования денежной массы (M):

- объем продающихся товаров (Q);
- цены на это товары (P);
- денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем Q*P;
- и ставим знак равно.

В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок – появляется 3-й фактор – скорость обращения денег (V). Выяснив все эти факторы, мы можем составить уравнение количественной теории денег, автором которой является Ирвинг Фишер:

M*V=Q*P  (записать в тетрадь)

Запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова.

Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты.

Попробуйте сформулировать сами. (Спрашиваем учеников.)

 (Слайд 6) Давайте теперь посмотрим, что произойдет, если пропорции в уравнении будут нарушены - подставим 2 к одной части уравнения – что произойдет? Из математики вы знаете, чтобы выполнить равенство при увеличении левой части в 2 раза, во столько же раз должна увеличиться и правая. Куда я должна поставить двойку? Смотрим по уравнению 2 M*V=2Q*P.

Мы знаем, что Q - объем товаров, может ли за короткие сроки производство увеличиться в два раза – нет, значит должна увеличиться цена на товары. Т.О.

Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране – инфляция. Давайте запишем это определение.

Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране. (записать в тетрадь)

Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен, а это инфляция (от лат. Inflatio «вздутие»)

(определение записать в тетрадь)

Когда происходит рост цен обязательно речь пойдёт о покупательной способности денег – объём товаров и услуг, который может быть приобретен на некоторое количество денег в данный момент времени.

Инфляция измеряется с помощью индексов цен: индекс потребительских цен; индекс цен производителей на промышленную продукцию; индекс-дефлятор ВНП.

Для справки: Потребительская корзина – перечень  товаров, который потребляет семья  со средним доходом в течение года

(Слайд 7)  Наиболее распространённым является ИПЦ, т. к. именно этот индекс демонстрирует изменение стоимости жизни:

3.                  Причины возникновения инфляции.

Почему же возникает инфляция?

Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.)

Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам разделиться на группы и поработать со схемами.

Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут.)

А) Работа в группах со схемами. Из-за чего возникает инфляция? С точки зрения причин, можно выделить два типа инфляции:

(Слайд 8) Инфляция спроса – когда люди и фирмы тратят больше денег, чем стоят производимые страной товары. Иными словами спрос в целом оказывается больше суммарного предложения товаров, а это неизбежно ведёт к росту цен. Эту ситуацию можно описать следующим образом «Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров».

Такая ситуация хорошо известна в нашей стране (командная система, цены регулировались государством, не могло быть удорожания товаров, инфляция приобрела форму «неудовлетворённого спроса» или дефицит) (Рис. 1)

(Слайд 9) Инфляция затрат – цены растут в силу удорожания покупных ресурсов для производства потребительских товаров, можно объяснить на примере связки «розничные цены – заработная плата».

Если розничные цены повышаются, то покупательная способность з/п  падает и под давлением работников её приходится повышать. Это вызывает рост затрат на производство потребительских товаров. Компенсировать такой рост приходится новым повышением цен.

Наряду с ростом з/п причиной инфляции становится удорожание материалов и энергии. (Рис. 2)

После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции:

1. Инфляция спроса- спрос больше предложения, а это ведет к росту цен («Слишком много денег охотится за слишком малым количеством товаров»).          

2. Инфляция затрат - цены растут из-за удорожания ресурсов (например, з/п)  для производства потребительских товаров.

3. Виды инфляции (работа со схемой)

(Слайд 10) В зависимости от нормы инфляция бывает следующих видов:

Инфляция

 

Галопирующая

(20-200 % в год)

 
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


4.                   Работа в рабочих листах № 1 (1 группа) и № 2 (2 группа)

Запишите  ответ на вопрос: (слайд 11)  Каковы социальные последствия инфляции?

(слайд 12) Обобщение (презентация):

Для потребителей:

Ø Падает реальная ценность личных сбережений

Ø Снижаются текущие реальные доходы

Ø Происходит социальное расслоение

Ø Общее замедление экономического развития

Для производителей:

Ø Ослабевают стимулы к труду (админ. контроль цен)

Ø Тормозится освоение новых технологий (инфляция издержек)

Преподаватель: Во время второй мировой войны Германия и Великобритания вынашивали планы применения бумажного оружия. Оба государства хотели напечатать большое количество денежных знаков и выбросить их над территорией противника. Почему это могло оказаться эффективным оружием? (Слайд 13)

Обучаемые обсуждают этот вопрос, приходят к выводу, что это вызвало бы инфляцию со всеми вытекающими последствиями. Избыточное количество денег в обращении привело бы к сильнейшей инфляции и, как следствие, к полному расстройству экономики. Как говорят, достаточно разрушить экономику страны и военные действия уже не нужны.

Рабочий лист № 2 (группа 2) Особенности инфляции в России:

Главные объективные причины инфляции в отечественной экономике можно представить так:

-                          Гигантский размер военного производства

-                          Абсолютное преобладание отраслей промышленности над сферой обращения

-                          Огромные объёмы незавершённого строительства

-                          Искусственно завышенный уровень занятости населения в производстве.

 

V. Итоги урока.

 

1. Беседа (обобщение):

-  Какие новые экономические знания об инфляции получили? Полезны ли они для вас?

-                         Назовите основные причины инфляции.

-                         Может ли инфляция быть выгодной? Если да, то для кого?

-                         Как влияет инфляция на жизненный уровень населения?

2. Выставление оценок.

3. Рефлексия.

 

VI. Задание на дом. 

 

  (Слайд 16) § 5.4- § 5.9  стр. 70-77

   (Слайд 17) Задание: найти и записать в тетрадь:

1 группа - меры, борьбы с инфляцией из учебника;

2 группа – меры, предпринимаемые для борьбы с инфляцией в нашей стране, из СМИ.


ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Цели и задачи урока: Образовательные: · сформировать знания о воздействии инфляции на экономику; · изучить формы и типы инфляции; · рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования

Цели и задачи урока: Образовательные: · сформировать знания о воздействии инфляции на экономику; · изучить формы и типы инфляции; · рассмотреть основные меры антиинфляционного регулирования

Безналичные деньги ( ) Повышение общего уровня цен в стране

Безналичные деньги ( ) Повышение общего уровня цен в стране

Для справки : Потребительская корзина – перечень товаров, который потребляет семья со средним доходом в течение года (Слайд 7)

Для справки : Потребительская корзина – перечень товаров, который потребляет семья со средним доходом в течение года (Слайд 7)

Наряду с ростом з/п причиной инфляции становится удорожание материалов и энергии

Наряду с ростом з/п причиной инфляции становится удорожание материалов и энергии

Общее замедление экономического развития

Общее замедление экономического развития
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022