Тема урока: Кристаллические решетки
Цели урока:
Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ.
Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать.
Воспитательная – здоровьесбережение, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.
Оборудование урока: модели кристаллических решёток (ионная, молекулярная, атомная);
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – знакомство с темой и целями урока.
Здоровьесберегающий аспект (ЗСА):
Учитель: Каково настроение на начало урока?
Ученики, пользуясь карточкой-настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (весёлое, грустное, рабочее, нет настроения)
II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выполнение тестовой работы “Виды химической связи”
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей.
Выберите правильный ответ:
1. В молекуле H2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле HCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ионной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
Итог выполнения работы – взаимопроверка по парам (1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 – б).
Учитель: А теперь вам предлагается устный словарный диктант по теме “Химическая связь”.
1. Перечислить виды химических связей.
2. Распределить данные вещества по видам связей: Н2, НСl,NaCl,O2, MgBr2, H2O
Итог актуализации – виды химической связи необходимы для рассмотрения понятия “Кристаллические решётки”, их видов, особенностей физических свойств веществ в зависимости от типа кристаллической решётки.
III. Новый материал.
Учитель: Как вы думаете, что такое кристаллические решётки? Попробуйте дать сами определение данного понятия.
Учащиеся пишут определения и вывешивают их на доске, читают определения друг у друга.
Делают общий вывод по данному определению. Проверяют правильность своих выводов по учебнику – стр. страница 146.
Различают несколько видов кристаллических решёток – атомные, молекулярные и ионные. Я предлагаю вам самим попробовать построить данные виды решёток: 1 ряд – атомная решётка, 2 ряд – молекулярная решётка, 3 ряд – ионная решётка.
ЗСА: учащиеся, пользуясь пластилином, лепят кристаллические решётки своих видов.
Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллические решётки из самих себя.
Физкультурная пауза: учащиеся встают и изображают свой вид кристаллической решётки.
Учитель: Вы молодцы! А теперь сравните всё, что вы предлагали по своему виду решётки с готовыми моделями. Сделайте соответствующие выводы о сходстве и различии образцов и ваших моделей.
Учащиеся проводят сравнение и делают выводы.
Учитель: Мы уже не первый урок обращаем внимание с вами, что строение веществ определяет свойства вещества. Вам предлагается самостоятельно предложить свойства веществ для своего вида кристаллической решётки.
Зависимость физических свойств веществ от их строения
Признаки |
Типы кристаллических решёток |
||
Атомные |
Молекулярные |
Ионные |
|
1. Тип химической связи |
|
|
|
2. Агрегатное состояние веществ |
|
|
|
3. Температура плавления веществ |
|
|
|
4. Растворимость в воде |
|
|
|
5. Примеры |
|
|
|
Признаки |
Типы кристаллических решёток |
||
Атомные |
Молекулярные |
Ионные |
|
1. Тип химической связи |
Ковалентная неполярная |
Ковалентная полярная |
Ионная |
2. Агрегатное состояние |
Твёрдые, газы, жидкости |
Газы, жидкости |
Твёрдые |
3. Температура плавления |
Низкая – газы, высокая – твёрдые |
Выше, чем в атомной |
Высокая |
4. Растворимость в воде |
Малорастворимые, нерастворимые |
Малорастворимые |
Растворимые |
5. Примеры |
Графит, алмаз, H2,O2 |
H2O, HCl |
NaCl, MgBr2 |
Учащиеся проверяют таблицу
IV. Закрепление материала.
Учитель: Подводя итог нашему уроку, вам предлагается отметить какой-то тип кристаллических решёток в задании “Крестики – нолики”.
Учащиеся выполняют работу и сдают дежурному по ряду.
ЗСА.
Учитель: Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что для многих этот урок был интересен, и настроение улучшилось. Я благодарю вас за урок. Открываем дневники, записываем домашнее задание.
V. Домашнее задание.
Подготовить творческую работу (тест, кроссворд, химическую сказку и др.) по темам “Химическая связь” и “Кристаллические решётки”.
H2O |
CaF2 |
NaF |
KCl |
N2 |
KBr |
Cl2 |
NH3 |
LiI |
Атомная кристаллическая решётка
NH3 |
NaI |
I2 |
CH4 |
F2 |
NaF |
Cl2 |
N2 |
NaCl |
N2 |
I2 |
HF |
S8 |
F2 |
H2O |
CH4 |
Cl2 |
HI |
Молекулярная кристаллическая решётка
CH4 |
H2S |
HCl |
NH3 |
N2 |
H2O |
Br2 |
HF |
HI |
Cl2 |
CH4 |
HF |
N2 |
HCl |
AlN |
H2O |
I2 |
H2S |
Ионная кристаллическая решётка
H2S |
CH4 |
KBr |
HCl |
NaCl |
H2O |
CaCl2 |
NaI |
H3P |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.