Тема урока: Кристаллические решетки
Цели урока:
Обучающая – изучить новое понятие “Кристаллические решётки”, их виды на основе знаний о строении веществ.
Развивающая – продолжить формирование взаимосвязи между строением вещества и его свойствами, совершенствовать умение анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи, ассоциировать.
Воспитательная – здоровьесбережение, эстетическое воспитание, умение работать в парах и группах.
Оборудование урока: модели кристаллических решёток (ионная, молекулярная, атомная);
ХОД УРОКА
I. Организационный момент – знакомство с темой и целями урока.
Здоровьесберегающий аспект (ЗСА):
Учитель: Каково настроение на начало урока?
Ученики, пользуясь карточкой-настроение, определяют свою психологическую готовность к уроку (весёлое, грустное, рабочее, нет настроения)
II. Актуализация мыслительной деятельности учащихся.
Выполнение тестовой работы “Виды химической связи”
Задачи: повторить виды химических связей, особенности образования связей.
Выберите правильный ответ:
1. В молекуле H2 тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
2. В молекуле HCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
3. В молекуле NaCl тип связи:
а) ковалентная полярная; б) ковалентная неполярная; в) ионная
4. В образовании ковалентной неполярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
5. В образовании ковалентной полярной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
6. В образовании ионной связи принимают участие:
а) атомы одного и того же неметалла; б) металл и неметалл; в) атомы разных неметаллов.
Итог выполнения работы – взаимопроверка по парам (1 – б, 2 – а, 3 – в, 4 – а, 5 – в, 6 – б).
Учитель: А теперь вам предлагается устный словарный диктант по теме “Химическая связь”.
1. Перечислить виды химических связей.
2. Распределить данные вещества по видам связей: Н2, НСl,NaCl,O2, MgBr2, H2O
Итог актуализации – виды химической связи необходимы для рассмотрения понятия “Кристаллические решётки”, их видов, особенностей физических свойств веществ в зависимости от типа кристаллической решётки.
III. Новый материал.
Учитель: Как вы думаете, что такое кристаллические решётки? Попробуйте дать сами определение данного понятия.
Учащиеся пишут определения и вывешивают их на доске, читают определения друг у друга.
Делают общий вывод по данному определению. Проверяют правильность своих выводов по учебнику – стр. страница 146.
Различают несколько видов кристаллических решёток – атомные, молекулярные и ионные. Я предлагаю вам самим попробовать построить данные виды решёток: 1 ряд – атомная решётка, 2 ряд – молекулярная решётка, 3 ряд – ионная решётка.
ЗСА: учащиеся, пользуясь пластилином, лепят кристаллические решётки своих видов.
Учитель: А теперь попробуйте построить кристаллические решётки из самих себя.
Физкультурная пауза: учащиеся встают и изображают свой вид кристаллической решётки.
Учитель: Вы молодцы! А теперь сравните всё, что вы предлагали по своему виду решётки с готовыми моделями. Сделайте соответствующие выводы о сходстве и различии образцов и ваших моделей.
Учащиеся проводят сравнение и делают выводы.
Учитель: Мы уже не первый урок обращаем внимание с вами, что строение веществ определяет свойства вещества. Вам предлагается самостоятельно предложить свойства веществ для своего вида кристаллической решётки.
Зависимость физических свойств веществ от их строения
| 
 Признаки  | 
 Типы кристаллических решёток  | 
||
| 
 Атомные  | 
 Молекулярные  | 
 Ионные  | 
|
| 
 1. Тип химической связи  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 2. Агрегатное состояние веществ  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 3. Температура плавления веществ  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 4. Растворимость в воде  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 5. Примеры  | 
 
  | 
 
  | 
 
  | 
| 
 Признаки  | 
 Типы кристаллических решёток  | 
||
| 
 Атомные  | 
 Молекулярные  | 
 Ионные  | 
|
| 
 1. Тип химической связи  | 
 Ковалентная неполярная  | 
 Ковалентная полярная  | 
 Ионная  | 
| 
 2. Агрегатное состояние  | 
 Твёрдые, газы, жидкости  | 
 Газы, жидкости  | 
 Твёрдые  | 
| 
 3. Температура плавления  | 
 Низкая – газы, высокая – твёрдые  | 
 Выше, чем в атомной  | 
 Высокая  | 
| 
 4. Растворимость в воде  | 
 Малорастворимые, нерастворимые  | 
 Малорастворимые  | 
 Растворимые  | 
| 
 5. Примеры  | 
 Графит, алмаз, H2,O2  | 
 H2O, HCl  | 
 NaCl, MgBr2  | 
Учащиеся проверяют таблицу
IV. Закрепление материала.
Учитель: Подводя итог нашему уроку, вам предлагается отметить какой-то тип кристаллических решёток в задании “Крестики – нолики”.
Учащиеся выполняют работу и сдают дежурному по ряду.
ЗСА.
Учитель: Покажите мне ваше настроение на конец урока. Вижу, что для многих этот урок был интересен, и настроение улучшилось. Я благодарю вас за урок. Открываем дневники, записываем домашнее задание.
V. Домашнее задание.
Подготовить творческую работу (тест, кроссворд, химическую сказку и др.) по темам “Химическая связь” и “Кристаллические решётки”.
| 
 H2O  | 
 CaF2  | 
 NaF  | 
| 
 KCl  | 
 N2  | 
 KBr  | 
| 
 Cl2  | 
 NH3  | 
 LiI  | 
Атомная кристаллическая решётка
| 
 NH3  | 
 NaI  | 
 I2  | 
| 
 CH4  | 
 F2  | 
 NaF  | 
| 
 Cl2  | 
 N2  | 
 NaCl  | 
| 
 N2  | 
 I2  | 
 HF  | 
| 
 S8  | 
 F2  | 
 H2O  | 
| 
 CH4  | 
 Cl2  | 
 HI  | 
Молекулярная кристаллическая решётка
| 
 CH4  | 
 H2S  | 
 HCl  | 
| 
 NH3  | 
 N2  | 
 H2O  | 
| 
 Br2  | 
 HF  | 
 HI  | 
| 
 Cl2  | 
 CH4  | 
 HF  | 
| 
 N2  | 
 HCl  | 
 AlN  | 
| 
 H2O  | 
 I2  | 
 H2S  | 
Ионная кристаллическая решётка
| 
 H2S  | 
 CH4  | 
 KBr  | 
| 
 HCl  | 
 NaCl  | 
 H2O  | 
| 
 CaCl2  | 
 NaI  | 
 H3P  | 
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.