Цели урока:
Образовательная: Обобщить и систематизировать знания учащихся по данной теме.
Развивающая: Развивать у школьников логическое мышление; формировать умение школьников применять программное обеспечение в решении задач, развивать познавательный интерес.
Воспитательная: Воспитывать информационную культуру школьников; способствовать воспитанию целеустремленности, настойчивости. Прививать навыки самостоятельной работы.
Тип урока: урок обобщения систематизации знаний.
План урока
I. Организационный момент.
II. Актуализация знаний.
III. Решение задач.
IV. Рефлексия.
V. Домашнее задание.
Ход урока:
I. Организационный момент. Приветствие учащихся, отметка отсутствующих на уроке учащихся.
Сегодня у нас заключительный урок по теме «Системы счисления» (Демонстрируется слайд 1. Титульный). Мы повторим, обобщим и приведем в систему изученный материал по данный теме. Ваша задача показать теоретические знания основных понятий, правил перевода чисел и выполнения арифметических действий в различных системах счисления. Сегодня на уроке вам предстоит также оценить свои знания, насколько они полны и достаточны. Подготовиться к изучению дальнейших тем.
II. Актуализация знаний.
Учащиеся выполняют задания на проверку теоретического материала по теме урока. Все задания данного этапа урока выполняются каждым учащимся индивидуально. За правильный ответ помощник учителя дает ученику жетон. Каждый правильный ответ оценивается 1-м баллом.
Задание 1. Блиц-опрос. (Демонстрируется слайд 2)
1. Система счисления – это … (Демонстрируется слайд 3)
а) совокупность цифр 0, …, 9, A, B, C, D, E, F;
б) совокупность цифр 0, …, 7;
в) способ представления чисел и соответствующие ему правила действия над числами;
г) последовательность цифр 0, 1.
2. В позиционной системе счисления …(Демонстрируется слайд 4)
а) интерпретация цифры в записи числа зависит от ее позиции;
б) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения знака в старшем разряде;
в) интерпретация цифры в записи числа зависит от значения числа;
г) интерпретация цифры в записи числа не зависит от ее позиции.
3. К позиционным системам счисления относятся …(Демонстрируется слайд 5)
а) двоичная система счисления {0, 1};
б) десятичная система счисления {0, …, 9};
в) восьмеричная система счисления {0, …, 7};
г) римская система счисления {I, …, M};
д) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.
4. В ЭВМ используется …(Демонстрируется слайд 6)
а) римская система счисления {I, …, M};
б) восьмеричная система счисления {0, …, 7};
в) двоичная система счисления {0, 1};
г) шестнадцатеричная система счисления {0, …, F}.
5. К достоинствам двоичной системы счисления можно отнести …(Демонстрируется слайд 7)
а) экономию памяти компьютера;
б) компактность двоичной системы счисления;
в) наглядность и понятность записи чисел в двоичной системе счисления;
г) простоту совершаемых операций и возможность автоматической обработки информации с использованием двух состояний элементов компьютера «включено», «выключено» и операции «сдвиг».
Результат выполнения задания: 1 – в ; 2 – а; 3 – а, б, в, д; 4 – в; 5 - г
Задание 2. Кроссворд «Системы счисления. Основные понятия». (Демонстрируются слайд 8-13)
III. Решение задач
а) Изречение. (Демонстрируются слайды 14 – 16)
Дана геометрическая фигура, в углы которой помещены круги с двоичными числами. Определите зашифрованное изречение, которое получите, собирая двоичные числа и переведя их десятичные. (Для задания В – полученные десятичные числа замените соответствующими буквами русского алфавита с тем же порядковым номером).
Ответ:Что посеешь, то и пожнешь
Задание В:
Ответ: Суть человеческого естества – в движении
б) Прочитай фразу
Раздаются карточки с заданиями.
Учащиеся выполняют эти задания самостоятельно. После выполнения (или если возникают затруднения), учащиеся по желанию могут проверить ответ, решив задание при помощи стандартной программы “Калькулятор”.
1 Выполните действия в двоичной системе счисления: 1111 + 1011 |
2 Выполните действия в двоичной системе счисления: 1001 + 110 |
3 Выполните действия в двоичной системе счисления: 1100 – 0111 |
4 Выполните действия в двоичной системе счисления: 10111 – 111 |
5 Переведите из одной системы счисления в другую: 2910 = X2 |
6 Переведите из одной системы счисления в другую: 1001112 = X10 |
7 Переведите из одной системы счисления в другую: FA216 = X10 |
8 Переведите из одной системы счисления в другую: 6 FD16 = X2 |
9 Переведите число 74 из десятичной системы счисления в двоичную |
10 Переведите число 74 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную |
11 Переведите число 74 из десятичной системы счисления в восьмеричную |
12 Переведите из одной системы счисления в другую: 110011002 = X10 |
13 Переведите из одной системы счисления в другую: 4710 = X2; |
14 Переведите из одной системы счисления в другую: DBC16 = X2 |
15 Переведите из одной системы счисления в другую: 1101012 = X16 |
16 Представьте в развернутой форме: 4563 |
17 Представьте в развернутой форме: АС616 |
18 Представьте в развернутой форме: 1001012 |
19 Переведите число 83 из десятичной системы счисления в двоичную. |
20 Переведите число 83 из десятичной системы счисления в восьмеричную. |
21 Переведите число 83 из десятичной системы счисления в шестнадцатеричную. |
После выполнения всех этих заданий на экране демонстрируется таблица. …(Демонстрируется слайды 17-18)
Ответы |
Буква-код |
1111 |
Б |
101 |
Л |
11101 |
Ш |
110111111101 |
А |
35 |
Н |
10*162+12*161+6*160 |
Е |
204 |
– |
101111 |
У |
112 |
И |
4*103+5*102+6*101+3*100 |
Е |
110110111100 |
М |
53 |
И |
100 |
Р |
4002 |
Н |
39 |
Е |
123 |
К |
10000 |
Ь |
1010011 |
У |
100 |
О |
4А |
К |
1001010 |
У |
Каждый учащийся находит в таблице свой ответ и говорит букву-код в соответствии с номером его карточки по порядку. В результате, буква за буквой на доске записывается фраза: «Больше науки – умнее руки».
IV. Рефлексия.
Вопросы для рефлексии:
1. Каковы твои результаты?
2. Какие задания понравились больше всего?
3. Какие задания вызвали трудности, как ты справился?
4. Над чем ещё надо поработать?
5. Готов ли ты к контрольной работе?
6. Определи в процентах степень своей готовности к контрольной работе.
Вы сегодня работали хорошо, справились с поставленной перед вами задачей, а также показали хорошие знания по теме «Системы счисления». За работу на уроке вы получаете следующие оценки (объявляются оценки каждого ученика за работу на уроке).
Домашнее задание. Раздаются карточки с заданиями.
Выполните действия в двоичной
системе счисления: |
Выполните действия в восьмеричной
системе счисления: |
Выполните действия в
шестнадцатеричной системе счисления: Выполните действия в двоичной
системе счисления: |
Выполните действия в восьмеричной
системе счисления: |
Выполните действия в
шестнадцатеричной системе счисления: |
Вычислите значение выражение (А + В ) · С, если А2 = 10112, В = С316, С = 310. Ответ дайте в десятичной системе счисления |
Творческое задания:…(Демонстрируется слайды 19-20)
Закодируйте любое крылатое выражение, используя представление номеров букв русского алфавита в различных системах счисления.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.