План-конспект урока по истории в 10 классе на тему «Личность Петра I»
Оценка 4.8

План-конспект урока по истории в 10 классе на тему «Личность Петра I»

Оценка 4.8
docx
13.04.2021
План-конспект  урока  по истории  в 10 классе на тему «Личность Петра I»
история 10 кл.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект  урока

по истории

в 10 классе на тему «Личность Петра I»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработал: Алигаджиева Х.А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                   Тема: «Личность Петра I»

Дата проведения 12.12.2020 года

Тип урока:  комбинированный.

Технические средства (оборудование урока): Доска, проектор, иллюстрации «Петр I», «Екатерина I», презентация «Личность Петра I», карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. — М., 2010. — 544 стр.

 

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I.

Задачи:

 1.Образовательные:

● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

●познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

● осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

●проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I.

2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I;

 ● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ  путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

 3. Развивающие:

 ●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь  в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

 ●формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I;

 ●развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Методы:

1)                устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей  характеристики;

2)                наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

3)                практический, с использованием документа, карты.

План урока:

1.     Организационный момент.

2.     Актуализация.

3.     Раскрытие темы урока.

4.     Закрепление знаний.

5.     Домашнее задание.

Длительность урока – 45 минут.

План раскрытия  темы:

1.     Мнения историков о личности реформатора.

2.     Внешность и личная жизнь Петра I.

3.     Петровские реформы.

4.     Внешняя политика.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока:

Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности Петра и его деятельности, которые продолжаются по сей день. Одни восхищаются Петром «то академик, то герой, то мореплаватель, то плотник» (А. С.Пушкин). А для других он «злодей», «деспот», «тиран».

Слайд 2

«Петр – великий государственный деятель, создатель могущественной империи, человек, благодаря которому Россия пошла по пути мировой цивилизации»                                                                                                     В. Татищев.

«Петр – разрушитель русских национальных устоев, а его реформы были «блестящей ошибкой»                                                                                   М. Щербатов.

Учитель: «А как вы считаете?» (опросить 8 учеников о Петре) Опрос длится 2-3 минуты, идет диалог с детьми. Поправить их, если они ошибаются. Выдать 8 карточек с мнениями известных историков (позднее они выступят с обоснованием полученных мнений). Содержание карточек находится в Приложении № 1.

Актуализация: «Сегодня нам предстоит разобраться в том, был ли он разрушителем, или все же создателем могущественной империи, а может и то, и другое».

Учитель: «Записываем тему…» (она уже на доске - «Личность Петра I»)

«Поскольку вы изучили события XVII века, то вы должны уже знать, как пришел к власти Петр I?» (опрос с поднятием руки). По окончании опроса показать видеозапись из цикла «Российская империя».

«Мне необходимы 2 добровольца, которые по ходу урока будут в паре выполнять секретное творческое задание, а в конце получат оценки» (двум ученикам дать задание совместно придумать к концу урока тестирование для всего класса по основным событиям).

Основной материал.

«Пётр I Вели́кий (Пётр Алексе́евич; 30 мая 1672 года — 28 января 1725 года) — последний царь всея Руси из династии Романовых (с 1682 года) и первый Император Всероссийский (с 1721 года)» (Записывают даты).

«Пётр был провозглашён царём в 1682 году в 10-летнем возрасте, стал править самостоятельно с 1689 года. С юных лет проявляя интерес к наукам и заграничному образу жизни, Пётр первым из русских царей совершил длительное путешествие в страны Западной Европы (1697—1698 годы). По возвращении из них, в 1698 году, Пётр развернул масштабные реформы российского государства и общественного уклада. Одним из главных достижений Петра стало решение поставленной в XVI веке задачи: расширение территорий России в Прибалтийском регионе после победы в Великой Северной войне, что позволило ему принять в 1721 году титул первого императора Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события).

«В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки».

«И сейчас мы заслушаем тех, кто получил карточки с мнениями историков» (выступают 8 учеников, проводится оценивание их мастерства изложения).

Вывести учеников на мысль о превращении России в державу (Слайд 3).

«Для того, чтобы разобраться в самой личности царя, необходимо начать с его внешности».

Внешность (по возможности пригласить ученика, имеющего художественный талант для зарисовки примерного образа императора).

«Ещё ребёнком Пётр поражал людей красотой и живостью своего лица и фигуры. Из-за своего высокого роста — 204 см (6 футов 7 дюймов) — он выдавался в толпе на целую голову. В то же время, при таком большом росте, он был не богатырского сложения — носил обувь 38 размера, а одежду 48 размера. Руки Петра были также небольшие, и его плечи узкие для его роста, то же самое, его голова была также мала по сравнению с телом».

Личная жизнь (на интерактивной доске ученики создают схему родственников царя, параллельно зарисовывая её в тетради).

«В первый раз Пётр женился в 17 лет по настоянию матери на Евдокии Лопухиной в 1689 году. Спустя год у них родился царевич Алексей, который воспитывался при матери в понятиях, чуждых реформаторской деятельности Петра. Остальные дети Петра и Евдокии умерли вскоре после рождения. В 1698 году Евдокия Лопухина оказалась замешана в стрелецком бунте, целью которого было возведение на царство её сына, и была сослана в монастырь» (Слайд 5, пригласить ученика для зарисовки схемы родственников царя).

«Алексей Петрович, официальный наследник российского престола, осуждал преобразования своего отца, бежал в Вену под покровительство родственника своей жены (Шарлотты Брауншвейгской) императора Карла VI, где искал поддержки в низвержении Петра I. В 1717 году царевича уговорили вернуться домой, где он был взят под стражу» (Слайд 10).

«24 июня (5 июля) 1718 года Верховный суд, состоявший из 127 человек, вынес смертный приговор Алексею, признав его виновным в государственной измене. 26 июня (7 июля) 1718 года царевич, не дождавшись приведения приговора в исполнение, умер в Петропавловской крепости» (записывают дату и событие).

«От брака с принцессой Шарлоттой Брауншвейгской царевич Алексей оставил сына Петра Алексеевича (1715—1730), ставшего в 1727 году императором Петром II, и дочь Наталью Алексеевну (1714—1728)» (следующий ученик продолжает схему).

«В 1703 году Пётр I (Сколько ему лет?) встретил 19-летнюю Катерину, в девичестве Марту Самуиловну Скавронскую, захваченную русскими войсками как военную добычу при взятии шведской крепости Мариенбург. Пётр забрал бывшую служанку из прибалтийских крестьян у Александра Меншикова и сделал её своей любовницей. В 1704 году Катерина родила первенца, названного Петром, в следующем году Павла (вскоре оба умерли). Ещё до законного замужества за Петром Катерина родила дочерей Анну (1708) и Елизавету (1709). Елизавета позже стала императрицей (правила в 1741—1761)» (слайд 4 и продолжение составления схемы).

«Официальное венчание Петра I с Екатериной Алексеевной состоялось 19 февраля 1712, вскоре после возвращения из Прутского похода. В 1724 Пётр короновал Екатерину как императрицу и соправительницу. Екатерина Алексеевна родила мужу 11 детей, но большинство из них умерло в детстве, кроме Анны и Елизаветы.

После смерти Петра в январе 1725 года Екатерина Алексеевна стала первой правящей российской императрицей Екатериной I, но скончалась в 1727 году, освободив престол для царевича Петра Алексеевича. Первая жена Петра Великого, Евдокия Лопухина, пережила свою счастливую соперницу и умерла в 1731 году, успев увидеть царствование своего внука Петра Алексеевича» (завершаем зарисовку схемы).

Престолонаследие

«Объявленный наследником престола царевич Пётр Петрович (1715—1719, сын от Екатерины Алексеевны) скончался в детстве. Прямым наследником становился сын царевича Алексея и принцессы Шарлотты, Пётр Алексеевич.

5 (16) февраля 1722 года Пётр издал Указ о престолонаследии (отменён Павлом I спустя 75 лет), в котором отменял древний обычай передавать престол прямым потомкам по мужской линии, но допускал назначение наследником любого достойного человека по воле монарха» (записывают дату и событие).

В довершении рисуем (кратко, с наводящими вопросами к классу) таблицу реформ Петра (Приложение № 2) и записываем основные события внешней политики (Слайды 7,8,9). Это проходит в форме опроса детей о том, какие реформы им известны с последующим внесением их в таблицу.

Далее приглашаются составители теста, они зачитывают его, класс пишет самостоятельно на листочках ответы (5 минут).

В завершении урока проводится голосование – каждому раздается «бюллетень», который ученик отдаёт в пользу положительного, отрицательного, или нейтрального отношения к первому императору после услышанного и увиденного на уроке.

Подводятся итоги, выставляются оценки.

Домашнее задание: «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность Петра I».

 

Приложение № 1. Карточки с мнениями историков.

 

1. В письме послу Франции в России Людовик XIV так отзывался о Петре:

Этот государь обнаруживает свои стремления заботами о подготовке к военному делу и о дисциплине своих войск, об обучении и просвещении своего народа, о привлечении иностранных офицеров и всякого рода способных людей. Этот образ действий и увеличение могущества, которое является самым большим в Европе, делают его грозным для его соседей и возбуждают очень основательную зависть.

.

2. Восторженную характеристику Петру дал Михаил Ломоносов

С кем сравню Великаго Государя? Я вижу в древности и в новых временах Обладателей, великими названных. И правда, пред другими велики. Однако пред Петром малы. … Комуж я Героя нашего уподоблю? Часто размышлял я, каков Тот, который всесильным мановением управляет небо, землю и море: дхнет дух Его — и потекут воды, прикоснется горам — и воздымятся.

 

3. Вольтер писал неоднократно о Петре. К концу 1759 г. выпустил первый том, а в апреле 1763 г. вышел второй том «Истории Российской империи при Петре Великом». Главной ценностью петровских реформ Вольтер определяет прогресс, которого русские добились за 50 лет, другие нации не могут этого достигнуть и за 500.

 

4. Август Стриндберг (шведский писатель, драматург 19 века) так охарактеризовал Петра

 

Варвар, цивилизовавший свою Россию; он, который строил города, а сам в них жить не хотел; он, который наказывал кнутом свою супругу и предоставил женщине широкую свободу — его жизнь была великой, богатой и полезной в общественном плане, в частном же плане такой, какой получалась.

 

5. Н. М. Карамзин, признавая этого государя Великим, сурово критикует Петра за чрезмерное увлечение иностранным, стремление сделать Россию Нидерландами. Резкое изменение «старого» быта и национальных традиций, предпринятое императором, по мнению историка, далеко не всегда оправдано. В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами России».

 

6. С. М. Соловьёв отзывался о Петре в восторженных тонах, приписывая ему все успехи России как во внутренних делах, так и во внешней политике, показал органичность и историческую подготовленность реформ:

 

Необходимость движения на новую дорогу была осознана; обязанности при этом определились: народ поднялся и собрался в дорогу; но кого-то ждали; ждали вождя; вождь явился.

Историк считал, что главную свою задачу император усматривал во внутреннем преобразовании России, а Северная война со Швецией была только средством к этому преобразованию. По мнению Соловьёва:

Различие взглядов происходило от громадности дела, совершённого Петром, продолжительности влияния этого дела. Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем долее толкуют о нём, чем долее ощущают на себе его влияние.

 

8. В. О. Ключевский дал противоречивую оценку преобразованиям Петра

Реформа (Петра) сама собою вышла из насущных нужд государства и народа, инстинктивно почувствованных властным человеком с чутким умом и сильным характером, талантами…Реформа, совершенная Петром Великим, не имела своей прямой целью перестраивать ни политического, ни общественного, ни нравственного порядка, установившегося в этом государстве, не направлялась задачей поставить русскую жизнь на непривычные ей западноевропейские основы, ввести в неё новые заимствованные начала, а ограничивалась стремлением вооружить Русское государство и народ готовыми западноевропейскими средствами, умственными и материальными, и тем поставить государство в уровень с завоеванным им положением в Европе… Начатая и веденная верховной властью, привычной руководительницей народа, она усвоила характер и приемы насильственного переворота, своего рода революции. Она была революцией не по своим целям и результатам, а только по своим приемам и по впечатлению, какое произвела на умы и нервы современников

 

9. П. Н. Милюков, в своих произведениях развивает мысль, что реформы проводились Петром спонтанно, от случая к случаю, под давлением конкретных обстоятельств, без какой-либо логики и плана, были «реформами без реформатора». Также он упоминает о том, что только «ценой разорения страны, Россия возведена была в ранг европейской державы». По мнению Милюкова, в период правления Петра, население России в границах 1695 года сократилось в силу беспрестанных войн.

Приложение № 2. Таблица Реформ Петра I.

 

Название реформы

Годы

Суть преобразований

Краткие результаты реформы

Реформа государственного управления

1699-1721 гг.

Создание Ближней канцелярии (или Консилиума министров) в 1699 г. Было преобразовано в 1711 г. в Правительствующий Сенат. Создание 12 коллегий, имеющих определенную сферу деятельности и полномочия.

Система государственного управления стала более совершенной. Деятельность большинства государственных органов стала регламентированной, коллегии имели четко очерченную область деятельности. Были созданы контролирующие органы.

Областная (губернская) реформа

1708-1715 гг. и   1719-1720 гг.

На первом этапе реформы Петр 1 поделил Россию на 8 губерний: Московскую, Киевскую, Казанскую, Ингермандландскую (впоследствии Санкт-Петербургскую), Архангелогородскую, Смоленскую, Азовскую, Сибирскую. Они управлялись губернаторами, На втором этапе реформы губернии были поделены на 50 провинций, управляемых воеводами, а те делились на дистрикты, руководимые земскими комиссарами. Губернаторы и решали судебные и военные вопросы.

Произошла централизация власти. Органы местного самоуправления почти полностью потеряли влияние.

Судебная реформа

1697 г.,  1719 г.,  1722 г.

Петром 1 были образованы новые судебные органы: Сенат, Юстиц-коллегия, гофгерихты, нижние суды. Судебные функции также исполняли все коллегии, кроме Иностранной. Судьи были отделены от администрации. Был отменен суд целовальников (аналог суда присяжных), утрачен принцип неприкосновенности неосужденной личности.

Большое количество судебных органов и лиц, осуществлявших судебную деятельность (сам император, губернаторы, воеводы и др.) вносили в судопроизводство сумбур и неразбериху, введение возможности «выбивания» показаний под пытками создали почву для злоупотреблений и необъективности. Вместе с тем, была установлена состязательность процесса и необходимость того, чтобы приговор основывался на конкретных статьях  закона, соответствующих разбираемому случаю.

Военные реформы

с 1699 г.

Введение рекрутской повинности, создание военно-морского флота, учреждение Военной коллегии, ведавшей всеми военными делами. Введение с помощью «Табели о рангах» воинских званий, единых для всей России. Создание военно-промышленных предприятий, а также военных учебных заведений. Введение армейской дисциплины и воинских уставов.

Своими реформами Петр 1 создал грозную регулярную армию, насчитывавшую к 1725 г. до 212 тыс. человек и сильный военно-морской флот. В армии были созданы подразделения: полки, бригады и дивизии, на флоте – эскадры. Было одержано множество воинских побед. Эти реформы (хотя и неоднозначно оцениваемые разными историками) создали плацдарм для дальнейших успехов русского оружия.

Церковная реформа

1700-1701г.; 1721 г.

После смерти патриарха Адриана в 1700 г. был фактически ликвидирован институт патриаршества. В 1721 году принят Духовный регламент, фактически лишивший церковь самостоятельности. На смену патриаршеству создан Святейший Синод, члены которого подчинялись Петру 1, которым и назначались. Церковное имущество часто отнималось и тратилось на нужды императора.

Церковные реформы Петра 1 привели к почти полному подчинению духовенства светской власти. Помимо устранения патриаршества многие епископы и простые священнослужители подверглись гонениям. Церковь уже не могла проводить самостоятельную духовную политику и отчасти потеряла авторитет в обществе.

Финансовые реформы

Почти все царствование Петра 1

Введение множества новых (в том числе косвенных) налогов, монополизация продажи дегтя, алкоголя, соли и других товаров. Порча (уменьшение веса) монеты . Копейка становится основной монетой. Переход к подушной подати.

Увеличение доходов казны в несколько раз. Но во-первых, достигнуто оно за счет обнищания основной массы населения, во-вторых – большая часть этих доходов разворовывалась.

Календарная реформа

1699, 20 декабря

Указ о введении нового летоисчисления с 1 января 1700 г. (7208г. от С.М.)

 

1714, 23 марта – Указ о единонаследии (один наследник)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в

10 классе Ивановым Дь.С. 12 декабря 2016 года.

Тема урока:  «Личность Петра I».

 

Цель: довести до учеников характеристики личности выдающегося политического деятеля, первого императора России – Петра I.

Задачи:

 1.Образовательные:

● создать у учеников представление о внешности, характере и предпочтениях первого императора России;

●познакомиться с личностями, окружавшими императора, в частности – с его семьёй;

● осветить основные мнения историков и некоторых других талантливых деятелей о значении деятельности Петра I Алексеевича;

●проследить внутренние и внешние мероприятия императора Петра I.

2. Воспитательные:

● способствовать формированию патриотических чувств и нравственному воспитанию учащихся, продолжив организацию их самостоятельной деятельности по оценке последствий внутренней и внешней политики Петра I;

 ● привести учащихся к самостоятельному осмыслению причин реформ  путем перечисления кризисных явлений в различных сферах жизни общества, формируя тем самым любовь к предмету.

 3. Развивающие:

 ●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь  в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей;

 ●формировать умение работать с историческими документами на примере мнений различных историков о личности Петра I;

 ●развивать умение мыслить, анализировать, доказывать, рассуждать путем задавания наводящих вопросов.

Тип урока:  комбинированный.

Методы:

4)                устный, с элементами объяснения, рассуждения, обобщающей  характеристики;

5)                наглядный, с использованием иллюстраций и видеозаписей;

6)                практический, с использованием документа, карты.

Технические средства (оборудование урока) : Доска, проектор, иллюстрации «Петр I», «Екатерина I», презентация «Личность Петра I», карточки с мнениями известных историков, видеозапись «Российская империя. Серия 1. Пётр I, часть 1». А также учебник: История России с древнейших времен до наших дней. В двух томах. Т. 1 / Сахаров А. Н., Боханов А. Н., Шестаков В. А. Под редакцией А. Н. Сахарова. — М., 2010. — 544 стр.

Цель и задачи урока реализовывались   

1.                 Цель и все образовательные задачи реализовывались в процессе описания внешности, характера и личной жизни императора, а также при изучении  его внешней и внутренней политики.

2.                 Воспитательные задачи решались путем ознакомления с постепенным превращением России при помощи реформ и удачной внешней политики Петра I в великую европейскую и морскую державу.

3.  Развивающие задачи: развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, в процессе опросов, работа в паре). Развитие  логического  мышления  учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме) происходило во время зарисовки схемы семьи императора, а также в процессе обсуждения мнений историков о личности Петра I.

На данном занятии я старался реализовать важные для современного урока истории  подходы

ü    Интегрированный. Связь с Всеобщей историей осуществлялась через повествование о событиях войны со Швецией, Турцией.

ü    Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками. 

ü    Индивидуальный подход осуществлялся через индивидуальную работу со схемой семьи.

ü    Личностно-ориентированный подход  реализовывался через работу в паре, проведение опросов. 

Соблюдены были структурные компоненты урока:

1.Организационный  момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку;

2.Актуализация (повторение пройденного материала и переход к новой теме);

3. Раскрытие новой темы;

4. Практическая работа по расширению и обобщению знаний, умений и навыков учащихся;

5.Дано домашнее задание;

6. Итоги урока были подведены учащимися в виде голосования.

 

На уроке использовались компьютерные технологии для повышения  качества образования учащихся. Через проектор выводились на экран различные слайды презентации с иллюстрациями, видеозапись. Все  это позволяло ускорить темп работы учащихся на уроке, чтобы как можно больше и качественнее выполнить задания  на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: индивидуальная в виде карточек, работа в паре в виде подготовке тестирования и групповая в виде осмысления поставленного вопроса и голосования. Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с учащимися доброжелательный. Оценки учащимся объявлены.

 


 

План-конспект урока по истории в 10 классе на тему «

План-конспект урока по истории в 10 классе на тему «

Тема: «Личность Петра I » Дата проведения 12

Тема: «Личность Петра I » Дата проведения 12

Развивающие: ●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей; ●формировать умение работать с историческими документами на примере мнений…

Развивающие: ●развивать наглядно-образное мышление учащихся, устную речь в процессе просмотра и обсуждения иллюстраций, портретов и видеозаписей; ●формировать умение работать с историческими документами на примере мнений…

Ход урока: Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности

Ход урока: Почти 300 лет назад начались споры вокруг личности

Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события)

Российской империи» (по ходу рассказа выписывают основные даты и события)

От брака с принцессой Шарлоттой

От брака с принцессой Шарлоттой

Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность

Домашнее задание : «Подготовить сочинения с собственным взглядом на личность

В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами

В результате русские образованные люди «стали гражданами мира, но перестали быть, в некоторых случаях, гражданами

Милюкова, в период правления Петра, население

Милюкова, в период правления Петра, население

Военные реформы с 1699 г. Введение рекрутской повинности , создание военно-морского флота, учреждение

Военные реформы с 1699 г. Введение рекрутской повинности , создание военно-морского флота, учреждение

Финансовые реформы Почти все царствование

Финансовые реформы Почти все царствование

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в 10 классе

Самоанализ открытого урока истории, проведенного в 10 классе

Тип урока: комбинированный.

Тип урока: комбинированный.

Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками

Организация самостоятельной деятельности учащихся: при подготовке и выполнении тестирования, практической работы с карточками
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.04.2021