МКОУ «Шуланинская СОШ»
План-конспект урока по истории
в 6 клсее
по теме: «Куликовская битва»
Урок в 6 классе «Куликовская битва».
Цели:
- способствовать формированию представления о значении Куликовской битвы, влиянии данного события на дальнейший ход русской истории;
Задачи:
1 .Образовательная – раскрыть предпосылки, ход боевых действий и подвести итоги Куликовской битвы; показать роль личности и народа (как главного героя победы) в истории;
2.Развивающая - умение оценивать и сравнивать исторические события, видеть закономерность исторического процесса, умение устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать свои суждения, убедительно доказывать выдвигаемые положения.
3.Воспитательная - на героическом прошлом нашего народа воспитывать любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за родную землю, за своих предков.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: урок – поисковая беседа
Форма организации учебной деятельности: коллективная: просмотр и анализ презентации и видеозаписи,
работа с картой, выполнение заданий с применением ИКТ, работа в парах.
Образовательные технологии, применяемые на
уроке:
Технология проблемного диалога
Технология продуктивного чтения
Коммуникативная технология.
Технология критического мышления
Рефлексивная технология.
Технология сотрудничества
Методы обучения: практическая работа.
Методы познания: анализ, синтез.
Принципы:
доступности, наглядности, научности, связи теории и практики, сознательности и активности, систематичности и последовательности, прочности.
Оборудование: Мультимедийный
проектор, компьютер, экран, документы, книга О. Тихомирова «На поле Куликовом»,
рабочие листы, карандаши.
Основные понятия и термины: тактика, воинское искусство, национальное самосознание, патриотизм, единое Русское государство.
Планируемые результаты
Личностные:
сформированность у обучающихся личностного восприятия исторических фактов;
осознать необходимость защиты Отечества на примере героизма русских воинов;
Предметные:
владеть историческими понятиями: тактика, Золотая Орда;
знать даты;
уметь работать с исторической картой;
уметь прослеживать причинно-следственные связи;
уметь анализировать исторический материал и делать выводы.
Метапредметные:
Познавательные - использовать метапредметные понятия: патриот, Отечество, независимость;
Регулятивные - уметь работать с различными источниками информации: документ, карта, интернет-ресурсы;
Коммуникативные - уметь работать в группе (при составлении таблицы);
План урока.
I. Ориентировочно-мотивационный.
1. Организационный момент.
2. Постановка темы.
3. Постановка проблемного вопроса.
II. Операционно-исполнительский.
Поисковая беседа по плану:
1. Личность Дмитрия Ивановича. Письмо от сверстников.
2. Подготовка к сражению. Составление сравнительной таблицы на основе анализа документов.
3. Роль церкви в подготовке к битве. Анализ предания.
4. Битва на поле Куликовом. Сравнительный анализ схем сражения. Беседа по картине. Просмотр видеозаписи.
5. Итоги и значение Куликовской битвы. Составление схемы «фишбоун». Ответ на проблемный вопрос.
III. Рефлексивно-оценочный.
1. Самооценка.
2. Предъявление домашнего задания на трех уровнях:
программном, полутворческом и творческом
Ход урока.
I. Ориентировочно-мотивационный.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть здоровыми, бодрыми, с хорошим настроением и готовыми к большой работе. Сегодня нас ждёт очередная увлекательная работа по изучению прошлого нашей страны. Меня зовут меня Марина Александровна, и сегодня урок истории проведу у вас я.
2. Постановка темы.
Слайд 1.
- Подумайте, о каком историческом событии пишет наш современник Олег Евгеньевич Вороничев, дайте свое название стихотворению и определите, какова тема нашего урока. Это же событие изобразил на своей картине художник Александр Павлович Бубнов.
Суровых предков властный зов
Я чутким сердцем слышу снова;
Сквозь пелену седых веков
Вновь вижу поле Куликово.
Там между княжеских дружин,
Тревожно всматриваясь в лица,
Скакун без всадника один
Призывно ржет и горячится;
Я был бы счастлив в том бою
Прибавить к тысячам усилий
Еще одно. И кровь свою
Пролить на жертвенник России.
-О каком историческом событии идёт речь?
- Дайте название стихотворению. Как вы думаете, какова тема нашего урока?
В летописях Куликовскую битву называют Мамаевым побоищем. Почему? На чьей стороне была победа?
Слайд 2.
-В настоящее время неподалеку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает речка Непрядва, раскинулось “поле чисто и велико”. Над обширной равниной, поднимается красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой сделана надпись: “Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство”.
Более шести веков прошло со времени Куликовской битвы, но это событие поражает воображение наших современников и вызывает споры между историками.
Слайд 3.
3. Постановка проблемного вопроса.
“ Княжение Дмитрия Донского принадлежит к самым несчастным и печальным эпохам истории многострадального русского народа. ...И последствием всей его деятельности было то, что разорённая Русь опять должна была ползать и унижаться перед издыхающей Ордой” Н. И. Костомаров
Как Н. Костомаров оценивает Русь? Найдите нужные прилагательные о Руси в его высказывании.
“Калита и Симеон готовили свободу нашу более умом, нежели силою: настало время обнажить меч. Увидим битвы кровопролитные, горестные для человечества, но благословенные гением России, ибо гром пробудил её спящую славу, и народу униженному возвратил благородство духа”. Н.М. Карамзин.
Какой увидел Русь Н. Карамзин? Найдите нужные слова о Руси в его высказывании. Неизгладима в памяти народной победа на Куликовом поле в 1380г., но тем не менее победа не привела к ликвидации ига монголо – татар. В 1382 г. хан Тохтамыш совершил набег на Москву. Дмитрию Ивановичу пришлось признать себя вассалом Золотой Орды и продолжать платить дань.
- Если историки уделяют так много внимания изучению этого события, какой у вас возникает вопрос?
Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?
За десятилетия “тишины”, которою создавали предыдущие правители Московского княжества, родилось новое поколение людей, не страшившееся ордынских набегов. Эти люди и бросили вызов Орде.
II. Операционно-исполнительский.
1. Личность Дмитрия Ивановича. Письмо от сверстников.
Здравствуйте, дорогие наши сверстники! На уроке истории мы изучали деятельность Дмитрия Ивановича – князя Московского. В процессе работы возникли вопросы. Мы вас убедительно просим оказать нам помощь, прочитав библиографическую справку.
- Что такое ярлык, великий князь, государственная раздробленность, монах, иго?
Слайд 4.
Вопросы по письму:
1. Как Дмитрий Иванович стал великим князем?
2. С какими княжествами пришлось соперничать Дмитрию?
3. Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани?
После смерти Ивана II Красного московским князем стал его 9-летний сын Дмитрий (1359-1389 гг.). Этим воспользовался суздальско-нижегородский князь. Он отправился в Орду и получил ярлык на великое княжение владимирское. Но московские бояре, опираясь на поддержку митрополита Алексея, добились в 1362 году в Орде ярлыка для Дмитрия, не по годам развитого и смышленого мальчика. Нижегородский князь не сразу смирился с потерей владимирского престола.
Великий князь Дмитрий Иванович продолжал политику укрепления Московского княжества. В 1367 г. был возведен белокаменный Московский Кремль. В 1371 г. Москва нанесла сильное поражение рязанскому великому князю Олегу. Длительной и серьёзной оказалась борьба с Тверским княжеством, в которой победу одержал Дмитрий Иванович.
Москва укрепляла свой авторитет как политический центр Руси, вокруг которого объединялись русские земли и превратилась в реальную силу, способную противостоять Орде. С 1374 г. Дмитрий Иванович прекратил выплату дани Золотой Орде.
- В 70- е годы 14в. Дмитрий счёл, что пришло время избавить Русь от ордынского ига. Он считал, что Золотая Орда стала слабеть, там шли усобицы, бесконечная смена правителей, т.е. в ней проходили те же процессы, которые Русь переживала в эпоху феодальной раздробленности. Эти события в Орде получили название “Великая замятня”. Властью в Орде завладел темник Мамай (старший военачальник).
2. Подготовка к сражению.
- Чтобы охарактеризовать силы противоборствующих сторон, поработаем с документами в парах и заполним таблицу.
Внимательно читая документ, заполняем таблицу.
Из «Новгородской Четвёртой летописи».
В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял басурман , армян, черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии был литовский Ягайло. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.
Мамай, созвал темных своих князей и сказал им:
Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…
«Из Летописной повести о Куликовской битве»
И, соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он [Дмитрий] против них (ордынцев) скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных...
Да еще к тому подоспели в ту пору военную издалека... князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его, князь Дмитрий Брянский, со всеми своими воинами...
Князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.
Линии сравнения |
Золотая Орда |
Москва |
Цели |
Покорение Руси, разгром основных центров Руси |
Освобождение Руси от ига. |
Союзники |
Литовский князь Ягайло, рязанский князь Олег |
Русские князья, князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его, князь Дмитрий Брянский |
Слайд 5 ( 3 щелчка).
Работа по карте. Сбор рати в Коломне и движение к Куликову полю, стр. 189 в учебнике.
1. Посмотрите на карту и скажите, почему Мамая поддержал рязанский князь Олег?
- В городе Коломне состоялся смотр русского войска. В собирании ратей участвовало 36 городов. На борьбу встала Северная – Восточная Русь.
Дмитрий Иванович взял на себя всю ответственность за предстоящее сражение. Это был очень смелый шаг.
- Как вы думаете, почему это был смелый шаг?
Предстояло глобальное сражение с монголо – татарами. Были и сомнения у князя: прав ли он, что собирает людей на борьбу, а вдруг Русь проиграет сражение и погибнет большое количество людей? Чтобы развеять эти сомнения Дмитрий искал духовную поддержку.
-У кого он мог её получить? ( у церкви)
3. Роль церкви в подготовке к битве.
-? В чём состоял духовный подвиг Сергия Радонежского?
Нам рассказывает народное творчество – предание, которое, вы можете прочитать в книге Олега Тихомирова « На поле Куликовом».
(Чтение предания и ответ на вопрос).
Накануне битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением. Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества. Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу.
В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись богатыри Пересвет и Ослябя.
Это означало, что дело освобождения Родины свято даже для тех,
кто давал клятву не брать в руки оружия.
- Старец повлиял на политическую судьбу государства, дал
благословение, вдохнул силы в князя и русское войско.
3. Битва на поле Куликовом.
- Подойдя к Дону, русское войско переправилось через реку 7 сентября 1380 года. И вышло на Куликово поле (на карте обозначается Куликово поле). Посмотрите в учебнике на стр. 189.
-Почему оно так называется ? (Болотные птицы – кулики, открытое место, поляна – кулига).
- Дмитрий сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон. После переправы русских войск через реку он приказал сжечь мосты. Как вы считаете, с какой целью это было сделано?
(Чтобы никто и не думал о возможности отступления, и чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.)
Впервые в истории Русь перешла от обороны к атаке против Орды.
Слайд 6 (2 щелчка).
Работа с картосхемой на слайде.
- Посмотрите на схему Куликовской битвы. Как расставил свои войска князь Дмитрий?
(Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по флангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк).
- Это схема Ледового побоища. Что вы о нём знаете? Давайте, попробуем сравнить тактику Дмитрия Ивановича с тактикой Александра Невского.
- Что такое тактика?
? В чем сходство тактики?
Ответы учеников:
1. Выбор удачных мест для сражений: Александр Невский – лед Чудского озера, где трудно было передвигаться тяжеловооруженным рыцарям, а русским дружинникам и ополченцам действовать было легче. Дмитрий Иванович - преимущества Куликова поля, фланги русских были прикрыты реками, которые лишали монгольскую конницу возможности применить традиционную тактику – охват противника с флангов. Густая дубрава на левом фланге была использована для размещения резервов.
2. Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон.
3. Быстрота принятия решений, действий.
- Место сражения, приёмы, князь – опираясь на ключевые слова сделайте сравнительный анализ.
-Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка.
- Почему он так поступил? ( Мнения детей)
- Каждый воин схватки знал, что великий князь бьётся бок о бок с ним. Если бы Дмитрия взяли в плен на поле брани, никто бы того не заметил, не охватило бы русскую рать уныние.
- Перед боем князь Дмитрий Иванович произнёс речь. Подумайте, чтобы вы сказали, окажись на месте князя?
Откройте учебник на стр. 191, абзац 2 и прочитайте.
«Братья мои милые, сыновья русские… пить нам общую чашу смертную. Той чаши на Руси ждали многие дни»
Слайд 7 ( 2 щелчка).
Беседа по картине «Утро на Куликовом поле»
- Настало утро 8 сентября 1380 год, у православных христиан - день Рождества Богородицы. Закройте глаза и представьте: только что взошло солнце, рассеялся осенний утренний туман, и русские увидели врага.
- Что вы видите на картине? (Люди, какого возраста вышли на бой? Каково вооружение русских)?
Всё войско пришло в движение. Один потянулся за щитом, другой поднял обнаженный меч, третий сжал в руках крепкую палицу. Опираясь на копьё, зорко вглядывается вдаль старый дружинник.
Сражение началось в 6.10 утра и длилось 4 часа.
-Какие чувства людей передаёт художник? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
«Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться»
По традиции битва началась поединком русских богатырей. Из татарского войска выехал Челубей, а навстречу ему Александр Пересвет. Они сшиблись на всём скаку, и оба замертво пали на землю.
Слайд 8.
Анимированная карта.
И тут же русские и ордынские полки сошлись в кровавой схватке. Стрелы падали дождем, копья ломались, как солома, молниями сверкали на солнце мячи.
Теснили ордынцы русских, того и гляди, их окружат. Но устоял большой полк. Тогда Мамай главный удар перенес на левый фланг.
Страшен был набег ордынской конницы.
Но тут вышли из засады отборные русские дружины. Это произошло столь стремительно и внезапно, что ордынцы растерялись, русские стали их теснить. Беспорядочно отступавшая конница татаро-монгол, опрокинула и растоптала собственную пехоту.
- В чём проявился полководческий талант Дмитрия Ивановича?
-Войско Мамая было разгромлено. Победа русских была полной. Но к чувству торжества и ликования примешалась горечь и скорбь по убитым. - Многие славные сыны Руси полегли на Куликовом поле. Все оно обильно пропиталось кровью, а воды Дона 3 дня были красным.
Русские воины заплатили большую цену за эту победу. Неделю они «стояли на костях», погребая погибших.
Запись в тетради - 8 сентября 1380 г. - Куликовская битва.
Слайд 9.
Работа по контурной карте. Отметить место сражения на Куликовом поле.
В погожий осенний день князь Дмитрий Иванович с войском торжественно, под колокольный звон вступил в Москву. Долгожданную победу праздновали долго и широко.
4. Итоги и значение Куликовской битвы.
Слайд 10 (2 щелчка).
-Давайте с вами попробуем выяснить причины победы в Куликовской битве.
Схема «фишбоун»
1.Князь
2.Народ
3.Церковь
1. Полководческий талант Дмитрия Ивановича (разведка, выбор места битвы, своевременный удар засадного полка, личное участие князя в сражении).
2. Единство и стойкость русских воинов, сражающихся за свою Родину.
3.Духовная поддержка РПЦ.
Значение - Куликовская битва
1.Сделала Москву – центром объединения Руси.
2.Положила начало освобождению русских земель от ордынского владычества .
? Почему Куликовская битва считается одним из важнейших событий отечественной истории?
Чтобы ответить на этот вопрос определим: какой стала Русь:
Русь до Куликовской битвы: разорённая, многострадальная, униженная.
Русь после Куликовской битвы: сильная, единая, но ещё зависимая.
- Русь за время своего существования, не раз переживала трудные времена и на её долю выпало немало испытаний. Но наш народ всегда находил в себе силы преодолевать невзгоды и сохранял веру на лучшее будущее.
В память победы на Дону Дмитрия Ивановича тридцатилетнего князя – стали называть Донским. В 1988 году в год тысячелетия крещения Руси Дмитрия Ивановича Русская православная церковь причислила к лику святых. Все верующие для защиты себя, дома и семьи от врагов, от раздоров и конфликтов поклоняются Иконе Святого благоверного князя Димитрия Донского.
III. Рефлексивно-оценочный
Слайд 11.
Рефлексия. (Звучит музыка).
-Когда на поле Куликово
Тебя дорога приведет,
Где дух Отечества сурово
Река Непрядва бережет.
И на священном этом поле
Стоишь ты в тишине один,
И только поле шепчет: “Помнишь,
Скажи, ты помнишь, чей ты сын?”
-На какие мысли, чувства вас натолкнул сегодняшний урок? Выскажитесь
-Хотелось бы сделать что-то такое, чтобы о вашем поступке говорили потомки?
- Наш урок подходит к концу, и я хочу закончить его словами поэта и военного летчика Алексея Афанасьевича Чумакова.
Вовеки славься, Русь, Россия!
И будь всегда сама собой.
Твои народы вместе – сила!
Никто не справится с тобой!
Слайд 12.
Домашнее задание.
1. Параграф №18.
2. Объясните, почему хану Тохтамышу удалось захватить Москву? (Чтобы ответить на этот вопрос,
§ подумайте: легко ли далась победа на Куликовом поле русским княжествам;
§ обратите внимание, на то, что Тохтамыш, в отличие от Мамая – потомок Чингисхана).
3.Как вы считаете, актуальна ли в наши дни идея «В единстве сила Руси!», ответ обоснуйте.
Краткая биографическая справка. ( Сообщение ученика)
Дмитрий Иванович родился 12 октября 1350 года в
семье московского князя Ивана II Ивановича Красного (1326-1359). Достаточного
образования он не получил – летописи свидетельствуют, что князь был «книгам не
научен».
После смерти отца в 1359 году Дмитрий Иванович в
возрасте 9 лет стал князем Московским. В первые годы его правления делами
государственного правления занимался московский митрополит Алексей.
Он ходил в Орду и в 1362 году получил ярлык на
великое княжение Владимирское обосновался во Владимире.
После большого пожара в Москве князь начал строить новый белокаменный Кремль.
Возникла междоусобица, борьба за Москву. После вражды с литовским князем Ольгердом в биографии Донского был заключен мир с Литвой. Постепенно наладил отношения с Новгородом, Тверью. Могущество князя Донского со временем все больше нарастало.
Дмитрий Иванович стал первым московским князем, возглавившим борьбу против татар. В 1378 году русская рать под его предводительством одержала победу над татарским войском мурзы Бегича на реке Воже. В 1380 году он возглавил объединенные войска русских княжеств в борьбе с татарским темником Мамаем. В этой битве Дмитрий Иванович проявил выдающиеся качества полководца, выбрал удачное место сражения и одержал победу. За эту победу Дмитрий Иванович получил прозвище «Донской».
Оборвалась биография Дмитрия Ивановича Донского 19 мая 1389 года.
Предание о Сергии Радонежском.
Накануне
битвы Дмитрий посетил Троицкий монастырь и получил благословение отца Сергия
Радонежского на борьбу с захватчиками. Сергий пользовался всеобщим уважением.
Его молитвам приписывали большую силу; за ним признавали дар пророчества.
Сергий не только ободрил Дмитрия, но и предсказал ему победу. Такое
предсказание, сделавшись известным, сильно возбудило в войске отвагу и надежду
на победу.
В ополчение было направлено много монахов монастыря, среди них выделялись
богатыри Пересвет и Ослябя. Это означало, что дело освобождения Родины свято
даже для тех, кто давал клятву не брать в руки оружия.
Документ: В лето 1380 осенью поднялся ордынский князь Мамай с единомышленниками своими и со всеми прочими князьями ордынскими и со всею силой татарскою и половецкою, да ещё к том уже рати нанял бусурман (мусульман), армян, фрягов (итальянцев), черкесов… Также с Мамаем вместе в единомыслии, в единой думе был и литовский Ягайло со всею силой литовской и польскою. С ними же в согласии был князь Олег Иванович Рязанский.
Окаянный же Мамай, разгордившись и возомнив себя царём, начал злой совет собирать, темных своих князей поганых созывать. И сказал им:
Пойдём на русского князя и на всю силу русскую, как при Батые было, христианство уничтожим и церкви божии спалим, и кровь прольём, и законы погубим…
Из “Новгородской Четвёртой летописи”
ИЗ ЛЕТОПИСНОЙ ПОВЕСТИ О КУЛИКОВСКОЙ БИТВЕ
И, соединившись со всеми князьями русскими и со всею силою, пошел он [Дмитрий] против них скоро из Москвы, намереваясь оборонять свою отчину, и пришел в Коломну, и собрал воинов своих 150 тысяч, кроме войска княжеского и воевод местных... Да еще к тому подоспели в ту пору военную издалека... князь Андрей Полоцкий с псковичами и брат его, князь Дмитрий Брянский, со всеми своими воинами...
Князь перешел за Дон в чистое поле, в Мамаеву землю, на устье Непрядвы.
Предметные:
Создать педагогические условия, при которых учащиеся смогут:
-на основе работы с презентацией и ранее полученных знаний по теме выделить предпосылки политической централизации и объединения русских земель в единое централизованное государство;
- отметить важность выдвижения Москвы, как центра объединения и борьбы за освобождение от монголо-татарского ига;
На основе изучения Летописной повести о Куликовской битве" (учебник Данилова А.А. "История России 6 класс") смогут:
- заполнить сравнительную таблицу, работая в учебных парах;
- назвать и записать причины похода Мамая на Русь (учебник, стр.165);
- определить и записать основных участников войска Дмитрия Донского в Куликовской битве (учебник, стр.16 );
- определить значение события в истории;
Метапредметные:
познавательные общеучебные:
- учащиеся смогут показать умение работать с учебной информацией (источником, материалом учебника, картой);
познавательные логические:
- на основе текста документа Летописной повести о Куликовской битве" (учебник Данилова А.А. "История России 6 класс") и иллюстрации А.П. Бубнова "Утро на Куликовом поле" (презентации) составлять описание исторического события, называть характерные, существенные признаки исторических события и явлений, излагать суждения о причинах и последствиях Куликовской битвы;
регулятивные:
- учащиеся должны планировать и выполнять действия по заданному образцу (заполнять таблицу, выделяя необходимый материал из источника и учебника);
- начинать и заканчивать действия в указанное учителем время;
коммуникативные :
- формировать умение излагать информацию своему собеседнику и аргументировать свое мнение по отношению к Куликовской битве и ее участникам;
- умение работать в учебных группах;
личностные:
- формировать личное мнение о действиях участников событий;
- осознавать свою идентичность с участниками событий, как гражданина своей страны;
Какое значение имела Куликовская битва?
Куликовская битва навсегда останется одним из свидетельств русской доблести и славы. Пока мы храним память о героях, отстоявших русскую землю, пока живём так, как они — честно и с любовью к Родине, будет жить наша страна и её народ.
Москва в 50-70-е годы XIV века |
Орда в 50-70-е годы XIV века |
|
|
Вывод: |
Учитель: Современники назвали Куликовскую битву «Мамаевым побоищем», а Дмитрия Ивановича стали называть Дмитрием Донским. А сейчас послушайте отрывок из стихотворения Николая Старшинова «Там, за Непрядвою, за Доном» (выступление ученика).
…Позади у воинов
Непрядва,
Слева - затуманившийся Дон.
И простор великий только на два,
Только на два стана разделен.
Вот сейчас - не в дальней дали где – то –
Здесь сойдутся, как гроза с грозой…
Грянул поединок Пересвета,
Вышедшего в бой с Темур – Мирзой.
До земли поникли травы луга,
И до неба поднялись дубы:
Всадники несутся друг на друга,
Встретились, - и – кони на дыбы!
Копья, устремив ожесточенно,
Оба пали под ноги коней…
И тогда сошлись полки у Дона –
Кто из них отважней и сильней?
Черной тучей конница Мамая
Затянула весь простор степной.
Но, ее удары принимая,
Выстроились русичи стеной,
Вот порубит, как снопы соломы,
А потом – бесчинствуй и топчи…
Но крепки у русичей шеломы,
Но остры у русичей мечи!
Кони, обезумев, рвет поводья
И своих потопчут, и врагов.
И от крови, словно в половодье,
Скоро выйдет Дон из берегов…
Други! Мы живем под небом божьим,
А в бою сражаться нам самим.
Братья! Лучше головы положим,
Но своей земли не посрамим!
Лучше пасть, достойно смерть приемля,
Чем позором жизнь свою сберечь.
Чтобы защитить родную землю,
Мы готовы в землю эту лечь!…»
??? Как вы считаете, верно ли русский поэт XX века передал настрой наших далеких предков?
Работа с картосхемой на странице 173: откройте страницу 173, найдите схему Куликовской битвы. Дмитрий расположил свои войска следующим образом: в центре – большой полк, впереди – передовой полк, по фалангам – полки правой и левой руки, за полком левой руки, в лесу – засадный полк. Сам князь, переодевшись в доспехи простого ратника, встал во главе большого полка. Откройте страницу 145, найдите схему Ледового побоища. Давайте, попробуем сравнить тактику Дмитрия Ивановича с тактикой Александра Невского.
??? В чем сходство тактики?
Ответы учеников:
1. Выбор удачных мест для сражений: Александр Невский – лед Чудского озера, где трудно было передвигаться тяжеловооруженным рыцарям, а русским дружинникам и ополченцам действовать было легче. Дмитрий Иванович - преимущества Куликова поля, фаланги русских были прикрыты реками, которые лишали монгольскую конницу возможности применить традиционную тактику – охват противника с флангов. Густая дубрава на левом фланге была использована для размещения резервов.
2. Хорошее знание боевых приемов противника, использование всех их слабых сторон.
3. Быстрота принятия решений, действий.
??? В чем отличие тактики? (Дмитрий Иванович использовал засадную тактику)
-Выберите возможный вариант ответа на вопрос: «Почему Дмитрий Иванович после переправы русских войск через реку приказал сжечь мосты?»
1.Чтобы никто и не думал о возможности отступления.
2. Чтобы войско противника не смогло зайти в тыл русскому войску.
- Закройте глаза. Представьте себе ночь накануне сражения.
“Тогда всю ночь волки выли страшно. Вороны день и ночь каркали . От такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие”
Слайд №11 Работа по картине А.П.Бубнова “Утро на Куликовом поле”.
- Откройте глаза. Настало утро 8 сентября 1380 год. Рассеивается утренний туман. Русичи увидели перед собой несметные ордынские полчища.
- Рассмотрите лица участников сражения. Что они чувствуют? (Страх перед неизвестностью.)
- Каждому из них надо преодолеть свой страх, каждому из них понятно, что…
“Честная смерть лучше позорной жизни! Лучше бы вовсе не идти на брань, чем, пришедши сюда и ничего не сделавши, назад возвращаться”.
Слайд №12
– А сам князь как поступает? Зачем он встал в строй с простыми воинами?
Дмитрий объехал ряды воинов, призывая их постоять за Русь со словами:
“Где вы, там и я. Скрываясь позади, могу ли я сказать вам: “Братья! Умрем за Отечество!” Слово мое будет делом! Я вождь и начальник, стану впереди и хочу положить свою голову в пример другим”.
Рефлексия.
В результате урока «Куликовская битва
МНЕ ОТКРЫЛИСЬ:
Три самых важных имени:
Три самых важных события:
Три самых важных чувства:
Три самых важных качества:
- Рефлексия.
Учитель: Сформулируйте как оценивали значение Куликовской битвы представители различных социальных групп Руси?
(Князья: укрепила власть Московского князя, способствовала пониманию необходимости объединения земель;
Воины: покрыли себя неувядаемой славой, гордились победой народа в тяжелой битве;
Народ: поверил в возможность победы Руси над Ордой, битва показала, что единственным способом избавления от ненавистного ига является объединение всех земель под единым руководством Москвы).
Значение Куликовской битвы
1. Впервые русским удалось одержать победу не над отдельными отрядами, а над главными силами Орды.
2. Победа восстановила веру народа в свои силы.
3. Единственный способ избавления от ордынского владычества - объединение всех русских земель и их совместная борьба под единым руководством.
4. Битва ускорила распад Золотой Орды.
5. Дальнейшее усиление Москвы и ее ведущей роли в образовании единого Русского государства.
Эпиграф: «Туда! За Дон!... настало время!
Надежда наша – бог и меч!
Сразим моголов и, как бремя,
Ярмо Мамая сбросим с плеч!
Так Дмитрий, рать обозревая,
Красуясь, на коне гремел»
К. Ф. Рылеев «Димитрий Донской»
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.