План-конспект урока по математике в 6 классе «Сложение чисел с разными знаками»

  • docx
  • 10.11.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект открытого урока Сложение чисел с разными знаками, 6 кл..docx

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Спортивное училище (техникум) № 5»

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект  урока по математике
в 6 классе

«Сложение чисел с разными знаками»

 

 

 

 

 

 

 

 

подготовила

учитель математики

Калмыкова М.Е.

 

 

г. о. Егорьевск
 2025

Тема «Сложение чисел с разными знаками».

Тип урока: изучение нового материала.

Цель: ввести правило сложения чисел с разными знаками, сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение складывать числа с разными знаками.

Планируемые результаты урока:

Метапредметные:  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи,  собственные возможности её решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;

Предметные:  умение действовать по алгоритму;

- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

Педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии, дифференцированный подход в обучении, групповая технология, здоровье сберегающие технологии.

Оборудование:  компьютер, проектор, экран, карточки

Этапы урока

 

 

1.     Организационный момент                                                               1 мин 

2. Актуализация знаний                                                                     3 мин

3.     Формулировка  цели урока                                                            5 мин

4.     Изучение нового материала                                                               7 мин

5.     Первичное закрепление нового материала                                      10 мин

6.   Проверочная работа                                                                            10 мин

7.     Подведение итогов урока                                                              2 мин

8.     Организация работы дома                                                             1 мин

9.     Рефлексия                                                                                        1 мин

Ход урока

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Организационный момент

 

     - приветствие;

- готовность учащихся к уроку;         

- проверка домашнего задания (собрать тетради)

Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Это волнительно и для вас, и для меня. Но вы должны уметь собраться и показать все свои способности и все свои знания.

Включаются в деловой ритм урока.

 

2. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия.

Фронтальная работа

Задание:

Из данных чисел: 25; -11; 0; 7,5; -8; 23; 60; 8; -5; -0,5; 12 выберите:                                                                            

1)      Числа, меньше 0. Как называются такие числа?

2)      Целые числа

3)      Числа, модули которых больше 10;

4)      Наименьшее число

5)      Число, модуль которого является наименьшим

6)      Противоположные числа.

 

Отвечают устно

 

 

 

 

1) -11; -8; -5; -0.5

2) 25; -11; 0; -8; 23; 60; 8; -5; 12

3) 25; -11; 23; 60;

12.

4) -11

5) 0

6) -8 и 8

 

3. Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности.

Вопросы:

1.     А кроме сравнения, что мы умеем делать с положительными и отрицательными числами?

 

2.       Какие случаи нам могут встретиться при сложении двух чисел?

1)    (+)  + (+) = ?

2)    (+) + ( -) = ?

3)    (-) + (+) =?

4)    (- ) +( - ) =?

 

 

 

 

Вопрос: В каком из этих случаев, мы уже хорошо умеем выполнять действие сложения?

а) когда оба числа положительные

б) когда оба числа отрицательные

в) когда одно число, положительное, а другое отрицательное

т. е. с разными знаками.

 

когда оба числа положительные

А вот какой из оставшихся случаев мы будем рассматривать сегодня,  нам поможет  следующее задание:

Составьте выражения для решения задачи (Постройте математическую модель, описывающую данные изменения):

1.     Из автобуса вышли 4 человека, а вошли 7 человек.

2.     Доход 5 руб. и расход 8 руб .

3.     Со склада увезли 10 т картофеля, а привезли 7 т.

4.     Понижение температуры на 6°С и повышение на 2°С

5.       Уровень воды в реке поднялся на 25 мм и опустился на 140мм  

Записывают дату в тетрадь

Записывают в тетрадь составленные выражения

-4 + 7

5 – 8

-10 +7

-6 + 2

25 - 140

Посмотрите на наши выражения и скажите: Какой случай мы сегодня будем рассматривать?

Сформулируйте тему урока. 

А какова цель нашего урока?

Формулируют тему урока.

Записывают тему урока в тетрадь.

Формулируют цель урока.

4. Этап постановки проблемы.

 

Ребята, давайте попробуем найти значения данных выражений

Вопрос: А что нам поможет в этом?

-4 + 7 = 3

-10 + 7 = -3

5 + (– 8) = - 3

-6 + 2 = -4

25+  (- 140)  = ?

 

Значения всех ли выражений мы можем найти с помощью координатной прямой? Удобно ли это?

Итак. Перед нами встала проблема: Как сложить любые два числа с разными знаками. Тем более, что если вы посмотрите на полученные значения, то можете заметить, что в ответе могут стоять как положительные, так и отрицательные числа. Как узнать знак суммы?

 

 

Координатная прямая

Работа с координатной прямой.

 

     Примеры:

26 + (-6) = + (26 – 6) = 26 -6 = 20

-5,7 + 3,4 = -(5,7 – 3,4) = -2,3    

3 + (– 10) = - 7

-2 + 2 = 0

 

Физкультминутка:

Давайте договоримся:

-если в результате сложения получается отрицательное число, вы должны развести руки в стороны.

-если положительное число, вы должны поднять руки вверх

-если ноль, вы должны опустить руки вниз.

-17+7

-3+20

3 - 6

(-4)+1

13+(-7)

-11+1

-3+3

6+(-1)

 

5. Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления.

Решаем у доски

     стр.181 №1066(к доске выходят по 1 чел.)

     №1072, 1067 (при наличии времени)

 

Работают у доски.

Комментируют свой ответ, основываясь на правило сложения чисел с разными знаками

Каждый решает самостоятельно примеры.

Самопроверка.

6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону.

Проверочная работа.

Ребята работают в  группах, 6 групп по 4 человека,  у каждой группы свой набор выражений, которые напечатаны на листах и разложены на партах до начала урока.

 

 

1 группа                                2 группа                                3 группа

1)   3,3 + (-2,4)                        1)  3,4 + (-2,4)                       1) -1,45 + 25 

2)  5,3 + (-4,7)                        2)  -15,6 + 11,3                      2) -6,7 + 2,9

3)   -44,4 + (-6,6)                    3)  8,34 + (-5,24)                    3) 4,1 + (-3,2)

     4)   -24,45 + 25                      4)  -6,7 + 3,6                          4) -3,425 + 6,525

     5)  -2,4 + 1,9                           5)  1,001 + (-3,001)                5)  8,2 + (-10,2)

     6) 7,2 + (-5,8)                         6)   -17,5+ 16,02                    6)   -7,2 + (-3,5)

     7)  -2,999 + 2,9                      7)  44,4 + (-49,2)                    7)  -2,4 + (-2,4)

                                                     8)  -0,25 + (-0,25)                  8)  1,001 + (-1,1)

     (Ответ: грифель)                   (Ответ: Жак Конте)             (Ответ: мягкость)

 

     4 группа                                5 группа                                 6 группа

     1)  -3,5 + (-7,2)                       1)  -0,25 + 1,65                      1)  -13,6 + 2,9

     2)  -4,4 + (-0,4)                       2)  1,3 + (-3,3)                        2)  1,8 + (-6,6)

3)  -7,2 + 2,9                           3)  -18+41,35                         3)  18 + (-18,5)

4)  -5,5 + 4,02                        4)  -0,25 + (-1,75)                   4)  -76,5 + 25,5

5)  -44,4 + (-0,6)                     5)  5,3 + (-6,78)                      5)  -2,4 + 0,92

6)  -2,2 + (-2,1)                       6)  -8,425 + 6,425                  6)  5,3 + (-0,7)

7)  8,34 + (-7,74)                    7)  -44,4 + 33,7                       7)  -16,9 + 16,4

8)  -1,45 + (-3,35)                   8)-3,35+5,35                          8)  -2,4 +5,5

(Ответ: стандарт)                  9)13,3+(-17,4)                        (Ответ: Стейнбек)   

                                               (Ответ: Ломоносов)

м

ж

я

а

г

н

к

е

о

р

с

23,55

1

-3,8

-4,3

0,9

-1,48

3,1

-0,5

-2

0,6

-10,7

 

и

т

ф

ь

л

д

б

в

-51

-4,8

0,55

-0,1

1,4

-45

4,6

-4,1

 

 

 

В 1795 году графит смешали с глиной, обожгли в печи, отрезали тонкую полоску. Эту полоску мы называем грифелем. Вставил в деревянную трубочку. Так был сделан первый карандаш. А сделал это французский химик Николя- Жак Конте. По такому же принципу карандаши делают до сих пор. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости:чем больше графита, ем больше мягкость. Шестигранную форму карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл- для более устойчивого положения на наклонной поверхности для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша. В России, богатой графитом и лесом Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке. Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной около 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек- американский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день

 

 

8. Этап домашнего задания

п. 33, стр. 179

№ 1081(1-2ст.), 1083   

 

В дневниках записывают домашнее задание.

 

 

7. Итог урока.

-Что изучили сегодня на уроке?

При сложении двух чисел ты на знаки посмотри.

Если разного названья,

Победит «сильнейший» знак.

Разность модулей найди ты

И все время делай так!

Найдите ошибку и объясните свой ответ: (при наличии времени)

1)    -8 + (+28) = -20

2)    (+21) + (-29) = 50

3)    (-10) + 13 = -23   

Правило сложения чисел с разными знаками

 

9. Рефлексия

Продолжите предложения:

ü Сегодня я узнал …

ü Мне на уроке было …

ü Я выполнял задания …

ü Я научился …

Устно дают ответы

Спасибо за урок, ребята!