Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Спортивное училище (техникум) № 5»
План-конспект урока по математике
в 6 классе
«Сложение
чисел с разными знаками»
подготовила
учитель математики
Калмыкова М.Е.
г.
о. Егорьевск
2025
Тема «Сложение чисел с разными знаками».
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: ввести правило сложения чисел с разными знаками, сформулировать правило сложения чисел с разными знаками с помощью понятия «модуль»; отработать умение складывать числа с разными знаками.
Планируемые результаты урока:
Метапредметные: умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения; умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных задач;
Предметные: умение действовать по алгоритму;
- уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Личностные: готовность оценивать свой учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Педагогические технологии: информационно-коммуникативные технологии, дифференцированный подход в обучении, групповая технология, здоровье сберегающие технологии.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, карточки
Этапы урока
1. Организационный момент 1 мин
2. Актуализация знаний 3 мин
3. Формулировка цели урока 5 мин
4. Изучение нового материала 7 мин
5. Первичное закрепление нового материала 10 мин
6. Проверочная работа 10 мин
7. Подведение итогов урока 2 мин
8. Организация работы дома 1 мин
9. Рефлексия 1 мин
Ход урока
|
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
1. Организационный момент |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
- приветствие; - готовность учащихся к уроку; - проверка домашнего задания (собрать тетради) Учитель: Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Это волнительно и для вас, и для меня. Но вы должны уметь собраться и показать все свои способности и все свои знания. |
Включаются в деловой ритм урока.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
2. Этап актуализации знаний и пробного учебного действия. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Фронтальная работа Задание: Из данных чисел: 25; -11; 0; 7,5; -8; 23; 60; 8; -5; -0,5; 12 выберите: 1) Числа, меньше 0. Как называются такие числа? 2) Целые числа 3) Числа, модули которых больше 10; 4) Наименьшее число 5) Число, модуль которого является наименьшим 6) Противоположные числа.
|
Отвечают устно
1) -11; -8; -5; -0.5 2) 25; -11; 0; -8; 23; 60; 8; -5; 12 3) 25; -11; 23; 60; 12. 4) -11 5) 0 6) -8 и 8
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
3. Этап целеполагания и мотивации к учебной деятельности. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Вопросы: 1. А кроме сравнения, что мы умеем делать с положительными и отрицательными числами?
2. Какие случаи нам могут встретиться при сложении двух чисел? 1) (+) + (+) = ? 2) (+) + ( -) = ? 3) (-) + (+) =? 4) (- ) +( - ) =?
Вопрос: В каком из этих случаев, мы уже хорошо умеем выполнять действие сложения? |
а) когда оба числа положительные б) когда оба числа отрицательные в) когда одно число, положительное, а другое отрицательное т. е. с разными знаками.
когда оба числа положительные |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
А вот какой из оставшихся случаев мы будем рассматривать сегодня, нам поможет следующее задание: Составьте выражения для решения задачи (Постройте математическую модель, описывающую данные изменения): 1. Из автобуса вышли 4 человека, а вошли 7 человек. 2. Доход 5 руб. и расход 8 руб . 3. Со склада увезли 10 т картофеля, а привезли 7 т. 4. Понижение температуры на 6°С и повышение на 2°С 5. Уровень воды в реке поднялся на 25 мм и опустился на 140мм |
Записывают дату в тетрадь Записывают в тетрадь составленные выражения -4 + 7 5 – 8 -10 +7 -6 + 2 25 - 140 |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Посмотрите на наши выражения и скажите: Какой случай мы сегодня будем рассматривать? Сформулируйте тему урока. А какова цель нашего урока? |
Формулируют тему урока. Записывают тему урока в тетрадь. Формулируют цель урока. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
4. Этап постановки проблемы. |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Ребята, давайте попробуем найти значения данных выражений Вопрос: А что нам поможет в этом? -4 + 7 = 3 -10 + 7 = -3 5 + (– 8) = - 3 -6 + 2 = -4 25+ (- 140) = ?
Значения всех ли выражений мы можем найти с помощью координатной прямой? Удобно ли это? Итак. Перед нами встала проблема: Как сложить любые два числа с разными знаками. Тем более, что если вы посмотрите на полученные значения, то можете заметить, что в ответе могут стоять как положительные, так и отрицательные числа. Как узнать знак суммы? |
Координатная прямая Работа с координатной прямой.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Примеры: 26 + (-6) = + (26 – 6) = 26 -6 = 20 -5,7 + 3,4 = -(5,7 – 3,4) = -2,3 3 + (– 10) = - 7 -2 + 2 = 0 |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Физкультминутка: Давайте договоримся: -если в результате сложения получается отрицательное число, вы должны развести руки в стороны. -если положительное число, вы должны поднять руки вверх -если ноль, вы должны опустить руки вниз.
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
5. Этап реализации построенного проекта и первичного закрепления. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Решаем у доски стр.181 №1066(к доске выходят по 1 чел.) №1072, 1067 (при наличии времени)
|
Работают у доски. Комментируют свой ответ, основываясь на правило сложения чисел с разными знаками Каждый решает самостоятельно примеры. Самопроверка. |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
6. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Проверочная работа. Ребята работают в группах, 6 групп по 4 человека, у каждой группы свой набор выражений, которые напечатаны на листах и разложены на партах до начала урока.
1 группа 2 группа 3 группа 1) 3,3 + (-2,4) 1) 3,4 + (-2,4) 1) -1,45 + 25 2) 5,3 + (-4,7) 2) -15,6 + 11,3 2) -6,7 + 2,9 3) -44,4 + (-6,6) 3) 8,34 + (-5,24) 3) 4,1 + (-3,2) 4) -24,45 + 25 4) -6,7 + 3,6 4) -3,425 + 6,525 5) -2,4 + 1,9 5) 1,001 + (-3,001) 5) 8,2 + (-10,2) 6) 7,2 + (-5,8) 6) -17,5+ 16,02 6) -7,2 + (-3,5) 7) -2,999 + 2,9 7) 44,4 + (-49,2) 7) -2,4 + (-2,4) 8) -0,25 + (-0,25) 8) 1,001 + (-1,1) (Ответ: грифель) (Ответ: Жак Конте) (Ответ: мягкость)
4 группа 5 группа 6 группа 1) -3,5 + (-7,2) 1) -0,25 + 1,65 1) -13,6 + 2,9 2) -4,4 + (-0,4) 2) 1,3 + (-3,3) 2) 1,8 + (-6,6) 3) -7,2 + 2,9 3) -18+41,35 3) 18 + (-18,5) 4) -5,5 + 4,02 4) -0,25 + (-1,75) 4) -76,5 + 25,5 5) -44,4 + (-0,6) 5) 5,3 + (-6,78) 5) -2,4 + 0,92 6) -2,2 + (-2,1) 6) -8,425 + 6,425 6) 5,3 + (-0,7) 7) 8,34 + (-7,74) 7) -44,4 + 33,7 7) -16,9 + 16,4 8) -1,45 + (-3,35) 8)-3,35+5,35 8) -2,4 +5,5 (Ответ: стандарт) 9)13,3+(-17,4) (Ответ: Стейнбек) (Ответ: Ломоносов)
В 1795 году графит смешали с глиной, обожгли в печи, отрезали тонкую полоску. Эту полоску мы называем грифелем. Вставил в деревянную трубочку. Так был сделан первый карандаш. А сделал это французский химик Николя- Жак Конте. По такому же принципу карандаши делают до сих пор. В зависимости от соотношения графита и глины получают грифель различной мягкости:чем больше графита, ем больше мягкость. Шестигранную форму карандаша предложил в середине XIX века граф Лотар фон Фаберкастл- для более устойчивого положения на наклонной поверхности для письма. Он же является автором стандартной длины и диаметра карандаша. В России, богатой графитом и лесом Михаил Ломоносов силами жителей одной деревни Архангельской губернии развернул производство карандаша в деревянной оболочке. Любители статистики подсчитали, что одним обыкновенным деревянным карандашом можно провести линию длиной около 56 км или написать более 40 тыс. слов. А вот Стейнбек- американский прозаик, лауреат Нобелевской премии по литературе, говорят, мог исписывать до 60 карандашей за один день
|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
8. Этап домашнего задания |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
п. 33, стр. 179 № 1081(1-2ст.), 1083
|
В дневниках записывают домашнее задание.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
7. Итог урока. |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
-Что изучили сегодня на уроке? При сложении двух чисел ты на знаки посмотри. Если разного названья, Победит «сильнейший» знак. Разность модулей найди ты И все время делай так! Найдите ошибку и объясните свой ответ: (при наличии времени) 1) -8 + (+28) = -20 2) (+21) + (-29) = 50 3) (-10) + 13 = -23 |
Правило сложения чисел с разными знаками
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
9. Рефлексия |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Продолжите предложения: ü Сегодня я узнал … ü Мне на уроке было … ü Я выполнял задания … ü Я научился … |
Устно дают ответы |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
Спасибо за урок, ребята! |
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.