План-конспект урока по МДК 01.01. "Особенности исполнения базовых машин и ходовых устройств системы дорожной и строительной техники"
Оценка 4.9

План-конспект урока по МДК 01.01. "Особенности исполнения базовых машин и ходовых устройств системы дорожной и строительной техники"

Оценка 4.9
docx
13.07.2024
План-конспект урока по МДК 01.01.  "Особенности исполнения базовых машин и ходовых устройств системы дорожной и строительной техники"
План-конспект урока № 20 МДК.01.01.docx

План – конспект урока

по ПМ.01 Техническое обслуживание и ремонт систем, узлов, агрегатов строительных машин.

МДК.01.01. Конструкция, эксплуатация и техническое обслуживание строительных машин.

 

Раздел 1. Выполнение осмотра технического состояния систем, агрегатов и узлов строительных машин для проверки готовности оборудования к предстоящему сезону эксплуатации.

Тема 1.2. Особенности систем, агрегатов и узлов строительных машин для осуществления технического обслуживания и ремонта.

Тема урока: Особенности исполнения базовых машин и ходовых устройств системы дорожной и строительной техники.

Цели урока: Познакомить обучающихся с особенностями систем, узлов, агрегатов дорожных и строительных машин.

Вопросы для изучения:

1. Базовые тракторы.

2. Одноосные колесные тягачи.

         1. Базовыми машинами из системы дорожной и строительной техники, подлежащими техническому обслуживанию и ремонту, служат тракторы и одноосные тягачи с местами крепления, на которые устанавливают или к которым присоединяют рабочее оборудование техники. Исполнения базовых машин должны обеспечивать создание и передачу рабочему оборудованию тягового усилия в ходе производства дорожно-строительных работ и перемещения различных

материалов и изделий при использовании по назначению. Кроме того, на базовых машинах предусмотрена система управления для выполнения операций рабочего цикла и возможности движения на более высоких скоростях в транспортном режиме.

Базовые тракторы бывают сельскохозяйственного и промышленного исполнений, а также промышленных модификаций. К сельскохозяйственным относятся гусеничные и колесные тракторы, которые применяют в качестве базовых машин бульдозеров (см. рис. 1.1), скреперов (см. рис. 1.2), кранов-трубоукладчиков (см. рис. 1.7).

Промышленные модификации создаются на базе трактора, приспособленного для навешивания бульдозерного оборудования, присоединения прицепного скреперного рабочего органа. Промышленные тракторы специально созданы для работы с дорожными и строительными машинами.

Базовые тракторы различают:

по конструкции ходового устройства— на гусеничные и колесные;

расположению двигателя —с передним и задним расположением;

системе управления поворотом — с передними и задними управляемыми колесами и с бортовым поворотом гусениц;

системе привода хода — с задними и передними ведущими колесами и со всеми ведущими колесами.

Одноосные тягачи относятся к базовым машинам для самоходных скреперов и полуприцепных катков.

По тяговому классу базовые машины подразделяются:

на легкие — классов 1,4; 4 мощностью 55...70 кВт;

средние — классов 5; 6; 10; 15 мощностью 96... 156 кВт;

тяжелые — классов 50; 75; 100 мощностью 610... 880 кВт.

В зависимости от тягового класса, мощности и допустимых нагрузок тракторов и одноосных тягачей определяют основные параметры дорожно-строительных машин.

Базовые машины состоят из двигателя (силовой установки), трансмиссии, ходового устройства (ходовой части), системы управления, рабочего места машиниста, гидросистемы и вспомогательного оборудования.

Источником движущей силы базовой машины является двигатель, коленчатый вал которого через механизмы силовой передачи (трансмиссию) передает вращение и вращательное усилие (крутящий момент) гусеницам или ведущим колесам двигателя (ходового

устройства). В месте контакта движителя базовой машины с дорогой и создается тяговая сила. Величина этой тяговой силы ограничивается сцеплением гусениц или колес с грунтом.

Различают компоновку базовых тракторов с передним расположением двигателя и рабочим местом сзади, характеризуемую тремя преимуществами:

1) энергия от двигателя к ведущим элементам ходовой части

передается кратчайшим путем с небольшим КПД;

2) с рабочего места можно наблюдать за задними орудиями (рыхлителем, скрепером, грейдером);

3) обеспечен необходимый доступ к основным механизмам

трактора для осуществления технического обслуживания и ремонта.

Сзади двигателя в кабине размещено рабочее место, на котором расположены сиденье машиниста, рычаги управления двигателем, муфтой сцепления, коробкой передач, поворотом и тормозами трактора, а также гидрораспределителем. Для управления навесным и прицепным оборудованием в базовой машине используется гидропривод. Гидронасосы получают вращение непосредственно от двигателя спереди или сзади через дополнительный редуктор. Передние, боковые и задние гидроцилиндры рабочего оборудования подключены к гидросистеме трубопроводами. Сзади или сбоку, реже внутри кабины, размещают топливные баки.

Базовые колесные тракторы выпускают безрамной конструкции.

Спереди трактор опирается на передний, поддерживающий или ведущий мост с колесами. Передний мост крепят шарнирно к подрамнику двигателя для трехточечной подвески ходовой части. Это дает возможность всем четырем колесам находиться в постоянном контакте с рабочей поверхностью основания. В отличие от гусеничного трактора колесные базовые машины снабжены рулевым управлением, которое воздействует на передние колеса. Поворачивая их с помощью рулевого колеса и рулевого механизма налево и направо, управляют движением машины.

              2. Компоновка базовых одноосных тягачей показана на примере тягача МоАЗ-6014 (см. табл. 1.4). Все основные сборочные единицы (двигатель, коробка передач, ведущий мост) заключены в отдельные картеры и автономно установлены на раме. Такая компоновка при ремонте позволяет заменить одни сборочные единицы независимо от других. Двигатель находится в передней части тягача со смещением в правую сторону по ходу машины. Вызвано это необходимостью низкого размещения слева от него одноместной кабины с рабочим местом машиниста. Расположение сиденья машиниста, рулевой колонки, рычагов педалей управления с левой стороны позволяет хорошо видеть дорогу и в то же время способствует более компактной компоновке механизмов тягача.

Коробка передач размещена в задней части рамы тягача, а ведущий мост через подвеску закреплен на раме в средней ее части. Это улучшает устойчивость одноосного тягача. Седельно-сцепное устройство соединяет тягач со скреперным оборудованием, оно размещено над ведущим мостом.

Ходовые устройства представляют собой либо ходовую часть базовых машин (тракторов и тягачей) в сочетании с осями прицепного и полуприцепного рабочего оборудования, либо собственные элементы шасси одноковшовых экскаваторов, самоходных катков, передвижных компрессоров. Ходовое устройство предназначено для передвижения машин, передачи нагрузки от машины на опорную поверхность основания, обеспечения устойчивости машин, реализации тягового усилия через опорные элементы (движители).

У катков ходовое устройство одновременно является и рабочим органом.

В гусеничных базовых машинах ходовое устройство (ходовая часть) обеспечивает повышенную проходимость тракторов, экскаваторов, кранов-трубоукладчиков; служит опорной частью дорожно-строительной машины, обеспечивая ее передвижение и восприятие нагрузки при использовании машины по назначению. Основой гусеничной ходовой части является гусеница, которая представляет собой замкнутую цепь, состоящую из шарнирно соединенных разборных или неразборных звеньев.

Непосредственно гусеница выполнена в виде цепи, на звеньях которой прикреплены башмаки с грунтозацепами различной формы, или траки, шарнирно соединенные между собой.

Гусеничные ходовые части могут быть жесткими малоопорными, жесткими многоопорными, упругобалансирными и эластичными.

У жестких гусеничных ходовых частей оси опорных катков укреплены неподвижно на раме машины или гусеничной тележки, а у упругих— могут перемещаться, копируя все неровности опорной поверхности и улучшая тем самым сцепление машины с грунтом. Эластичную ходовую часть применяют на базовых гусеничных тракторах типа ДТ-75Н. Монтируют на их раме, где шарнирно установлены две коленчатые оси, на которые воздействуют пружины механизма натяжения. На подшипниках осей свободно вращаются направляющие колеса, которые поддерживают гусеницы в натянутом положении. С двух сторон рамы шарнирно закреплены по две балансирные каретки, с помощью которых базовый трактор опирается на гусеничную цепь.

Гусеничные цепи расположены снаружи рамы. Каждая из них замкнута. Нижняя ветвь гусеничной цепи опирается на грунт и входит в зацепление с ним с помощью почвозацепов. Верхняя ветвь

1усеницы опирается на поддерживающие катки.

Раму базового гусеничного трактора выполняют жесткой; она состоит из двух продольных лонжеронов, которые связаны между собой жестко передним и задним брусьями. Рама трактора представляет собой единую объемную металлоконструкцию, на которой размещены детали ходовой части (ходового устройства).

Балансирная каретка для опоры базового трактора на гусеничную цепь состоит из внутреннего и наружного балансиров, которые шарнирно соединены между собой осью. В головках каждого балансира предусмотрены опоры, в отверстиях которых запрессованы оси для установки опорных катков. Каждая каретка имеет четыре безребордных катка, которые свободно вращаются на подшипниках, установленных на осях. Чтобы предупредить попадание грязи во внутренние полости катков, в которых размещены подшипники, снаружи установлены резиновые уплотнения. При движении гусеницы по неровностям рабочей площадки каретка огибает их, вращаясь относительно оси, и поглощает удары и толчки путем сжатия пружин балансирами. К недостаткам гусеничных ходовых устройств дорожно-строительных машин следует отнести большую массу (до 40 % общей массы машины), сложность конструкции, интенсивное изнашивание, малую транспортную скорость (до 12 км/ч) и недопустимость передвижения по дорогам с усовершенствованными покрытиями во избежание порчи последних.

Базовые колесные тракторы и одноосные тягачи снабжены однотипным ходовым устройством (ходовой частью), которое включает в себя раму, подвеску и колеса.

Рама одноосного тягача представляет собой сварную конструкцию, состоящую их трех продольных лонжеронов и трех поперечных связей, замыкающих лонжероны. Передняя связь служит бампером (иными словами — буфером) одноосного тягача. Средняя поперечина представляет собой мощную балку коробчатого сечения, в которой предусмотрено сверление для установки пальцев продольной оси седельно-сцепного устройства. На лонжеронах предусмотрены кронштейны и места крепления двигателя, коробки передач, подвески и других элементов тягача.

Подвеску устанавливают в самоходных дорожно-строительных машинах, работающих в тяжелых дорожных условиях и испытывающих вертикальные колебания и удары от неровностей дороги.

Для снижения воздействия колебаний и ударов на машиниста применяют эластичную подвеску, гасящую их. Колеса воспринимают массу машины, вертикальные нагрузки обеспечивают реализацию силы тяги и движение тракторов и тягачей. Устанавливают колеса на ступицы мостов. Базовые колесные тракторы снабжены четырьмя колесами, одноосные тягачи — двумя.

Колеса базового трактора могут быть ведущими и направляющими (поворотными). Общее количество колес и их назначение определяется колесной формулой базовой машины.

 

 

Вопросы для закрепления:

1. Как подразделяются базовые машины по тяговому классу?

2. Назовите недостатки гусеничных ходовых устройств?

 

Преподаватель:                                         Денисов В.Г.

 

Дата проведения: 06.09.2023


 

План – конспект урока по ПМ

План – конспект урока по ПМ

Базовые машины состоят из двигателя (силовой установки), трансмиссии, ходового устройства (ходовой части), системы управления, рабочего места машиниста, гидросистемы и вспомогательного оборудования

Базовые машины состоят из двигателя (силовой установки), трансмиссии, ходового устройства (ходовой части), системы управления, рабочего места машиниста, гидросистемы и вспомогательного оборудования

У катков ходовое устройство одновременно является и рабочим органом

У катков ходовое устройство одновременно является и рабочим органом

Подвеску устанавливают в самоходных дорожно-строительных машинах, работающих в тяжелых дорожных условиях и испытывающих вертикальные колебания и удары от неровностей дороги

Подвеску устанавливают в самоходных дорожно-строительных машинах, работающих в тяжелых дорожных условиях и испытывающих вертикальные колебания и удары от неровностей дороги
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
13.07.2024