План-конспект урока по обществознанию: «Мораль»
8 класс.
Цели:
Задачи урока:
образовательные: рассмотреть содержание понятия “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”; подвести учащихся к осознанию важности соблюдения моральных норм, правил и последствий их нарушения; выяснить сходство и отличие морали и права.
развивающие: развивать свои умения анализировать конкретные ситуации с позиций норм морали, продолжить развивать умение анализировать, сравнивать, участвовать в беседе, рассуждать и делать выводы, работать с текстом учебника, актуализировать ранее изученное, составлять таблицу; умение анализировать свои поступки, поведение, события своей жизни; формировать у учащихся умение приводить примеры различных жизненных ситуаций.
воспитывающие: воспитывать в учащихся нравственные качества, потребность в хороших поступках, содействовать воспитанию уважения к моральным нормам.
Основные понятия: “мораль”, “моральный поступок”, “золотое правило нравственности”, “нравственные ценности”.
Оборудование: доска, учебник “Обществознание” 6 класс под редакцией А.И.Кравченко, Е.А.Певцова, заготовки схем для синквейна, заготовки лепестков ромашки, игровое поле для игры в “Крестики- нолики”, карточки со словами.
Тип урока: урок изучения и закрепления нового материала.
Ход урока
1. Организация урока.
2. Подготовка к изучению нового материала.
- Итак, хочется начать наш урок с притчи “Яма”. Послушайте её внимательно. (Учитель читает, а дети слушают)
Притча “Яма”
“Однажды пастух обидел одного человека, а тот затаил на него злобу и решил отомстить ему. Он знал, что обидчик пасет животных в определенном месте, где почти никто не ходит, и решил воспользоваться этим: выкопать глубокую яму, чтобы пастух упал в нее. Поздней ночью человек начал копать. Когда он копал, то представлял себе, как его обидчик попадает в яму и, может быть, что-нибудь себе сломает, или умрет в ней, не имея возможности вылезти оттуда. Или, по крайней мере, в яму упадет его корова, овца или, на худой конец, коза. Долго и упорно он копал, мечтая о мести, не замечая, как яма становилась все глубже и глубже. Но вот забрезжил рассвет, и он очнулся от своих мыслей. Каково же было его отчаяние, когда он увидел, что за это время выкопал такую глубокую яму, что сам не сможет вылезти из нее”.
- Какое отношение она имеет к сегодняшнему уроку?
3. Новая тема.
- Мы живем в обществе, в котором существуют определенные ценности. Практически ежедневно мы стоим перед выбором - протянуть руку помощи своему другу или сделать вид, что это тебя не касается, пройти мимо бездомной собаки или накормить ее, угостить товарища своим завтраком или съесть его самому, навредить человеку, или простить его. Чтобы понять, какой выбор нужно сделать, мы опираемся на два регулятора: мораль и право. Они указывают как нам себя вести.
- С какими из этих двух слов вы уже знакомы? (Право)
- С правом мы уже знакомы, а с таким регулятором, как мораль - мы сегодня и познакомимся.
- Откройте тетради, запишите тему урока “Мораль”. (Записывают тему урока в тетради)
- План нашего урока вы видите на доске.
1. Что такое мораль?
2. Признаки морали.
3. Нравственные (моральные) ценности.
4. Золотое правило нравственности.
- Давайте исходя из плана сформулируем цель нашего урока. (Узнаем что такое мораль, для чего она существует, каковы ее признаки, что представляет собой нравственный человек.)
- Итак, с чего начнем? (С определения мораль)
- Ребята, какие ассоциации у вас возникают при слове “мораль”? Пусть каждый подумает о собственном понимании морали и попробует найти ключевые термины, характеризующие это чувство (хорошее, доброе, правильное).
(Высказывают свои ассоциации: хорошее, доброе)
- Давайте посмотрим, какое определение дается в учебнике на странице 146.
Мораль - нравственные правила поведения, основанные на представлениях людей о хорошем и плохом, о добре и зле, о справедливости, долге, чести и совести и др.
(Записывают определение в тетради)
- И так право тоже контролирует поведение человека.
- Что такое право?
Право - система общеобязательные правил поведения, установленных государством.
- Что объединяет эти понятия, а что отличает?
Задание: приведите примеры, где человек сталкивается с моралью и правом. (Н-р. Катя доверила подруге важный секрет, а подруга Маша рассказала о нем всему классу – мораль). Вадим угнал автомобиль, и совершая очередной угон, он был задержан сотрудниками милиции (право).
- Давайте сравним этих два регулятора жизни- право и мораль и заполним результат в таблице.
- На доске представлен шаблон таблицы, перенесите ее в тетрадь.
(Чертят таблицу в тетрадь)
- У меня есть карточки, которые нужно правильно распределить по колонкам.
(Распределяют карточки по колонкам, обращаясь за помощью к учебнику. Работают с текстом учебника.)
- А сейчас давайте посмотрим были ли вы правы, стр.146-147.
Мораль и право
Вопросы для сравнения |
Право |
Мораль |
Кто вырабатывает |
Государство |
Общество |
Где закреплено? |
В законах государства |
Нет письменного закрепления |
Каковы последствия нарушения? |
Наступает юрид. ответственность |
Общественное осуждение, критика, “угрызение” совести |
Выполнение |
Обязательно |
Не обязательно |
Что регулирует? |
служат для регулирования и оценки поступков человека. |
- Итак, каковы же признаки морали? Давайте их запишем в тетрадь.
(Выписывают в тетради признаки морали из таблицы.)
- Чему учит это правило? (Прежде чем сделать что либо, нужно оценить последствия поступка и задать себе вопрос каково было бы мне, если бы так поступили со мной?)
- Давайте запишем его в тетрадь, выделим цветной ручкой
-Ч то необходимо для того, что бы золотое правило нравственности действовало в твоей жизни? (Задумываться о своих поступках, любить людей как самого себя, любить самого себя)
- А каковы черты морального человека?
Задание: работая в парах составьте черты, качества высокоморального человека. Воспользуйтесь для помощи учебником на странице 147-148.
- Каждая пара предложит черту, которая должна принадлежать нравственному человеку. Для этого у каждого на парте лежит лепесток ромашки. Запишите характеристику этого человека. (Милосердие, совестливый, добрый, честный, справедливый, благородный, порядочный, бескорыстный, честность, воспитанность, ответственность, доброжелательность, почтительность, законопослушание)
(Работают с ромашкой, каждая пара записывает характеристику высоконравственного человека на лепесток ромашки.)
Ромашка оформляется на доске.
- Трудно соответствовать моральному человеку?
- А нужно это человеку?
- Зачем?
4. Закрепление изученного
Задание: составить синквейн. Синквейн- 5стишие, которое в виде кратких выражениях отражает тему урока и которое пишется по определенным правилам. Учитель объясняет правила составления синквейна, раздает заготовки для его написания.
(На выданных заготовках составляют синквейн. Желающие зачитывают, и все сдают на проверку.)
Игра “Крестики-нолики”. Раздает заготовки игрового поля.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Вопросы для игры “Крестики-нолики”.
1. Выбирая между добром и злом человек делает моральный выбор (да).
2. Быть моральным это значит отвечать за свои поступки, совершать добрые делам (да).
3. Мораль представляет собой нормы, установленные государством (нет).
4. Высоконравственным считают человека честного, воспитанного, почтительного к старшим, ответственного за свои поступки и т.д. (да).
5. Нравственные поступки требуют наград, слова благодарности (нет).
6. Золотое правило нравственности учит нас относиться к людям так, как хотим мы, что бы относились к нам (да).
7. Мораль и право регулируют поведение человека в обществе (да).
8. Нарушение моральных норм наказывается общественным мнением (да).
9. Выполнение норм морали обязательно (нет).
5. Итог урока.
- Итак, давайте сейчас посмотрим , что мы узнали на уроке, чему научились.
Вы видите на доске начало фраз, их необходимо продолжить.
Подумайте, пожалуйста, пол минутки, и мы начнем.
(Ребята по желанию высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске.)
6. Домашнее задание. Параграф 22, найти поговорки, пословицы, высказывания по теме.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.