План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс
Оценка 4.9

План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс

Оценка 4.9
Документация
doc
окружающий мир
8 кл—11 кл
22.01.2021
План-конспект урока по окружающему миру. 4 класс
В разработке урока вы можете найти материал для окружающего мира по теме: "Русь расправляет крылья"
ПЛАН КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖ. МИР. 4 КЛ.doc

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Пристанционная средняя общеобразовательная школа муниципального образования Арсеньевский район»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План-конспект открытого урока

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

4 класс

 

          

 

 

 

 

 

 

                                                                 Учитель: Хныкина Р.В.

                                        

                                           

 

 

 

 

 

 

2017 г.

ФИО: Хныкина Рита Владимировна.

 

Место работы:  Муниципальное образовательное учреждение «Пристанционная средняя образовательная школа Муниципального образования Арсеньевский район» Тульской области.

 

Должность: учитель начальных классов.

 

Предмет:  окружающий мир.

 

Класс: 4

 

Дата проведения урока: 25 февраля 2017 год, 2 урок.

 

Тема и номер в плане и четверти урока: Возрождение Руси после её разорения захватчиками в конце XIII – начале XIV века. Московская Русь. Князь Иван Калита – собиратель русских земель.,  45, 13.

 

Базовый учебник: Плешаков А.А., Крючкова Е.А. Окружающий мир. 4 класс. В 2-х частях. 2 часть. Москва: Просвещение, 2016 г.

 

Цель урока:  сформировать представления учащихся о возрождении Руси.

 

Задачи:

·        обучающие:

- познакомить с исторической личностью Ивана Калиты;

- способствовать усвоению знаний учащихся о возрождении Руси и появлению Московского княжества;

- организовывать деятельность учащихся по актуализации знаний о трудных временах на русской земле;

·        развивающие:

- развивать речь, умение делать выводы, обобщать;

- создавать условия для развития логического и творческого мышления;

- развитие устной диалогической и монологической речи;

·        воспитательные:

- воспитывать интерес к истории Отечества;

- содействовать формированию положительного отношения к учебной деятельности;

- содействовать пробуждению потребности в осуществлении взаимопомощи и сотрудничества при работе в парах и группах.

 

Тип урока: урок изучения нового материала.

 

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная.

 

Оборудование: учебник А.А.Плешакова, рабочая тетрадь, тесты для учащихся, ноутбук, экран, проектор, слайды к уроку, толковые словари, кроссворд, электронное приложение к учебнику,  рисунки лиц зелёного, жёлтого и красного цвета.

 

Личностные результаты

Метапредметные результаты

Предметные результаты

- формирование основ российской гражданс- кой идентичности, чувства гордости за свою Родину, российс- кий народ и его историю; становление гуманистических и демократических цен-ностных ориентаций;

- формирование уважи тельного отношения к иному мнению;

- развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич- ностного смысла учения;

- развитие этических чувств, доброжелатель ности и эмоционально –нравственной отзыв-чивости, понимания и сопереживания чувст-вам других людей;

- чувство любви к своей стране и её истории.

- овладение способно- стью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществ-ления;

- активное использова ние речевых средств и  средств информацион-ных и коммуникатив-ных технологий для решения познаватель- ных задач;

- использование различных способо сбора, обработки и передачи информации в соответствии с задачами  урока;

- овладение научными сведениями по теме урока.

- понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства  гордости  за свершения, открытия и победы своей страны;

- сформировать уважи-тельное отношение к истории России;

- понимание особой роли России в мировой истории и культуре;

- владение навыками причинно-следствен-ных связей в окружаю- щем мире.

 

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА:

1. Мотивационный этап.

Формирование УУД: на данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, на личностно значимом уровне (личностные УУД).

1) Организационный момент.

- Ребята посмотрите всё ли вы приготовили к уроку. На ваших столах учебники, рабочие тетради, ручки, простые карандаши, дневники, сообщения по теме урока.

2) Психологический настрой.

- У нас сегодня открытый урок, на котором присутствует много народа. 

Каждый день, всегда, везде,

На занятиях в игре

Смело, чётко говорим

И тихонечко сидим.

- Посмотрите на изображения на доске (на доске висят лица разного настроения). Какое лицо отражает ваше настроение в начале урока?

Дети делятся своим настроением.

 

2. Учебно-познавательная деятельность.

Формирование УУД: осознавать познавательную задачу, читать, извлекать нужную информацию; выявлять известное (познавательные УУД).

1) Актуализация знаний.

- Для повторения изученного материала проведём игру «Узнай историческую личность».

а) Этот князь правил во Владимиро-Суздальской земле. Вёл частые войны с соседями. Получил смешное прозвище за то, что хотел всё прибрать к своим рукам. (Юрий Долгорукий) слайды 1-3.

- Что ещё вам известно о Юрии Долгоруком?

Сообщение о Юрии Долгоруком.

б) Этот молодой и решительный новгородский князь застиг шведов врасплох и одержал победу на реке, в честь которой его так и прозвали. (Александр Невский) слайды 4-7.

- Что ещё вы знаете об Александре Невском?

Сообщение об Александре Невском.

в) Он родом из ростовских бояр. Основал Троицкий монастырь. Никому не отказывал в помощи: ни князьям, ни боярам, ни простому люду. (Сергий Радонежский) слайды 8-14.

- Расскажите, чем ещё известен Сергий Радонежский?

Сообщение о Сергии Радонежском.

2) Работа с исторической картой.

Найдите на карте Северо-Восточную Русь. Назовите её города.

3) Работа по учебнику.

- Прочитайте текст в учебнике на с.65-66 и ответьте на вопросы.

4) Блицопрос.

·        В каком году монголы напали на Русь? (в 1237 году)

·        Как стало называться государство монголов? (Золотая Орда)

·        Кто такой хан? (Правитель Золотой Орды)

·        Почему Русь не смогла дать отпор полчищам Батыя? (Древняя Русь была разобщена и князья никому не хотели подчиняться)

·        Какая новая угроза нависла над Русью? (С северо-запада напали шведы и немецкие рыцари-крестоносцы)

·        Когда состоялась битва на Неве? (начало июля 1240 года)

·        Кто возглавил русскую дружину? (Князь Александр Невский)

·        Как прозвали князя Александра после победы над шведами? (Невский)

·        Когда состоялась битва на Чудском озере? (5 апреля 1242 года)

·        Назовите города, которые стали наиболее безопасными для жизни. (Москва, Тверь, Ярославль)

·        Почему они были более безопасными? (Они располагались далеко от Орды)

- В этих городах стали возрождаться ремёсла. Возле города Радонежа даже возник монастырь. Развитие городов, ремёсел, возникновение монастыря рядом с городом Радонежем говорят о том, что Русь возрождалась, расправляла крылья.

 

3. Самоопределение к деятельности.

Формирование УУД: осознавать познавательную задачу, читать, извлекая нужную информацию, выявлять неизвестное (познавательные УУД); принимать и сохранять учебную задачу, работать с терминологическим словариком (регулятивные УУД).

1) Кроссворд (на доске).

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

1. Имя новгородского князя, который получил прозвание Невский. (Александр.) 2. Натуральный или денежный побор, который выплачивала Русь. (Дань.) 3. Название государства монголов. (Золотая Орда.)  4. Способ боевого построения рыцарей-крестоносцев. (Клин.) 5. Синоним слова «бой». (Битва.) 6. Река, на которой 15 июля 1240 г. были разбиты шведы. (Нева.)

(Ключевое слово в выделенных клетках: Калита).

2) Словарная работа.

- Найдём в толковых словарях значение данного слова. (Калита – кожаный мешочек для хранения денег, который прикрепляли к ремню. Современное слово – кошелёк).

- Проблемный вопрос: какое отношение слово «Калита» имеет к теме нашего урока? Прочитайте тему урока, записанную на слайде. Слайд 15.

 

4. Этап изучения нового материала.

Формирование УУД: извлекать нужную информацию, рассказывать с помощью иллюстраций в учебнике о Москве времён Ивана Калиты (познавательные УУД); участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения (коммуникативные УУД); принимать и сохранять учебную задачу, планировать в сотрудничестве с учителем и одноклассниками необходимые действия (регулятивные УУД).

1) Вступление в тему.

- Сегодня мы поговорим о московском князе Иване Даниловиче. По прозвищу Калита. Посмотрите на экран. Слайд 16. (На слайде запись: Иван Калита правил с 1325 г. по 1340 г.).

- Каждый год в Москве собиралась ярмарка. Торг был богатый, разнообразный, шумный. Продавали здесь воск, шерсть, шёлк, холст, мёд, яблоки, крупу, птицу, молоко. Кто-то приходил на ярмарку покупать. А кто-то просто потолкаться. Кого здесь только можно было не встретить! И длиннобородых бояр, и крестьян из ближних сёл.

Часто на ярмарке можно было видеть невысокого человека в одежде боярина. На поясе у него висел кожаный мешок, который в старину назывался Калита. Слайд 17.  Это был московский князь Иван Калита.

- Вы подготовили небольшие сообщения об Иване Калите. Давайте внимательно послушаем ваши выступления.

2) Сообщения учащихся.

Горохов Даниил:

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим. Слайд 18

Мартынова Виктория:

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь ещё более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укреплённый город. Слайд 19

 

Зарайская Анна:

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но ещё и делал богатые подарки хану. Иван Данилович прочно вошёл в доверие к золотоордынскому хану.

Челышева Сабина:

В то время Иван сдружился с митрополитом, который управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире.  Калита упросил его переехать в Москву. Митрополит переселился. С тех пор к Москве как духовной столице стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого была прибыль и почёт.

Хижнякова Валерия:

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить её. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно. Что народ волнуется и бьёт татар. Тверской князь и в самом деле забыл об опасности и сгоряча позволил тверянам умертвить послов хана.

Калита знал, что Тверь дорого поплатиться за свою горячность, и, не медля, поскакал в Орду. Хан. Страшно озлобленный на тверян, принял Ивана милостиво, назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но разбил заодно и другие княжества Русской земли и,  таким образом, покончил со всеми врагами Москвы.

Ларичкин Никита:

Сделавшись великим князем, Калита ещё чаще стал ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошёл в большую милость к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому  князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повёл это дело так ловко, что и татары были довольны. И его собственная казна пополнялась. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно – там брал силою. Московское княжество год от года всё росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси. Слайд 20

Худяков Иван:

При Иване Калите прекратились губительные ордынские нашествия. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать и сращивать с Москвою разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси. Слайд 20

 

5. Физкультминутка.

Мышечная релаксация.

Цель: способствовать сохранению здоровья школьников, укреплению мышечного тонуса.

Реснички опускаются, глазки закрываются.

Мы спокойно отдыхаем, сном волшебным засыпаем.

Дышится легко … ровно … глубоко…

Наши руки отдыхают, ноги тоже отдыхают,

Отдыхают, засыпают.

Шея не напряжена, расслаблена.

Губы чуть приоткрываются, всё чудесно расслабляется.

Дышится легко… ровно… глубоко.

(Пауза 1 минута)

Мы спокойно отдыхали, сном волшебным засыпали,

Но пора уже вставать. Крепче кулачки сжимаем,

Их повыше поднимаем. Потянуться! Улыбнуться!

Всем открыть глаза и красиво сесть.

 

6. Этап углубления изученных знаний.

Формирование УУД: донести свою точку зрения до других,  научиться находить ответы на вопросы в учебнике (коммуникативные УУД); обсуждать, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления, выполнять задания из электронного приложения (познавательные УУД); формулировать выводы из изученного материала (регулятивные УУД).

1) Работа с учебником.

- Прочитаем статью в учебнике с.66-68. Ответьте на вопросы.

·        Как при Иване Калите стали называть крепость? (Кремль) 

Слайд 21

·        Какими  стенами его обнесли? (Дубовыми) Слайд 22

·        Что получили в наследство от Ивана Калиты московские князья? (Шапку Мономаха)  Слайд 23

- Московские великие князья и цари во время торжественных выходов и приёмов обязательно имели при себе особые знаки власти – регалии. В одной руке монарх держал скипетр, в другой – круглую державу, а его голову венчала своеобразная и очень дорогая шапка. Это и была шапка Мономаха. Сверху она увенчана крестом, а внизу отделана собольим мехом.

Все эти три регалии вместе назывались «большой наряд». Слайд 24 Где вы могли видеть большой наряд? (В фильмах, мультфильмах)

2) Выполнение заданий в рабочей тетради.

Формируемые УУД: осознавать своё единство с окружающим миром (личностные УУД); согласование своих интересов и взглядов для работы в группе (коммуникативные УУД).

Р а б о т а   в   г р у п п е

- с.22 №1. Найдите одно неверное утверждение. (Дети выполняют задание самостоятельно, а потом обмениваются тетрадями и проверяют друг у друга)

- Самостоятельно выполните задание 2 с.22-23 (отгадайте слова на букву «к»). Выполните задания 3 и 4 на с.23. Что это за монастырь в №3? Где на рисунке шапка Мономаха?

3) Выполнение заданий на электронном приложении.

 

7. Итог урока.

Формируемые УУД: соотнесение результата своей деятельности с целью, ценностное отношение к жизни (регулятивные УУД); формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы, оценивать достижения на уроке (познавательные и личностные УУД).

-Какова была цель урока? Что вы узнали на уроке?

Ответы детей.

 

8. Домашнее задание. Слайд 25

- Откройте дневник и запишите задание на дом на 27 февраля:

с.65-69 (прочитать текст, ответить на вопросы, выполнить задания 1 и 2),  подготовить сообщения о возникновении Москвы и Кремля.

- Как вы думаете, на какие оценки вы сегодня поработали?

Учащиеся оценивают себя.

 

9. Рефлексия настроения и эмоционального состояния.

- Теперь посмотрите на доску и выберите рисунок, который сейчас отражает ваше настроение на уроке.

Учащиеся выбирают рисунок.

- Хорошо, что все вы на уроке работал с хорошим настроением.

- Спасибо вам за урок. Все свободны.

 

 

Дополнительный материал к уроку.

Юрий Долгорукий.

В 1054 г. умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свои владения, за что и прозвали его Долгоруким.  С его именем связана одна легенда.

Ехал как-то Долгорукий со своей дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. И вдруг увидел князь Юрий зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудища не стало. Один старец разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град». Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, - земля сия под град новый отведена!» И в 1147 г. на этом месте был основан город Москва, которому было суждено стать столицей великого российского государства.

 

Александр Невский.

В то время когда золотая Орда разоряла Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году, шведский король отправил большое войско на новгородцев.

Шведский военачальник Биргер привёл войско в устье реки Невы и отправил послов к князю Александру. С рассвета до темна длился бой. Сам Александр бился с Биргером. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру после этой битвы дали прозвание Невского. А было князю всего 20 лет.

 

Сергий Радонежский.

В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Он был добрый и хороший мальчик, только ему никак не давалась грамота. Однажды с пастбища у родителей не вернулась корова, и послали мальчика разыскать её. Ходил-бродил Варфоломей пол лесу, пока не заблудился.

И вдруг он увидел старца-монаха. Расспросил его монах о том, что его тревожит. Рассказал ему мальчик, что не даётся ему грамота. Помолился старец и сказал, что теперь у Варфоломея всё будет в порядке. Поблагодарил мальчик старца и с тех пор решил, что тоже посвятит свою жизнь Богу и будет помогать людям. Когда Варфоломей стал монахом, ему дали новое имя Сергий.

Ушёл Сергий в лес и долго молился. К нему стали приходить люди, оставались в его обители и служили Богу. Уважали Сергия на Руси. Был он скромен, много трудился и призывал к труду других людей. Многие люди и даже князья обращались к нему за советом. Это Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву на Куликовом поле.

Память о Сергии сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице- Сергиева лавра, а город, где стоит этот монастырь называется Сергиев Посад. Там поставили памятник Сергию Радонежскому.

 

 

 

 

 

 

 

План урока.

Этап урока

Название исполь- зуемых ЭОР

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время (в мин)

 

 

 

 

I

 

 

 

 

 

Мотивацио

нный этап

 

Учитель мотивирует учащихся на продуктивную работу на уроке

 

Психологически настраивает на цель урока

 

 

Учащиеся проверяют готовность к уроку

 

Настраиваются на продуктивную работу с помощью выбора «лица» определённого цвета

 

Объясняют своё мнение

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

II

 

 

 

 

 

 

 

Учебно – познавательная деятель-ность

 

 

 

 

 

ЭОР 1 «Слайды 1-14»

Актуализирует знания учащихся через игру «Узнай личность»

 

Демонстрирует слайды с историческими личностями

 

Направляет деятельность по работе с исторической картой

 

Проводит блицопрос по тексту учебника

 

Учащиеся узнают историческую личность

 

 

Дополняют своими сведениями об этих персонажах

 

Находят на исторической карте Северо- Восточную Русь, называют города

 

Читают текст в учебнике на с.65-66, отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

 

ЭОР 3 мин

 

 

 

 

 

 

Всего:

8 мин

 

 

 

 

III

 

 

 

 

 

 

Самоопреде- ление к деятель-

ности

 

 

 

 

 

ЭОР 2 «Слайд 15»

 

 

 

 

 

 

Представляет ЭОР с целью выявления проблемного вопроса: какое отношение к теме урока имеет калита

 

Решают кроссворд и отгадывают выделенное слово

 

Находят ответ на проблемный вопрос

 

Ищут значение слова в толковом словаре

 

Читают тему урока на слайде и в учебнике

 

 

 

 

 

ЭОР 1 мин

 

 

Всего

5 мин

 

 

 

 

IV

 

 

 

 

 

Этап изучения нового материала

ЭОР 4 «Слайд 16»

 

 

 

 ЭОР 5 «Слайд 17»

 

 

ЭОР 6 «Слайды 18-20»

Демонстрирует слайд «Иван Калита» с целью вовлечения учащихся в новую тему

 

Демонстрирует слайд «Сумка калита»

 

 

 

Демонстрирует слайды по сообщениям учащихя

 

Выясняют личность Ивана Калиты через просмотр слайда и рассказ учителя

 

 

Просматривают слайд и выявляют, почему князя так прозвали

 

Выступают с сообщениями по теме урока

 

 

 

 

 

ЭОР 3 мин

 

 

 

 

 

Всего

10 мин

 

V

 

 

Физкульт-минутка

 

Способствует сохранения здоровья учащихся и укреплению мышечного тонуса

Выполняют физические упражнения по укреплению мышечного тонуса

 

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

VI

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап углубления и закрепле-ния знаний

 

 

 

 

ЭОР 7 «Слайды 21. 22, 23»

 

 

 

ЭОР 8 «Слайд 24»

 

 

 

ЭОР 9 «Выпол- нение заданий в электрон. прилож.»

Предлагает прочитать материал учебника

Разъясняет новые понятия по теме урока

 

 

Объясняет значение понятия «большой наряд», демонстрируя слайд с регалиями монархов

 

Организует на основе ЭОР самостоятельную деятельность учащихся в новых условиях.

 

Учаться находить ответы на вопросы учителя в учебнике

Обсуждают, какие личные качества Ивана Калиты сыграли роль в успехе его правления

Выполняют задания в рабочей тетради

Проверяют выполнение заданий в парах

 

Учащиеся   выполняют интерактивное задание.

Представляют результат классу. Результат обсуждается.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЭОР 2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Всего

12 мин

 

 

 

 

 

VII

 

 

 

 

 

 

 

Итог урока

 

Выясняет, что узнали, какова была цель урока

 

 

 

 

 

 

 

Задаёт вопросы с целью выяснения изученности материала

Соотносят результат своей деятельности с целью урока

 

Формулируют выводы по изученному материалу

 

Отвечают на итоговые вопросы

 

 

Оценивают достижения на уроке

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин

 

 

VIII

Рефлексия настроения и эмоционального состояния

 

Учитель просит ребят выбрать ещё раз рисунок на доске и поделиться своим настроением в конце урока

Учащиеся  выбирают рисунки и поясняют свой выбор

 

 

 

3 мин

 

Домашнее задание. Слайд 25

- Откройте дневник и запишите задание на дом на 27 февраля:

с.65-69 (прочитать текст, ответить на вопросы, выполнить задания 1 и 2),  подготовить сообщения о возникновении Москвы и Кремля. –  ЭОР 1 мин

 

Длительность урока: 45 минут. ЭОР: 10 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Горохов Даниил:

Московскому князю Ивану Даниловичу народ дал меткое прозвище Калита. Так на Руси называли кожаную сумку для денег. Калитой окрестили князя по двум причинам. Во-первых, ему удалось скопить и утаить от жадных ордынских ханов немало золота и серебра. Во-вторых, Иван Данилович постоянно носил на поясе кошель с монетами для раздачи бедным и нищим. Слайд 18

 

Мартынова Виктория:

Иван Калита приходился внуком знаменитому князю Александру Невскому. Во владение ему достался глухой, затерянный в лесах городок Москва и семь ещё более мелких городов. Но со временем крохотное княжество Ивана Калиты так разрослось, что стало самым большим и сильным среди русских земель, а Москва превратилась в богатый, хорошо укреплённый город. Слайд 19

 

Зарайская Анна:

При Иване Калите правитель Золотой Орды не посылал войска против Московского княжества. Хан был доволен русским князем. Иван Калита не только исправно платил дань, но ещё и делал богатые подарки хану. Иван Данилович прочно вошёл в доверие к золотоордынскому хану.

 

Челышева Сабина:

В то время Иван сдружился с митрополитом, который управлял всеми церковными делами на Руси, и хотя считался киевским, но жил не в Киеве, а больше во Владимире.  Калита упросил его переехать в Москву. Митрополит переселился. С тех пор к Москве как духовной столице стала тянуться вся Русская земля. К митрополиту начали ездить и духовные власти, и разные другие люди со всех концов Руси. А Москве от этого была прибыль и почёт.

 

Хижнякова Валерия:

Среди этих забот Иван зорко следил за Тверью и ждал случая, чтобы погубить её. Вдруг пронеслась весть, что в Твери неладно. Что народ волнуется и бьёт татар. Тверской князь и в самом деле забыл об опасности и сгоряча позволил тверянам умертвить послов хана.

Калита знал, что Тверь дорого поплатиться за свою горячность, и, не медля, поскакал в Орду. Хан. Страшно озлобленный на тверян, принял Ивана милостиво, назвал великим князем и отрядил с ним часть Орды для расправы с Тверью. Калита не только опустошил Тверь, но разбил заодно и другие княжества Русской земли и,  таким образом, покончил со всеми врагами Москвы.

 

 

 

 

Ларичкин Никита:

Сделавшись великим князем, Калита ещё чаще стал ездить в Орду, говорил там льстивые речи, постоянно возил подарки и вошёл в большую милость к хану. Удельные князья видели это, и ни один из них не смел спорить с Иваном, все слушались и боялись его. Хан совсем вверился московскому  князю и поручил ему собирать дань со всей Русской земли. Калита повёл это дело так ловко, что и татары были довольны. И его собственная казна пополнялась. Тогда он стал покупать у других князей их волости, а где было возможно – там брал силою. Московское княжество год от года всё росло и крепло, а к концу жизни Ивана стало самым большим и сильным на Руси. Слайд 20

 

Худяков Иван:

При Иване Калите прекратились губительные ордынские нашествия. Благодаря этой передышке Русь получила возможность начать собирать силы, чтобы позднее дать чужеземным захватчикам решительный отпор. Таким образом, Калита первый из князей понял, что главная причина бессилия Русской земли и всех её бедствий – уделы, и начал губить их беспощадно. Он первый стал собирать и сращивать с Москвою разрозненные части Русской земли, поэтому его и называют первым собирателем Руси. Слайд 20

 

Дополнительный материал к уроку.

Юрий Долгорукий.

В 1054 г. умер князь Ярослав Мудрый. Перед смертью он разделил русскую землю между своими внуками и сыновьями. Самым сильным было Владимиро-Суздальское княжество. Внук Ярослава Мудрого стремился расширить свои владения, за что и прозвали его Долгоруким.  С его именем связана одна легенда.

Ехал как-то Долгорукий со своей дружиной по лесу дремучему. Тихо было в лесу. И вдруг увидел князь Юрий зверя о трёх головах, огромного и лохматого. Взмахнул князь мечом булатным, и чудища не стало. Один старец разъяснил князю видение так: «Явление зверя диковинного – знамение тебе, великий князь. Говорит о том, что суждено тебе на этом месте воздвигнуть новый град». Выехал князь на пригорок, и взору его предстало село Красное боярина Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул Долгорукий, - земля сия под град новый отведена!» И в 1147 г. на этом месте был основан город Москва, которому было суждено стать столицей великого российского государства.

 

Александр Невский.

В то время когда золотая Орда разоряла Русь, в Новгороде княжил Александр, сын великого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были отстаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году, шведский король отправил большое войско на новгородцев.

Шведский военачальник Биргер привёл войско в устье реки Невы и отправил послов к князю Александру. С рассвета до темна длился бой. Сам Александр бился с Биргером. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатёр упал, шведы дрогнули и побежали к кораблям. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей.

Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру после этой битвы дали прозвание Невского. А было князю всего 20 лет.

 

Сергий Радонежский.

В городе Радонеже жил с родителями мальчик. Звали его Варфоломеем. Он был добрый и хороший мальчик, только ему никак не давалась грамота. Однажды с пастбища у родителей не вернулась корова, и послали мальчика разыскать её. Ходил-бродил Варфоломей пол лесу, пока не заблудился.

И вдруг он увидел старца-монаха. Расспросил его монах о том, что его тревожит. Рассказал ему мальчик, что не даётся ему грамота. Помолился старец и сказал, что теперь у Варфоломея всё будет в порядке. Поблагодарил мальчик старца и с тех пор решил, что тоже посвятит свою жизнь Богу и будет помогать людям. Когда Варфоломей стал монахом, ему дали новое имя Сергий.

Ушёл Сергий в лес и долго молился. К нему стали приходить люди, оставались в его обители и служили Богу. Уважали Сергия на Руси. Был он скромен, много трудился и призывал к труду других людей. Многие люди и даже князья обращались к нему за советом. Это Сергий Радонежский благословил князя Дмитрия на битву на Куликовом поле.

Память о Сергии сохранилась в веках. В его честь основанный им монастырь получил название Троице- Сергиева лавра, а город, где стоит этот монастырь называется Сергиев Посад. Там поставили памятник Сергию Радонежскому.


Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пристанционная средняя общеобразовательная школа муниципального образования

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Пристанционная средняя общеобразовательная школа муниципального образования

ФИО: Хныкина Рита Владимировна

ФИО: Хныкина Рита Владимировна

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах, индивидуальная

Формирование УУД: на данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, на личностно значимом уровне (личностные

Формирование УУД: на данном этапе происходит вовлечение учащихся в деятельность, на личностно значимом уровне (личностные

В каком году монголы напали на

В каком году монголы напали на

Найдём в толковых словарях значение данного слова

Найдём в толковых словарях значение данного слова

При Иване Калите правитель Золотой

При Иване Калите правитель Золотой

Цель: способствовать сохранению здоровья школьников, укреплению мышечного тонуса

Цель: способствовать сохранению здоровья школьников, укреплению мышечного тонуса

Найдите одно неверное утверждение

Найдите одно неверное утверждение

Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул

Степана Кучки. «Эй, боярин! – грозно крикнул

План урока. № Этап урока

План урока. № Этап урока

ЭОР 2 «Слайд 15» Представляет

ЭОР 2 «Слайд 15» Представляет

VI Этап углубления и закрепле-ния знаний

VI Этап углубления и закрепле-ния знаний

Горохов Даниил: Московскому князю

Горохов Даниил: Московскому князю

Ларичкин Никита: Сделавшись великим князем,

Ларичкин Никита: Сделавшись великим князем,

Шведский военачальник Биргер привёл войско в устье реки

Шведский военачальник Биргер привёл войско в устье реки
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2021