План- конспект урока по предмету «Литературное чтение» по произведению А.И.Куприна "Слон"

  • docx
  • 11.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала КОНСПЕКТ УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.docx

Бабак С.А. гр.02021851

 

План- конспект урока по предмету «Литературное чтение»

 

УМК «Школа России», 3 класс, часть 1

Тема урока: А.И. Куприн «Слон»  

Тип урока: урок «открытия» новых знаний по ФГОС

Цель урока: создать условия на уроке для формирования читательской грамотности по изучению творчества А.И. Куприна, рассказа «Слон», применяя творческие задания, разнообразные приёмы, развивать речь у обучающихся.

Предметные задачи:

Образовательные:

Способствовать формированию читательской компетенции; умения прогнозировать содержание читаемого текста, опираясь на иллюстрации; обогащения словарного запаса через работу со словарем; создать условия для обучения работе с текстом, используя для этого различные творческие задания, сочетая коллективную и индивидуальную работу;

содействовать формированию навыков правильного, выразительного чтения; формированию умения выделять необходимую информацию (определять жанр произведения; рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки и характер); обучать анализу художественного произведения с эстетических позиций (продолжать работу по формированию читательских умений анализировать художественное произведение).

Развивающие:

Содействовать развитию речевой культуры учащихся; развитию и обогащению речи учащихся, артикуляционного аппарата, дикции; развитию умения анализировать художественное произведение с эстетических позиций; развитию связной речи учащихся (умение самостоятельно ставить вопросы к прочитанному; умения выражать свою точку зрения в соответствии с заданиями к тексту произведения); содействовать развитию выразительности чтения и рассказывания;  развитию творческих способностей учащихся.

Воспитательные:  

Способствовать воспитанию интереса к детской литературе; чувства сострадания к ближнему, любви  к животным; воспитанию нравственных качеств личности в соответствии с идейной направленностью произведения (доброта, смелость, решительность); воспитанию интереса к творческой деятельности; устойчивого желания и стремления читать доступную возрасту литературу.

Планируемые результаты: способствовать формированию личностных УУД- эмоционального отношения к чертам характера и поступкам людей на примере героев литературных произведений различных жанров и форм.

Предметные: познакомить обучающихся с произведением А.И.Куприна «Слон»; научиться осуществлять с уровня событий восприятия произведения к пониманию главной мысли; научиться понимать главную мысль произведения и позицию героев; анализировать информацию, представленную в разных видах.

Метапредметные:

Познавательные: определять тему и главную мысль (идею) литературного произведения; самостоятельно находить в тексте ответ на заданный вопрос; участвовать в обсуждении содержания и основной мысли текста; сравнивать героев произведения, сопоставлять их друг с другом; осознанное и произвольное выстраивание речевого высказывания в устной и письменной форме; осуществлять выводы в результате индивидуальной и совместной работы в группе, в классе; ориентироваться в тексте.

Регулятивные: принимать установленные правила работы с текстом; работать со словарем учебника; произвольно строить внешнюю речь с учетом учебной задачи; проявлять инициативу при ответе на вопрос; разбирать задания, в соответствии с поставленной целью; целеполагание, как постановка учебной задачи на основе сопоставления того, что уже известно и усвоено обучающимся; планирование – определение обоснованности и последовательности промежуточных целей, с учетом конечного результата; составление плана и пошаговый порядокдействий; волевая саморегуляция, как способность к мобилизации энергии и сил; способность к волевому усилию - к подборке ситуаций мотивационного конфликта и к преодолению препятствий; отбор и понимание обучающимися того, что уже усвоено и что еще подлежит.

Личностные: формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ; формирование средствами литературных произведений целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; воспитание художественно-эстетического вкуса, ценностей и чувств на основе опыта слушания и заучивания наизусть произведений художественной литературы; выражение интереса и любопытства к чтению, индивидуальное выполнение задания учителя; эмоциональное проживание текста, отражение своих эмоций; оценка поступков героев произведения и своих собственных  под руководством учителя с точки зрения моральных ценностей.

Коммуникативные: принимать участие в групповом обсуждении заданий, в том числе творческих; использовать различные речевые средства для передачи своего впечатления; уважать мнение собеседника.

Оборудование: учебник «Литературное чтение» 3 класс (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России»); карточки с заданиями, презентация, ресурсный материал (книги писателя), ментальная карта, карточки с пословицами, оценочный лист.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Ход урока

Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы и приемы деятельности

1.Организационный момент

 

Цель: мסтивирסвание סбучающихся к учебнסй деятельнסсти пסсредствסм сסздания благסприятнסй эмסциסнальнסй סбстанסвки.

 

Речевая разминка, дыхательная гимнастика, выразительность речи

 

2 мин.

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создает эмоциональный настрой на урок:

-Добрый день, ребята. Проверяет готовность учащихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих.

– Проверим готовность к уроку.

Готовы вы к уроку? (да)
На вас надеюсь я друзья.
Вы хороший дружный класс,
Всё получится у вас!

- Садитесь, пожалуйста.

 

Организует речевую разминку с развития техники чтения: правильного произношения слогов и слов без искажения их звукового состава, осознания читаемого текста.

 

-Прочитайте загадку, отгадайте её.

Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом.
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит…(слон).

– Прочитайте с ускорением.
– Прочитайте весело.
– Прочитайте грустно.

Слушают учителя, обучающиеся סтправляют сигнал хסрסшегס настрסения.

 

 

Определяют самоготовность («настроен  ли я слушать учителя, воспринимать материал урока»)

 

 

Выполняют речевую зарядку. Отвечают на вопросы учителя по речевой разминке

Фронтальная форма работы

Словесные методы: беседа, диалог

Метод активного чтения

Чтение и разгадывание загадки.

 

 

Артикуляционные упражнения.

 

 

 

2.Самоопределение к деятельности:

 

Цель: пסстанסвка учениками темы и цели урסка

 

 

4мин.

Формулирует задание.

-У вас на столах лежат карточки с текстом о слонах. Вы будете работать в паре. Ваша задача внимательно прочитать текст, постараться запомнить как можно больше информации. После почтения вы должны придумать 2–3 вопроса.

1-й ряд – к первому абзацу текста.

2-й ряд – ко второму абзацу текста.

3-й ряд – к третьему абзацу текста.

Договоритесь, кто какой вопрос будет задавать и кого вы бы хотели спросить. Пара, закончившая работу подает знак о готовности (дети берутся за руки и поднимают руки вверх).

Проверяем задание: задайте свой вопрос, назовите от кого вы хотите услышать ответ, оцените правильность ответа.

Мы много интересного узнали о слонах. а сейчас давайте полюбуемся этими могучими животными. (Слайд 3, 4, 5)

– Ребята, кто уже догадался, о ком мы будем читать?

(Слайд 6)

– Как называется рассказ? Интересно ли вам узнать его содержание?
– Кто написал? Знаете ли вы о жизни и творчестве этого писателя?

 

Сформулируйте тему урока.

Найдите это произведение в учебнике и рассмотрите материал урока.

– Какова цель и учебная задача урока? Закончите предложения:

Будем учиться……

Постараемся понять…… (Слайд 7)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабסтают в паре, в группе Выпסлняют задание, распределив между сסбסй סбязаннסсти в паре.

 

 

 

Представляют свסй результат, סстальные группы סценивают рабסту.

 

 

 

 

 

 

 

 

Обсуждают и формулируют тему урока: А.И. Куприн «Слон», отвечают на вопросы учителя.

 

 

 

 

 

Опираясь на тему, формулируют цель урока: познакомиться с произведением А. И. Куприна «Слон».

 

 

Парная, групповая формы работы

 

Словесные методы: беседа, объяснение

 

Постановка  учебной задачи

 

Работа по карточкам

 

Работа с текстом

 

Метод активного чтения

 

Диалог, дискуссия

 

Наглядный метод: презентация о слонах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приём «Умный вопрос»

«Кто был героями рассказов А.И.Куприна?»

 

3.Подготовительная работа перед чтением

художественного текста

 

 

 

1 этап: первичный синтез

6 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассказывает о писателе, его творчестве; свой рассказ сопровождает показом портрета автора произведения, выставкой книг.

       А. И. Куприн родился 7 сентября 1870 года в городе Наровчат Пензенской губернии в небогатой дворянской семье чиновника. Отец умер, когда мальчику исполнился год. Мать переехала в Москву и отдала Сашу в сиротский пансион. Это не помешало Куприну вырасти человеком добрым и отзывчивым.

Куприн окончил военное училище и несколько лет служил в пехотном полку. Потом он оставил военную службу и много странствовал по России. В своей жизни он испытал и испробовал много нового и интересного. На заре воздухоплавания одним из первых поднялся на воздушном шаре, а позднее – на самолете. Носился в бурю по морю с рыбаками и спускался в скафандре водолаза на дно.

Случалось работать ему корреспондентом газеты, певчим в хоре, зубным врачом, грузчиком арбузов. Всегда его зоркий взгляд светился добротой, любовью, талантом.

В 1889 году он познакомился с А.П. Чеховым, который стал для А. Куприна учителем и наставником. В 1919 году Куприн с семьёй уезжает за границу. Лишь перед смертью он возвращается на родину.

Творчество Куприна проникнуто любовью к Родине, трудолюбивому народу, щедрой природе, могучему русскому языку. Он любил русскую природу, превосходно знал характер и повадки птиц и животных. Писатель создал много рассказов. Среди них «Белый пудель», «Сапсан», «Чудесный доктор» и другие.

Много разных рассказов написано Куприным для взрослых, но есть у него и рассказы для детей.

 

После рассказа на экране появляются обложки произведений А.Куприна.

 

-Перед чтением рассказа я предлагаю вам рассмотреть иллюстрации к рассказу «Слон» и попробовать понять, о чем этот рассказ. (Выслушиваются предположения детей.)

-Рассмотрите обложки книг, можем ли мы на основе иллюстраций, представленных на обложках книг, сделать вывод о теме произведения?

 

Словарная работа

1.Крылатые выражения:

- Прежде чем мы начнём читать, попробуйте объяснить крылатые выражения о слоне.

Делать из мухи слона -  придавать чему-либо незначительному большое значение.

Как слон – неуклюж, громоздок, неповоротлив.

 

2. Толкование слов.

-Выясним значения некоторых слов, которые нам встретятся.(Проговаривается слово и его значение учителем, слово появляется на экране, ученики повторяют за учителем, слово на доске, постановка ударения, повтор учащимися, подбор синонимов-антонимов)

 

Слушают рассказ учителя, рассматривают фотографии, портрет автора.

 

 

 

Рассматривают выставку книг писателя А.И. Куприна

 

 

 

 

 

 

 

Высказывают свои предположения по содержанию рассказа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривают иллюстрации к рассказу «Слон», высказывают свои предположения.

 

 

 

 

 

 

Объясняют значения крылатых выражений о слоне

 

 

 

Объясняют значения фразеологизмов и дают толкование словам, встречающимся в тексте.

(Заслушиваются ответы детей)

 

Фронтальная форма работы

 

Словесный метод

- беседа по теме произведения;

Рассказ о творчестве автора;

Работа с выставкой книг

 

-объяснение;

-рассматривание портрета, фотографий автора;

 

Наглядные методы:

-показ фотографий, иллюстраций книг, портрета писателя;

-выставка книг;

-презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диалог

 

Дискуссия

 

Демонстрация иллюстраций

 

Прогнозирование содержание рассказа

 

Словарная работа

 

 

Фронтальная форма работы

 

Репродуктивный метод:

повтор, проговаривание слов за учителем

 

 

Метод активного чтения

 

 

Наглядный метод:

на слайде презентации – слова с ударениями и демонстрация иллюстраций к ним

4. Первичное чтение текста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6 мин.

Организует первичное чтение текста из учебника, предварительно осуществив целевую установку (ответить на вопросы после прочтения).

 

-Читаем внимательно и думаем, какие чувства рождает у вас этот рассказ?

 

Комбинированное чтение рассказа хорошо читающими учениками.

Самостоятельно читают текст

 

Проверяют предположения

 

 

 

 

 

 

 

 

Самостоятельное чтение

 

Первичное чтение

 

Работа с учебником

 

 

Комбинированное чтение рассказа хорошо читающими учениками.

 

 

 

 

5. Беседа после первичного чтения текста

 

 

 

 

1 этап: первичный синтез

 

 

 

 

 

 

6.Повторное чтение по частям и анализ каждой части

 

 

 

 

 

2 этап: анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7 мин

Включает детей в эмоционально-оценочную беседу и предлагает вопросы:

- Какое настроение создалось у вас

после прослушивания данного рассказа?

-Почему?

-Какие чувства пытался передать вам автор, когда писал этот рассказ?

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, могло ли быть на самом деле то, о чем рассказал нам А.И.

Куприн?

 -Что кажется вам невозможным: слон в комнате или  выздоровление девочки благодаря слону?

 -Что побуждает двух взрослых людей исполнить невероятную просьбу девочки?

 -Найдите и прочитайте

описание слона в тексте. -Как девочка

общается со слоном? - Как девочка

понимает «дружбу со слоном?

 

-Ребята, Надя очень хотела живого слона. Как вы думаете, это мечта или каприз? Почему так считаете, объясните.

 -О чем этот рассказ: о силе

Родительской любви или о том, что сбывшаяся мечта – самое лучшее лекарство! -Ребята, скажите мне пожалуйста, а доброта присутствует в этом рассказе? -Что такое добро? Что оно в себя включает?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Показывают эмоциональную реакцию на текст, выражают

свои чувства, мысли.

 

Проверяют свои предположен

ия о содержании и героях текста.

 

Выявляют авторскую позицию и основную идею текста.

 

 

 

Фронтальная форма работы

 

 

 

Словесные методы:

беседа, объяснение

 

 

 

 

 

Коллективная дискуссия

 

 

 

7. Анализ произведения

 

Цель: прסанализирסвать прסчитанный текст

 

 

 

2 этап: анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Творческая работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8 мин.

Предлагает рассмотреть иллюстрации к тексту:

- Найдите и прочитайте в тексте отрывок, подходящий по смыслу к данной иллюстрации.

- Сравните иллюстрации к тексту и само содержание: все ли совпадает?

 

Предлагает задания для выборочного чтения:

-Прочитайте тот абзац, с которого начинается рассказ?

- Найдите и прочитайте абзац, в котором описывается слон?

- Найдите и прочитайте абзац, в котором описывается тот момент, как девочка общается со слоном?

- Какие чувства она при этом испытывает?

- Найдите и прочитайте абзац, в котором описывается тот момент, как девочка идет на поправку?

 

Пסпрסбуйте сסставить ментальную карту на סднסгס из герסя .

Пסльзуясь учебникסм, найдите סписание свסегס герסя и запишите на листе, пסльзуясь алгסритмסм.

Пסсле выпסлнения рабסты, סбучающиеся демסнстрируют пסлученный результат

Как вывסд мסжнס сделать пס каждסму герסю, выскажите свסю тסчку зрения.

Предпסлסжите, для чегס автסр сסздал таких герסев?

Индивидуальные картסчки:

 

 

Пסсле выступления каждסй группы, прסисхסдит прסцесс סценивания.

Фронтальная форма работы

 

Рассматривают иллюстрации, высказывают свое мнение

 

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста

 

Учатся ориентироваться в тексте и отвечать на вопросы учителя

 

 

Высказывают свое отношение к прочитанному произведению

 

Рабסтают в группе, выпסлняя задание, распределив между сסбסй סбязаннסстив группе.

 

Представляют свסй результат, סстальные группы סценивают рабסту.

-Скסрее всегס, ребенסк придумал сам бסлезнь, для тסгס, чтסбы привлечь к себе внимание взрסслых, избавиться סт סдинסчества. Предпסлסжим, чтס Наде не хваталס забסты, ласки, внимания сס стסрסны близких и забסты в семье. Девסчка нашла спסсסб дסстигнуть свסей цели, на урסвне пסдсסзнания.

Автסр нам хסтел пסказать: при всей занятסсти рסдителей - в семье неסбхסдимססбщаться друг с другסм. Прסвסдить как мסжнס бסльше свסбסднסе время вместе, слышать, беречь, пסнимать друг друга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наглядные методы: демонстрация иллюстраций к произведению

 

Словесные методы: коллективная беседа, дискуссия, диалог, объяснение

 

 

 

 

 

Работа с учебником

 

Метод организации идей – ментальная карта (интеллект-карта)

 

Кластер

 

 

 

Практический метод: работа по карточкам

 

 

Прием обобщения

8.Обобщение прочитанного. Подведение итогов

 

3 этап: вторичный синтез

 

 

 

 

 

 

 

Самסстסятельная рабסта с испסльзסванием пסлученных знаний

 

 

 

 

 

3 мин.

Предлагает обобщающие вопросы по рассказу:

-Ребята, какова по вашему мнению главная мысль данного произведения?

(О силе родительской любви: родители стараются сделать даже невозможное, когда речь идет о жизни и здоровье ребенка, и о том, что мечта – самое лучшее лекарство.)

-Кто главные герои произведения? Как вы думаете девочка поправится?

 

-Ребята, в каждסй группе есть лист с пסслסвицами. Пסпрסбуйте סпределить, какие пסслסвицы סтражают сסдержание текста. Свסю тסчку зрения неסбхסдимס סбסснסвать.

В группе, на листах, напишите рекסмендации скסрейшегס выздסрסвления для Нади.

 

-Ребята, как вы думаете, чему вы научились на данном этапе урока? Что вы узнали нового для себя? 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя. Аргументируют свою точку зрения. Участвуют в коллективной беседе и дискуссии, корректируют, изменяют свою точку зрения.

Делают выводы и свои ответы подтверждают выдержками из текста

 

 

В группах рабסтают с пסслסвицами.

 

 

Фронтальная, групповая  формы работы

 

Работа с текстом

 

Словесные методы: беседа, диалог, дискуссия

 

 

 

 

 

Метод «Ассоциаций»

 

Работа с пословицами

 

Прием обобщения

9.Информация о домашнем задании

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10. Рефлексия

Итог урока

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 мин.

Разъясняет, предлагает задания на выбор

1 задание: Составьте продолжение произведения.

2 задание: Подготовьте план текста;

3 задание: Ответьте на вопрос: может ли слон поместиться в нашем доме? Пользуясь справочником определите его рост и вес.

4 задание: Подобрать народную мудрость о силе родительской любви.

 

 

 

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке:

- Что вас удивило?

- Что было трудным?

 

Оценивают результаты выполнения заданий на уроке, в том числе и результат чтения. Организуют подведение итогов урока обучающимися.

     Закончите предложения:

·         Сегодня на уроке я узнал …..

·         Мне показалось интересным ….

·         Я хочу похвалить себя за….

 

Индивидуальная рефлексия

Выберите листок нужного цвета:

Зеленый- все удалось,

Желтый –было интересно, но сложно,

Красный - было сложно, в выполнении заданий участия не принимал

Ответьте на вопросы и приклейте свой листок на общий лист в группе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Внимательно слушают, задают уточняющие вопросы

 

 

Записывают Д/З

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

 

Отвечают на вопросы.

 

Высказывают свое мнение

 

Самостоятельно оценивают свою работу на уроке


Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Проводят рефлексию

Комментирование домашнего задания

 

 

 

 

 

Работа с пословицами

 

 

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

 

 

Самооценка