МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение
Планы- конспекты уроков
по предмету Живописи
ДПОП «Живопись» (5 лет)
в 5 класс ДШИ
на тему № 8
«Гармония по общему
цветовому тону и светлоте»
(Натюрморт из предметов сложной формы и
разной материальности, но близких по цвету)
Выполнила: Малкова Светлана Александровна
Преподаватель первой категории
художественного отделения
МБУ ДО «Чернушинская ДШИ»
Чернушка, 2021 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………3
2. Содержательная часть…………………………………………………………………………………………………………..4
3. Конспект занятии № 1.……………………...……………………………..……………………………………………………4
4. Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….11
5. Приложение………………………………………………………………………………………………………………….…12
Пояснительная записка.
Данный план-конспект урока разработан для проведения занятия по предмету Живописи в 5 классе ДШИ на тему № 8 «Гармония по общему цветовому тону и светлоте» (натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету) по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (5 лет). Занятие рассчитано на 1 академический час.
К плану-конспекту прилагается наглядные материалы: таблицы насыщенности цветов, репродукции работ художников, примеры детских работ выполнения творческого задания.
Используется оборудование: мольберты, классная доска, набор предметов для натюрморта, постановочный стол, компьютер.
Для работы на занятии учащимся понадобятся: лист бумаги формат А3, карандаш, ластик, акварель, кисти для акварели, телефон с фотокамерой.
На занятии детям предлагается самостоятельно составить натюрморт из предложенных предметов и драпировок, изучив при этом особенности этих предметов, их пропорции и материальность. В ходе занятий учащиеся работают (совместно с учителем) с наглядными материалами, с таблицами (примерами светлотности и тональности цветов), с телефонами с фотокамерой (для выполнения быстрой фотографии натюрморта и обработки его в черно-белый вариант) для выявления тональных отношений и анализируют свои и работы одноклассников.
План- конспект урока № 1.
Класс: 5 класс.
Тема: 8, урок № 1 (40 минут).
Предмет: Живопись.
Количество часов в занятии: 3 ч.
Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте.
Цель: Изобразить натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету.
(На 1 занятии из 3-х ставится цель выполнить 2-3 скетча (быстрого этюда) натюрморта и выбрать из них наиболее удачный ракурс для натюрморта).
Задачи:
образовательные: учить изучать и передавать характер формы и материальность предметов, продолжить знакомство со сближенными цветовыми отношениями и цветовыми нюансами, учить использовать ограниченную палитру цветов;
развивающие: формировать и совершенствовать знания, умения, навыки при выполнении акварельной работы;
воспитательная: поддерживать познавательную активность учащихся.
Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.
Методы урока: Беседа, игра, объяснение, демонстрация.
Оборудование: План-конспект урока, зрительный ряд: слайды, таблицы, репродукции работ художников, примеры детских работ выполнения творческого задания, предметы для постановки.
Содержательная часть урока:
Этап урока |
Время |
Приемы, методы Содержание занятия |
Что делают ученики |
Что делает учитель |
ФОУД |
1. Организационный.
|
5 мин. |
Организационный момент. Вводная беседа. - Сегодня мы продолжаем говорить о гармонии цветового тона и светлоте – это одна из ключевых тем предмета живописи. Актуализация знаний учащихся. - Предлагаю вспомнить, что такое гармония в произведении искусства? И какая она бывает?
- Отлично, всё верно. Подробнее поговорим о гармонии цвета.
- Вот пример гармоничной по цвету работы:
- В ней используются цвета расположенные рядом с желтым цветом в колористическом круге Иттена. - В этой работе мы видим ещё и гармонию форм.
- Что такое светлота цвета? - Да, вы правы!
|
Подготавливают рабочее место к уроку под руководством учителя. Слушают монолог учителя.
Отв.: Гармония – это целостность, согласованность, закономерная связанность всех цветов, частей, элементов и форм в произведении искусства. Бывает контрастная гармония, гармония по светлоте, гармония по цвету и насыщенности.
Рассматривают слайды.
Отв.: Светлота (тон, тональность) - в живописи это одна из трёх основных характеристик цвета, наряду с цветовым тоном и насыщенностью. Светлота представляет собой сравнительное отличие оттенков одного цвета по принципу: светлее – темнее. |
Организация внимания, приветствие, проверка готовности к уроку - наличие необходимого материала для работы на уроке, отмечены отсутствующие.
Демонстрация слайдов. |
Групповая. |
2. Подготовка к усвоению нового материала.
Оглашение темы и цели занятия. |
5 мин. |
- Каждый желающий изобразить что-либо (нарисовать, написать и т. д.) пытается проанализировать то, что хочет изобразить – происходит своеобразная переработка информации, после этого начинается процесс изображения. Вам этот процесс знаком? - Часто проанализировать предметы и явления мы хотим их немного изменить, улучшить, подчинить идее…
- Как вы думаете, для чего художники изменяют реальность? - Вы правы! «Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено» Поль Валерии. - Мы не раз с вами выполняли живописные работы на тему гармонии по общему цветовому тону и светлоте. - Многие ли художники обращались к данной теме?
Натюрморт с
сырами, артишоками и вишнями
Селедка и лимон Зинаида Серебрякова - Зинаида Серебрякова перерабатывает увиденную реальность – порой очень обыденную, и выдаёт прекрасные работы. - Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»... В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба. - Нам тоже предстоит изобразить натюрморт из предметов различной формы и материальности, но близких по цвету, с передачей цветовых нюансов, использовать ограниченную палитру цветов. |
Отв.: Да, это происходит перед тем как мы начинаем работу.
Отв.: Художники пытаются передать свои чувства, эмоции, то, что пережили сами и хотят поделится этим со зрителем.
Отв.: Да, на занятиях по предмету Живопись. Отв.: Да, например, натюрморт с
сырами, артишоками и вишнями «Селедка и лимон» Зинаиды Серебряковой,…
Слушают чтение учителя.
|
Организация внимания, введение в тему урока, показ детских работ выполненных ранее по данной теме и репродукции работ художников.
Демонстрация слайдов.
Постановка цели и задачи урока.
|
Групповая. |
3. Усвоение новых знаний и применение их на практике. |
10 мин. |
- Чтобы преступить к работе, нам нужно составить натюрморт из предметов, сближенных по цвету, но различных по фактуре и форме. Эти предметы у меня в коробке, спрятаны пока от ваших глаз. - Предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам изучить натуру (предметы, из которых мы будем составлять натюрморт). - Один из вас встанет спиной к коробке, я буду доставать из неё по одному предмету, задача остальных, которые видят этот предмет, описывают его, а первый, выслушав всех, угадывает этот предмет. Задача ясна? - Итак! Первый предмет (гипсовый горельеф). - Опишите его. - Отлично. Это гипсовый горельеф. - Следующий участник и следующий предмет (3 драпировки, кувшин, молочник, горчичница, сухие цветы). - Все предметы из коробки мы достали и охарактеризовали, теперь их нужно составить из них натюрморт и выставить свет. Приступим!
- Ребята, как вы думаете, для чего мы сейчас поиграли, составили натюрморт? Что нам это дало? - Всё верно, молодцы! |
Отв.: Да, давайте сыграем.
Отв.: Да! Давайте начнём!
Отв.: Гипсовый, шершавый, пыльный, светло песочного цвета, тяжелый…
Учащиеся составляют натюрморт.
Отв.: Для того чтобы изучить натуру, качество и форму предметов, их расположение в пространстве натюрморта. |
Из приготовленной коробки по очереди достаются предметы для натюрморта (3 драпировки, кувшин, молочник, горчичница, сухие цветы, гипсовый горельеф)
Составление натюрморта вместе с учащимися.
|
Групповая. |
4. Закрепление новых знаний, выполнение практической работы. |
17 мин. |
- Прошу сейчас взять бумагу формата А3,сесть за мольберты и выполнить 2-3 скетча с этого натюрморта. |
Выполняют 2-3 акварельных скетча. |
Помощь учащимся. |
Индивидуальная. |
5. Анализ работ, подведение итогов урока. |
2 мин. |
- Что дало нам выполнение быстрого скетча? - Выполненные скетчи подписывайте и вывешивайте на доску, организуем мини-просмотр, выберем самый удачный. Оценивание работ самими учениками и выбор самой удачной работы. |
Отв.: Увидеть лучший ракурс, ритм цветовых пятен. Вывешивают на доску в ряд свои скетчи и выбирают из трех наиболее удачный. Просмотр и обсуждение выполненных работ. |
Помощь в выборе лучших работ. Анализ работ на данном этапе совместно с учениками и оглашение следующих действий. |
Групповая и индивидуальная.
|
6. Домашнее задание. |
1 мин. |
Самостоятельно выполните несколько скетчей различных по фактуре предметов. |
Выполнить несколько скетчей различных по фактуре предметов. |
|
|
Список литературы:
1. Энциклопедический словарь юного натуралиста Составитель Рогожкин А. Г. 1981 г.
2. Методика организации уроков коллективного творчества Колякина В. И. 2002г.
3. Рисунок и живопись Рецензент: Н. Н. Ростовцев 1992 г.
4. Великие русские живописцы журнал Изобразительное издание Орлова Елизавета 2018 г.
5. Интернет ресурсы.
Приложение
Работы учащихся
Примеры работ на тему «Гармония по общему цветовому тону и светлоте».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.