План-конспект урока по предмету Живопись ДПОП "Живопись" (5лет) в 5 классе ДШИ на тему "Гармония по общему цветовому тону и светлоте"
Оценка 4.9

План-конспект урока по предмету Живопись ДПОП "Живопись" (5лет) в 5 классе ДШИ на тему "Гармония по общему цветовому тону и светлоте"

Оценка 4.9
doc
искусство
11.02.2022
План-конспект урока по предмету Живопись ДПОП "Живопись" (5лет) в 5 классе ДШИ на тему "Гармония по общему цветовому тону и светлоте"
Конспект урока по Живописи в 4 классе ДШИ
Konspekty_urokov_Zhivopisi_5_kl_Malkova_SA.doc

МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение

 

 

 

Планы- конспекты уроков

по предмету Живописи

ДПОП «Живопись» (5 лет)

в 5 класс ДШИ

на тему № 8

«Гармония по общему

цветовому тону и светлоте»

(Натюрморт из предметов сложной формы и

разной материальности, но близких по цвету)

 

 

Выполнила: Малкова Светлана Александровна

Преподаватель первой категории

художественного отделения 

МБУ ДО «Чернушинская ДШИ»

 

Чернушка, 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ:

1.     Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………3

2.     Содержательная часть…………………………………………………………………………………………………………..4

3.     Конспект занятии № 1.……………………...……………………………..……………………………………………………4

4.     Список литературы…………………………………………………………………………………………………………….11

5.     Приложение………………………………………………………………………………………………………………….…12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка.

       Данный план-конспект урока разработан для проведения занятия по предмету Живописи в 5 классе ДШИ на тему № 8 «Гармония по общему цветовому тону и светлоте» (натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету) по дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области изобразительного искусства «Живопись» (5 лет). Занятие рассчитано на 1 академический час.

        К плану-конспекту прилагается наглядные материалы: таблицы насыщенности цветов, репродукции работ художников, примеры детских работ выполнения творческого задания.

        Используется оборудование: мольберты, классная доска, набор предметов для натюрморта, постановочный стол, компьютер.

        Для работы на занятии учащимся понадобятся: лист бумаги формат А3, карандаш, ластик, акварель, кисти для акварели, телефон с фотокамерой.

        На занятии детям предлагается самостоятельно составить натюрморт из предложенных предметов и драпировок, изучив при этом особенности этих предметов, их пропорции и материальность. В ходе занятий учащиеся работают (совместно с учителем) с наглядными материалами, с таблицами (примерами светлотности и тональности цветов), с телефонами с фотокамерой (для выполнения быстрой фотографии натюрморта и обработки его в черно-белый вариант) для выявления тональных отношений и анализируют свои и работы одноклассников.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План- конспект урока № 1.

Класс: 5 класс.

Тема: 8, урок № 1 (40 минут).

Предмет: Живопись.

Количество часов  в занятии: 3 ч.

Тема: Гармония по общему цветовому тону и светлоте.

Цель: Изобразить натюрморт из предметов сложной формы и разной материальности, но близких по цвету.

(На 1 занятии из 3-х ставится цель выполнить 2-3 скетча (быстрого этюда) натюрморта и выбрать из них наиболее удачный ракурс для натюрморта).

Задачи:

образовательные: учить изучать и передавать характер формы и материальность предметов, продолжить знакомство со сближенными цветовыми отношениями и цветовыми нюансами, учить использовать ограниченную палитру цветов; 

развивающие: формировать и совершенствовать знания, умения, навыки при выполнении акварельной работы;

воспитательная: поддерживать познавательную активность учащихся.

Тип урока: совершенствования знаний, умений и навыков.

Методы урока: Беседа, игра, объяснение, демонстрация.

Оборудование: План-конспект урока, зрительный ряд: слайды, таблицы, репродукции работ художников, примеры детских работ выполнения творческого задания, предметы для постановки.

Содержательная часть урока: 

Этап урока

Время

Приемы, методы

Содержание занятия

Что делают ученики

Что делает учитель

ФОУД

1. Организационный.

 

 

 

 

 

 

5 мин.

Организационный момент.

Вводная беседа.

- Сегодня мы продолжаем говорить о гармонии цветового тона и светлоте – это одна из ключевых тем предмета живописи.

Актуализация знаний учащихся.

- Предлагаю вспомнить, что такое гармония в произведении искусства?

И какая она бывает?

 

 

- Отлично, всё верно. Подробнее поговорим о гармонии цвета.

- Вот пример гармоничной по цвету работы:

- В ней используются цвета расположенные рядом с желтым цветом в колористическом круге Иттена.

- В этой работе мы видим ещё и гармонию форм.

- Что такое светлота цвета?

- Да, вы правы!

 

 

 

Подготавливают рабочее место к уроку под руководством учителя. Слушают монолог учителя.

 

Отв.: Гармония – это целостность, согласованность, закономерная связанность всех цветов, частей, элементов и форм в произведении искусства. Бывает контрастная гармония, гармония по светлоте, гармония по  цвету и насыщенности.

 

 

Рассматривают слайды.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отв.: Светлота (тон, тональность) - в живописи это одна из трёх основных характеристик цвета, наряду с цветовым тоном и насыщенностью. Светлота представляет собой сравнительное отличие оттенков одного цвета по принципу: светлее – темнее.

Организация внимания, приветствие, проверка готовности  к уроку - наличие необходимого материала для работы на уроке, отмечены отсутствующие.

 

 

Демонстрация слайдов.

Групповая.

2. Подготовка к усвоению нового материала.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оглашение темы и цели занятия.

5 мин.

- Каждый желающий изобразить что-либо (нарисовать, написать и т. д.) пытается проанализировать то, что хочет изобразить – происходит своеобразная переработка информации, после этого начинается процесс изображения. Вам этот процесс знаком?

- Часто проанализировать предметы и явления мы хотим их немного изменить, улучшить, подчинить идее…

- Как вы думаете, для чего художники изменяют реальность?

- Вы правы!

 «Живописец должен изображать не то, что он видит, а то, что будет увидено»

 Поль Валерии.

- Мы не раз с вами выполняли живописные работы на тему гармонии по общему цветовому тону и светлоте.

- Многие ли художники обращались к данной теме?

Натюрморт с сырами, артишоками и вишнями
Клара Петерс

Селедка и лимон

Зинаида Серебрякова

- Зинаида Серебрякова перерабатывает увиденную реальность – порой очень обыденную, и выдаёт прекрасные работы.

- Четверо детей и живопись. Такое сочетание в жизни художника безошибочно диктует жанр. Так вышло у Зинаиды Серебряковой. Многочисленные семейные портреты и натюрморты, по которым можно составлять меню: «Корзина с фруктами», «Спаржа и земляника», «Виноград», «Рыба на зелени»... В руках настоящего мастера и «селедка и лимон» станут произведением искусства. Поэзия и простота: спиралью кожица лимона и лишенная изысков рыба.

- Нам тоже предстоит изобразить натюрморт из предметов различной формы и материальности, но близких по цвету, с передачей цветовых нюансов, использовать ограниченную палитру цветов. 

Отв.: Да, это происходит перед тем как мы начинаем работу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отв.: Художники пытаются передать свои чувства, эмоции, то, что пережили сами и хотят поделится этим со зрителем.

 

 

 

Отв.: Да, на занятиях по предмету Живопись.

Отв.: Да, например, натюрморт с сырами, артишоками и вишнями
Клара Петерса,

«Селедка и лимон» Зинаиды Серебряковой,…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Слушают чтение учителя.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Организация внимания, введение в тему урока, показ детских работ выполненных ранее по данной теме и репродукции работ художников.

 

 

 

 

 

 

Демонстрация слайдов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Постановка цели и задачи урока.

 

Групповая.

3. Усвоение новых знаний и применение их на практике.

10 мин.

- Чтобы преступить к работе, нам нужно составить натюрморт из предметов, сближенных по цвету, но различных по фактуре и форме. Эти предметы у меня в коробке, спрятаны пока от ваших глаз.

- Предлагаю сыграть в игру, которая поможет нам изучить натуру (предметы, из которых мы будем составлять натюрморт).

- Один из вас встанет спиной к коробке, я буду доставать из неё по одному предмету, задача остальных, которые видят этот предмет, описывают его, а первый, выслушав всех, угадывает этот предмет. Задача ясна?

- Итак! Первый предмет (гипсовый горельеф).

- Опишите его.

- Отлично. Это гипсовый горельеф.

- Следующий участник и следующий предмет (3 драпировки, кувшин, молочник, горчичница, сухие цветы).

- Все предметы из коробки мы достали и охарактеризовали, теперь их нужно составить из них натюрморт и выставить свет. Приступим!

- Ребята, как вы думаете, для чего мы сейчас поиграли, составили натюрморт? Что нам это дало?

- Всё верно, молодцы!

 

 

 

 

Отв.: Да, давайте сыграем.

 

 

 

Отв.: Да! Давайте начнём!

 

Отв.: Гипсовый, шершавый, пыльный, светло песочного цвета, тяжелый…

 

 

Учащиеся составляют натюрморт.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отв.: Для того чтобы изучить натуру, качество и форму предметов, их расположение в пространстве натюрморта.

 

 

Из приготовленной коробки по очереди достаются предметы для натюрморта (3 драпировки, кувшин, молочник, горчичница, сухие цветы, гипсовый горельеф)

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление натюрморта вместе с учащимися.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Групповая.

4. Закрепление новых знаний, выполнение практической работы.

17 мин.

- Прошу сейчас взять бумагу формата А3,сесть за мольберты и выполнить 2-3 скетча с этого натюрморта.

Выполняют 2-3 акварельных скетча.

Помощь учащимся.

Индивидуальная.

5. Анализ работ, подведение итогов урока.

 2 мин.

- Что дало нам выполнение быстрого скетча?

- Выполненные скетчи подписывайте и вывешивайте на доску, организуем мини-просмотр, выберем самый удачный.

 Оценивание работ самими учениками и выбор самой удачной работы.

Отв.: Увидеть лучший ракурс, ритм цветовых пятен.

Вывешивают на доску в ряд свои скетчи и выбирают из трех наиболее удачный. Просмотр и обсуждение  выполненных работ.

Помощь в выборе лучших работ. 

Анализ работ на данном этапе совместно с учениками и оглашение следующих действий.

Групповая и индивидуальная.

 

6.

Домашнее задание.

1 мин.

Самостоятельно выполните несколько скетчей различных по фактуре предметов.

Выполнить несколько скетчей различных по фактуре предметов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

 

1.     Энциклопедический словарь юного натуралиста Составитель Рогожкин А. Г. 1981 г.

2.     Методика организации уроков коллективного творчества Колякина В. И. 2002г.

3.     Рисунок и живопись Рецензент: Н. Н. Ростовцев 1992 г.

4.     Великие русские живописцы журнал Изобразительное издание Орлова Елизавета 2018 г.

5.     Интернет ресурсы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Работы учащихся

    

 

        

 

Примеры работ на тему «Гармония по общему цветовому тону и светлоте».

 

   

 

    

 

 

 

 


МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение

МБУ ДО «Чернушинская ДШИ» Художественное отделение

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………3 2

СОДЕРЖАНИЕ: 1. Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………3 2

Пояснительная записка.

Пояснительная записка.

План- конспект урока № 1. Класс: 5 класс

План- конспект урока № 1. Класс: 5 класс

Вот пример гармоничной по цвету работы: -

Вот пример гармоничной по цвету работы: -

Что такое светлота цвета? - Да, вы правы!

Что такое светлота цвета? - Да, вы правы!

Оглашение темы и цели занятия. 5 мин

Оглашение темы и цели занятия. 5 мин

Оглашение темы и цели занятия. 5 мин

Оглашение темы и цели занятия. 5 мин

Чтобы преступить к работе, нам нужно составить натюрморт из предметов, сближенных по цвету, но различных по фактуре и форме

Чтобы преступить к работе, нам нужно составить натюрморт из предметов, сближенных по цвету, но различных по фактуре и форме

Усвоение новых знаний и применение их на практике

Усвоение новых знаний и применение их на практике

Список литературы: 1.

Список литературы: 1.

Приложение Работы учащихся

Приложение Работы учащихся

Примеры работ на тему «Гармония по общему цветовому тону и светлоте»

Примеры работ на тему «Гармония по общему цветовому тону и светлоте»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.02.2022