План-конспект урока по русскому языку в 3 классе "Род имен прилагательных"
Оценка 5

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе "Род имен прилагательных"

Оценка 5
docx
26.01.2021
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе "Род имен прилагательных"
0014788e-018787fd.docx

Тема: «Род  имён прилагательных»

3 класс  УМК Школа России

Цели:

Обучающие: сформировать умение определять рол имен прилагательных, совершенствование знаний об имени прилагательном как части речи;

Развивающие: создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать творческую, речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к языку и учебной деятельности.

Воспитательные: подготовить разноуровневые задания для повышения самооценки слабоуспевающих учащихся, воспитывать интерес и уважение к родному языку, организовать работу в парах  для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач, воспитать чувство красоты, гармонии к русскому языку.

Планируемые результаты :

Предметные результаты: уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным; изменять прилагательные по родам, определять род имён прилагательных.

Регулятивные  УУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия и следовать установленным правилам в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действия на основе его оценки и учета ошибок.

Познавательные УУД: анализировать изучаемые объекты с выделением существенных признаков.

Коммуникативные УУД: формулировать собственное  мнение, задавать вопросы, договариваться и находить общее решение в совместной деятельности.

Личностные результаты: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи; способность к самооценке.

По форме организации – комбинированный (парная, индивидуальная, фронтальная, самостоятельная)

По видам деятельности: поисково-исследовательский

По результатам выполнения -практический

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация к уроку.

                                  

 

 

                                                 Ход урока.

I.                   Организационный момент.

«Добрый день!» - тебе сказали,

«Добрый день!» - ответил ты.

 Нас две ниточки связали

Теплоты и доброты. (слайд 1)

Давайте улыбнемся друг другу и нашим гостям.

- Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас на уроке присутствуют гости. Повернулись, улыбнулись гостям, друг другу, пожелали удачи.

-  В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет вас своим теплом, но и придаст сил и уверенности в знаниях. А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и  ручку.(слова  в скобках хором говорят дети; черным – учитель)

Руки (на месте)

Ноги( на месте)

Локти (у края)

Спина (прямая)

- А сейчас давайте откроем тетради, запишем дату.

II. Актуализация знаний.

- Посмотрите в окно. Опишите сегодняшнюю погоду, используя имена прилагательные. Какой сегодня день? (Ненастный, пасмурный, хмурый, теплый, солнечный, светлый.)

Пришла, улыбнулась – утихли метели.

 

Позванивать стал колокольчик капели.

 

Река пробудилась, растаяли льды,

 

Наряд белоснежный надели сады.

 

 (Весна).

 

- Верно, это весна, замечательное и прекрасное время года. В это время природа просыпается и оживает после зимнего сна. Весна - это «утро года».

-- С помощью какой части речи мы передавали своеобразие погоды? (Имени прилагательного).

- Хорошо ,давайте заполним таблицу, что мы знаем об имени прилагательном.

Имя прилагательное

Что это?

 

На какие вопросы отвечает?

 

Что обозначает?

 

С какой частью речи связано?

 

В предложении является…

 

Какую роль играет в речи?

 

 

 

 

III. Минутка чистописания

- Давайте запишем следующие буквосочетания и слова:

ый      ая      ое,

ранняя     светлый     голубое

- Разберите  слова по составу. ( по рядам)

-   Грамматический  разбор предложения: Составить из данных слов предложение. Указать грамматическую основу, части речи.

- Ребята, что вам напоминают эти буквосочетания? (Окончания прилагательных).

- Будьте внимательны, эти окончания помогут нам в выполнении следующих  заданий.

Словарная работа

- А словарную работу мне помогут провести загадки. Я загадываю загадку, а вы записываете отгадки. Не забудьте поставить ударение и выделить орфограмму.

(Один ученик идет к доске, записывает отгадки .)

1. Второй месяц весны (апрель)

2. Самая близкая звезда к Земле (солнце)

3. Инструмент для забивания гвоздей. (молоток)

4. Шестой день недели. (суббота)

5. Антоним к слову «белый»   (черный)

6. Овощ, сочный плод, из которого готовят томат. (помидор)

7. Овощ, корнеплод  оранжевого цвета, сладкий на вкус.  (морковь)

8.Синоним к слову «друг».   (товарищ)

9. Предмет мебели, предназначенный для сна. (кровать)

10. Дикое животное, проводящее зиму в спячке.    (медведь)

- Сравните ваши слова со словами, которые записаны на доске.

- Назовите «лишнее» слово (черный).

-  Почему оно лишнее?

- Что общего у оставшихся слов? (Это имена существительные)

-Докажите. (Отвечают на вопросы кто? что? И обозначают предмет).

- Определите род  имен существительных.

- Давайте обратимся к слову, которое мы назвали «лишним»: слово черный

- Скажите, а сможем ли мы определить род  этого слова?

- Почему возникло это затруднение? (Другая часть речи).

- А могут ли изменяться по родам  прилагательные?

-Определите тему урока.

- Какую цель мы будем преследовать? (Научиться определять род имени прилагательного).

- А что мы должны будем сделать, чтобы этому научиться? (Выполнять задания).

Физминутка

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз- росой она умылась,

Два – изящно покружилась,

Три  - качнулась и присела,

И к цветочкам полетела.

 

IV. Работа по новой теме.

1. Усвоение новых знаний и способов действий.

- Посмотрите на доску: на доске - словосочетания

жёлтый     чемодан   

жёлтая      краска      

жёлтое      платье                   

- Определите род и число имен существительных.

- Можно ли сказать, что имя прилагательное в каждом словосочетании стоит в том же роде и числе, что и существительное?

- Поставьте вопрос к каждому прилагательному.

- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание)

            (Таблица )

  Ж. р.            М. р.               Ср. р.

(какая)        (какой)         (какое)

- ая, - яя     - ый, - ий       - ое, - ее

- Назовите окончания имен прилагательных мужского, женского, среднего рода.

-  Запишите данные словосочетания.

- Выделите окончания, укажите род прилагательных.

- Что нового теперь вы можете сказать об имени прилагательном? (Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам. Род имени прилагательного определяется по роду имени существительного, с которым оно связано. От существительного нужно поставить вопрос к прилагательному).

- Давайте составим алгоритм.  (вывешивается на доске)

                      Алгоритм.

1. Найди сущ., определи его  род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

4.  Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

 

2.      Работа с правилом в учебнике.

 

- Вы сами путём исследования вывели правило.

- Откройте, пожалуйста, учебник на с. 72. Самостоятельно прочитайте правило. Скажите, верно ли мы его сформулировали? Молодцы!

- Перечитайте правило ещё несколько раз.

- Закройте учебник и попробуйте рассказать его друг другу.

- Давайте произнесем ещё раз вопросы прилагательных и окончания.

- Эта таблица будет вашим помощником в написании безударных окончаний прилагательных.

- Вы хорошо справились с заданием! За работу вы получаете часть подснежника.

3. Выполнение упр.124. (1 уч-ся у доски).

- Прочитайте задание к упражнению 124.

- Спишите словосочетания, выделяя окончания. Определите род имени прилагательного.

 

VII. Закрепление нового материала.

1. Организация познавательной деятельности.  Творческое задание.

 

-Миша составил  текст. Маша прочитала и огорчилась. Прочитайте и подумайте, почему огорчилась Маша?    

 Погода стояла ясное. Мы сели на  красивое  парусник. Вокруг было синяя море. Нас ждали  интересное приключения.

- Посоветуйтесь друг с другом в паре. В чем ошибка? (В окончаниях прилагательных)

- Исправьте ошибки. Запишите текст. Определите род прилагательных.

-Где вы затруднились определить род?( последнее прилагательное)

-Как вы думаете, почему вы не определили род? (прил. во мн. числе)

Вывод: род прил. можно только определить в ед. числе.

2.  Тренажер «Родовые окончания имён прилагательных» . Одновременно дается индивидуальная работа по карточкам. (Дифференцированный подход).

 №1 (высокий уровень)

Из данных слов составить и записать предложения, определить род.

        ранняя ,пришла , весна.  солнышко , последний , согнало,   яркое,  снег. на,  цветок,  расцветает,  поляне,  нежный  .    подснежник,  это.

____________________________________________________________________________________________________________________________________

№2 (средний уровень)

        Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

   Пришла ………… весна.      …………. солнышко согнало …………. снег. На поляне расцветает …………… цветок. Это подснежник.

 №3 (низкий уровень)

        Вставить подходящие по смыслу имена прилагательные, определить род.

   Пришла ……….. весна. ………. солнышко согнало ………. снег. На поляне расцветает ………….. цветок.   Это подснежник.

 Слова для справок:   Последний,  ранняя, , нежный ,  яркое.

3. Самостоятельная работа         упр.126 стр.73  (по вариантам)   (резерв)

1в. 1-2 слвосоч.

2в. 3-4 словосоч.

VIII. Итог урока, оценивание знаний учащихся

- Итак, что нового сегодня на уроке вы узнали? (Имя прилагательное изменяется по родам).

- Имя прилагательное в каком числе изменяется по родам? (В единственном числе).

- Как мы можем определить род имени прилагательного? (По существительному).

- Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного.

Домашнее задание.

1)      выучить правило, таблицу стр.72, 73

2)       выполнить упр.128 стр.74

Рефлексия.

- Кому сегодня было хорошо, комфортно на уроке? ( показали: солнышко,тучка,солнышко и туча)

- За что бы ты похвалил себя?

- Кто испытывал трудности? В чем?

- Закончите предложения:

Я сегодня узнал..

Было трудно..

Я научился..

Я смог..

Было интересно узнать..

Мне захотелось….

 (Я знаю, что род имени прилагательного зависит от рода имени существительного. Я умею определять род имени существительного).

Молодцы , ребята! В конце сегодняшнего урока мне бы хотелось вам пожелать всегда весеннего настроения, солнца в душе  и радости от учения. Спасибо вам за хороший урок!

 


 

Тема: « Род имён прилагательных» 3 класс

Тема: « Род имён прилагательных» 3 класс

А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку

А для этого нужно сесть красиво, правильно положить тетрадь и ручку

Один ученик идет к доске, записывает отгадки

Один ученик идет к доске, записывает отгадки

Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание) (Таблица )

Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? (окончание) (Таблица )

Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась

Миша составил текст. Маша прочитала и огорчилась

Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного

Вспомните алгоритм определения рода имени прилагательного
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2021