Тема: Виды предложений по цели высказывания и по интонации
Цели: актуализировать знания о видах предложений по цели высказывания и по интонации; развивать умения правильно ставить знаки препинания в конце предложений, передавать голосом интонацию предложений, разных по цели высказывания и эмоциональной окраске.
Формируемые УУД: п. — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; к. — инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль, коррекция, оценка действий партнёра; р. — постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; л. — установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
— Запишите слова в два столбика в зависимости от вида орфограммы. Обозначьте орфограммы.
С.езд, л..ют, об..явление, вороб..и, об..ём, обез..яна, под..езд, варен..е, бур..ян, объявление, поголов..е, п..ёт, под..ём, в..юга.
— Как вы определили, когда в слове нужно поставить твёрдый знак, а когда - мягкий знак? (Твёрдый знак пишется после приставки перед корнем, начинающимся на буквы е, ё, ю, я. Мягкий знак пишется в корне перед гласными и, е, ё, ю, я.)
— Какие слова из словаря встретились в диктанте? Подчеркните в них орфограммы.
(Взаимопроверка, взаимооценка.)
III. Самоопределение к деятельности
— Послушайте стихотворение.
Мяч летает полосатый.
В мяч играют медвежата.
— Можно мне? —
Спросила мышка.
— Что ты!
Ты ещё малышка.
Г. Сатир
— Назовите повествовательные предложения. (Мяч летает полосатый. В мяч играют медвежата. Ты ещё малышка.)
— Назовите вопросительное предложение. (Можно мне?)
— Какие ещё предложения бывают по цели высказывания? (Побудительные.)
— Измените вопросительное предложение в стихотворении так, чтобы оно стало побудительным. (Дайте мне мяч. Возьмите меня с собой играть. И т. д.)
— Назовите в стихотворении восклицательные и невосклицательные предложения. (Что ты!— восклицательное, остальные невосклицательные.)
— Сформулируйте задачи урока. (Повторить, какие бывают виды предложений по цели высказывания и по интонации, научиться составлять повествовательные, вопросительные, побудительные предложения, восклицательные и невосклицательные предложения.)
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте в рубрике «Вспомните!» (с. 14), какие бывают предложения по цели высказывания и как их отличить.
— Придумайте примеры вопросительных, повествовательных, побудительных предложений.
Упр. 15 (с. 14-15).
— Прочитайте текст.
— Прочитайте повествовательные предложения. С какой целью их употребил автор? (В них сообщаются сведения о растении чистотеле.)
— Прочитайте выразительно вопросительное предложение. С какой целью его употребил автор? (Автор предлагает задуматься и узнать ответ на вопрос.)
— Прочитайте выразительно побудительное предложение. Какова его цель? (В нём содержится совет, призыв.)
— Выполните письменные задания к упражнению. (Проверка, взаимооценка.)
Упр. 16 (с. 15).
— Прочитайте предложения.
— Найдите среди них загадки. Какие это предложения по цели высказывания? (Вопросительные.)
— Ответьте на вопросы, назовите отгадки. Найдите отгадки на иллюстрации.
— Найдите среди предложений пословицы. Объясните их смысл.
— Определите, какие это предложения по цели высказывания. (Повествовательные и побудительные.)
— Прочитайте побудительные предложения. Какие советы они содержат?
— Выполните письменные задания к упражнению.
— В каком предложении встретилось слово из словаря? Назовите это слово. (Хозяин.)
— Найдите значение этого слова в толковом словаре. Сколько значений имеет это слово? (Семь.)
— Составьте предложения с этим словом в разных значениях.
— В каком значении употреблено слово хозяин в поговорке? (В переносном. Это значит, что человек сам распоряжается своими словами. Если ты дал слово, надо его держать.)
— Подберите однокоренные слова к слову хозяин. (Хозяйство, хозяйственный, хозяйка, хозяйничать.)
— Какие непроверяемые гласные в этих словах надо запомнить?
— Запишите в словарик слова хозяин, хозяйство, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.
(На данном этапе урока можно использовать школьные словарики: орфографический, словарик трудностей русского языка.)
V. Физкультминутка
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику
— Прочитайте материал рубрики «Вспомните!» на с. 15.
— Прочитайте предложения выразительно.
— Приведите примеры восклицательных предложений, разных по цели высказывания.
— Придумайте невосклицательные предложения, разные по цели высказывания.
— Сделайте вывод: когда и какие знаки препинания ставятся в конце предложений?
Упр. 17 (с. 16). (Устное выполнение.)
— Прочитайте.
— Объясните употребление знаков препинания в предложениях. Определите, какие это предложения по цели высказывания.
— Прочитайте предложения выразительно.
— Назовите невосклицательное предложение.
Упр. 18 (с. 16). (Работа в парах. Проверка. Одна пара у доски отчитывается о своей работе, остальные оценивают.)
Дополнительное задание: составить свои пары предложений по аналогии.
VII. Рефлексия
— Определите виды предложений по цели высказывания и по эмоциональной окраске.
1) На плечах у них висят коньки. (Повествовательное, невосклицательное.)
2) Куда они спешат? (Вопросительное, невосклицательное.)
3) Как светло на катке от цветных огней! (Повествовательное, восклицательное.)
4) Быстрее скользите, коньки, по льду! (Побудительное, восклицательное.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Какие бывают предложения по цели высказывания?
— В каких случаях в этих предложениях ставится восклицательный знак?
Домашнее задание
Упр. 19 (с. 16).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.