План-конспект урока русского языка в 3 классе
Овчинниковой И.И.
МБОУ СОШ № 17 городского округа
город Октябрьский РБ
Тема урока: Формирование орфографической зоркости, осознание места возможного возникновения орфографической ошибки, использование различных способов решения орфографической задачи в зависимости от места орфограммы в слове.
Тип урока: урок систематизации и обобщения знаний и умений.
Цель урока: совершенствование умения использовать разные способы и приемы проверки орфограмм в словах.
Задачи урока:
· формировать умение видеть орфограмму в словах;
· обобщить и систематизировать знания обучающихся о способах проверки безударных гласных в корне слова, парных по звонкости-глухости согласных и т.д.
· расширять словарный запас учащихся;
· воспитывать познавательный интерес к родному языку.
Планируемые результаты:
1. Личностные: проявляют устойчивое стремление к процессу общения, заинтересованность в получении совета с целью улучшения учебных результатов; овладевают начальными навыками адаптации в обществе; имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся расширить словарный запас, развивать память, внимание, навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми; проявляют самостоятельность, личную ответственность.
2. Метапредметные: регулятивные – научатся выполнять учебные действия, руководствуюсь изученными правилами и в соответствии с выбранным алгоритмом или инструкциями учителя; познавательные – научатся использовать простейшие схемы для решения конкретных языковых задач; коммуникативные – научатся быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе; получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте;
3. Предметные: научатся использовать разные способы и приемы проверки орфограмм; получат возможность научиться осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, дают развѐрнутый ответ на поставленный вопрос учителя по теме изучаемого материала; учатся анализировать, сравнивать, делать выводы и прогнозируют результат усвоения знаний; контролируют и оценивают свою деятельность и деятельность партнѐров; при необходимости вносят корректировки, способы к саморегуляции.
Познавательные: выделяют необходимую информацию на основе анализа, сравнения; создают алгоритм деятельности; устанавливают причинно- следственные связи; контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности.
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнѐров по речевому высказыванию; достаточно чѐтко выражают свои мысли.
Формы и методы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая, парная; словесный, наглядный, наблюдение.
Оборудование: компьютер, мультимедийный пректор, экран, презентация, раздаточный материал (карточки с заданиями), тетради,правила русского языках в схемах и картинках.
Громко прозвенел звонок
Начинается урок
Наши ушки на макушке
Глазки хорошо открыты
Слушаем запоминаем
Ни минутки не теряем.
- Здравствуйте ребята. Сегодня у нас необычный урок. Повернитесь и посмотрите сколько к нам пришло гостей. Улыбнитесь гостям. Улыбнитесь друг другу. Пожелайте успехов. Повернитесь ко мне. Садитесь.
- Представьте себе, что вы - маленькое семечко. (Дети садятся за парты и закрывают головы руками).
- Садовник очень бережно относится к семечку, поливает его, ухаживает за ним (поглаживания по голове).
- С первыми лучами солнышка семечко медленно начинает расти. Появляются первые листочки (поднимают руки, тянутся вверх).
- Стебелёк растёт. И вот наступает радостный момент: появляется прекрасный цветок. Цветок хорошеет. Он тянется к свету, к солнцу.
- Знаете, ребята, как цветы тянутся к солнцу, так и человек тянется к знаниям.
- Сегодняшний урок я хочу начать словами «Мир освещается солнцем, а человек - знанием».(Слайд)
- Давайте вместе прочитаем данное высказывание. (Хоровое чтение).
- К какому жанру литературы относится высказывание? (Пословица)
- Как вы понимаете смысл пословицы? (Когда человек много знает, ему легче ориентироваться в жизни, это помогает преодолевать ему трудности)
- А вы умеете преодолевать трудности?
- Поднимите руки, кто уверен, что справится со всеми трудностями сегодня на уроке.
-Всяческие препятствия всегда преодолеваются, если человек всё делает с хорошим настроением, с добрыми мыслями, если верит в свои силы. Я верю, что у вас всё получится!
2.Запись числа в тетради.
- Откройте тетради.
- Какое сегодня число?
- Обратите внимание на написание числительного.
-Запишите число, классную работу. Обозначьте орфограммы в словах.
3 .Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Ребята, кто напомнит домашнее задание?( Выучить стихотворение).
- Пожалуйста, расскажи стихотворение? (Рассказывает один учащиеся).
Сергей Михалков «БЕЛЫЕ СТИХИ»
Снег
кружится,
Снег ложится –
Снег! Снег! Снег!
Рады снегу зверь и птица
И, конечно, человек!
Рады серые синички:
На морозе мерзнут птички,
Выпал снег – упал мороз!
Кошка снегом моет нос.
У щенка на черной спинке
Тают белые снежинки.
Тротуары замело,
Все вокруг белым-бело…
-
О каком явлении природы идет речь? (Снегопад),(Слайд)
- Зима является любимым временем года большинства поэтов, писателей. Это время, когда ты безумно радуешься снегопаду, любуешься снежинками, которые как миллиарды блёсток падают на твою ладошку.
- Поработаем со стихотворением. Откройте конверты, найдите данное стихотворение на белых листах.
- Перечитайте стихотворение про себя, найдите в тексте однокоренные слова.
- Назовите однокоренные слова?(Снег, снежинка)
- Запишите данные слова в тетрадь и обозначьте корень в словах.
-Кто назовёт корень в этих словах? Что заметили?(Чередование согласных в корне)
- А какие слова мы называем однокоренными ? ( Однокоренные слова - это слова, которые имеют общую часть и одно лексическое знание).
- Найдите орфограмму в слове снег? (Проверяемая согласная в корне слова).
- Как проверим? (Нужно изменить слово так, чтобы после согласного звука стоял гласный или нужно подобрать слово так, чтобы после согласного стоял звук Н,снежный.)
- Какая орфограмма встретилась в слове снежинка?( Жи –ши пиши с буквой и )
- Ребята, как вы думаете над чем мы будем сегодня работать на уроке? (Повторение написания изученных орфограмм) (Слайд)
- Совершенно верно, нам необходимо на уроке повторить ,вспомнить ,обобщить и закрепить знания по решению орфографических задач.
4.Актуализация знаний.
- Ребята, сядьте прямо, закройте глаза, представьте, что вы вдыхаете аромат зимы. Свежий морозный запах. Старайтесь, вдыхайте его не только носом, но и всем телом. Вдох, выдох. (Дыхательная гимнастика)
- А теперь откройте глаза, скажите пожалуйста, какие ассоциации у вас вызывает зима.
- Молодцы.
- А теперь прочитаем данные слова три раза .(Хоровое чтение) (Дифференцированная работа для учащиеся)
На доске слова : синички вьюга лёд вода зима
- Запишите слова по памяти в столбик.
- Найдите и подберите проверочные слова если это возможно к данным словам? (Устная работа) .
Синички – чк,чн пишем без мягкого знака
Лед - ледяной, проверяемая согласная буква в корне слова.
Вьюга – разделительный мягкий знак
Вода – безударная гласная, проверяемая ударением, воды
Зима - безударная гласная, проверяемая ударением, зимы
- Запишите в тетради проверочные слова , выделите орфограммы в данных словах.
- А теперь поработаем над предложением которое будем записывать с комментированием. Послушайте.
Зеленые ёлки купались в пушистом снегу.
(запись под диктовку, выделение грам. основы, найдите известные вам орфограммы, подчеркните)
5.Пальчиковая гимнастика «Снежинки»
Стою и снежинки в ладошку ловлю.
Я
зиму, и снег, и снежинки люблю,
Но где же снежинки? На вопрос сжать кулаки, на ответ – разжать.
В ладошке вода,
Куда же исчезли снежинки? Куда? На первый вопрос сжать кулаки, на
второй – разжать.
Растаяли хрупкие льдинки-лучи... Мелкие потряхивания расслабленными
ладонями.
Как видно, ладошки мои горячи.
- Продолжаем работу. Внимание на экран .Ваша задача вставить пропущенные буквы в словах на полосках в тетради.
Д…кабрь, к…ньки , сев…р, ф..враль, ..варь, п …года (Слайд)
- Обменяйтесь тетрадями , выполните взаимопроверку и поставьте оценку на полях карандашом.
- Есть те, кто справился на 5 и 4? Встаньте пожалуйста.
- Вы большие молодцы, остальным нужно поработать над данными словами.
- Какая орфограмма в этих словах? ( Безударная гласная, непроверяемая ударением)
- Продолжаем работу. Приготовьтесь записать слова под диктовку.
съезд
подъем
объяснить
отъезд
съежился
- Что объединяет эти слова? (Правописание слов с разделительным твердым знаком (Ъ).
- Кто напомнит правило? (Разделительный твердый знак пишется только после приставок, которые оканчиваются согласным звуком, перед буквами е,ё,ю,я)
- Подчеркните орфограмму в данных словах?
- Проверьте.
- Приступаем к следующему заданию, найдите в конвертах листочки голубого цвета, прочитайте эти слова.
- Назовите орфограмму в этих словах?( Заглавная буква в именах собственных).
-Молодцы.
- Следующее задание у вас на зеленых листочках, прочитайте предложение. Кто догадался, какое задание нужно выполнить? Правильно в тексте умышлено допущены ошибки, ваша задача исправить ошибки в этом предложении.
- Скольская дарога очень опасна. (Слайд)
- В каких словах вы исправили ошибки?
- Какая орфограмма в словах?
скользкая – проверяемая согласная в корне слова (скользить)
дорога - словарное слово
очень – пропущен мягкий знак
опасна - сочетание сн, без буквы т ,проверочное слово опасен.
- Какие правила мы должны соблюдать при скользкой дороге или по другому еще говорят при гололедице?
- Ребята проверьте данное предложение и перепишите в тетрадь обозначая орфограммы.
- Возвращаясь к высказыванию которое было в начале урока сможем ли мы сказать «Мир освещается солнцем, а человек - знанием». Знания это словно луч солнца которое освещает все вокруг.
6. Задание на дом.
- Домашнее задание на рабочих индивидуальных листах в конвертах.
7.Рефлексия.
- Всем спасибо за урок, вы у меня большие молодцы, мне очень понравилось как вы работали на уроке.
- Я вам предлагаю оценить свою работу. У вас на партах лежат человечки. Но на их личиках только глазки и носик. Я прошу вас сейчас дорисовать им улыбочку, тем ребятам кто считает, что он справился со всеми заданиями на уроке, а «нейтральная» улыбка, для тех кто столкнулся с небольшим трудностями, но все же стравился.
А у меня сегодня солнце на душе!
И я хочу им с вами поделиться
Пускай в морозном и бесснежном декабре
Улыбками сияют ваши лица!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.