План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Чередование гласных О-А в корнях Мак-Мок, РАВН-РОВН""
Оценка 4.9

План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Чередование гласных О-А в корнях Мак-Мок, РАВН-РОВН""

Оценка 4.9
doc
02.02.2020
План-конспект урока русского языка в 6 классе на тему "Чередование гласных О-А в корнях Мак-Мок, РАВН-РОВН""
Урок.doc

Буквы –О, -А в корнях с чередованием.

Корни, правописание которых зависит от значения слов (-мак- // -мок-, -равн- // -ровн-)

 

- Здравствуйте, ребята! Начинаем наш урок. Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам радость общения, интересные открытия и хорошие оценки.

 

Открывайте тетради и записывайте число.

15 окт – не просто дата в календаре, сегодня особенный день. 205 лет назад появился на свет талантливый русский писатель, автор многих стихотворений, поэм, романов, М. Ю. Лермонтов.   Его творчество – одна из самых высоких вершин нашей литературы (Слайд 1 портрет, дата)

 

 …. Я бы хотела начать наше занятие с замечательного стихотворения (Слайд 2 (осень, ели) + музыка)

«Осень»
Листья в поле пожелтели,                         Зверь, отважный, поневоле
И кружатся и летят;                                    Скрыться где-нибудь спешит
Лишь в бору поникши ели                         Ночью месяц тускл, и поле
Зелень мрачную хранят.                             Сквозь туман лишь серебрит
Под нависшею скалою
Уж не любит, меж цветов,
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.

 

- Как вы думаете, почему я выбрала именно это стихотворение?  - (За окном осень, …)

- а вы любите осень? А за что? А почему нет? (Дождь)

-Конечно, разделяю ваше мнение: никому не хочется мокнуть под дождем    3 мин

 

Обратите внимание на слайд – записаны два слова МАКНУТЬ    МОКНУТЬ.

Чем они различаются? (ударением, буквами а-о, значением)

Давайте обратимся к толковому словарю

 

Макнуть -  Опустить во что н. жидкое.    М. хлеб в мёд. М. кисть в краску.

Мокнуть - Под действием влаги становиться мокрым, сырым.           М. под дождём.

 

На прошлых уроках вы изучали способы словообразования, вспоминали морфемы.

_ Что такое морфема?

- А в какой части слова содержится лексическое значение?

- Подберите однокоренные слова к тем, что вы видите на экране, и выделите корни в этих словах

 

Перед нами слова, похожие, но тем не менее разные. А как же нам узнать, когда писать в корне О, а когда А? (по значению)

 

Верно. Итак, тема нашего занятия : Чередующиеся Буквы –О, -А в корнях, правописание которых зависит от значения слов (-мак- // -мок-, -равн- // -ровн-)

5 мин

КАК вы думаете, чему мы будем сегодня учиться? Попробуйте сформулировать цель

 

Корни –мак- -мок- встречаются тогда, когда говорится, что кто-то или что-то становится мокрым. Мокрым можно стать в двух случаях:

-мак- = погружать в жидкость, обмакнуть.
-мок- = пропускать жидкость, вымокнуть.

 Цепляю и на доску

 

- Сформируйте правило правописания корня –мак- -мок- .
(
Слова, обозначающие то, что пропиталось жидкостью, пишем с корнем –мок- , слова, обозначающие то , что окунают в жидкость, пишем с корнем –мак).

 

_перейдем к след корням

Корень равн-ровн, как вы думаете, что означает корень –равн-?    Равн означает одинаковый по форме, размеру, значению

Математическое умножение, как нельзя кстати, проиллюстрирует нам отличный пример.

                Цепляю и на доску

Еще, как я уже сказала,  корень –равн- обозначает сходство по размеру.

Вот мальчик и девочка, что одинаковое у них? Верно-рост.  Сравните их рост, в слове корень равн.

              В ТЕТРАДЬ     !           -равн- = «равный, одинаковый»,

Запомните, есть еще слова со значением другого корня, но тем не менее пишутся через а-равняйсь и равнина.

 

Разберемся со вторым корнем ровн

Вот улица, а вдоль ее идут дома, они стоят как? ровненько. их выровняли по дорожке. корень ровн

 

Исключение: поровну уровень,      Исключение: равнина, равняйсь!

 

 

Запись в тетр : ---
                            --- -ровн- = «ровный, прямой»

 

- Сформируйте правило правописания корня –равн- -ровн- .
(
Слова, обозначающие то, что равно, одинаково, пишем с корнем –равн- , слова, обозначающие то , что ровное, прямое, гладкое, пишем с корнем –ровн).

                                                                                                           11 мин

Сейчас перейдем к закреплению темы.

Дальше пару слов разбираем у доски вместе, корень, значение, буква

выровнять, уравнять, вымакивать варенье, пом…чить

 

Потом двое у доски с карточками мак-мок,               равн-ровн

вым…кнуть                                             нер..вность,

вым...кать всё содержимое                    выр…внивать

зонт пром…кает                                     зар…внять канаву

м…кание                                                 плоская р…внина

 

вым…кший под дождём                             держать р…внение в рядах

м…кать печенье в мёд                                р…внобедренный

зам…чить бельё                                          обр..внять края

м…кнуть в соль                                          подр…внять  кусты

Остальные в это время работают с упр – потом меняются тетр и  проверяют по слайду (ключ). В это время двое  у доски тоже меняются, проверяют друг друга, а  я их.

                                                                                                       20

отм…кать                                         плащ пром…кает

все р..вно                                           разм…чивание

по ур..вню                                         р..внять дорожки

палатка вым…кла                            зам..чить белье

р..вняться пяти метрам                   разм…кший

м..кнуть в воду                                 неср..вненная красота, 

непром..…каемая куртка                р..весник,

прим..кивать

 

 

Обращаюсь ко всем: Поднимите руки, кто без ошибок. У кого-1-2? Обратите внимание на доску, ваши одн-ки тоже выполняли задание, не/допустили ошибки. Будьте внимательны

 

Физминутка                                                                                            23-25 мин

В Австралии поднялся ветер (трём ладошки).

Начинает капать дождь (щёлкаем пальцами).

Дождь усиливается, (хлопаем ладонями по груди).

Начинается настоящий ливень (хлопаем по бёдрам).

А вот град- настоящая буря (топаем ногами).

Но что это? Буря стихает (хлопаем по бёдрам).

Дождь стихает (хлопаем по груди)

Редкие капли падают на землю(щёлкаем пальцами).

Солнце! Ура! (руки вверх)

 

Представим, что мы все-таки промокли под дождем.

Промокнуть – синонимы, словосочетания, близкие по смыслу

Увлажниться, пропитаться жидкостью, стать мокрым.  А Антоним? – высохнуть.

 

Маленькие дети, какими еще вы недавно были, любят после дождя макать в лужу разные предметы, чаще всего это палки. К слову МАКАТЬ подберите синоним

Погружать, окунать

 

Отлично! У вас хороший словарный запас. А давай те составим словосочетание с одним из слов. А Устойчивое словосочетание??

Работа с фразеологизмом – сровнять с землей фразеологизм «сровнять с землей»  разрушить до основания

 Или просто предложение составить и записать

Молодцы!

 

 

давайте

вспомним, какую цель мы ставили, и достигли ли

результата.

 - Вы запомнили, каким правилом нужно руководствоваться, чтобы правильно писать гласные в корнях МАК МОК РАВН РОВН

 

 

Инструктаж по домашнему заданию

составить орфографический диктант по изученному правилу (подобрать слова для диктанта). Кому не сложно, выделяют корни в словах, объясняя их написание. Высокий уровень: составить по 2 предложения с каждой парой корней.

 

 

Поднимите руки, кто  считает , что работал на 5. А на 4?

 

 

                           

 

 


Буквы –О, -А в корнях с чередованием

Буквы –О, -А в корнях с чередованием

Верно. Итак, тема нашего занятия :

Верно. Итак, тема нашего занятия :

Запомните, есть еще слова со значением другого корня, но тем не менее пишутся через а-равняйсь и равнина

Запомните, есть еще слова со значением другого корня, но тем не менее пишутся через а-равняйсь и равнина

Остальные в это время работают с упр – потом меняются тетр и проверяют по слайду (ключ)

Остальные в это время работают с упр – потом меняются тетр и проверяют по слайду (ключ)

Или просто предложение составить и записать

Или просто предложение составить и записать
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020