План-конспект уроков(2часа) в 6 классе на тему: «Становление Древнерусского государства».
Оценка 4.6

План-конспект уроков(2часа) в 6 классе на тему: «Становление Древнерусского государства».

Оценка 4.6
docx
16.03.2021
План-конспект уроков(2часа) в 6  классе на тему: «Становление Древнерусского государства».
moy_urok_stanovlenie_drevnerusskogo_gosudarstva.docx

План-конспект уроков(2часа) в 6  классе на тему: «Становление Древнерусского государства».      

 

Цель: сформировать представление о процессе становления Древнерусского государства и роли первых князей из династии Рюриковичей в этом процессе

 

Задачи урока:

Предметные:обучающиеся объясняют смысл понятий: государство, князь, дружина, полюдье, реформа, урок, погост;

показывают на карте территорию Древней Руси, крупнейшие города – центры племенных союзов восточных славян; торговые пути, военных походы первых русских князей;

раскрывают причины и называют время образования Древнерусского государства;

 систематизируют материал о деятельности первых русских князей на основании учебника, отрывков из «Повести временных лет», трудов известных историков;

дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси

Формирование личностных УУД:обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны,дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений, выражают положительное отношение к процессу познания

Формирование познавательных УУД:обучающиеся учатся раскрывать причины и называть время образования Древнерусского государства. Показывают на карте главные торговые пути Древней Руси. Учатся анализировать различные точки зрения о происхождении Древнерусского государства, высказанные историками. Учатся работать с историческими документами, анализировать их и делать выводы.

Формирование коммуникативных УУД:планируют цели и способы взаимодействия, понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия, проявляют заинтересованность не только в личном успехе, но и в решении проблемных заданий всей группы

Формирование регулятивных УУД:Обучающиеся учатся основам саморегуляции в познавательной деятельности в форме осознанного управления своей учебной деятельностью, направленной на достижение поставленных учителем задач.  Осуществляют рефлексию собственной деятельности на уроке.

 

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Формы работы на уроке:индивидуальная, групповая

Методы:словесный, наглядный, практический

Современные образовательные технологии:проблемного обучения, «Гражданский форум»

Ресурсы:учебник под ред. А.В. Торкунова «История России. 6 класс. Часть 1. М.: «Просвещение», 2016г., карта «Русь в IX- Xвв.», атласы по истории России для 6 класса, фрагменты летописей, трудов историков

Оформление кабинета:настенная карта «Русь в IX- Xвв., книги по истории Древней Руси, портрет президента РФ В.В. Путина, флаг государства, папки учащихся о первых русских князьях, эпиграф к уроку «Вoт повести минувших лет, откуда пошла Русская земля, кто в Киеве стал первым княжить и как возникла Русская земля». На доске записаны число, классная работа, домашнее задание, В ходе урока на доске записываются тема, план урока, основные даты, понятияи термины, персоналии.

Основные понятия и термины: государство, князь, дружина, дань, полюдье, реформа, уроки, погосты

Основные даты:860- первый большой поход русов на Константинополь.

 862г. – призвание варяжских князей в славянские и угро-финские земли.

882г- объединение Новгорода и Киева. Образование Древнерусского государства

 907г. – поход князя Олега на Константинополь.

911г. – первый письменный договор Руси с Византией. 912-945гг. – правление князя Игоря в Киеве. 941г., 944г. походы князя Игоря на Константинополь. 945-964гг. – правление княгини Ольги в Киеве. 964-972гг. – правление князя Святослава в Киеве.

Персоналии: Рюриковичи: Олег, Игорь, Ольга, Святослав

Домашнее задание:вопросы и задания к параграфу 5. Посмотреть документальный сериал (серии 2-4) «Правители Руси». Использовать информацию в рассказе о деятельности первых русских князей(в группах по заданному алгоритму). 

 

 

Ход урока

 Модули уроков

Деятельность учителя

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Оценивание образовательных результатов

УУД

Мотивационно-целевой

Здравствуйте ребята, садитесь. Приготовьтесь к работе.

Звучит Гимн Российской Федерации

Скажите пожалуйста, почему вы встали, когда звучала эта мелодия?

Какие чувства вы испытывали при прослушивании Гимна?

Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «Россия»?

 Российская Федерация – большое и могущественное государство с длинной и интересной историей.

Определение темы урока

 Но вот вопрос: зачем нам на уроке ксерокопии ваших свидетельств о рождении?  Рассмотрите их, пожалуйста.    Чем они могут помочь в определении темы урока?  

Действительно, подобно человеку государства рождаются, переживают детство, молодость, зрелость. Мы начинаем изучение истории нашего государства с момента его образования(рождения) и становления(детства).

Запишите число, классная работа и тему урока

 

 

Задание №1: вспомните, пожалуйста, что такое государство, каковы его признаки? Для этого используйте материал параграфа 5 на стр. 40. На выполнение работы не более 3 минут

 

 

 

 

Настраиваются на рабочий лад

 

Обучающиеся встают. Когда заканчивается звучание мелодии садятся на свои места

Возможные ответы: это Гимн России;

 

гордость, любовь к Родине;

 большое, сильное, великое государство и др.

 

 

 

   Рассматривают свидетельства о рождении. Высказывают варианты ответов.

 

 

 Обсуждают в группе. Выходят на ответ «Становление Древнерусского государства» 

 

 

 

Записывают число, классная работа и тему «Становление Древнерусского государства»

 

Работают в группе.   Записывают в тетради. Отвечают на вопрос, поставленный учителем.

Возможные ответы: государство- способ управления обществом. Его признаки: территория, признание центральной власти людьми, живущими на данной территории, налоги, охрана порядка, законы, армия

Беседа.

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

 

-Обучающиеся осознают свою идентичность как гражданина страны(Л.)

 -Формирование эмоционального настроя на урок (Л)

-Взаимодействие с учителем и в группе (К.)

 

Ориентационный

(актуализации, повторения)

 Вспомните в каком веке образовалось Древнерусское государство? Какие государства уже существовали в Европе, Азии, в т.ч. и на территории современной России?

 

 

 

 

 

Применяют ранее полученные знания. Называют время образования Древнерусского государства -  IXвек. Перечисляют известные государства, используя карту.

Используют понятие «государство» в новой учебной ситуации

Работа с картой. Беседа

 

 

 

 

 

 

 

Выявление сущности понятия «государство» (Пр.)

-Взаимодействие с учителем и друг с другом (К)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

 Содержательно -операционный

Давайте попробуем сформулировать две проблемы, которые мы будем решать уроках по данной теме.  Для этого еще раз прочитайте определение и   признаки государства, обратите внимание на ваши групповые сообщения о деятельности первых русских князей.

Задание №2:Попробуем решить первую проблему, используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6

Для этого заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IXвв». Найдите не менее трех доказательств. На выполнение работы не более 5 минут

Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

Восточно-Европейская равнина

Народ

Восточные славяне

Наличие центральной власти

Князь –  высший судья и защитник

Развитие торговли

Путь из «варяг в греки»

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

Появление дружины

Налоги

Уплата дани во время полюдья

Неравенство в обществе

Князь, дружина, волхвы выше других

 Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1

 

  Обсуждают в группе. Высказывают предположения. Выходят на ответ: были ли условия у восточных славян для возникновения государства?  Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

Соотносят известные признаки государственности и примеры жизнедеятельности народа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся делают вывод: у восточных славян в VIII-IX вв. Существовали условия для возникновения государства

Беседа. Работа с текстом и картой. Драматизация

 

- Установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями (Поз.)

-

Задание №3:вы доказали, что у восточных славян существовали предпосылки, то есть условия для возникновения государства. Теперь вам предстоит выяснить, где, когда и как оно возникло.Используя материал параграфа 5 на стр.41 (п.2), атлас стр. 6, придумайте и заполните импровизированный документ «Свидетельство о рождении Древнерусского государства». Как образец используйте ксерокопии свидетельств о рождении. На выполнение работы не более 5 минут

Свидетельство о рождении

Имя__________________________________________________________

Место рождения_______________________________________________

Дата рождения_________________________________________________

Отец__________________________________________________________

Народ(-ы), создавший(-е) государство______________________________

Документ выдан на основании_____________________________________

Кем выдан ______________________________________________________

Дата выдачи_________________

Выполняют творческое задание. Знакомят одноклассников с результатами своей деятельности.

Контрольно-оценочный

(рефлексивный)

 

 Задание №4: обратите внимание, что в творческих работах групп в графе «народ, создавший государство», у вас есть разночтения: одна группа указала, что государство создали восточные славяне, другие указали варягов, третьи назвали и тех, и других.

Прошу каждую группу объяснить свой выбор.

Как вы думаете, задумывались ли о проблеме происхождения государства историки?

Не только задумывались, но до сих пор не пришли к единому мнению. В настоящее время существует три основных теории возникновения Древнерусского государства: норманнская, славянская и центристская.

Вы получили схему «теории возникновения государства у восточных славян». Определите, какую точку зрения отстаивала ваша группа?

http://900igr.net/datas/istorija/Formirovanie-drevnerusskogo-gosudarstva/0010-010-Teorii-vozniknovenija-drevnerusskogo-gosudarstva.jpg

 

Задание№5: вы получили исторический документ. Прочитайте текст. Определите, какой теории придерживался автор документа. Ответ аргументируйте

Обучающиеся сравнивают явления и процессы, излагают выводы и аргументируют их в соответствии с возрастными возможностями.

Аргументируют свою точку зрения с помощью конкретных примеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Изучают схему. Выбирают теорию, которую отстаивали.

 

 

 

 

 

Анализируют исторический документ. Аргументируют свою точку зрения с помощью конкретных примеров

Беседа. Работа с документом. Дискуссия

 

- Работа с учебным материалом, документами: поиск аргументов в подтверждении версии о происхождении Древнерусского государства(Пр)

- принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий) (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

- установление причинно-следственных связей между событиями и явлениями (П)

- принимают позицию партнера и согласуют свои действия (К)

- развитие связной осмысленной речи (Р)

-осуществляют рефлексию своей деятельности на уроке(Р)

Подведем итоги первого урока по данной теме.  Сдайте учителю листы с заданиями. За каждое задание вы получите оценку. В журнал будет выставлена среднеарифметическая оценка.

Вспомните проблемы, которые мы планировали решить.  Проблемный вопрос № 2 на данном уроке не рассматривался. Он будет предметом изучения на следующем уроке.  Запишите домашнее задание(на доске)

Рефлексия «Незаконченная фраза».

Перед вами лежит список незаконченных предложений.  Желающие читают предложение и завершают его.

Я узнал…

Мне больше всего удалось…

Я чувствовал…

Я думал…

Я приобрел…

Я получил от этого урока…

За это я могу себя похвалить…

Мне показалось важным…

Было трудно…

Я научился…

Урок заставил задуматься…

Урок навел меня на размышление…

Над этим мне надо еще поработать…

 

 

 

 

Называют проблемные вопросы.

 

 

 

 

Дают оценку своей деятельности на уроке.

Урок №2

Мотивационно-целевой

 

Добрый день, ребята. Обратите внимание на потрет, который вы видите на доске.  Кто на нем изображен?

 

Как вы думаете, может и существовать государство без правителя?

 В Древнерусском государстве тоже были правители.   Мы называем их князьями.  У каждой группы было задание, связанное с одним из киевских князей. Назовите их. Как вы думает, почему только 5 правителей будут предметом нашего разговора.

Вспомните, какой проблемный вопрос мы не решили на прошлом уроке

Чтобы дать оценку деятельности первых русских князей, нужно знать, направления их деятельности

Отвечают на вопросы:

 потрет В.В. Путина.

называют его должность – президент РФ.

Нет, не может

 

 

 

Эти правители периода становления Древнерусского государства

 

Какую роль сыграли первые русские князья в становлении Древнерусского государства?

 

 

 Беседа

- принимают и сохраняют учебную задачу, учитывают выделенные учителем ориентиры действий) (Р)

- проявление заинтересованности к личному успеху и успеху всей группы (Л)

 

Содержательно -операционный

Чтобы дать оценку деятельности первых русских князей, нужно знать, направления их деятельности.

Каждая группа подготовила творческое задание об одном из киевских князей по заданному алгоритму.

Задание №6:

По ходу выступления одноклассников, систематизируйте материал в виде таблицы «Деятельность первых русских князей».

Князь

Годы правления

Важные события

 

 

 

Систематизируют учебный материал в виде хронологической таблицы

 

 

Группы представляют свои работы.

Обучающиеся систематизируют материал в хронологической таблице «Деятельность первых русских князей».

Беседа.  Работа с текстом и картой.

Драматизация

-систематизируют материал о деятельности первых русских князей

- презентация творческого задания (Поз.)

- развитие связной осмысленной речи (Р)

Контрольно-оценочный

(рефлексивный)

 

Примите участие в дебатах «опыт деятельности первых князей Руси полезен для современных руководителей страны

 Выражают ценностные суждения по изучаемой проблеме.

Дают оценку социально-нравственному опыту, деятельности предшествующих поколений.

 

Дискуссия

-дают оценку роли первых русских князей в становлении Древней Руси(Пр.)

 выработка собственной позиции (Р)

- понимают позицию партнера, согласуют с ним свои действия (К)

Инструктаж домашнего задания

Используя дополнительные источники информации(энциклопедия, видеофильмы, ресурсы Интернета), вспомните, какие из правителей европейских государств являлись современниками первых русских князей. Результаты оформите в виде синхронистической таблицы «История в лицах: современники»

Обучающиеся записывают домашнее задание

 

Побуждение к дальнейшему расширению информационного поля (Поз.)

Приложение

Группа № 1.  Состав:________________________________________________________

Задание №1.

Прочитайте  материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

1.    Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 2.  Состав:________________________________________________________

Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

1.    Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 3.  Состав:________________________________________________________

Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

1.    Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

 

Группа № 4.  Состав:________________________________________________________

Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

1.    Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 5.  Состав:________________________________________________________

Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

1.    Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

Группа № 5.  Состав:________________________________________________________

Задание №1.

 Прочитайте материал параграфа 5, п.1  на стр. 40.

1.    Ответьте на вопрос: «Что такое государство?

___________________________________________________________________

2.Перечислите признаки государства (не менее четырех).

__________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 3 минут

Оценка:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №1            Задание №2:

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IXвв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

_________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________

Оценка

Группа №2          Задание №2:

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IXвв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

________________________________________________________________________

________________________________________________________________________

Оценка

Группа №3            Задание №2:

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IXвв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Оценка

Группа №4          Задание №2:

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IXвв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

Оценка

 

 Группа №5            Задание №2:

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IXвв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признаков государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

__________________________________________________

__________________________________________________

Оценка

Группа №5          Задание №2:

1.заполните таблицу «Признаки государственности у восточных славян в VIII-IXвв», используя материал параграфа 5 на стр. 40-41 (п.1-2), атлас стр. 6.  Найдите не менее 3 доказательств наличия признака государственности у восточных славян.  На выполнение работы не более 5 минут

 Признак государственности

Наличие признака у восточных славян

Территория

 

Народ

 

Наличие центральной власти

 

Развитие торговли

 

Наличие городов (3-4 крупных города)

 

Армия

 

Налоги

 

Неравенство в обществе

 

 2. Используя заполненную вами таблицу, сделайте вывод по проблеме №1: существовали ли у восточных славян предпосылки (условия)для возникновения государства?

__________________________________________________

__________________________________________________

Оценка

 

Задание №3:вы доказали, что у восточных славян существовали предпосылки, то есть условия для возникновения государства. Теперь вам предстоит выяснить, где, когда и как оно возникло. Используя материал параграфа 5 на стр.41 (п.2), атлас стр. 6, придумайте и заполните импровизированный документ «Свидетельство о рождении Древнерусского государства». Как образец используйте свои ксерокопии свидетельств о рождении. На выполнение работы не более 5 минут

 

 

 

 

Свидетельство о рождении

Имя____________________________________________________________________________________________

Место рождения_________________________________________________________________________________

Дата рождения__________________________________________________________________________________

Отец___________________________________________________________________________________________

Народ(-ы), создавший(-е) государство_______________________________________________________________

Свидетельство выдано на основании________________________________________________________________

Кем выдан ______________________________________________________________________________________

                                                                                                                                                     Дата выдачи_________________

Оценка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Группа №1   Задание №5:вы получили исторический документ. Прочитайте текст.

Н. М. КАРАМЗИН. «ИСТОРИЯ ГОСУДАРСТВА РОССИЙСКОГО»

Начало российской истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай: славяне добровольно уничтожают свое древнее народное правление и требуют государей от варягов, которые были их неприятелями. Везде меч сильных или хитрость честолюбивых вво­дили самовластие (ибо народы хотели законов, но боялись неволи): в России оно утвердилось с общего согласия граждан: так повествует наш летописец — и рассеянные племена славянские основали государство, которое граничит ныне с древнею Дакиею и с землями Северной Америки, с Швециею и с Китаем, соединяя в пределах своих три части мира. Великие народы, по­добно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по лето­счислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению мо­нархической власти.

Мы думаем, что варяги, овладевшие странами чуди и славян за несколько лет до того времени, правили ими без угнетения и насилия, брали дань лег­кую и наблюдали справедливость. Господствуя на морях, имея в IX веке сно­шение с Югом и Западом Европы, варяги, или норманны, долженствовали быть образованнее славян и финнов, заключенных в диких пределах Севера, могли сообщить им некоторые выгоды новой промышленности и торговли, благодетельные для народа. Бояре славянские, недовольные властию завое­вателей, которая уничтожала их собственную, возмутили, может быть, сей на­род легкомысленный, обольстили его именем прежней независимости, воору­жили против норманнов и выгнали их; но распрями личными обратили свободу в несчастье, не умели восстановить древних законов и ввергнули оте­чество в бездну зол междоусобия. Тогда граждане вспомнили, может быть, о выгодном и спокойном правлении норманнском: нужда в благоустройстве и тишине велела забыть народную гордость; и славяне, убежденные — так гово­рит предание — советом новгородского старейшины Гостомысла, потребова­ли властителей от варягов.

Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом или де­лами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Держава трех владетелей от Белоозерапростиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С.-Петербургской, Эстляндской, Новгородской и Псковской губерний была названа тогда Русью, по имени князей варяго-русских.

Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим князем, отправились с товарищами из Новгорода в Кон­стантинополь искать счастья; увидели, на высоком берегу Днепра малень­кий городок и спросили: чей он? Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань хазарам.

Сей городок был Киев. Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих варягов из Новгорода; начали под именем россиян властвовать как государи в Киеве. Таким образом, варяги основали две самодержавные об­ласти в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.

Рюрик княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Нов­городе и скончался в 879 г., вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.

 

1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________

2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 5 минут.

Оценка

 

Группа №2   Задание №5:вы получили исторический документ. Прочитайте текст. 

Б. А. РЫБАКОВ. «МИР ИСТОРИИ»

Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варягов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озерами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происхо­дили с переменным успехом: то «находникам варягам» удавалось взять дань со славян и чуди, то местные племена «изгънашаварягы за море и не даша им дани». Единственный раз за все Средневековье предводителю ва­ряжского отряда совместно с северными славянами удалось обманным пу­тем, прикинувшись хозяином купеческого каравана, захватить на некото­рое время власть в Киеве, убив законного князя. Этот предводитель, Олег, объявленный создателем государства Руси, достоверно известен только попоходу на Византию в 907 году и дополнительному договору 911 года. В походе кроме варягов участвовали войска девяти славянских племен. По­ведение Олега после взятия дани с греков крайне странно и никак не вяжется с обликом строителя Державы — он просто исчез с русского го­ризонта: сразу же после похода «иде Олег к Новугороду и оттуда в Ладо­гу. Друзии же сказають, яко идущю ему за море и уклюнузмиа в ногу с того умре». Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель госу­дарства не оставил.

Варяги использовались на Руси в XXI веках как наемная военная сила. Нанимали варягов Святослав и его сын Владимир. Варягов нанимали на грязные убийства: варяги убили князя Глеба. Против бесчинства наемных ва­рягов в Новгороде была направлена Русская Правда, ставившая варяга-обид­чика в неполноправное положение по сравнению с обиженным новгородцем: новгородцу суд верил на слово, а иноземец должен был представить двух сви­детелей.

Если признать варягов создателями государственности для славян, трудно объяснить то обстоятельство, что государственным языком Руси был не шведский, а русский. Договоры с Византией в X веке писались на языках греческом и русском. Проверяя тенденциозно отобранные норманистами аргументы, следует обратить внимание, что тенденциозность появи­лась в самих наших источниках, восходящих к «Повести временных лет» Нестора. Как доказал в свое время превосходный знаток русского летопи­сания А. А. Шахматов, историческое сочинение Нестора претерпело пере­работку. Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с Киевом и Поднепровьем. Его редактором был князь Мстислав, внук английского короля, зять шведского короля, воспитанный новгородским боярством (и женившийся вторым бра­ком на новгородской боярышне). Для него эпические легенды о призвании князей были знакомым сюжетом, применявшимся к истории разных север­ных королевств. Для него Новгород и варяжский Север являлись естествен­ной жизненной средой, а киевское боярство — враждебной силой. Переде­лывая русскую историю на свой лад, князь Мстислав искусственно выдвинул Новгород на первое место, заслонив им Киев, неправомерно пере­нес зарождение русской государственности на север и вплел в повествова­ние варягов-завоевателей, варягов-организаторов.

1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________

2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 5 минут.

Оценка

 

Группа №3Задание №5:вы получили исторический документ. Прочитайте текст. 

В.О.Ключевский «СКАЗАНИЕ О ПРИЗВАНИИ КНЯЗЕЙ»


      Появлением этих варяжских княжеств вполне объясняется и занесённое в нашу Повесть о начале Руси сказание о призвании князей из-за моря. По этому сказанию, ещё до Рюрика варяги как-то водворились среди новгородцев и соседних с ними племён славянских и финских, кривичей, чуди, мери, веси, и брали с них дань. Потом данники отказались её платить и прогнали варягов назад за море. Оставшись без пришлых властителей, туземцы перессорились между собою; не было между ними правды, один род восстал на другой и пошли между ними усобицы. Утомлённые этими ссорами, туземцы собрались и сказали: «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил нас по праву». Порешив так, они отправили послов за море к знакомым варягам, к Руси, приглашая желающих из них прийти владеть пространной и обильной, но лишённой наряда землёй. Три родных брата откликнулись на зов и пришли «с роды своими», т. е. с дружинами земляков. Если снять несколько идиллический покров, которым подёрнуто это сказание, то пред нами откроется очень простое, даже грубоватое явление, не раз повторявшееся у нас в те века. По разным редакциям начального летописного свода рассеяны черты предания, позволяющие восстановить дело в его действительном виде. Собрав их, узнаем, что пришельцы призваны были не для одного внутреннего наряда, т. е. устройства управления. Предание говорит, что князья-братья, как только уселись на своих местах, начали «города рубить и воевать всюду». Если призванные принялись прежде всего за стройку пограничных укреплений и всестороннюю войну, значит, они призваны были оборонять туземцев от каких-то внешних врагов, как защитники населения и охранители границ. Далее князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, - как записано в одном из летописных сводов, - боясь звериного их обычая и нрава». С этим согласно и уцелевшее известие, что Рюрик не прямо уселся в Новгороде, но сперва предпочел остановиться вдали от него, при самом входе в страну, в городе Ладоге, как будто с расчётом быть поближе к родине, куда можно было бы укрыться в случае нужды. В Ладоге же он поспешил «срубить город», построить крепость тоже на всякий случай, для защиты туземцев от земляков-пиратов или же для своей защиты от самих туземцев, если бы не удалось с ними поладить. Водворившись в Новгороде, Рюрик скоро возбудил против себя недовольство в туземцах: в том же летописном своде записано, что через два года по призвании новгородцы «оскорбились, говоря: быть нам рабами и много зла потерпеть от Рюрика и земляков его». Составился даже какой-то заговор: Рюрик убил вождя крамолы, «храброго Вадима», и перебил многих новгородцев, его соумышленников. Чрез несколько лет ещё множество новгородских мужей бежало от Рюрика в Киев к Аскольду. Все эти черты говорят не о благодушном приглашении чужаков властвовать над безнарядными туземцами, а скорее о военном найме. Очевидно, заморские князья с дружиною призваны были новгородцами и союзными с ними племенами для защиты страны от каких-то внешних врагов и получали определённый корм за свои сторожевые услуги. Но наёмные охранители, по-видимому, желали кормиться слишком сытно. Тогда поднялся ропот среди плательщиков корма, подавленный вооружённой рукою. Почувствовав свою силу, наёмники превратились во властителей, а своё наёмное жалованье превратили в обязательную дань с возвышением оклада. Вот простой прозаический факт, по-видимому, скрывающийся в поэтической легенде о призвании князей: область вольного Новгорода стала варяжским княжеством.

1.Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________

2. Ответ аргументируйте (не менее 3 позиций)______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________

На выполнение работы не более 5 минут.

Оценка


 

Скачано с www.znanio.ru

План-конспект уроков(2часа) в 6 классе на тему: «Становление

План-конспект уроков(2часа) в 6 классе на тему: «Становление

Домашнее задание: вопросы и задания к параграфу 5

Домашнее задание: вопросы и задания к параграфу 5

Настраиваются на рабочий лад

Настраиваются на рабочий лад

Найдите не менее трех доказательств

Найдите не менее трех доказательств

Народ(-ы), создавший(-е) государство______________________________

Народ(-ы), создавший(-е) государство______________________________

В журнал будет выставлена среднеарифметическая оценка

В журнал будет выставлена среднеарифметическая оценка

Каждая группа подготовила творческое задание об одном из киевских князей по заданному алгоритму

Каждая группа подготовила творческое задание об одном из киевских князей по заданному алгоритму

Группа № 1. Состав: ________________________________________________________

Группа № 1. Состав: ________________________________________________________

Группа № 4. Состав: ________________________________________________________

Группа № 4. Состав: ________________________________________________________

Перечислите признаки государства (не менее четырех)

Перечислите признаки государства (не менее четырех)

Территория Народ

Территория Народ

Группа №3 Задание №2: 1

Группа №3 Задание №2: 1

Свидетельство о рождении Имя____________________________________________________________________________________________

Свидетельство о рождении Имя____________________________________________________________________________________________

Группа №1 Задание №5: вы получили исторический документ

Группа №1 Задание №5: вы получили исторический документ

Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________ 2

Определите, какой теории придерживался автор документа_________________________________________________ 2

Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с

Нестор был киевлянином и в основу своих изысканий положил вопросы, связанные со славянским югом, с

Далее князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, - как записано в одном из летописных…

Далее князья-братья, по видимому, не совсем охотно, не тотчас, а с раздумьем приняли предложение славянофинских послов, «едва избрашась, - как записано в одном из летописных…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
16.03.2021