План-конспект внеурочного занятия "Мир загадок"

  • docx
  • 11.12.2024
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План конспект внеур занятия.docx

Тема: «Мир загадок»

Учитель начальных классов Бабак С.А.

Цель: создать условия для формирования умений и навыков по теме «Загадки», обобщить и систематизировать знания обучающихся по данному разделу.

Планируемые результаты:

Предметные: способствовать формированию у обучающихся умения различать загадки по видам.

Личностные: формирование позитивного отношения к произведениям устного народного творчества, развитие интереса к урокам литературного чтения.

Метапредметные УУД: 

Познавательные: умение отгадывать, анализировать, сравнивать, объединять загадки по темам; формирование навыка выразительного чтения.

Регулятивные: умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.

Коммуникативные: умение сотрудничать с одноклассниками, участвуя в групповой деятельности, использовать в общении правила вежливости; формулировать ответы на вопросы, аргументировать свое мнение.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний и умений.

Формы и методы обучения: групповая, индивидуальная, фронтальная.

Межпредметные связи: русский языкокружающий мир.

Ресурсы: проектор, экран, презентация, сигнальные карточки, карточки для работы в группе, сюжетные картинки, выставка детских сборников загадок.

 

Ход урока

Организационный этап: 

1) Приветствие гостей: 

– Гулять сегодня некогда:

Мы заняты другим.

Пришли сегодня гости к нам

И мы их удивим! (Дети поворачиваются к гостям и кивают головой).

– Ребята, вам тепло? (Да.)

– Вам светло? (Да.)

– Прозвенел звонок? (Да.)

– Уже закончился урок? (Нет.)

– Хотите учиться? (Да.)

– Можете садиться и на уроке не лениться.

 

2) Психологический настрой.

-Каким вы хотите, чтобы у нас был урок? Поднимите карточку с тем цветом, который у вас ассоциируется с нашим уроком. (У детей карточки 4 цветов: желтый – интересный, зеленый – поучительный, голубой – познавательный, коричневый – увлекательный).

– Мне очень нравится ваш выбор. Я тоже очень хочу, чтобы урок у нас получился интересным, поучительным, познавательным и увлекательным. 

Мотивация учебной деятельности учащихся:

1.Постановка цели и задач урока.

– Ребята, послушайте меня внимательно и ответьте на вопрос:
Стоит дом.
Кто в него войдёт,
Тот и ум приобретёт.
Что это? (Школа.)

– А как вы догадались, что это школа? (Школа – это дом, здание, в котором получают знания, становятся умными.)
– Для чего вы ходите в школу? (Чтобы много знать, чтобы учиться.)
– Человек, узнавая что-то новое, «растёт». Так и вы, каждый день, приходя в школу и узнавая для себя что-то новое, делая открытия, растёте и становитесь взрослее и умнее.

 

2. Подготовка речевого аппарата к работе.

Речевая зарядка. Чистоговорка.

–  Сначала подготовим наш речевой аппарат к работе.

ЗА-ЗА-ЗА – прилетела стрекоза.

ГА-ГА-ГА – у оленя есть рога.

ДЫ-ДЫ-ДЫ – мы ребята молоды

ВАТЬ-ВАТЬ-ВАТЬ-  будем мы отгадывать.

-Молодцы! А теперь вернемся к нашему уроку. 

 

3. Сообщение темы урока.

 -Сегодняшнюю тему урока я зашифровала. Отгадать ее можно по первым буквам названий изображенных предметов.

(На доске картинки: заяц, аист, глобус, арбуз, дом, книги, иголка).

-Давайте сделаем это вместе. (К доске выходят ученики и записывают буквы)

-Какое слово у нас получилось?

-Правильно! Загадки.

– Сколько в слове «загадки» гласных букв? А согласных?

– Дайте характеристику звуку [З], [К ]

– Молодцы!

– А любите ли вы, ребята, отгадывать загадки?

– Сегодня на уроке мы будем говорить о загадке. 

 

Актуализация знаний

1.Что вы уже можете рассказать о загадке?

Загадка – это  (сначала выслушиваются ответы детей, а потом запускается слайд)

– Умницы! Все ваши высказывания верны. (Учитель запускает слайд далее)

– Итак, загадка – это ….

1) Жанр устного народного творчества.

2) То, что непонятно и требует решения или разъяснения.

3) Краткое описание предмета или явления.

4) Зарядка для ума.

– Для чего мы это повторили? (Нам эти знания сегодня пригодятся)

-Спасибо, молодцы!

 

2) Разгадывание загадок 

-Ребята, самые легкие загадки на  свете – загадки – шутки. Разгадать их очень легко. Нужно только внимательно слушать и запоминать последнее слово в вопросе. Вот мы сейчас и попробуем  разгадать несколько таких загадок-шуток.

§  Как зовут девочку, у которой в руках красивая роза? (Роза.)

§  Кто из девочек родился первого марта? (Марта.)

§  Какая игрушка в детском саду Машина? (Машина.)

§  Что катает на крыльце пёс Шарик? (Шарик.)

 

§  Кто, заметив паука, спрятался за диван? (Иван)

§  Как зовут девочку, которая не поехала на юг 8 июля? (Юля)

 -Я вами  горжусь, вы очень внимательные, а сейчас нам необходимо отдохнуть.

§  Физкультминутка

§  Работа по теме урока. Повторение.

Молодцы, продолжим нашу работу. Напомните, о чем мы с вами говорили на уроке?

– О загадках.

-Ребята, как мы уже знаем, есть несколько видов загадок. Давайте их вспомним:

§  загадки-описания (в ней описывается предмет, который в загадке загадан)

Пара длинных ушек,

Серенькая шубка.

Быстрый побегайчик

А зовётся. (Зайчик)

загадки-сравнения (в ней загаданный предмет сравнивается с другим похожим на него)

Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож (Груша)

§  загадки-вопросы (загадка в виде вопроса) 

 -Кто на себе свой дом возит? (Улитка) 

§  Обобщение и систематизация знаний

1.     Работа в группах:

– Сейчас мы поработаем в группах. Давайте вспомним правила работы в группе.

1.     Работать дружно.

2.     Один говорит, другие – слушают.

3.     Своё несогласие высказывать вежливо.

4.     Если не понял, переспроси.

5.     Выберите ответственного.

-Каждая группа получила задание распределить загадки по видам.  Предлагаю приступить к работе. Группа, которая справится с заданием, подаст мне сигнал.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу-

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела-

Пейте чай! Вода вскипела! (Чайник) – описание

 

Зелёная, но не лягушка, 

Колючая, но не ёж, 

Стоит и не шевелится. (Ёлка) – сравнение

-Что на сковородку наливают,

Да вчетверо сгибают? (Блины) – вопрос

 

1. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу-

Больше греться не хочу.

Крышка громко зазвенела-

Пейте чай! Вода вскипела!

2. Зелёная, но не лягушка, 

Колючая, но не ёж, 

  Стоит и не шевелится. 

3. Что на сковородку наливают,

    Да вчетверо сгибают?

                    ЗАГАДКА-ВОПРОС

                   ЗАГАДКА-СРАВНЕНИЕ

                    ЗАГАДКА-ОПИСАНИЕ

– Все группы закончили выполнять свои задания, расскажите, что у вас   получилось.

-Молодцы! Давайте подведем итог: какие виды загадок вы знаете (загадки-описания, загадки -сравнения, загадки-вопросы). 

– Молодцы, вижу уже одна микрогруппа готова. Пожалуйста, скажите, какие у вас результаты? 

-Молодцы, у всех так получилось? (Да/нет)

– Мы с вами очень хорошо поработали, продуктивно, а сейчас пришло время отдыха. 

§  Физкультминутка

§  Применение знаний и умений в новой ситуации

Игра «Кто это? Что это?» на развитие воображения и быстроты реакции.

Это упражнение формирует быструю реакцию на слово, умение разгадывать загадки, развивает воссоздающее воображение. Упражнение надо выполнять четко и быстро.
– Отвечайте быстро, кто это или что это:
Звонкий, быстрый, весёлый – ручеек
Жёлтые, красные, осенние – листья
Холодный, белый, пушистый – снег
Бурый, косолапый, неуклюжий – медведь 

Зелёный, продолговатый, сочный  – огурец
Красное, спелое, сладкое – яблоко
Чистое, голубое, весеннее – небо
Рыжая, хитрая, ловкая – лиса
Старательный, послушный, вежливый – ученик

 Молодцы! Вы сегодня тоже очень старательные и послушные.

Проекты о загадках (3-4 ученика)

-Ребята, изучая данный раздел, у каждого из вас получился свой проект, то есть у каждого есть свои наработки, это то, что вы делали так усердно и с любовью. И я решила сегодня создать выставку именно ваших сборников. Спасибо за ваш труд. (Выступают ученики)

-Уважаемые гости, а любите ли вы отгадывать загадки? 

-Очень хорошо! Прочитай, пожалуйста, загадки для наших уважаемых гостей. 

-Спасибо! Молодцы! Присаживаемся.

Итог урока

– О чём мы сегодня вели разговор на уроке? ( О загадке)

– Что же такое загадка? (Ответы детей)

– Какие виды загадок мы знаем? (Загадка-сравнение, загадка-описание, загадка-вопрос).

 

Рефлексия (на конец урока)

-Ребята, кому урок показался очень интересным, а кому познавательным?

-А кто считает, что наш урок был и интересным, и увлекательным, и познавательным, и поучительным? 

Окончен урок, и выполнен план.

Спасибо, ребята, огромное вам.

За то, что умеете дружно трудиться,

И знание точно уж вам пригодится.