План-конспект
воспитательного мероприятия
Тема: «Что такое дружба?»
Участники: воспитанники 5 «Е» класса.
Форма проведения: классный час - игра.
Цель: расширение знаний воспитанников о дружбе; развитие умения аргументировать свою точку зрения; формирование нравственных качеств: умение дружить, беречь дружбу, общаться в коллективе.
Задачи:
1. Совместно с воспитанниками обсудить нравственное понимание ими истинной и мнимой дружбы, ее значение в жизни каждого человека.
2. Способствовать формированию умения высказывать свое мнение и отстаивать его, прислушиваясь к мнению своих одноклассников по обсуждаемой проблеме.
3. Воспитывать стремление быть настоящим другом, умение сопереживать людям, способствовать формированию самооценки своих поступков в дружбе, способности проявлять такие качества характера, как тактичность, культура общения.
Методическое оснащение: план-конспект воспитательного мероприятия, мультимедийная презентация.
Место проведения: учебный корпус, кабинет № .
Использование современных образовательных технологий:
Современные образовательные технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе |
Этапы воспитательного мероприятия, на которых применяются образовательные технологии |
Элементы личностно-ориентированных технологий |
На всех этапах (вступление, основной, заключительный). |
Элементы информационно-коммуникационных технологий |
Презентация (Microsoft Power Point). |
Элементы технологии развития критического мышления. |
Подготовительный этап. Основной этап. Рефлексия. |
План мероприятия:
I. Вступление
1. Организация класса.
2. Постановка цели мероприятия и задач.
3. Вступительное слово. Приветствие.
II. Основная часть
1. Знакомство с темой.
2. Презентация «Что такое дружба».
3. Теоретическая часть.
4. Практическая часть. Анализ.
III. Подведение итогов. Рефлексия
Ход занятия:
I. Вступительное слово классного руководителя (на фоне видеоролика читаю притчу)
Без истинной дружбы жизнь – ничто
Цицерон
- Как вы думаете, чему будет посвящен наш сегодняшний разговор? (ответы кадетов)
- Да, наш разговор будет посвящен очень важному состоянию, в котором может или не может пребывать человек. Оно заключено в короткое, но очень емкое для каждого из нас слово «дружба». Это состояние воспето в стихах и песнях, о нем говорили и говорят писатели и ученые, а алхимики современности пытаются изобрести эликсир дружбы.
II. Основная часть
1. Известный историк древности Платон сказал, что «в суете этого мира дружба – единственное, что имеет важное значение в жизни». Доказательством этого служат примеры дружбы в истории человечества. (Презентация «Примеры дружбы в истории человечества»)
Мы узнали о дружбе, явившейся «похвальным образцом в прекрасном деле мира и единомыслия». Примеры дружбы показывали и выдающиеся писатели на страницах своих произведений – Иван Сергеевич Тургенев (Евгений Базаров и Аркадий Кирсанов ), Федор Михайлович Достоевский ( Родион Раскольников и Разумихин), Лев Николаевич Толстой (Андрей Болконский и Пьер Безухов). Свои лучшие стихотворения посвящал друзьям великий русский поэт А.С. Пушкин.
2. Дружба… Многие гениальные умы размышляли об этом понятии. Однако по-прежнему вызывает интерес вопрос о том, кто является настоящим другом. Народная мудрость гласит: «Человек без друзей - что дерево без корней», «Дерево держится корнями, а человек друзьями», «Верному другу цены нет». Античный баснописец Эзоп, например, утверждал: «Истинный друг познаётся в несчастье, в его сердце всегда найдется для тебя место, он всегда готов выслушать, всегда готов защитить и поддержать».
-Давайте и мы с вами поразмышляем, каким должен быть настоящий друг?
А пока мы разговариваем,... отправляются в творческую командировку.
А мы вернемся к разговору. Итак, друг – какой он? (заполняют диаграмму)
Ну что ж, мы с вами выяснили главные качества настоящих друзей. А ребята, побывавшие в творческой командировке, сейчас нарисуют словесный портрет друга, это и было их заданием.
Слушаем уч-ся «Портрет моего друга».
Итак, настоящий друг – это тот, кому ты можешь открыть своё сердце, поделиться тайнами, доверить сокровенное? Человек, который в счастье тебе рад, в несчастье сострадает, в гонениях подаёт тебе советы и утешение? О таком друге рассказывает современный писатель Феликса Кривина в своей сказке «Почему рельсы всегда рядом?»
Рельсы всегда рядом, но никогда не встречаются. Хотелось бы встретиться, но не позволяют дела: каждый рельс несет на себе половину трамвая. И не расходятся они потому же: ведь если один хоть на минуточку отлучится, другому придется нести на себе целый трамвай.
Это и есть настоящая дружба: быть рядом с другом не для игры, не для развлечения, а взять на себя половину трамвая, чтобы другу не пришлось нести на себе целый трамвай.
Ф. Кривин
3.К сожалению, в жизни не все так идеально, как мы представили в нашем разговоре. Не всегда тот, на кого мы полагались и считали другом, готов взять на себя половину трамвая.
Иногда бывает и вот так:
(отрывок из фильма «Остров» П. Лунгина)
Обсуждение ситуации:
· Как вы оцениваете такой поступок?
· Можно ли эту дружбу считать настоящей?
· Было ли это предательством?
· Возможно и нужно ли простить?
А вот Павел Лунгин, режиссер этого фильма, считает, что простить можно и нужно.
(отрывок из фильма «Остров» П. Лунгина)
1. Как ты думаешь, друзей может быть много или друг должен быть один?
2. Нужно ли учиться прощать в дружбе?
3. Считаешь ли ты себя хорошим другом?
Как бы вы ответили на эти вопросы? Предлагаю вам пройти экспресс- анкетирование. А эксперт внесет ваши ответы.
Ответы сигнальными карточками
Мы видим, что не каждый считает себя хорошим другом. Но я думаю, что сегодняшний наш разговор заставит каждого еще раз задуматься о том, что дружба – сосуд хрупкий, он может разбиться, если человек не умеет или не хочет обращаться с ним бережно, не владеет законами его хранения. Вспомним их еще раз.
Презентация «Законы дружбы».
Пусть и ваша дружба сохраняется, крепнет день ото дня, а эта памятка поможет вам тогда, когда ваша дружба будет проходить испытание на прочность.
Вручение памятки «Законы дружбы»
Закончить наш разговор мне бы хотелось словами сонета Уильяма Шекспира:
Настоящий друг везде
Верен – в счастье и в беде;
Грусть твоя его тревожит,
Ты не спишь – он спать не может,
И во всем без дальних слов
Он помочь тебе готов.
Да, по действиям несходны
Верный друг и льстец негодный.
IV. Подведение итогов. Рефлексия
- Помните! Дружбу разрушить легко, потерять друзей просто, остаться в одиночестве – горько и больно! Пусть слова «Ты – настоящий друг», сказанные о тебе или сказанные тобой в адрес другого человека, согревают твою душу не только в самые трудные и радостные минуты жизни, а всегда!
Задание, продолжите предложения:
- Мой друг – это…
- О моем друге я могу сказать, что он …
- С другом я чувствую себя ….
- Мне бы хотелось, чтобы наша дружба ….
- Мне нравится, что мой друг…
- Мне не всегда нравится, что мой друг….
- Чтобы мы остались друзьями, необходимо…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.