«Чти отца и мать свою" в 6 классе
Цели занятия: формирование жизненно-ценностных ориентиров, основ духовно-нравственной культуры.
Задачи занятия:
Оборудование:компьютер и медиапроектор, Толковый словарь русского языка
Форма проведения: час общения.
Оформление: бумажные таблички с пословицами, афоризмами о родителях и детях и повесить эти таблички в классе; презентация.
Ход занятия:
Классный руководитель:
Ребята, давайте обратимся в начале нашего занятия к стихотворению в прозе И.С.Тургенева "Воробей", прочитаем его и ответим на вопрос:"В каком предложении спрятана основная мысль текста?" ( чтение текста и выделение предложения "Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Именно ею держится и движется жизнь") .
Главные герои нашего произведения 2 воробья - отец и сын. Мы с вами увидели, как защищает своё дитя старый воробей, не жалея себя. Я думаю, что ваши родители так же сильно вас любят и заботятся. Покупают вам подарки, устраивают праздники. А вы отвечаете родителям такой же любовью? (ответы детей)
Давайте прочитаем притчу о трех буханках хлеба.
Один человек покупал каждый день три буханки хлеба. На вопрос продавца, зачем ему столько, он отвечал, что себе оставляет только одну буханку, а две оставшиеся делит таким образом: одной - долг возвращает, вторую - в долг дает.
-О каком долге говорил этот человек? ( о долге детей перед родителями и о долге родителей перед детьми) В этой заботе и рождается счастливая семья.
не наказывают
Составим кластер по теме "
заботы родителей складываются из забот о том, чтобы мы были....
дают деньги на расходы
сытыми и одетыми
ласкают, говорят с нами
со сделанными уроками, проекты
До занятия вы ответили на несколько вопросов о том, какая семья вам кажется счастливой, идеальной? Я зачитаю то, что вы написали: (Ответы могут быть такого рода:
«Идеальные родители должны кормить и одевать своего ребенка»
«Идеальные родители не наказывают своих детей физически»
«Идеальные родители смотрят, чтобы их ребенок не пил, не курил и не употреблял наркотики»
«Идеальные родители не пьют, работают, не курят, живут в нормальном доме, покупают все, что нужно»
«Идеальные родители все разрешают, не бьют, кормят»
«Идеальные родители те, которые заботятся о своих детях, любят, все разрешают»
«Идеальные родители – это те, которые не вмешиваются в личную жизнь, дают деньги, отпускают на улицу»
«Идеальные родители должны хорошо одевать, кормить и воспитывать своего ребенка»
«Идеальные родители это те люди, которые понимают меня, разрешают мне делать все, что захочу, все покупают»
«Идеальные это те родители, которые любят, уважают и относятся с пониманием и лаской к своим детям»
«Идеальные родители любят своих детей, занимаются их воспитанием и никогда – никогда не могут их обидеть»
Классный руководитель: Ребята, вы выделили в кластере моменты, связанные с физическим здоровьем и комфортом, кто-то отметил необходимость общения детей и родителей. Сейчас я прочитаю несколько строк, попытайтесь их понять.
А дом, заставленный добром, еще не дом.
И даже люстра над столом - еще не дом.
И на окне с живым цветком - еще не дом.
И даже с чайника бочком - еще не дом.
Когда вечерняя сгустится темнота,
Тогда эта истина понятна и проста-
Что от ладоней до окна наполнен дом
Твоим теплом.
Ответы детей о необходимости тёплых отношений между детьми и родителями.
Классный руководитель: Исследования ученых говорят, что три четверти современных детей постоянно конфликтуют с родителями, некоторые дети даже убегают из дому. В России сейчас 1 миллион беспризорных детей. И у многих из них - нормальные семьи, мама и папа. Почему дети конфликтуют с родителями, почему уходят даже из дома? Как вы думаете?
Примерные ответы детей:
Классный руководитель. Получается, что во всем виноваты родители, но неужели сами дети ни в чем не виноваты?
Примерные ответы детей:
Классный руководитель: Ребята, вы скажете, что эти проблемы отношения отцов и детей всегда были и будут. Наверное, вы правы. Давайте прочитаем историю, которая произошла более 2000 лет назад и описана в Библии. (Чтение рассказа из Священной истории “Дети Ноя”)
Классный руководитель: Ребята, давайте ответим на вопросы
- В чём заключается послушание детей родителям? (В быстром и радостном выполнении их воли.)
- В чём проявилась непочтительность Хама? (Он посмеялся над отцом.)
- Как поступили Сим и Иафет?
- За что Ной осудил поступок Хама? (Потому, что он поступил непочтительно.)
- За что Ной благословил Сима и Иафета?
- Догадайтесь , откуда пришло в русский язык слово "хамство"? Что оно означает? (Работа со словарём.) (Хамство - нарицательное имя грубости и непочтительности.)
- Красивым или уродливым был поступок Хама? Объясните, почему вы так думаете.
Классный руководитель: В Библии можно найти много заповедей о том, как воспитывать детей, как относиться к родителям. Я подготовила для вас отрывки из Библии, попробуйте найти в них найти изречения об отношениях детей и родителей.
Работа с текстом Библии 3 минуты Зачитывают найденные изречения.
Классный руководитель: Я совершенно с вами согласна. Я нашла вот такие (выводятся на экран):
Хотя все они разные, но смысл у всех один. Какой?
Класный руководитель: Все мы с вами, ребята, знаем о 10 заповедях, которые не должен нарушать христианин. Первых пять говорят о взаимоотношении христаинина и Бога, а другие 5 о взаимоотношениях людей. Давайте прочитаем их:
5. Почитай отца твоего и мать свою.
6. Не убивай. (Не только о физическом убийстве живого, но и о злобе,
7. Будь чистым в мыслях и желаниях, будь верным с людьми.
8. Не кради. (Часто бывает попросим почитать книгу и не вернем её)
9. Не говори неправды на друга.( Ложь является злым пороком)
10. Не завидуй другим.
Классный руководитель: поговорим о 5-ой заповеди. Как вы понимаете слово почитай? (ответы детей)
Творческая работа. Работа в парах. Назовите дела, в которых вы можете проявить почтительность к родным и близким и закончите предложение: (Парам раздаются карточки со словами : Я должен...) Проверка творческой работы. Примерные ответы учащихся: - я должен помогать родителям; - я должен быть со всеми вежливым; - я должен почитать своих родителей; - я должен здороваться со взрослыми; - я должен слушаться старших; - я должен защитить маленьких; - я должен быть благодарным родителям за их заботу. И т.д.
Классный руководитель: А что будет, если этого всего не делать? (мы огорчим родителей, рассердим )
В ветхозаветные времена с непокорными детьми поступали по всей строгости - могли и забить камнями до смерти. Страшное наказание ожидало тех, кто поднимал руку на родителей: «Кто ударит отца своего или свою мать, того должно предать смерти». Такому же наказанию подвергался и человек, бранивший своих родителей: «Кто злословит отца своего или свою мать, того должно предать смерти».
В Библии сказано: «Родительское слово на ветер не молвится». В России тот, кто поднимал руку на своих родителей или оскорблял их, считался «поганым», с ним не водились, не подавали руки, не принимали в приличном обществе. Советы и наставления родителей - драгоценнейшее наследство, которое могут получить от них дети. Но далеко не все почитают своих родителей, которые не подчиняются родителям, грубят, огрызаются в ответ на замечания, а повзрослев, не хотят ухаживать за престарелыми родителями, отправляют их в приюты. А потом плачут от собственных детей, обвиняя их в черствости и эгоизме.
Счастливый человек. это такой человек, который, заметив свои плохие поступки, старается исправиться,· стать лучше; это человек, который не любит ценить себя выше всех;· это правдивый человек.· счастливый человек всегда послушен своим родителям.· это человек, который не любит лукавить.· счастливый человек любит быть в мире со всеми, мирить людей, прощать обиды;· он дружит с теми, кто хочет с ним дружить.· (выслушиваются ответы детей) Учитель. Как вы думаете, что нужно делать, чтобы стать счастливым человеком? (Соблюдать заповеди).
Давайте, ребята, подведём итог нашей сегодняшней беседы и выделим главные качества, которые необходимо стараться проявлять по отношению к нашим родителям.
(Ребята выбирают подходящие качества, из перечня на выданных листочках. Эти качества появляются на слайде.)
Понимание, любовь, честность, уважение, забота, благодарность, верность, терпение, доверие.
Всё, что вы сейчас назвали, является составляющими взаимоотношений с родителями. Это и есть почитание. (слово выделяется на слайде)
Почитать - значит любить и слушаться. Ответьте на вопрос - почему
слово “послушание” связано со словом “радость”?
Игра «Продолжи предложение».
- Если бы сейчас к нам на урок пришли самые близкие вам люди - мама и папа, подумайте, что бы вы им могли сказать, а помогут нам в этом предложения, но они не закончены. Ваша задача: прочитать и закончить предложение.
1. Я хочу, чтобы мои мама и папа были…
2. Мои мама и папа для меня самые…
3. Я люблю своих родителей за то, что…
4. Я хочу своим родителям пожелать…
5. Свою семью я считаю….
Классный руководитель: Почитай отца своего и матерь свою, чтобы тебе было хорошо и чтобы ты долго жил на земле. Этой заповедью Господь Бог повелевает нам почитать своих родителей, за что обещает благополучную и долгую жизнь. Почитать родителей значит: уважать их, любить их, ни при каких обстоятельствах не сметь оскорблять их словами или поступками, повиноваться им, помогать им в трудах, заботиться о них, когда они находятся в нужде, а особенно во время их болезни и старости.
Закончить занятие хотелось бы ещё одной притчей.
«Притча об отце и сыне».
У доброго, всеми уважаемого отца-горца был непутевый сын: людей обижал, старых не почитал, всякие неправедные поступки совершал. Совсем опечалился отец, подумал и сделал вот что. Взял большую гладкую доску и стал в нее гвозди вбивать: как совершит сын плохой поступок - вобьет один гвоздь, совершит другой - еще гвоздь, третий, четвертый... - и каждый раз по гвоздю. Не успел оглянуться - как вся доска гвоздями утыкана стала. Призвал тогда отец сына и сказал: "Вот видишь, сынок, всю меру несчастья отцовского. Мне уж скоро в мир иной уходить. Как я могу такого недоброго сына людям оставить?" Стыдно стало сыну, он и отвечает: "Клянусь, отец, отныне я буду только добрые дела творить". Так и повелось. Свершит сын доброе дело - отец один гвоздь вынимает, свершит другое - второй гвоздь долой, за ним - третий, четвертый, пятый... Быстро пролетело время. И на доске не осталось ни одного гвоздя. Гордый и довольный собой сын пришел к отцу и говорит: "Ну, вот видишь, отец, я свое слово сдержал: люди видят от меня только хорошие дела, и доска осталась без единого гвоздя. Твое сердце должно успокоиться, и ты можешь жить спокойно". На что отец с грустью ответил: "Это так, сынок. Гвоздей-то в доске не осталось ни одного, но посмотри на нее - она вся испещрена зарубками от гвоздей. Так и раны на сердце отцовском оставляют рубцы навсегда. Ничто в нашей жизни не проходит бесследно. Помни об этом, сынок".
Помните ребята, что все ваши поступки и слова остаются в душе ваших близких, я вам желаю, чтобы они не оставляли в их душах больные зарубки.
Давайте посмотрим видеоролик ("Воробей")
Приложение: (Этот материал может быть использован)
Пртича.
В давние времена жила удивительно дружная семья. Семья огромная - 100 человек. Молва об этом долетела до самого верховного правителя. И он решил посетить эту семью. Когда правитель убедился, что всё это правда, то спросил главу семьи: «Как вам удаётся жить никогда не ссорясь, не обижая друг друга?».
Тогда глава семьи взял бумагу, написал на ней 100 слов и отдал правителю. Тот быстро прочитал и удивился: на листе было написано 100 раз одно и то же слово - «понимание».
С. Плотов
Легче всего обидеть мать.
Она обидой не ответит,
А только будет повторять:
«Не простудись, сегодня ветер».
… Легче всего обидеть мать.
… Пройдут века,
Мы станем выше.
Но кто-то, губы сжав, опять
Возьмет бумагу и напишет:
«Легче всего обидеть мать».
…И, может быть, его услышат.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.