План-конспект занятия по русскому языку по теме
«Синонимы, их виды, использование в речи».
Учитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ Бубукина Е.В. МБОУ «Ижевская СОШ им. К.Э.Циолковского»
(с. Ижевское Спасского района Рязанской области)
Цели:
· формирование понятия семантических и стилистических синонимов;
· формирование умения правильно использовать их в речи;
· привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями;
· обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.
Ход занятия:
I.Мобилизующий этап.
· Вступительное слово учителя.
Здравствуйте, дети! Сегодня наше очередное занятие по стилистике. Сейчас в гости к нам придёт Королева Стилистика, а вы, ребята, понаблюдайте за её действиями, чтобы потом узнать, чем мы будем заниматься сегодня.
· Звучит отрывок из вальса Свиридова «Метель», ученица танцует вальс.
· Ребята, опишите действия Оли, используя глаголы.
Что делала Оля? (танцевала, вальсировала, кружилась).
· Какие понятия с точки зрения русского языка вы называли? (синонимы)
· Итак, тема сегодняшнего занятия «Синонимы…»
(их виды, использование в речи).
Synonymos - (с греческого – одноимённый) – это слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения и употреблением в речи
семантические стилистические
II.Самоопределение учащихся на основе антиципации.
· Вспомните, что называется синонимами? (открываю запись на доске)
· Игра «Лексическое лото».
Чтобы убедиться в том, что вы умеете подбирать синонимы к словам, поиграем (раздать карточки).
Получивший карточку, внимательно слушает ведущего, я называю слово, а тот, у кого такая же карточка, отвечает мне синонимом. Если затрудняется, помогать могут все.
Карточки со словами: ходить, контроль, громкий, радоваться, внезапно, безграничный, смелый, возражать, давно, опыт, пленять, удивительный, сырой.
Итог: Мы вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять.
III.Обнаружение учащимися недостаточности имеющихся знаний.
· Обратимся к определению синонимов. В переводе с греческого – «одноимённый», но всё-таки синонимы отличаются друг от друга.
· Чем? (1)Оттенками лексического значения.
· Чтобы в этом убедиться, обратимся к толковому словарю В.И.Даля. Мы подбирали синонимы к слову «смелый». Слушаем (смелый – мужественный _- отважный - храбрый )
Синонимы, которые отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются семантические. (открыть)
(2) Следующее отличие синонимов – употреблением в речи. Например: украсть (н) – похитить (кн.), спереть (прост., грубое).
Эти синонимы отличаются стилистической окраской, т.е. употреблением в разных стилях и называются стилистические.
· Это отражается в «Словаре синонимов», (например: глаза – стр. 105).
IV. Закрепление новых понятий.
· Теперь наша задача – различить семантические и стилистические синонимы.
Запишем ряд синонимов, определим их вид, стилистическую принадлежность.
Родина (н.) – Отчизна (кн., выс.), Отечество(кн., выс,);
стилистические семантические
тревога (н.) – волнение (н.), смятение (кн.), беспокойство (разг.);
семант. стилист.
устать – изнемочь - вымотаться;
лицо – облик – харя.
· Я убедилась в том, что вы понимаете, как различить семантические и стилистические синонимы, в случае затруднения обращайтесь к словарю, но если стилистические синонимы употребляются в разных стилях, то нужно быть осторожным при их употреблении.
Вывод: прежде чем слово употребить, подумай о его принадлежности к определённому стилю.
· Теперь хочу убедиться в вашей самостоятельности рассуждений. На карточке написаны предложения с пропущенными словами. На место пропуска вставь нужное слово и объясни свой выбор: (карточки желающим)
1-ая карточка:
1.В результате наводнения многие остались без ….. .
2.Тургенев часто посещал убогое ….. бедняка.
(жилище, кров)
2-ая карточка:
1.Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой.
2.Взял с собой ружьё, …… попадётся заяц.
(может быть, авось)
3-я карточка:
1…….- травянистое многолетнее растение семейства паслёновых.
2. На ужин мы с удовольствием уплетали …….
(картофель, картошка)
V.Использование синонимов в речи.
· Эти упражнения убедили нас в том, что использовать синонимы в речи нужно осторожно.
· А когда мы используем синонимы в речи?
1)При повторении одних и тех же слов. (открываю)
· Редактирование текста.
Перед вами текст (№1)
Встретился мне один молодой писатель.
- Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.
- Конечно, - сказал я.
- Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение.
- Я скажу тебе правду, - сказал я.
- Скажи, - сказал он.
- Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал я», - сказал я ему.
- Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.
- Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.
- Я сказал всё, что хотел сказать, - сказал он.
- Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.
Это диалог, в котором в словах автора повторяется слово «сказал», исправим эту речевую ошибку.
- Обратимся к словарю синонимов и прочитаем синонимы к слову «сказал».
- В словах автора при диалоге мы можем использовать и другие. Предлагаю вам выбрать из предложенных мною слов, заменить слово «сказал» и обосновать свой выбор.
- согласился, спросил, поинтересовался, пришёл к выводу, убеждал, утверждал, настаивал, заметил, ответил.
- Итог: я не случайно выбрала для редактирования именно этот случай, потому что в ваших письменных работах и в устных ответах часто встречается такая ошибка. (слова Горького на стенде: «Надо избегать частого повторения однообразных слов в близком соседстве одно от другого… Частое повторение одного и того же слова, как бы оно ни было приятно лично вам, - читателю должно наскучить».)
2.Когда ещё вы используете синонимы в речи? При лексическом толковании слова.
Например: антракт - перерыв
энергичный - активный
поддержка - помощь
3.Синонимы обогащают нашу речь, делают её выразительной, правильной, они помогают дать яркую характеристику человеку, явлению. Я предлагаю вам интересную работу с текстом. На примере отрывка из рассказа Паустовского «Заячьи лапы» мы убедимся в том, как необходимо выбрать писателю нужное слово, для того чтобы передать своё отношение к описываемому и выдержать определённый стиль речи. (приём лексической деформации)
« К ветеринару в наше село пришёл Ваня Малявин и принёс завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами…
- Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне мышей таскать, оголец!
- А вы не лайтесь, это заяц особенный, - хриплым шёпотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить
- От чего лечить-то?
- Лапы у него пожженные.
Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:
- Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет закуска.
Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.
- Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?
- Пожженный он, дедушкин заяц. – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.
- Не умреть, малый, - прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели большая у него охота выходить, пущай несёт его в город в Карлу Петровичу.»
-Вам известно содержание рассказа? Нам он интересен тем, что Паустовский пишет о Мещерском крае, о нашей родной земле. Именно в его произведениях мы встречаем описание наших лесов, рек, озёр – земли, где мы родились и выросли.
(Заяц спас деда Лариона Малявина от огня в лесу, а дед в свою очередь вылечил у ветеринара обгоревшие лапы зайца. Вот так они в беде породнились).
- Читаем отрывок.
- Какова его основная мысль?
- Каков стиль?
- Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово. (анализ подчёркнутых слов).
Вывод: Автор – мастер слова. У него всё продумано до мелочей, каждое слово играет определённую роль, оно выбрано не случайно, а целенаправленно. Это мы и доказали.
И ещё пришли к выводу, что к слову нужно относиться внимательно.
- Что нужно иметь в виду?
Памятка.
НА ДОМ:
Может быть, вам приходилось встретить брошенного котёнка и ухаживать за ним, а может быть, помочь раненому воробью, расскажите от этом в сочинении-миниатюре, использовав эмоционально окрашенные слова.
VI. Рефлексия
- Заканчивается время нашего занятия. Но тема так и не дописана. Дополните её.
- Какие новые понятия вы сегодня узнали?
- Какое впечатление осталось?
- На занятии нас интересует один вопрос: а как лучше сказать? Этим мы и занимались сегодня, используя семантические и стилистические синонимы.
Слова Белинского (на стенде): «Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления…».
Слова Вольтера: «Любой иностранный язык можно выучить в шесть лет, но всю жизнь нужно изучать свой родной».
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.