План-конспект занятия по стилистике (7 класс) "Синонимы, их виды, использование в речи"
Оценка 4.8

План-конспект занятия по стилистике (7 класс) "Синонимы, их виды, использование в речи"

Оценка 4.8
doc
русский язык
7 кл
04.05.2020
План-конспект занятия по стилистике (7 класс) "Синонимы, их виды, использование в речи"
Цели: • формирование понятия семантических и стилистических синонимов; • формирование умения правильно использовать их в речи; • привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями; • обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.
Конспект занятия по русскому языку Синонимы. Бубукина Е.В. Заслуженный учитель РФ.doc

 

План-конспект занятия по русскому языку по теме

«Синонимы, их виды, использование в речи».                                                                                             

 

Учитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ Бубукина Е.В. МБОУ «Ижевская СОШ им. К.Э.Циолковского»

(с. Ижевское Спасского района Рязанской области)

Цели:

·        формирование понятия семантических и стилистических синонимов;

·        формирование умения правильно использовать их в речи;

·        привитие навыка и выработка потребности пользоваться словарями;

·        обучение анализу значения слов и обогащение словарного запаса, то есть развитие языковой компетенции учащихся.

 

Ход занятия:

I.Мобилизующий этап.

·        Вступительное слово учителя.

Здравствуйте, дети! Сегодня наше очередное занятие  по стилистике. Сейчас в гости к нам придёт Королева Стилистика, а вы, ребята, понаблюдайте    за её  действиями, чтобы потом узнать, чем мы будем заниматься сегодня.

·        Звучит отрывок из вальса Свиридова «Метель», ученица танцует вальс.

·        Ребята, опишите действия Оли, используя глаголы.

Что делала Оля? (танцевала, вальсировала, кружилась).

·        Какие понятия с точки зрения русского языка вы называли? (синонимы)

·        Итак, тема сегодняшнего занятия «Синонимы…»

 (их виды, использование в речи).

                

Synonymos -  (с греческого – одноимённый) – это слова, которые обозначают одно и то же, но отличаются оттенками лексического значения  и употреблением в речи

                                                                                                                          

                                                   семантические               стилистические     

 

II.Самоопределение учащихся на основе антиципации.

·        Вспомните, что называется синонимами? (открываю запись на доске)

·        Игра «Лексическое лото».

Чтобы убедиться в том, что вы умеете подбирать синонимы к словам, поиграем (раздать карточки).

Получивший карточку, внимательно слушает ведущего, я называю слово, а тот,  у кого такая же карточка, отвечает мне синонимом. Если затрудняется, помогать могут все.

Карточки со словами: ходить, контроль, громкий, радоваться, внезапно, безграничный, смелый, возражать, давно, опыт, пленять, удивительный, сырой.

Итог: Мы  вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять.

III.Обнаружение учащимися недостаточности имеющихся знаний.

·        Обратимся к определению синонимов. В переводе с греческого – «одноимённый», но всё-таки синонимы отличаются друг от друга.

·        Чем?  (1)Оттенками лексического значения.

·        Чтобы в этом убедиться, обратимся к толковому словарю В.И.Даля. Мы подбирали синонимы к слову «смелый». Слушаем  (смелый – мужественный _- отважный -  храбрый )

Синонимы, которые отличаются друг от друга оттенками лексического значения, называются семантические.  (открыть)

(2) Следующее отличие синонимов – употреблением в речи. Например: украсть (н) – похитить (кн.), спереть (прост., грубое).

Эти синонимы отличаются стилистической окраской, т.е. употреблением в разных стилях  и называются  стилистические.

·        Это отражается в «Словаре синонимов», (например: глаза – стр. 105).

IV. Закрепление новых понятий.

·        Теперь наша задача – различить семантические и стилистические синонимы.

Запишем ряд синонимов, определим их вид, стилистическую принадлежность.

Родина (н.) – Отчизна (кн., выс.), Отечество(кн., выс,);

                                             

        стилистические   семантические

тревога (н.) – волнение (н.), смятение (кн.), беспокойство (разг.);

семант.                                        стилист.

 

устать – изнемочь - вымотаться;

лицо – облик – харя.

·                    Я убедилась в том, что вы понимаете, как различить семантические и стилистические синонимы, в случае затруднения обращайтесь к словарю, но если стилистические синонимы  употребляются в разных стилях, то нужно быть  осторожным при их употреблении.

Вывод: прежде чем слово употребить, подумай о его  принадлежности к определённому стилю.

·        Теперь хочу убедиться в вашей  самостоятельности рассуждений. На карточке написаны предложения с пропущенными словами. На место пропуска вставь нужное слово и объясни свой выбор:    (карточки желающим)

1-ая карточка:

1.В результате наводнения многие остались без …..    .

2.Тургенев часто посещал убогое …..  бедняка.

                    (жилище, кров)

2-ая карточка:

1.Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой. 

2.Взял с собой ружьё,  ……  попадётся заяц.

                    (может быть, авось)

3-я карточка:

1…….- травянистое многолетнее растение семейства паслёновых.

2. На ужин мы с удовольствием уплетали …….

                    (картофель, картошка)

V.Использование синонимов в речи.

·          Эти упражнения убедили нас в том, что использовать синонимы в речи нужно осторожно.

·            А когда мы используем  синонимы в речи?

1)При повторении одних и тех же слов. (открываю)

·        Редактирование текста.

Перед вами текст (№1)

Встретился мне один  молодой писатель.

-         Хочешь, я прочту тебе мой новый рассказ? – сказал он.

-         Конечно, - сказал я.

-         Ну как, нравится? – сказал он, кончив чтение.

-         Я скажу тебе правду, - сказал я.

-         Скажи, - сказал он.

-         Во-первых, у тебя на каждой строчке «сказал я» да «сказал я», - сказал я ему.

-         Сейчас можно говорить «сказал он» и «сказал я», - сказал он.

-         Во-вторых, тебе нечего сказать, - сказал я.

-         Я сказал всё, что хотел сказать, - сказал он.

-         Чем такое говорить, лучше вообще не говорить, - сказал я.

Это диалог, в котором в словах автора повторяется слово «сказал», исправим эту речевую ошибку.

-         Обратимся к словарю синонимов и прочитаем синонимы к слову «сказал».

-         В словах автора при диалоге мы можем использовать и другие. Предлагаю вам выбрать из предложенных мною слов, заменить слово «сказал» и обосновать свой выбор.

-         согласился, спросил, поинтересовался, пришёл к выводу, убеждал, утверждал, настаивал, заметил, ответил.

-         Итог: я не случайно выбрала для редактирования именно этот случай, потому что в ваших  письменных работах и в устных ответах часто встречается такая ошибка. (слова Горького на стенде: «Надо избегать частого повторения однообразных слов в близком соседстве одно от другого… Частое повторение одного и того же слова, как бы оно ни было приятно лично вам, - читателю должно наскучить».)

 

2.Когда ещё вы используете  синонимы в речи?    При лексическом  толковании слова.

   Например: антракт  -  перерыв

                      энергичный  -  активный

                      поддержка  -  помощь

3.Синонимы обогащают нашу речь, делают её выразительной, правильной, они помогают дать яркую характеристику человеку, явлению. Я предлагаю вам  интересную работу с текстом. На примере отрывка из рассказа Паустовского «Заячьи лапы» мы убедимся в том, как необходимо выбрать писателю нужное слово, для того чтобы передать своё отношение к описываемому  и выдержать определённый стиль речи. (приём лексической деформации)

« К ветеринару в наше село пришёл Ваня Малявин и принёс  завёрнутого в рваную ватную куртку маленького тёплого зайца. Заяц плакал и часто моргал красными от слёз глазами…

-         Ты что, одурел? – крикнул ветеринар. – Скоро будешь ко мне  мышей таскать, оголец!

-         А вы не лайтесь, это заяц особенный, - хриплым шёпотом сказал Ваня. – Его дед прислал, велел лечить

-         От чего лечить-то?

-         Лапы у него пожженные.

Ветеринар повернул Ваню лицом к двери, толкнул в спину и прикрикнул вслед:

-         Валяй, валяй! Не умею я их лечить. Зажарь его с луком – деду будет  закуска.

Ваня ничего не ответил. Он вышел в сени, заморгал глазами, потянул носом и уткнулся в бревенчатую стену. По стене потекли слёзы. Заяц тихо дрожал под засаленной курткой.

-         Ты чего, малый? – спросила Ваню жалостливая бабка Анисья; она  привела к ветеринару свою единственную козу. – Чего вы, сердешные, вдвоём слёзы льёте? Ай случилось что?

-         Пожженный он, дедушкин заяц. – сказал тихо Ваня. – На лесном пожаре лапы себе пожёг, бегать не может. Вот-вот, гляди, умреть.

-         Не умреть, малый, - прошамкала Анисья. – Скажи дедушке своему, ежели  большая у него охота выходить, пущай несёт его в город в Карлу Петровичу.»

 

-Вам известно содержание рассказа? Нам он интересен тем, что Паустовский пишет о Мещерском крае, о нашей родной земле. Именно в его  произведениях мы встречаем описание наших лесов, рек, озёр – земли, где мы родились и выросли.

(Заяц спас деда Лариона Малявина от огня в лесу, а дед в свою очередь вылечил у ветеринара обгоревшие лапы зайца. Вот так они в беде породнились).

-         Читаем отрывок.

-         Какова его основная мысль?

-         Каков стиль?

-         Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово. (анализ подчёркнутых слов).

Вывод: Автор – мастер слова. У него всё продумано до мелочей, каждое слово играет определённую роль, оно выбрано не случайно, а целенаправленно. Это мы и доказали.

И ещё пришли к выводу, что к слову нужно относиться внимательно.

-         Что нужно иметь в виду?

Памятка.

НА  ДОМ:

Может быть, вам приходилось встретить  брошенного котёнка и ухаживать за ним, а может быть, помочь раненому воробью, расскажите от этом  в сочинении-миниатюре, использовав эмоционально окрашенные слова.

VI. Рефлексия

-         Заканчивается время нашего занятия. Но тема так и не дописана. Дополните её.

-         Какие новые понятия  вы сегодня узнали?

-         Какое впечатление осталось?

-         На занятии  нас интересует один вопрос: а как лучше сказать? Этим мы и занимались сегодня, используя семантические и стилистические синонимы.

 Слова Белинского (на стенде): «Знание точного значения слов и их различия между собою, хотя бы и самого  лёгкого, есть необходимое условие всякого истинного мышления…».

Слова Вольтера: «Любой иностранный язык можно выучить в шесть лет, но всю жизнь нужно изучать свой родной».


План-конспект занятия по русскому языку по теме «Синонимы, их виды, использование в речи»

План-конспект занятия по русскому языку по теме «Синонимы, их виды, использование в речи»

Итог : Мы вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять

Итог : Мы вспомнили, что такое синонимы и убедились в том, что подбор синонимов – очень нелёгкое дело, что словарный запас необходимо пополнять

Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой

Ружьишко с собой прихватил, …… попадётся косой

Например: антракт - перерыв энергичный - активный поддержка - помощь 3

Например: антракт - перерыв энергичный - активный поддержка - помощь 3

Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово

Наша задача – найти слова, которые более точно передают основную мысль текста, подобрать к ним синонимы и доказать, почему автор использовал то или иное слово
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.05.2020