План-конспект занятия по теме "Удмуртский танец для детей"

  • docx
  • 15.04.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала план-конспект удм.танца.docx

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования

«Центр внешкольной работы»

 

 

 

 

 

                                         План-конспект занятия по теме

«Удмуртский танец для детей»

 

 

 

 

 

 

                                                                  Составитель:

Максимов Светлана Геннадиевна

педагог дополнительного образования

 

 

 

Участники: обучающиеся 4 года обучения по программе «Танцующая планета»

Возраст: 9-10 лет

        Тема: «Удмуртский танец»

Удмуртский танец — это часть культурного наследия удмуртского народа, и он имеет свои уникальные мелодии, ритмы и движения, которые могут быть интересны детям.

 

Цель: Сохранение культурного наследия - познакомить детей с удмуртской культурой и традициями через танец.

Задачи:

Изучение основ удмуртского танца - ознакомление с характерными движениями, позами и музыкальным сопровождением.

 Создание положительной атмосферы - формирование дружеской и поддерживающей среды, способствующей самовыражению и творчеству.

Изучение музыкального сопровождения - знакомство с удмуртской музыкой, инструментами и ритмами, что поможет лучше понять танец.

 

 

         Знакомство с культурой: Русские называли удмуртов вотяками — по названию местности. Откуда взялось самоназвание "удмурт", ученым до сих пор неизвестно. По одной из версий основа – мурт, морт – на индоиранском означает – человек, муж, мужчина. Некоторые исследователи считают, что частица "уд" пришла из марийского "одо" – "всходы на лугах, зелёные побеги".

Основные движения: изучить новый материал и закрепить пройденный материал.

Ребята знаете ли вы основную обувь удмуртов?

Основной обувью удмуртов издавна были лапти-кут, поэтому в танце удары в пол звучали мягко, приглушенно, с характерным для бес каблучной обуви «шорканьем»

-Давайте вместе попробуем выучить элементы удмуртского танца.

Элементы удмуртского танца:

 «шаги с ударом»

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.

1 такт-шаг правой ногой вперед с ударом стопы в пол;

2 такт-шаг левой ногой вперед с ударом стопы в пол.

«тыпыртон» -притоп

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает два такта.

«затакт» -правая нога, согнув колено, отрывает стопу от пола,

«раз» -шаг вперед правой ногой с сильным ударом стопы в пол, левая нога сразу же отрывается невысоко от пола, корпус наклоняется вперед, делая поклон головой;

«и» -шаг вперед левой ногой с ударом стопы в пол;

«два» - шаг вперед правой ногой с ударом стопы в пол;

«и» -левую ногу приставить с ударом в VI поз.

«дробен ветлон» -дробный ход с ударом каблука в пол

Музыкальный размер: 2/4. Движение занимает 1/4 такта.

«затакт» - шаг вперед левой ногой с ударом стопы в пол, правая нога, согнув колено, чуть отрывается от пола;

«раз» -1/16-скользящий удар пяткой правой ноги рядом с левой ногой, 1/16- скользящий удар пяткой правой ноги рядом с левой ногой, 1\16-удар всей стопой правой ноги с шагом вперед, левая нога отрывается от пола, чтоб на счет «и» продолжить движение сначала.

Музыкальное сопровождение: Музыка в удмуртском танце определяет атмосферу, настроение и характер создаваемого художественного образа.  

Чем выше по своим качествам музыка, чем больше она соответствует поставленной художественной задаче, тем сильнее её воздействие на участников, и они глубже проникаются её образностью и настроением.  

В музыкальном сопровождении удмуртских танцев преобладает песня, частушка, инструментальная музыка, исполняемая преимущественно на баяне, гармонике.  

Для удмуртской фольклорной музыки характерно то, что один и тот же мотив проигрывается на протяжении всей мелодии, и если это песня, то меняются только слова куплетов.  

Таким образом, музыка в удмуртском танце играет важную роль в создании эмоционального состояния участников и общем восприятии танцевального действия.

         Создание хореографии: в конце занятия попросить учащихся придумать свои движения или добавить элементы, которые им нравятся, создавая простую хореографию.

           Можно организовать небольшой концерт, где дети покажут свои танцевальные номера. Это поможет развить их уверенность в себе и командный дух.

           Игры с танцем: Можно организовать игры, в которых танец будет основной частью - например, конкурс на лучшее исполнение или танцевальное состязание.

Такой подход не только познакомит детей с удмуртской культурой, но и поможет развить у них координацию, ритм и командные навыки.

 

                 Итоговый. Рефлексия (обсуждение проведенного занятия)

Примерные вопросы:

1.     Что нового узнали об удмуртах?

2.     Какое движение вам понравилась больше, почему?

3.     С каким настроением вы сегодня уходите с занятия?

4.     Что не понравилось?