Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Школа развития талантов им.Л.А.Старкова»
План-конспект занятия "Ритмика"
«Элементы сценической грамоты. Импровизация»
Автор:
Истомина Светлана Леонидовна
педагог дополнительного образования
МАУДО "Школа им.Л.А.Старкова"
г.Березники, 2022г.
Тема занятия: Импровизация.
Возраст: 7-8 лет.
Тип занятия: закрепление ранее изученного материала.
Форма занятия: практическое занятие.
Форма организации работы:групповая, индивидуальная.
Образовательные технологии: беседа, тренинг на основе наработанных умений, игры, введение нового материала, практическая работа, обсуждение, подведение итогов.
Учебно-технические пособия и оборудование: раздаточный материал, реквизит, компьютер, проектор, экран, колонки.
Цельзанятия: Формирование навыков актерского мастерства для танцевальных постановок в процессе работы над специальными упражнениями и этюдами.
Задачи.
Образовательные:
1. Выявить и закрепить качество овладения основными знаниями, умениями и навыками, полученными ранее.
2. Обобщить учебный материал образовательной программы как систему знаний.
Развивающие:
1. Снять мышечные и психологические зажимы.
2. Создать условия для развития самостоятельной деятельности: импровизации, образного мышления, фантазии, внимания, чувства ритма посредством творческих заданий (создание образов, этюдов).
3. Закрепить навыки самоконтроля, умения взаимодействовать с партнером, навыки работы в коллективе.
Воспитательные:
1. Создать атмосферу открытости и доверия.
2. Сформировать потребность в творческом росте, саморазвитии.
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Организационная часть занятия.
Поклон.
Тема нашего занятия - «ИМПРОВИЗАЦИЯ».
На протяжении учебного процесса мы уже сталкивались с этим понятием, а сегодня применим эти знания в работе над этюдами.
2. Теоретическая часть.
«ИМПРОВИЗАЦИЯ».
Импровизация - (от лат. Improvise-без подготовки, неожиданно) это неподготовленное, сиюминутное, спонтанное выражение своих чувств и мыслей речи. Импровизацию можно сравнить с изложением. Заданная тема одна, но то, как вы ее перескажете, зависит только от вас, от вашей фантазии, навыков, ощущения свободного полета мысли, которые нам очень важны.
Импровизирующий танцорпользуется темой, текстом, характером действующего лица, данными ему автором, как предлогом для свободного проявления своей творческой индивидуальности. Сколько бы раз он ни исполнял одну и ту же роль, он всегда находит новые нюансы для своей игры в каждый момент своего исполнения танца.
Импровизация - это способ присутствия здесь и сейчас. Высшая способность в творчестве - способность к импровизации. Ты все обдумывал, возможно, месяцами, а то и целый год. Но вот ты вышел на площадку во время репетиции, и начинается конкретность. Она - в партнере, в таком, а не в другом, в живом общении, в новой форме.
3. Практическая часть.
Приветствие - приветствие, как и рефлексия, обязательные структурные компоненты начала и конца занятия, своего рода ритуал успешности и позитивного отношения к происходящему.
Воспитанники стоят(сидят) в кругу взявшись за руки и по часовой стрелке и говорят факты друг о друге, соотнеся с тем, что они видят.
Педагог: Ребята, как вы думаете, откуда берутся чувства, эмоции, желания, как они работают и как ими управлять, и что такое вдохновение?(ответ детей)
Но нужно не упустить очень важную деталь - эмоции и чувства - это краски танцора. И с сегодняшнего дня мы научимся добывать эти ценные материалы!
В этом нам помогут разобраться специальные упражнения«Поиграем!»
Ну, что, поиграем?
Во-первых, мы сможем: освободиться от мышечных напряжений (от так называемых «зажимов»), так как телесное напряжение будет мешать нам будоражить наши эмоции и воображение.
Во-вторых, активная деятельность в упражнениях способствует развитию внимания, переключение внимания, привлечение внимания к себе, которые будут полезны в партнерской работе.
В-третьих, игры помогут разбудить воображение и фантазию, которые являются необходимым звеном творческого поиска, наполняют сходные движения человека разнообразным и, главное, осмысленным содержанием.
В-четвёртых, общение и взаимодействие с проработкой средств общения (интонаций, мимики, движений) и его содержания (контекста, подтекста, атмосферы).
Умение играть в эти специальные игры вам поможет - импровизировать!
1 часть:
Упражнение «Цифры». Рисуем на воображаемом холсте размером с рост человека с поднятыми руками цифры от единицы до ноля. Каждая цифра занимает весь холст полностью. Каждую цифру рисуем на четыре счёта. Кистью может стать любая часть тела. Начинаем с простого - рука. После того, как дорисовали все цифры (от единицы до ноля), кисть переходит к другой части тела: макушка, нос, нога, две ноги (раскрепощение, перенос внимания с внутреннего на внешнее; активизация воображения и образного представления).
Упражнение «Горилла». Все участники располагаются в зале врассыпную. Каждый придумывает, какой звук и движение делает его «горилла» в качестве позывного.
«Гориллы» должны быть разными.
Каждый по очереди демонстрирует свою «гориллу».
(После представления педагогом выбирается сама громкая, либо самая смешная, либо наиболее оригинальная «горилла», которая и начнёт игру).
«Горилла» издает свой клич, все остальные разбегаются от нее, «горилла» должна задеть рукой, догнавшего любого из участников, спастись можно, обнявшись с любым другим участником. Находиться в спасительных объятьях можно не более пяти секунд.
Каждая новая «горилла», не успевшая спастись, также издает клич, чтобы обратить на себя внимание.
Эта, казалось бы, легкая игра (так оно и есть) способствует быстрому снятию физического контактного зажима, поскольку участники игрового процесса обнимают друг друга не с целью проявить себя как человек-человек, а с целью спасти, меняется причина объятий. После чего входить в партнерский контакт участниками коллектива много проще.
Упражнение «Спичка».Все сидят на корточках, очень хорошо сгруппировавшись. По хлопку «вспыхиваем» - энергично встаем, сильно вытянув руки наверх. Потом спичка потухает. Сбрасываем, расслабляя поочередно кисти, локти, руки, голову, плечи, корпус, бедра. Все это делаем в медленном раскачивании, чтобы еще сильнее расслабиться.
Педагог: Сейчас вы, сами того не зная, импровизировали, хоть и в заданных рамках. Как и любой настоящий танцор - его импровизация свободна, но в рамках предлагаемых обстоятельств и сюжета.
2 часть:
Педагог: Сейчас мы с вами будем импровизировать не только при помощи движений, но и при помощи слов, то есть вербально.
Упражнение «Азбука».Разбиваемся на пары!
Вам необходимо построить диалог, каждая следующая реплика которого будет начинаться на очередную букву алфавита.
Пожалуйста, по представителю от каждой пары вытяните карточку с предлагаемыми обстоятельствами для вашего диалога:
- Делаете стрижку клиенту;
- Копаете картошку;
- В гардеробе раздаете одежду;
- Продаете мандарины;
- Пьете чай в трамвае;
- Готовитесь к свиданию;
- Скрываетесь от погони;
- Стоите в очереди (на автобусной остановке).
От этого зависит посыл, интонация, а в итоге речь. Одно дело, когда мы разговариваем о погоде как немного знакомые люди, чтобы поддержать беседу, и совершенно другое, когда о той же погоде мы говорим, будучи в Африке в ожидании дождя.
Упражнение «Сказка». Продолжим импровизировать!
Сейчас мы с вами будем настоящими писателями.
Ваша задача рассказать сказку, которую вы не знаете так, чтобы любой поверил, что это классическое произведение Андерсена или Пушкина.
Каждый по очереди говорит по предложению, создавая историю, которая станет сказкой.
Главное условие - сказочники произносят лишь по одному предложению, рассказывая, мы делаем три круга. То есть в итоге у каждого будет три предложения. (группе предлагается сначала ее рассказать так, чтобы за три круга сказка была рассказана).
Второй этап - группа рассказывает ту же сказку, не употребляя слов, в которых присутствует буква "Л". Потом можно усложнять, чтоб у обучающихся возникла необходимость выходить из зоны вербального комфорта, приходилось обдумывать каждое слово).
Итоговые вопросы:
-Что мы развиваем этими упражнениями?(ответ детей)
- Зачем эти навыки для танцора?(ответ детей)
-Вы правы,упражнения, направленные на развитие внимания, воображения, памяти, реакции, концентрации, нестандартного мышления, необходимые в развитии индивидуальных творческих способностей!
Упражнение «Карусель». Один участник стоит на в центре придумывает этюд, образ, обстоятельства, начинаешь существовать. По хлопку выходит следующий, он задаёт новые обстоятельства. Первый под них подстраивается. По хлопку выходит третий, тоже меняет обстоятельства своим появлением, первый и второй подстраиваются. Когда на сцене накопилось три человека, первый должен оправданно выйти из этюда. Тем самым уступив место следующему участнику. Все этюды должны быть с развитием, понятными персонажами.
Не забывайте, что на сцене самое важное - это партнёр.
Идёт показ этюда.
Заключительная часть.Рефлексия.
Вопросы обучающимся:
· в каких эмоциональных состояниях вы пребывали, выполняя разные упражнения, играя?
· что необычного увидели в логике, действиях, пластике партнеров?
· что для вас было сложнее всего?
· какой этюд или образ вам больше запомнился?
· что нам нужно развивать?
- Давайте образуем круг. Как и в начале каждый из группы говорит, что он заметил у партнёра, чего не заметил в начале занятия.
- Спасибо за занятие!
Я хочу сказать, что вы сегодня справились с поставленными задачами. Помните, нельзя останавливаться на достигнутом, нас ждут великие дела!
До свидания. Встретимся на следующем занятии.
Список литературы
1. Зверева Н.А. Словарь театральных терминов/ Н.А. Зверева, Д.Г. Ливнев. – Москва:ГИТИС, 2007. - 136 с.
2. Кипнис, М. Актерский тренинг. Более 100 игр, упражнений и этюдов, которые помогут вам стать первоклассным актером /М. Кипнис. - Москва: Прайм-Еврознак, 2008. - 256 с.
3. Сарабьян, Э., Лоза, О. Большая книга тренингов по Системе Станиславского / Э. Сарабьян, О. Лоза. - Москва: Астрель, 2012. — 799 с.
4. Станиславский, К.С. Работа актера над собой / К.С. Станиславлавский. - Москва:АСТ, 2010. - 408c.
Приложение 1
Методические рекомендации по проведению занятия
Развитие творческого потенциала обучающегося невозможно без включения его в игровую деятельность. Для построения занятия используются различные игровые варианты развивающих упражнении. В основном это варианты упражнений, используемые в обучении танцоров.
Это учебное занятие предполагает использование методов, которые напрямую связаны с выявлением и закреплением навыков актерского мастерства, сценического движения и сценической речи обучающихся:
- метод игры – как средство побуждения, стимулирования к учебной деятельности;
- метод усложнения заданий - от простого к сложному;
- метод игровой импровизации - применяется на разных этапах обучения игротехника, танцора в целях развития восприятия, воображения, живого непосредственного взаимодействия между партнерами.
Методы контроля и коррекции: наблюдение, контроль педагога, самоконтроль, рефлексия, подведение итогов.
Анализ состояния «до-после» каждого из обучающихся проходит через упражнение «Ты сегодня…».
Приложение 2
Фоторяд занятия
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.