ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на тему:«День птиц».
Оценка 4.9

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на тему:«День птиц».

Оценка 4.9
docx
08.01.2025
ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ на тему:«День птиц».
ПЛАН - КОНСПЕКТ на День птиц.docx

ПЛАН - КОНСПЕКТ

ЗАНЯТИЯ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

учителя географии Юсуповой Патимат Рамазановны

Направление внеурочной деятельности: социальное, «День птиц».

Класс: 5

Тема: Почему их так называют.

Тип занятия: «Открытие» новых знаний

Цель: познакомить с птицами (происхождением их названий) и показать их разнообразие.

Задачи:

1.   Сформировать понятие о происхождении названий птиц, пользе и охране.

2.   Развитие речи, внимания, интереса к живой природе.

3.   Воспитание заботливого отношения к птицам, бережного отношения к природе.

Планируемые результаты УУД Личностные результаты

-   формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни;

-   формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы.

Метапредметные результаты

 Регулятивные:

-   понимание и принятие учебной задачи, сформулированной учителем;

-   формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные:

-   использование различных способов поиска информации;

Коммуникативные:

-           умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Форма проведения занятия: беседа, проектное исследование.

 

Ход занятия

 

I. Организационный момент.

Послушайте красивые звуки. (Звучит пение птиц в лесу)

 

-                           Как красиво поют птицы, как их много, и какое разнообразие их голосов.

II.                               Актуализация знаний.

 

И не случайно мы слушаем их пение, ведь 1 апреля особенный день

- Международный День птиц. Оказалось, что многие люди готовы оказывать помощь птицам и стремиться сохранить исчезающие виды. В разных городах создаются организации, которые оказывают помощь птицам. Их подкармливают и защищают гнезда от разорения. Традиция эта сохраняется уже на протяжении многих лет. А чтобы о ней не забывали, 1 апреля добровольцы и все желающие привлекают внимание к проблеме сохранения и бережного отношения к пернатым друзьям.

 

-                           Сегодня наше занятие будет посвящено птицам.

-                           Каких птиц вы знаете и можете назвать? (Ответы детей)

III.                                                                                                         Самоопределение к деятельности.

- А задумывались ли вы над тем, почему птиц так называют (кукушка, снегирь, удод, ласточка, ворона). Откуда взялись эти названия?

Тема нашего внеурочного занятия: «Почему их так называют?».

На занятии узнаем о происхождении слов в названии птиц, поговорим об их пользе и охране.

IV.                                                                                                                                     Основной этап занятия.

Учитель: На Земле обитает более восьми тысяч видов птиц, а на территории нашей страны более семисот видов. Они встречаются в любом уголке природы и всегда обращают на себя внимание громким мелодичным пением, яркой окраской оперения, интересным поведением, причудливостью клюва, своим питанием и многими другими признаками. Демонстрация изображений птиц (кукушка, чибис, щегол, зеленушка, снегирь, поползень, горихвостка, рябчик, зарянка, зяблик, клест, камышовка, иволга, скворец).

1.                                        Отгадайте загадку:

Во дворе стоит дворец,

 Там живёт один певец.

 Очень ловкий молодец

И зовут его… (Скворец)

Сообщение ученика о скворцах

Из всех певчих птиц, пожалуй, самая близкая к человеку птица — это скворец. Кто не видал, не знает скворцов, не слушал их весеннего пения? С незапамятных пор русские люди устраивали для скворцов деревянные домики-скворечни, украшали их затейливыми узорами, укрепляли под крышами своих домов, подвешивали на шестах и стволах деревьев.

Прилетают скворцы ранней весною, когда ещё лежит кое-где на полях снег. Прилёт скворцов — верный признак близкой, надёжной весны.

После прилёта скворцы начинают торопливо устраивать свои гнёзда. Сидя на сучке дерева или на прикреплённой к скворечне ветке, трепеща чёрными крылышками, самец распевает по утрам и вечерам свои звонкие

песни. Хороша и бодра весенняя песня скворцов! Бодрой радостью звучат их голоса. Каких только звуков не услышишь в скворцовой песне!

Скворцы умело подражают голосам многих птиц. То вдруг пустит скворец соловьиную звонкую трель, то закрякает дикой уткою.

Скворцы служат образцом семейной жизни. Скворец и скворчиха вместе устраивают своё гнездо, выкармливают птенцов.

Скворцы никогда не остаются без дела. Они оберегают наши поля, огороды, сады, являются верным другом человека. Трудно подсчитать, сколько скворцы уничтожают вредных насекомых, червей и личинок.


Скворец

 

 

1.                            Отгадайте загадку о следующей птице:

Эта птица никогда

Не строит для себя гнезда.

Соседкам яйца оставляет

И о птенцах не вспоминает. (Кукушка)

Как, по-вашему, за что она получила своё название? (Ответы детей)

Сообщение ученика о кукушке:

Своё название кукушка получила за то, что она кукует. Она сама подсказала людям, как её называть.

(Звучит фонограмма голоса кукушки, демонстрация изображения кукушки)

Оперение кукушек серое с поперечными полосами, длинный хвост и короткие лапки. Они прилетают к нам в середине весны и улетают в теплые страны в конце лета.

Кукушки, единственные из всех птиц, которые подкладывают свои яйца в чужие гнёзда и никогда сами не выкармливают своих птенцов.

Кукушки – полезные птицы. Они питаются только насекомыми. Но главная заслуга их в том, что они поедают мохнатых гусениц, которых не едят другие птицы. Этим они спасают большие участки леса от опасных вредителей.

2.                                        Учитель: Внешний вид птицы (цвет оперения, необычный клюв, хвост) тоже может стать признаком, важным при выборе названия.

Так были названы некоторые птицы. «Снежинка растаяла, капелькой стала. Капля за каплей – ручеек побежал. Ручеек к ручейку – и вся зима скатилась в реки, пруды, озера. И на деревьях не осталось снега. Но что это? Среди голых веток вдруг зеленый листик появился. Да необычный. С ветки на ветку прыгает. С дерева на дерево перелетает. И во весь голос поёт. Конечно, это не листик, а птица».

А зовут эту птичку Зеленушка. Послушайте, почему её так назвали.

Сообщение ученика о зеленушке:

Зеленушка – маленькая птичка, ростом с воробья. Пёрышки у неё зеленоватые как первые свежие листики на дереве. За это и прозвали её зеленушкой.

Зеленушка поёт у всех на виду. Песня её чем – то похожа на звон колокольчиков. А гнёздышко строит в густой кроне дерева, поближе к стволу. Это, наверное, для того, чтобы никто не видел и не трогал его, когда появятся птенцы.

Зеленушка, или лесная канарейка

 

3.                                        Учитель: Ребята, а это что за птичка с пёстрым, ярким оперением? Сообщение ученика о щеглах: Поглядишь на щегла и невольно удивишься: до чего же красиво нарядила его природа!

Пёрышки на щеках белые, на лбу красные, на затылке чёрные. Спинка у птицы коричневая, крылья чёрно – желто – белые. Даже когти и клюв разноцветные. Словом, щеголеватый, то есть пёстрый, яркий, нарядный. Отсюда и название – щегол.


Щегол

 

1.                                        Учитель:

Кто там прыгает, шуршит, Клювом шишки потрошит? Голоском речистым, чистым

Кле! Кле! Кле поёт со свистом. (Клёст)

-                                       Почему его так назвали?

Сообщение ученика о клестах: Название птицы «клёст» произошло от старого русского слова «клестить», что значит «сжимать, сдавливать, стискивать». Клюв у этой птицы загнут крест на крест, он как будто сжат, сдавлен. За крестообразный клюв птицу и прозвали клестом.

Птенцы у клестов чаще бывают зимой. Это связано с едой. Ведь клесты питаются семенами хвойных деревьев, а зимой их много. Поэтому малыши клесты не боятся замёрзнуть, родители их прокормят и обогреют в гнёздах, сделанных в густых лапах хвойных деревьев.

 

Клёст

Физминутка

- Я буду озвучивать название птиц. Если назову что-то другое, вы должны хлопнуть в ладоши.

Прилетели птицы: голуби, синицы, мухи и стрижи…

Прилетели птицы: голуби, синицы, аисты, вороны, галки, макароны Прилетели птицы: голуби, куницы

Прилетели птицы: голуби, синицы, чибисы, чижи, галки и стрижи, комары, кукушки…

Прилетели птицы: голуби, синицы, галки, палки и стрижи, Лебеди и утки и спасибо шутке!

 

1.                                        Учитель: Некоторые птицы получили своё название в соответствии с тем, чем они питаются.

«Вот на ветке дерева или на крыше сарая сидит маленькая птичка, слегка подрагивая крылышками. Вдруг сорвалась с места, ринулась вперёд, повисла на мгновение в воздухе и снова уселась на место. Прошло немного времени, всё повторилось сначала. И так весь день».

Мухоловка

Сообщение ученика о мухоловке: А какая она нарядная! Головка, спинка хвост у неё чёрные. На грудке – белый фартук. На чёрных крыльях – белоснежные крапины. А главное, она так здорово ловит бабочек, комаров, жуков, но больше всего мух. Поэтому учёные её так и величают – мухоловка – пеструшка.

Мухоловка птичка небольшая, но аппетит у неё отличный. Да ещё птенцы. Их у неё бывает от 6 до 10 штук. Поэтому во время выкармливания прилетают птички родители к гнезду до 500 раз в день. А какая она бойкая и весёлая! Все дни напролёт распевает песенку.

Мала птаха, а пользу нашей природе приносит великую!

2.                                        Учитель:

-                                       Скажите, может ли послужить основой для названия птицы место, где они живут?

-                                       Каких птиц вы можете назвать, которые названы по месту жительства?

Сообщение ученика о камышовке: Камышовка всю жизнь проводит в камышах, и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом.

Камышовка

3.                                        Учитель: Имя птицы может зависеть и от её характера. Слово «иволга» в переводе на русский язык означает «неясный характер». Из-за своего

«неясного характера» эта птица может издавать и красивые и неприятные звуки.

 

Иволга

Сообщение ученика: Иволга одна из самых красивых птиц и лучших певуний наших лесов. Поедая множество вредных насекомых, иволга приносит природе большую пользу.

4.                                            Учитель:

Важным для выбора птичьего имени может оказаться и время года.

Посмотрите на эту птичку.

Какое она имеет название? (Зяблик) Послушайте, почему так называется эта птица.

Зяблик

Сообщение ученика: Странное у этой птицы имя зяблик. По названию, похоже, что птица боится холода, всё время зябнет. А на самом деле наоборот.

Прилетает зяблик ранней весной, когда ещё на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью, в холодное, «зяблое», как говорят в народе, время. Потому, что эта птица прилетает и улетает в «зяблое» время и назвали её зябликом. Кормится зяблик на земле разными семенами, а гнездо строит на дереве.

 

V.                                                                                                                                                            Итог занятия

Учитель:

Таким образом, название птиц появилось не случайно. Давайте вспомним те признаки, которые послужили основой для названия птиц, о которых говорили.

-                                      Для скворца, кукушки? (Их голос, песня)

-                                      Для зеленушки, щегла? (цвет их оперения)

-                                      Для мухоловки? (Питание)

-                                      Для камышовки? (Место жительства)

-                                      Для иволги? (Характер)

-                                      Для зяблика? (Время года)

 

Как видите, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой – нибудь признак и по этому признаку давали название.

I.  Рефлексия. Игра «Отгадай чей голосок» Игра «Отгадай, чей голосок».

Всё играющие образуют круг, а один из них становится в центре и закрывает глаза. Дети, держась за руки, идут по кругу вправо (влево) и произносят:

 «Вот построились мы в круг,

Повернулись разом вдруг».

На эти последние слова все отпускают руки и поворачиваются на 360°, продолжают движение в том же направлении: «А как скажем: Скок, скок, скок.Отгадай, чей голосок».Слова «скок, скок, скок» говорит один, кому заранее предложил руководитель. Стоящий в центре открывает глаза и старается отгадать, кто произнес слова «скок, скок, скок». Если водящий отгадал, тот идет в середину. Если водящий не угадает, он продолжает водить—стоять в середине круга.



 

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ПЛАН - КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

I.

I.

Сообщение ученика о кукушке:

Сообщение ученика о кукушке:

Щегол 1.

Щегол 1.

Сообщение ученика о мухоловке :

Сообщение ученика о мухоловке :

Зяблик Сообщение ученика:

Зяблик Сообщение ученика:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.01.2025