Окружающий мир 3 класс
О чём расскажет план
Важный источник информации об окружающем мире - различные планы: план местности, планы городов для пешеходов и автомобилистов, разнообразные туристические планы.
План местности - это точный чертёж местности, выполненный с помощью условных знаков. При этом местность изображается так, как будто мы смотрим на неё сверху.
План
выполняется в определенном масштабе. Масштаб показывает, во сколько раз на
плане уменьшены действительные расстояния.
Стрелка на плане указывает направления: северное (С) и южное (Ю). Зная их,
можно легко определить западное и восточное направления. Если стрелки нет,
подразумевается, что север на плане вверху, а юг внизу.
Подпиши
условные знаки плана
Условные знаки плана
Озеро. Болото |
Кустарник. Овраг |
Смешанный лес. Просека |
1. Пашня. 2. Огород |
Село. Школа |
Шоссе. Телеграфная линия |
Родник. Ручей |
Река. Деревянный мост |
На уроке учительница спросила: "Что означает масштаб плана, изображённого в учебнике?" Дети ответили так:
Серёжа:
"Одному сантиметру на плане соответствует один метр на местности".
Надя: "Одному сантиметру на плане соответствуют 50 метров на
местности".
Витя: "Одному сантиметру на местности соответствуют 100 метров на
плане".
Ира: "Одному сантиметру на плане соответствуют 100 метров на
местности".
Кто ответил верно? Верно ответила Ира.
Практическая работа "Туристические планы".
Цель
работы: научиться читать туристические планы.
1. Рассмотрите в учебнике план зоопарка. Сориентируйтесь по сторонам горизонта
и определите, в каких частях зоопарка живут:
а) тигры - в северной части
б) львы - в южной части
в) снегири и другие птицы - в западной части
г) верблюды - в восточной части
2. Рассмотрите фрагмент плана
Москвы. Запишите, какие достопримечательности города изображены на нём.
Ответ: Стадион Лужники, Московский Государственный Университет, Ботанический
сад, Воробьёвы горы, Олимпийская деревня.
3.
Рассмотрите план центральной части Санкт - Петербурга.
Определите, как от Московского вокзала дойти до Зимнего дворца. Напишите, что
можно увидеть на этом маршруте.
На маршруте от Московского вокзала до Зимнего дворца можно увидеть: Аничков
мост, Казанский собор, Дворцовую площадь и Александровскую колонну.
Дата: 3 класс
Тема урока: О чем расскажет план
Цели: познакомить с понятиями «план местности», «масштаб»; научить читать карту.
Планируемые результаты: учащиеся научатся различать условные обозначения на плане, читать и характеризовать планы, извлекать информацию из туристических планов, оценивать свои успехи в овладении способами чтения плана, осознавать значение планов в нашей жизни.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Проверка домашнего задания
2. Выполнение заданий в рабочей тетради
III. Самоопределение к деятельности
Любознательный человек стремится как можно больше узнать, увидеть. Он посещает экскурсии, ходит в походы, отправляется в новые незнакомые места.
· Как найти в незнакомом городе достопримечательности? (Спросить у местных жителей, воспользоваться путеводителем.)
· Как быть, если вы отправились в поход в безлюдную местность без путеводителя? (Ответы детей.)
Нам поможет план местности. Сегодня мы узнаем, как его читать.
IV. Работа по теме урока
1. Работа по учебнику С. 24
· Почитайте тему урока. (О нем расскажет план.)
· Как думаете, о чем может рассказать план?
· Всем ли раскроет план свои тайны? (Только тем, кто может его прочитать.)
· Как думаете, что значит прочитать план? (Изучить условные обозначения и определить, что изображено на плане.)
2. Работа с загадками
· Отгадайте загадки. Докажите свое мнение.
Виден край,
Да не дойдешь. (Горизонт.)
· Что такое линия горизонта? (Линия кажущегося соединения неба и земли.)
По стране в поход идем,
Друга мыс собой берем.
Он не даст нам заблудиться,
От маршрута уклониться.
Нам покажет верный друг Путь на север и на юг. (Компас.)
· Какие основные и промежуточные стороны горизонта еще может показать компас? (Запад, восток, северо-запад, северо-восток, юго-запад, юго-восток.)
3. Работа по учебнику
С. 24
· Прочитайте и скажите, что такое план местности.
· Рассмотрите иллюстрации на с. 24—25 и скажите, где рисунок, а где план местности. (На с. 24 — рисунок, на с. 25— план местности, так как все объекты на местности обозначены условными знаками, не зная их значения, понять, что изображено, нельзя.)
· Обратите внимание на стрелку, которая указывает направления. Изучите условные обозначения. Что вы можете рассказать о местности по ее плану? (Изображены окрестности города Климова, два села — Покровка и Дивное, река Быстрая течет с севера на юг, а потом меняет направление на юго- восток. И т. д.)
· Расскажите, как пройти из села Дивное в Покровку. (Примерный ответ .Выйти из села в западном направлении, по грунтовой дороге дойти до реки, пройти через мост, справа будет кустарник, слева луг. Идти по краю луга, дойти до пашни. На пересечении дорог свернуть на северо- запад.)
· Как узнать, далеко ли от города Климова находится село Покровка? (Ответы детей.)
Определить расстояние нам поможет масштаб.
С. 21
· Прочитайте, что такое масштаб. (Масштаб показывает, во сколько раз на плане уменьшены действительные расстояния.)
· Что означает масштаб этого плана? (1 см на плане соответствует 100м на местности.)
· Как узнать расстояние от города Климова до грунтовой дороги на Покровку? (6 см х 100м = 600м)
· Какое расстояние нужно проехать по грунтовой дороге?
(Дети проводят измерения и вычисления.)
· Чему равно все расстояние от города до Покровки?
(Работа в паре.)
· Задайте друг другу вопросы на определение расстояния по данному плану. Ответьте на них.
V. Физкультминутка
Шеей вертим осторожно —
Голова кружиться может.
Влево смотрим — раз, два, три.
Так! И вправо посмотри.
(Повороты головы вправо и влево.)
Вверх потянемся, пройдемся
И на место вновь вернемся.
VI. Продолжение работы по теме урока
Работа по учебнику С. 26
- Прочитайте, скажите, какие бывают планы.
(Работа в паре.)
- Посмотрите на план Москвы и расскажите, как проехать от Ленинского проспекта до Винницкой улицы.
С. 26
- Изучите план Санкт-Петербургского зоопарка. Оля стоит у вольера с белым медведем. Каких животных она может увидеть по дороге к вольеру с лисой?
- Перед вами план эвакуации из школы. Что нужно сделать, чтобы понять этот план? {Прочитать условные обозначения.)
- Рассмотрите условные обозначения. Расскажите о пути эвакуации. (Путь показан красными стрелками. Я выйду из класса, сверну..., пройду мимо..., дойду до..., поверну... и т. д.)
VII. Рефлексия
Выполнение заданий в рабочей тетради Задание 6 (с. 20)
(Практическая работа.)
VIII. Подведение итогов урока
-Чему научились сегодня на уроке?
-Какими планами вам приходилось пользоваться? Какую помощь они вам оказали?
Домашнее задание:
· Прочитать текст на с. 24—27 учебника. Ответить на вопросы на с. 27 в рубрике «Проверим себя».
· Выполнить задания 2—5 (с. 15) в рабочей тетради.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.